Дело №3а-614/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 29 октября 2018 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Рогалевой Г.П.,
с участием прокурора Подчередниченко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2015 года №67-в/7 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и услуги водоотведения, оказываемые АО «ПО «Севмаш» на территории муниципального образования «Северодвинск» (в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2017 года №76-в/4 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2015 года №67-в/7»),
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (далее – ФГБУ «Главрыбвод», Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Агентство) от 25 ноября 2015 года №67-в/7 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и услуги водоотведения, оказываемые АО «ПО «Севмаш» на территории муниципального образования «Северодвинск» (далее – Постановление), а также вносящих в него последующие изменения редакционных Постановлений Агентства от 13 декабря 2016 года №61-в/2 и от 20 декабря 2017 года №76-в/4 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2015 года №67-в/7».
В обоснование требований Учреждение указало, что оно является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым Постановлением, поскольку техническая вода, отпускаемая АО «ПО «Севмаш», практически полностью поступает на Солзенский производственно-экспериментальный лососевый завод ФГБУ «Главрыбвод» (далее – Солзенский завод) и используется в технологическом процессе выращивания молоди рыб в целях воспроизводства водных биологических ресурсов на территории Архангельской области в рамках выполнения государственного задания, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета. В 2015 – 2018 годах тарифы на техническую воду увеличены на 124,7% (более чем в 2,2 раза). В 2018 году тарифы возросли на 46,7%. Оспариваемое Постановление не соответствует Федеральному закону от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», поскольку утвержденные им тарифы являются экономически необоснованными, что привело к нарушению прав Учреждения. При утверждении тарифов на техническую воду для АО «ПО «Севмаш» в нем необоснованно заложен завышенный удельный расход электрической энергии в размере 0,611 кВт.ч/куб.м, который указан в приложении к постановлению министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 24 ноября 2015 года №189-п. Указанный удельный расход электрической энергии оказался выше удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, что не может соответствовать действительности. Кроме того, одним из факторов, повлиявшим на резкое увеличение тарифа на техническую воду послужила корректировка необходимой валовой выручки (далее – НВВ) АО «ПО «Севмаш» в размере 1 070,86 тыс. руб., произведенная в связи с отклонением фактической НВВ за 2016 год, вызванной недополучением доходов за 2016 год за счет снижения объемных показателей отпуска технической воды потребителям. Также при увеличении тарифа на техническую воду на 2018 год в основе расчетов запланировано снижение объемов поднятой (забраной) воды по сравнению с 2017 годом до 2 125, 000 тыс. куб.м (2017 год – 2 437, 477 тыс. куб. м – изменение на 12, 82%), что противоречит пункту 5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года №1746-э, поскольку темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5% в год.
В судебном заседании представитель Учреждения Андреев С.В. административные исковые требования поддержал, уточнив их. Просил признать недействующим оспариваемое Постановление, действующее в последней редакции Постановления Агентства от 20 декабря 2017 года №76-в/4. В качестве обоснования административного иска просил учитывать все нарушения, выявленные по результатам проведения судебной экспертизы.
Представитель Агентства Главацкая А.Н. в судебном заседании административное исковое требование не признала.
Представитель заинтересованного лица Акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (далее – АО «ПО «Севмаш») Белько Ж.Н. в судебном заседании административное исковое требования не признала.
Заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба России извещено о времени и месте судебного заседания, представителя не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Прокурор Подчередниченко О.С. в судебном заседании дал заключение о том, что оспариваемое Постановление противоречит федеральному законодательству как экономически необоснованное и подлежит признанию недействующим с со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора Подчередниченко О.С., изучив материалы административного дела, тарифного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Между Учреждением, выступающим в качестве заказчика и АО «ПО «Севмаш» - гарантирующей организацией заключен государственный контракт холодного водоснабжения (2016, 2017 и 2018 года), предметом которого является подача заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодной (технической) воды.
Из акта разграничения балансовой принадлежности (приложение №1 к государственному контракту) следует, что границей раздела балансовой принадлежности водопроводных сетей гарантирующей организации и заказчика является наружная стена здания насосной станции №3 1 подъема на р.Солза.
Следовательно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются, в том числе, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тариф на техническую воду в сфере холодного водоснабжения.
Полномочия Агентства по утверждению производственных программ и тарифов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрены подпунктом 26 пункта 9 Постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года №214-пп «Об утверждении Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области».
Постановление в первоначальной редакции было опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Архангельской области http://www.dvinaland.ru, 03 декабря 2015 года.
Редакционные постановления №61-в/2 и 76-в/4 были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22 декабря 2016 года и 29 декабря 2017 года, соответственно.
Оспариваемое постановление в редакции постановления Агентства от 20 декабря 2017 года №76-в/4 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2015 года №67-в/7», является действующим.
Порядок принятия и опубликования оспариваемого постановления был соблюден.
В целях реализации положений Закона о водоснабжении и водоотведении Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято Постановление №406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).
Согласно пункту 24 Основ ценообразования НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как следует из пунктов 74 и 76 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации НВВ регулируемой организации включает, в частности текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования.
Тарифы на техническую воду, отпускаемую АО «ПО «Севмаш» на территории муниципального образования «Северодвинск», установлены на 2018 год в размерах:
- с 01 января 2018 года – 2,91 руб./куб.м;
- с 01 июля 2018 года – 4,27 руб./куб.м (рост 146,8%).
Рост среднегодового тарифа на техническую воду на 2018 год по сравнению с 2017 годом составил 123,4%.
Из объяснения представителя Агентства следует, что рост среднегодового тарифа на техническую воду на 2018 год вызван рядом обстоятельств, в том числе снижением плановых объемов потребления технической воды на 2018 год по сравнению с 2017 годом на 12,8%. При установлении тарифов на 2016 – 2018 годы объем отпуска технической воды был запланирован в размере 2 510 тыс. куб.м. на каждый год долгосрочного периода регулирования.
При определении объемов реализации технической воды на 2018 год Агентство проанализировало фактические объемы отпуска за 2013 – 2016 годы. Темп изменения потребления технической воды в соответствии с Методическими указаниями рассчитан исходя из фактических объемов отпуска технической воды за три предшествующих года (2013 – 2016) в соответствии с формулой 1 Методических указаний и применен к объемному показателю предыдущего отчетного периода (2016 год).
Расчетный объем полезного отпуска технической воды в 2018 году, учтенный при корректировке тарифов составил 2 125 тыс. куб. м. Доля отпуска технической воды, отпускаемой АО «ПО «Севмаш» ФГУП «Главрыбвод» составляет 99,7% в общем объеме отпуска технической воды.
При корректировке установленных для АО «ПО «Севмаш» долгосрочных тарифов на техническую воду Агентством учтена сумма выпадающих доходов за 2016 год в размере 809,53 тыс.руб., связанная с превышением фактических экономически обоснованных расходов предприятия за 2016 год над полученной в 2016 году товарной выручкой, возникших по причине снижения фактического объема потребления технической воды в 2016 году по сравнению с плановым объемом.
Удельный расход электрической энергии, учтенный при расчете тарифов на техническую воду, составил 0,246 кВт*ч/куб.м.
По ходатайству представителя административного истца судом по вопросу экономической обоснованности расчета Агентства тарифа на техническую воду, при установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) техническую воду и услуги водоотведения на 2016 – 2018 годы, оказываемые АО «ПО «Севмаш» на территории муниципального образования «Северодвинск» назначена судебно-экономическая экспертиза, производство которой поручено ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит».
Судом, экспертной организации предоставлены материалы административного дела в полном объеме, материалы тарифного дела за 2016 – 2018 годы.
Согласно экспертному заключению ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит» от 15 октября 2018 года расчет Агентства тарифа на техническую воду, при установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) техническую воду и услуги водоотведения на 2016 – 2018 годы, оказываемые АО «ПО «Севмаш» на территории муниципального образования «Северодвинск» является экономически необоснованным.
В ходе проведения судебно-экономической экспертизы установлено, что Агентством при определении планового объема отпуска технической воды на 2018 год правомерно произведен расчет планового объема воды в соответствии с формулами, предусмотренными пунктом 5 Методических указаний.
ФГБУ «Главрыбвод» по запросу эксперта представлены реестры о сведениях приобретенной технической воды Солзенским производственно-экспериментальным лососевым заводом ФГБУ «Главррыбвод» за период с 2011 по 2017 годы включительно с приложением подтверждающих документов (счета, счета-фактуры, акты оказанных услуг, платежные поручения).
Экспертом произведен анализ объемов отпущенной технической воды, использованный Агентством для определения планового объема отпуска технической воды с данными ФГБУ «Главрыбвод». Техническая вода, отпускаемая АО «ПО «Севмаш», практически полностью поступает на ФГУП «Главрыбвод». Экспертом проверено определение планируемого объема отпускаемой технической воды на планируемый 2018 год. ( = 1/3 * {(2086,803-2437,476)/2437,476+(2437,476-2139,418)/2139,418+(2139,418-2072,803)/2072,803} =1/3*((-0,1439)+0,1392+0,0321)=1/3*0,0274=0,00913. =2 086,738* (1+0,00913)2 = 2 125 тыс.куб.м.).
Данные эксперта о планируемом объеме воды, соответствуют данным Агентства, принятым при установлении тарифа на техническую воду на 2018 год.
При определении расходов на электрическую энергию Агентством принят объем отпускаемой технической воды в количестве 2 125 тыс.куб.м., что соответствует рассчитанному выше объему.
Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки технической воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть – 0,246.
Исходя из принятого объема и удельного расхода электрической энергии рассчитан объем покупной энергии по трехставочному тарифу – 0,522 млн.кВтч. (2125 * 0,246).
При определении расходов на покупку электрической энергии Агентством принята ставка на мощность в сумме 741,18 руб./МВт в месяц, тариф на электроэнергию – 2,202 руб./кВт-ч по среднему напряжению 1.
Расходы на электроэнергию определены Агентством при расчете тарифа на 2018 год в сумме 1 923,63 тыс. руб.
Исходя из пояснений Агентства, тарифы на электроэнергию скорректированы исходя из сложившейся ставки на 2016 год с учетом прогнозных индексов (подпункт «в» пункта 16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов №1746-э).
Письмом Минэкономразвития России от 26 апреля 2017 года №Д14и-917 «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» доведен индекс цен производителей по обеспечению электрической энергией на внутреннем рынке в базовом варианте на 2017 год - 105.4, на 2018 год – 104,7.
По данным Предприятия фактические цены на электрическую энергию в 2016 году были следующие:
- ставка за мощность (среднее напряжение 1) – 672,92 руб./МВт в мес.;
- тариф на электрическую энергию по трехставочному тарифу 1,83 руб./кВтч.
Исходя из указанных данных, цены на электрическую энергию на 2017 - 2018 годы по расчету эксперта должны быть следующими:
-объем поднятой воды на 2017 год принят экспертом по данным Агентства в размере 2 437,477 тыс.куб.м.
Тарифы на электроэнергию и мощность экспертом рассчитаны исходя из цен Предприятия, фактически сложившихся в 2016 году с применением прогнозных индексов цен производителей на 2017 и 2018 годы: 2017 год -105,4; 2018 год - 104,7.
Расходы на электрическую энергию по данным эксперта на планируемый 2018 год должны составить: затраты на покупку энергии - 2,02 * 522,75 (количество электроэнергии в тыс.кВт-ч) = 1 055,68 тыс.руб.; затраты на покупку мощности – 742,59 * 1,22 (количество мощности в МВт в мес.) = 905,96 тыс. руб.
Всего затраты на покупку электрической энергии – 1 961,64 тыс.руб. (1 055,68 + 905,96), что больше предусмотренного Агентством при расчете тарифа на 2018 год на 38,01 тыс.руб. (1 961,64 – 1 923,63).
Агентством включены недополученные доходы за 2016 год в связи со снижением объемов поданной технической воды в сумме 809,53 тыс.руб.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Экспертом произведен расчет недополученных доходов за 2016 год. При расчете использованы данные АО «ПО «Севмаш»: фактические расходы за 2016 год (техническая вода) АО «ПО «Севмаш»; расчет товарной продукции (техническая вода); расходы на приобретение электрической энергии АО «ПО «Севмаш» (Северодвинск) техническая вода; плановая необходимая выручка на 2016 год – 6 347,62 тыс.руб.; выручка, фактически полученная от реализации технической воды за 2016 год – 5 465,11 тыс. руб.; недополученный доход 2016 года от реализации технической воды составил – 882,51 тыс.руб. (6 347,62 – 5 465,25).
В связи с невыполнением объемов поставки технической воды, Предприятие получило экономию по расходам, оплата которых зависит от объемов поставленной технической воды. Это расходы на приобретение электроэнергии и расходы, связанные с уплатой водного налога.
Экономия расходов на приобретение электрической энергии, связанных с реализацией технической воды, за счет снижения объемов поставки технической воды за 2016 год по расчету эксперта составила 24,71 тыс. руб. (1 996,57 (планируемые расходы на приобретение электрической энергии) - 1 971,86 (фактические расходы на приобретение электрической энергии за 2016 год).
Экономия расходов на уплату водного налога по технической воде за 2016 год составила 171,16 тыс.руб.
Планируемая сумма водного налога, принятая при установлении тарифов на 2016 год – 1 014,04 тыс.руб. (2 510 * 404). Планируемый объем воды на 2016 год – 2 510 тыс. куб.м.
Экономия от снижения поставленного объема технической воды по водному налогу по данным эксперта составила 171,16 тыс. руб. (1 014,04 – 842,88).
По данным Предприятия сумма водного налога за 2016 год – 843,42 руб.
По данным эксперта недополученный доход в 2016 году по технической воде составил 686,64 тыс. руб. (882,51 – 24,71 – 171,16), что меньше включенного Агентством в расчет тарифов на сумму 122,89 тыс. руб. (809,53 – 686,64).
Эксперт обращает внимание, что сумма недополученного дохода за 2016 год должна быть учтена единовременно при расчете тарифа на 2018 год и при расчете тарифа на последующие годы не учитываться.
В заявлении об установление тарифов на техническую воду от 30 апреля 2015 года 219/85/2053 ОАО «ПО «Севмаш» заявлено, что предполагаемый метод регулирования тарифов: метод экономически обоснованных расходов.В соответствии с пунктом 40 Методических указаний к долгосрочным параметрам регулирования тарифов относятся: 1) базовый уровень операционных расходов; 2) индекс эффективности операционных расходов.
Пунктами 44 и 45 Методических указаний определено, что операционные расходы включают в себя: 1) производственные расходы, определенные в соответствии с пунктами 16 - 18 настоящих Методических указаний, за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов); 2) ремонтные расходы, определенные в соответствии с пунктами 23 - 24 настоящих Методических указаний; 3) административные расходы, определенные в соответствии с пунктом 25 настоящих Методических указаний; 4) сбытовые расходы (пункт 44).
Операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)) (пункт 45).
При установлении тарифов на техническую воду Предприятием и Агентством к операционным расходам отнесены следующие расходы: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на оплату труда; цеховые расходы; прочие производственные расходы; ремонтные расходы; административные (общехозяйственные) расходы.
При расчете расходов на приобретение сырья и материалов эксперт согласился с величиной расходов, принятых Агентством на 2016 год. При расчете расходов на приобретение сырья и материалов на 2017 и 2018 годы экспертом применены прогнозные индексы потребительских цен на 2017 год – 106,0, на 2018 год - 105,1. По данным эксперта расходы на приобретение сырья и материалов составили: на 2016 год – 144,64 тыс. руб.; на 2017 год – 153,32 тыс. руб.; на 2018 год – 161,14 тыс. руб.
АО «ПО «Севмаш» в смете расходов, которая предоставлена в Агентство по тарифам для установления тарифов на 2016-2018 года, плановые расходы на оплату труда на 2016 год предусмотрены в сумме 401,2 тыс.руб., отчисления на социальные нужды производственного персонала – 129,030 тыс.руб., всего – 520,33 тыс.руб. Агентством по тарифам в расчет включена сумма расходов на оплату труда на 2016 год – 1114,279 тыс.руб., в том числе оплата труда – 854,508 тыс.руб., отчисления на социальное страхование – 259,77 тыс.руб. В примечаниях указано, что расчет Агентством произведен из расчета численности 2 человек.
В расчете штатной численности сотрудников на станции 1 подъема (расчет предоставлен письмом от 03 октября 2018 года) предусмотрено 15 единиц машинистов насосных установок, слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарей-ремонтников и 8 единиц операторов водозаборных сооружений. Согласно штатному расписанию на 2013 год данные специальности (профессии) не предусмотрены. В штатном расписании предусмотрено на участке 1-го подъема и плотине Солозера 5 единиц слесарей-ремонтников и 14 машинистов насосных станций.
В расчете численности основных производственных рабочих, имеющихся в материалах дела на 1 Подъеме предусмотрено 14 единиц машинистов насосных установок, слесарей КИП и А, слесарей - ремонтников.
Эксперт обращает внимание, что и в перечне бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты рабочих и служащих цеха №19 отсутствует профессия – оператор водозаборных сооружений.
Планируемая доля поднятой технической воды в общем объеме поднятой воды на 2016 год составляла 6,7% (2 510/37 594,85). Следовательно, планируемая численность основных производственных рабочих на подъем технической воды по расчету эксперта должна составить 1 ед. (15*6,7/100).
Пунктом 17 Методических указаний установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
В Приложение 2.2. Методических указаний предусмотрено, что при расчете расходов на оплату труда применяется среднесписочная численность.
Согласно данным Предприятия среднесписочная фактическая численность по технической воде за 2014 и 2015 годы составляла 1 человек.
Экспертом произведен расчет расходов на оплату труда, исходя из данных Предприятия на 2016 год. При расчете экспертом численность принята в количестве 1 ед.
Эксперт выражает мнение, что Агентством необоснованно завышены расходы, связанные с оплатой труда на 2016 год на 557,99 тыс.руб. (1 114,28 - 556,29).
При определении расходов, связанных с оплатой труда на 2017 и 2018 годы, экспертом применены прогнозные индексы потребительских цен, разработанные Минэкономразвития на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, на 2017 год – 106 %, на 2018 год – 105,1%.
По данным эксперта расходы на оплату труда, включая страховые взносы, составили: на 2016 год – 556,29 тыс. руб., в т.ч. заработная плата – 427,25 тыс. руб.; на 2017 год – 589,66 тыс. руб., в т.ч. заработная плата – 452,89 тыс. руб.; на 2018 год – 619,74 тыс. руб., в т.ч. заработная плата – 475,99 тыс. руб.
Расходы, связанные с оплатой труда работников, относятся к операционным расходам и в дальнейшем не подлежат пересмотру на 2-й и 3-й год долгосрочного планирования в соответствии с требованиями нормативных документов.
Довод представителя Агентства о том, что им была рассчитана численность производственного персонала в размере 2 единицы, исходя из рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 22 марта 1999 года №66, судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.
Пунктом 17 Правил регулирования тарифов установлено, что к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (абзац 2 пункта 25 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года №1154-э, в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих наличие определенного статуса и обоснованность включения расходов в НВВ лежит на регулируемой организации.
АО «ПО «Севмаш» при установлении тарифа в материалы дела предоставило расчеты численности производственного персонала, относимого на производство технической воды в количестве 1 ед. Расчетов численности персонала исходя из 2 ед. АО «ПО «Севмаш» в Агентство не предоставляло. Такой расчет сделан Агентством необоснованно с превышением численности персонала, фактически задействованного на подъем технической воды в общем объеме поднятой воды.
Цеховые расходы на 2016 год Предприятием предусмотрены в сумме 26,79 тыс. руб. Агентством на 2016 год предусмотрены данные расходы в сумме 289,14 тыс.руб., что больше запланированного Предприятием на 262,35 тыс.руб. (289,14 – 26,79).
В соответствии с Учетной политикой Предприятия (приказ от 24 декабря 2014 года №1672 «Об учетной политике на 2015 год): Общепроизводственные и общехозяйственные (далее накладные) расходы ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), при этом распределение производится в два этапа: по каждому заказу определяется плановая сумма накладных расходов путем умножения прямой заработной платы работников на плановые проценты накладных расходов; разность между общей фактической и общей плановой суммой накладных расходов распределяется по заказам пропорционально плановым суммам накладных расходов, за исключением прочих государственных оборонных заказов (с циклом изготовления до 3 лет) (пункт 3.4.3).
Управленческие и цеховые расходы цеха №19 относятся на себестоимость продукции пропорционально заработной плате рабочих, занятых в производстве и водоснабжение.
Общезаводские расходы относятся на себестоимость продукции для сторонних потребителей. Затраты обслуживающих участков распределяются пропорционально расходам на водоснабжение и водоотведение.
Расходы на водоснабжение и водоотведение распределяются на себестоимость продукции и внутреннего оборота пропорционально отпущенной продукции в натуральных единицах (пункт 3.4.6.).
Экспертом планируемая сумма цеховых расходов рассчитана в соответствии с пунктами 3.4.3 и 3.4.6. Учетной политики Предприятия.
Экспертом установлено завышение Агентством цеховых расходов на 2016 год на сумму 138,96 тыс. руб. (289,14 -150,18).
Прочие производственные расходы на 2016 год Предприятием предусмотрены в сумме 304,13 тыс.руб., на 2017 год – в сумме 315,62 руб., на 2018 год – в сумме 328,84 руб.
Агентством предусмотрены данные расходы на 2016 год в сумме 1 512,92 руб., что больше чем планировало Предприятие на 1 208,79 тыс.руб. (1 512,92 – 304,13).
Прочие производственные расходы Агентством и Предприятием распределены пропорционально объему технической воды в общем объеме воды забора из р.Солза, что соответствует абзацу 3 пункта 3.4.6. Учетной политики Предприятия.
По данным эксперта прочие расходы, принимаемые при установлении тарифа на техническую воду должны составить: на 2016 год - 1 498,90 тыс.руб.; на 2017 год – 1 612,78 тыс.руб.; на 2018 год – 1 726,77 тыс.руб.
Предприятием при установлении тарифов на 2016-2018 годы не заявлены ремонтные расходы. Агентством предусмотрены ремонтные расходы в сумме 45,89 тыс.руб. Пунктом 3.4.12. Учетной политики Предприятия предусмотрено, что расходы на текущий и капитальный ремонт основных средств цеха №19 относятся на затраты водоснабжения и водоотведения.
В материалах дела имеется расчет расходов на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения. В материалах дела отсутствует расшифровка расходов на текущий ремонт основных средств, связанных с реализацией технической воды.
В связи с необоснованностью расходов на проведение текущего ремонта на объектах, связанных с поставкой технической воды, экспертом не приняты данные расходы.
Административные (общехозяйственные) расходы на 2016 год Предприятием предусмотрены в сумме 35,27 тыс.руб. Агентством на 2016 год предусмотрены данные расходы в сумме 101,63 руб., что больше чем планировало Предприятие на 66,36 тыс.руб. (101,63 – 35,27). Агентством плановая сумма административных расходов определена исходя из объемов выручки от реализации технической воды в общем объеме выручки.
По расчету эксперта операционные расходы составили: на 2016 год – 2376,36 тыс. руб. (на 832,15 тыс.руб. меньше, чем приняты Агентством); на 2017 год – 2541,46 тыс. руб. (на 860,44 тыс.руб. меньше, чем приняты Агентством); на 2018 год – 2700,84 тыс.руб. (на 882,66 тыс.руб. меньше, чем приняты Агентством).
Следовательно, Агентство завысило Административные (общехозяйственные) расходы Предприятия.
В сумму неподконтрольных расходов в соответствии с п.49 Методических указаний Предприятием и Агентством включены расходы: на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов.
Экспертом произведен расчет водного налога исходя из планируемых объемов отпуска технической воды и ставок водного налога, предусмотренные статьей 333.12 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Расходы, связанные с уплатой налога на имущество, земельного налога приняты экспертом в суммах предусмотренных Агентством.
Разница по неподконтрольным расходам с данными Агентства на 2016 и 2017 год незначительная и произошла в результате округлений. Разница в 2017 году произошла в связи с тем, что Агентством включены расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных в прошлые периоды регулирования и (или) недополученных доходов в сумме 72,15 тыс.руб. Эксперт данные расходы не включил в необходимую валовую выручку в связи с отсутствием обосновывающих документов по данным расходам.
Сумма амортизации экспертом принята в размере расходов, предусмотренных Агентством. Расхождений не установлено.
Агентством в расчете тарифов планируемая прибыль не предусмотрена. В связи с отсутствием утвержденной инвестиционной программы по расходам на капитальные вложения по водоснабжению технической водой, эксперт считает обоснованным не включение Агентством в НВВ при расчете тарифов планируемой прибыли.
Экспертом установлено завышение Агентством размера НВВ при расчете тарифов: 2016 год – на сумму 832,35 тыс. руб.; 2017 год - на сумму 1 157,34 тыс. руб.; 2018 год - 965,44 тыс. руб.
В результате проведенной экспертизы экспертом установлено завышение среднегодовых тарифов на техническую воду: 2016 год на 13,04%; 2017 год на 16,49%; 2018 год на 12,81%
Следовательно, Экспертным заключением подтверждается экономическая необоснованность расчета Агентства тарифа на техническую воду, при установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) техническую воду и услуги водоотведения на 2016 – 2018 годы, оказываемые АО «ПО «Севмаш» на территории муниципального образования «Северодвинск».
Экспертиза проведена экспертом Михайлюк Н.Н., имеющей высшее экономическое образование, значительный стаж работы по специальности – 42 года. Эксперт предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Данное экспертное заключение отвечает указанным требованиям. В нем имеются ссылки на нормативно-правовые акты в проверяемой сфере, достаточно презентативные и проверяемые экономические расчеты по каждой статье расходов с приложением сравнительных таблиц с указанием величин принятых Агентством при установлении тарифа и принятых экспертом, так же ссылки на конкретные первичные документы из административного и тарифного дел с указанием их местонахождения.
Каких-либо допустимых доказательств, опровергающих Экспертное заключение, сторонами и заинтересованным лицом суду не предоставлено. Ссылки на его недостоверность не могут быть приняты во внимание судом как не доказанные.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
Суд исходит из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемое постановление применялось, устанавливало тарифы на водоснабжение и водоотведение не только для административного истца, суд считает необходимым признать его противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд обязывает административного ответчика опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные Учреждением судебные расходы в сумме 4 500 рублей (государственная пошлина) подлежат возмещению Агентством.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2015 года №67-в/7 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и услуги водоотведения, оказываемые АО «ПО «Севмаш» на территории муниципального образования «Северодвинск» (в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2017 года №76-в/4 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 ноября 2015 года №67-в/7»).
Обязать агентство по тарифам и ценам Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей (четыре тысячи пятьсот) рублей.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: судья А.В. Вершинин