НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 29.06.2016 № 3А-72

Дело № 3а-72 29 июня 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Черняевой О.В.

с участием прокурора областной прокуратуры Лепеха К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 29 июня 2016 года административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» о признании недействующими Приложений №№ 2, 3 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 октября 2015 года № 55-т/16 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Котлас»,

у с т а н о в и л:

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 октября 2015 года № 55-т/16 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Котлас», согласно приложению № 2; льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Котлас», согласно приложению № 3 (пункты 2, 3).

Указанные тарифы установлены на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года (пункт 4).

Согласно приложению № 2 к данному постановлению тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Котлас», составляют: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, на период с 01 января по 30 июня 2016 года – 1755,51 руб./Гкал, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 1843,68 руб./Гкал.

Льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Котлас», в соответствии с приложением № 3 к постановлению составляют: для населения (с учетом НДС) на период с 01 января по 30 июня 2016 года – 1655 руб./Гкал, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 1732,79 руб./Гкал; для потребителей, приравненных к населению, на период с 01 января по 30 июня 2016 года – 1402,54 руб./Гкал, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 1468,47 руб./Гкал.

Текст постановления с приложениями официально опубликован 02 ноября 2015 года на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru и официальном сайте агентства по тарифам и ценам Архангельской области tarif29.ru.

Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, на момент рассмотрения дела является действующим.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приложений №№ 2, 3 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 октября 2015 года № 55-т/16 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Котлас».

В обоснование исковых требований указано, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы истца на получение экономически обоснованного дохода от предоставления данных услуг в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования «Котлас». Для установления тарифов на тепловую энергию ОАО «РЖД» направило агентству по тарифам и ценам Архангельской области расчет расходов на регулируемый вид деятельности. В тарифы на тепловую энергию на 2016 год включались расходы, в том числе на оплату труда производственного персонала в сумме <данные изъяты> тыс.руб., на оплату труда цехового персонала в сумме <данные изъяты> тыс.руб., на добровольное медицинское страхование в сумме <данные изъяты> тыс.руб., на паритетные пенсионные взносы в сумме <данные изъяты> тыс.руб. Данные расходы были подтверждены ОАО «РЖД» документально, однако орган регулирования тарифов принял расходы по указанным статьям затрат не в полном объеме. Так, при установлении тарифов приняты расходы на оплату труда производственного персонала в сумме <данные изъяты> тыс.руб., на оплату труда цехового персонала в сумме <данные изъяты> тыс.руб. Расходы общества на добровольное медицинское страхование и на паритетные пенсионные взносы вообще не были приняты. Органом регулирования тарифов необоснованно не приняты заявленные и документально подтвержденные расходы на тепловую энергию в сумме <данные изъяты> тыс.руб.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Административным истцом представлены возражения на отзыв агентства по тарифам и ценам Архангельской области, из которых следует, что ОАО «РЖД» не участвовало в заключении «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы», следовательно, его положения не могут применяться при установлении тарифов на услуги по теплоснабжению. В настоящее время истец является участником «Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2014-2016 годы». Расходы на добровольное медицинское страхование и на паритетные пенсионные взносы являются текущими операционными расходами, подлежащими включению при установлении тарифов в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования.

В судебном заседании представитель административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области Носырев Н.С. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что Агентством не приняты расходы ОАО «РЖД» на добровольное медицинское страхование и паритетные пенсионные взносы, поскольку данные расходы не связаны с регулируемыми видами деятельности, являются поощрением работников и не могут перекладываться на потребителей. Все работники истца имеют бесплатные полисы обязательного медицинского страхования. Расходы на оплату труда производственного и цехового персонала Агентством уменьшены до уровня, предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением в сфере ЖКХ, поскольку истец оказывает коммунальные услуги.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, специалиста Акимовой В.М., исследовав письменные материалы дела и материалы тарифного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу части 1, пункта 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежит регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Архангельской области таким органом в силу подпункта 4 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, является названное агентство.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии Федеральным законом «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, а также иными нормативными правовыми актами и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении»).

В соответствии с пунктам 5, 6 части 1 статьи 3 данного Федерального закона общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.

На основании части 1 статьи 7 названного закона к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В силу частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона «О теплоснабжении» методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

На основании пункта 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Пунктом 31 Основ ценообразования установлено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул. Дополнительные средства, полученные теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этих организаций, остаются в их распоряжении в течение пяти лет. Сокращение затрат теплоснабжающей организации, теплосетевой организации не является основанием для досрочного пересмотра цен (тарифов) этих организаций. Перечень указанных затрат определяется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения.

При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).

Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Согласно пункту 12 Правил открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами; в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пункт 15 Правил).

В пункте 16 Правил приведен исчерпывающий перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении цен (тарифов).

В силу пункта 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33 Правил).

Таким образом, в расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы регулируемой организации, подтвержденные документально.

Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» (Сольвычегодский территориальный участок Северной дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения ЦДТВ – филиала ОАО «РЖД») 12 мая 2015 года обратилось в агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей МО «Котлас» от 29 апреля 2015 года, к которому приложен расчет тарифа на тепловую энергию на 2016-2018 годы на <данные изъяты> стр., материалы для установления тарифов № 1 на <данные изъяты> стр., материалы для установления тарифов № 2 на <данные изъяты> стр., материалы для установления тарифов № 3 на <данные изъяты> стр.

В качестве метода регулирования тарифов организацией был предложен долгосрочный метод. Организация предложила установить тариф на 2016 год в размере 2491 руб./Гкал без разбивки по полугодиям. Величина необходимой валовой выручки заявлена обществом в размере <данные изъяты> тыс.руб., полезный отпуск тепловой энергии – <данные изъяты> Гкал.

Распоряжением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22 мая 2015 года № 189-о/т, с учетом распоряжения от 09 октября 2015 года № 325-о/т, открыто дело об установлении на 2016-2018 годы тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Котлас». Дело открыто по инициативе агентства по тарифам и ценам Архангельской области в связи с непредставлением ОАО «РЖД» документов, предусмотренных подпунктами «а», «и», «к» пункта 16 Правил. Уполномоченным по делу назначена заместитель начальника отдела регулирования в сфере теплоснабжения агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО1. В качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации установленных тарифов.

В направленном агентством по тарифам и ценам Архангельской области уведомлении от 25 мая 2015 года № 313/1742 ОАО «РЖД» предложено в срок до 19 июня 2015 года представить: копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности; копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов); копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности по всем муниципальным образованиям (договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии). Кроме того, в соответствии с пунктом 17 Правил предложено представить: копии договоров поставки природного газа, электроэнергии; копию уведомления о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях; копию доверенности на ФИО2.

23 июля 2015 года в агентство по тарифам и ценам Архангельской области поступили материалы для установления тарифов № 1 на <данные изъяты> л., материалы для установления тарифов № 2 на <данные изъяты> л., материалы для установления тарифов № 3 на <данные изъяты> л., материалы для установления тарифов № 4 на <данные изъяты> л., материалы для установления тарифов № 5 на <данные изъяты> л.

Расчет оспариваемых тарифов произведен агентством по тарифам и ценам Архангельской области на основании анализа представленных ОАО «РЖД» расчетов, документов и материалов, а также документов, дополнительно запрошенных и представленных обществом в процессе рассмотрения дела об установлении тарифов.

29 октября 2015 года в соответствии с требованиями Правил заместителем начальника отдела регулирования в сфере теплоснабжения агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО1 подготовлено экспертное заключение об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Котлас», на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов. Согласно экспертному заключению расходы на оплату труда производственного и цехового персонала, которые ОАО «РЖД» предлагало включить в расчет тарифов, включены не в полном объеме. Расходы общества на добровольное медицинское страхование и на паритетные пенсионные взносы включены не были.

29 октября 2015 года состоялось заседание коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области, в том числе по вопросу утверждения тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Котлас».

Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 29 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 32 этих Правил сведения об основных плановых (расчетных) показателях на расчетный период регулирования, отраженные в протоколе заседания коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 октября 2015 года № 55.

Как следует из данного протокола заседания коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области, по результатам анализа представленных ОАО «РЖД» документов, с учетом подготовленного экспертного заключения, заявленная организацией величина необходимой валовой выручки на 2016 год была скорректирована до <данные изъяты> тыс.руб.

Проанализировав представленные ОАО «РЖД» документы, суд приходит к выводу о том, что корректировка необходимой валовой выручки в сторону уменьшения произошла в результате отсутствия экономической обоснованности ряда заявленных расходов.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно письму ФСТ России от 06.03.2014 № СЗ-2509/5 при установлении цен (тарифов) на соответствующие периоды необходимо руководствоваться отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, зарегистрированным Федеральной службой по труду и занятости 01.10.2013 № 230/14-16.

ОАО «РЖД» на 2016 год были заявлены расходы по статье «Оплата труда производственного персонала» в размере <данные изъяты> тыс.руб. с учетом численности производственного персонала по котельной станции Котлас-Южный <данные изъяты> единицы, а также расходы по статье «Оплата труда цехового персонала» в размере <данные изъяты> тыс.руб. с учетом численности цехового персонала по котельной станции Котлас-Южный <данные изъяты> единица.

В подтверждение данных расходов ОАО «РЖД» в орган регулирования тарифов были представлены расчеты, штатное расписание.

Как следует из экспертного заключения, орган регулирования тарифов уменьшил расходы по статье «Оплата труда производственного персонала» до <данные изъяты> тыс.руб. исходя из численности производственного персонала <данные изъяты> единицы (на уровне факта за 2014 год) и средней заработной платы <данные изъяты> руб. в соответствии с отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы.

Расходы по статье «Оплата труда цехового персонала» были уменьшены органом регулирования тарифов до <данные изъяты> тыс.руб. исходя из численности <данные изъяты> единица (на уровне факта за 2014 год) и средней заработной платы <данные изъяты> руб. в соответствии с отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы.

Судом установлено, что штатная численность производственного и цехового персонала по котельной станции Котлас-Южный по сравнению с 2014 годом не изменялась.

Довод представителя истца о том, что ОАО «РЖД» является организацией железнодорожного транспорта и не участвовало в заключении отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, следовательно, его положения не могут применяться при установлении тарифов на услуги по теплоснабжению, является необоснованным, поскольку противоречит положениям пункта 42 Основ ценообразования.

Поскольку одним из видов деятельности общества является оказание коммунальных услуг по теплоснабжению, Северная дирекция по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» является юридическим лицом, созданным для оказания потребителям коммунальных услуг, при расчете расходов на оплату труда на 2016 год Агентство правомерно применило Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014 - 2016 годы, а не Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2014-2016 годы.

Документов, подтверждающих начисление и выплату стимулирующих выплат и премий, истцом в Агентство представлено не было.

Таким образом, произведенный Агентством расчет расходов по статьям «Оплата труда производственного персонала», «Оплата труда цехового персонала» является обоснованным и соответствует пункту 42 Основ ценообразования. Расчет расходов приведен в Приложениях 2 и 4 к экспертному заключению от 29 октября 2015 года.

При установлении тарифов на тепловую энергию на 2016-2018 годы Агентством не приняты заявленные ОАО «РЖД» расходы на добровольное медицинское страхование в размере <данные изъяты> тыс.руб. в связи с тем, что включение данных расходов в тарифы не предусмотрено Основами ценообразования, данные расходы напрямую не связаны с осуществлением регулируемой деятельности.

В силу положений Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» работники истца должны иметь полисы обязательного медицинского страхования, обеспечивающие, в случае необходимости, получение бесплатной медицинской помощи.

Добровольное медицинское страхование работников является правом, а не обязанностью работодателя, при этом расходы на его осуществление не могут перекладываться на потребителей. В связи с этим суд соглашается с мнением административного ответчика о том, что данные расходы не являются экономически обоснованными.

Агентством при установлении тарифов на тепловую энергию на 2016 год учтены расходы на проведение медицинских осмотров сотрудников предприятия в сумме <данные изъяты> тыс.руб. на уровне фактических расходов за 2014 год с учетом индексов цен производителей промышленной продукции согласно Прогнозу на 2015 год в размере 112,5 %, на 2016 год – 106,2 %.

Таким образом, в тарифе на тепловую энергию органом регулирования тарифов учтены медицинские осмотры сотрудников предприятия в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья и труда.

ОАО «РЖД» были заявлены расходы на паритетные пенсионные взносы в сумме <данные изъяты> тыс.руб. в соответствии с заключенным с <данные изъяты> договором коллективного добровольного медицинского страхования от 30 декабря 2005 года и заключенным с некоммерческой организацией <данные изъяты> договором негосударственного пенсионного обеспечения от 14 июня 2004 года.

Орган регулирования тарифов обоснованно не принял данные расходы, поскольку они отсутствуют в приведенном в Основах ценообразования перечне расходов и являются экономически необоснованными.

Агентством при установлении тарифов на 2016 год учтены расходы на отчисления на социальные нужды из фонда оплаты труда сотрудников предприятия в сумме <данные изъяты> тыс.руб. исходя из расчетов на оплату труда по всем категориям персонала и ставки 30,4 % от расходов на оплату труда, а также страховые взносы на пенсионное страхование сотрудников исходя из расходов на оплату труда и соответствующей нормам законодательства в сфере обязательного пенсионного обеспечения ставки отчислений в Пенсионный фонд в размере 22 %.

Экономическая обоснованность тарифов на тепловую энергию на 2016 год подтверждается документами, имеющимися в распоряжении суда, в том числе экспертным заключением от 29 октября 2015 года, содержащим основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных ОАО «РЖД», в полном объеме или частично.

Необходимая валовая выручка на 2017-2018 годы сформирована Агентством в соответствии с Основами ценообразования и с учетом макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов, одобренного Правительством Российской Федерации, и Методических указаний. Тарифы на 2017-2018 годы утверждены Агентством с применением индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Правильность применения данных индексов административным истцом не оспаривается и сомнений у суда не вызывает.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, процедура установления тарифов Агентством соблюдена, оспариваемые положения постановления не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы истца.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ОАО «РЖД» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ОАО «Российские железные дороги» о признании недействующими Приложений №№ 2, 3 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 октября 2015 года № 55-т/16 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Котлас» - отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru и официальном сайте агентства по тарифам и ценам Архангельской области tarif29.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко