НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 28.06.2016 № 3А-70

Дело № 3а-70 28 июня 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Киселевой Ю.Н.

с участием прокурора областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 28 июня 2016 года административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» о признании недействующими Приложений №№ 7-13 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 ноября 2015 года № 65-в/18 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), услуги водоотведения и услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район», «Малошуйское» муниципального образования «Онежский муниципальный район», «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», «Обозерское» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район»,

у с т а н о в и л:

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 ноября 2015 года № 65-в/18 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Город Архангельск», согласно приложению № 7; тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципальных образований «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район», «Малошуйское» муниципального образования «Онежский муниципальный район», «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», согласно приложению № 8; тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Обозерское» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», согласно приложению № 9; тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Город Архангельск», согласно приложению № 10; тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район», согласно приложению № 11; тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Малошуйское» муниципального образования «Онежский муниципальный район», согласно приложению № 12; тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Обозерское» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», согласно приложению № 13.

Указанные тарифы установлены на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года (пункт 3).

Согласно приложению № 7 к данному постановлению тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Город Архангельск», составляют: для населения на период с 01 января по 30 июня 2016 года 25,45 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 26,64 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению, на период с 01 января по 30 июня 2016 года 21,57 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года –22,58 руб./куб.м; для прочих потребителей на период с 01 января по 30 июня 2016 года 32,71 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 34,16 руб./куб.м.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципальных образований «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район», «Малошуйское» муниципального образования «Онежский муниципальный район», «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», в соответствии с приложением № 8 к постановлению составляют: для населения на период с 01 января по 30 июня 2016 года 38,60 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 40,31 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению, на период с 01 января по 30 июня 2016 года 32,71 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 34,16 руб./куб.м; для прочих потребителей на период с 01 января по 30 июня 2016 года 32,71 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 34,16 руб./куб.м.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Обозерское» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», согласно приложению № 9 к постановлению составляют: для населения на период с 01 января по 30 июня 2016 года 26,46 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 28,33 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению, на период с 01 января по 30 июня 2016 года 22,42 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 24,01 руб./куб.м; для прочих потребителей на период с 01 января по 30 июня 2016 года 32,71 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 34,16 руб./куб.м.

Согласно приложению № 10 к постановлению тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Город Архангельск», составляют для прочих потребителей на период с 01 января по 30 июня 2016 года 52,27 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 55,52руб./куб.м.

Тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район», согласно приложению № 11 к постановлению составляют: для населения на период с 01 января по 30 июня 2016 года 60,10 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 65,51 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению, на период с 01 января по 30 июня 2016 года 50,93 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 55,52 руб./куб.м; для прочих потребителей на период с 01 января по 30 июня 2016 года 52,27 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 55,52 руб./куб.м.

Тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Малошуйское» муниципального образования «Онежский муниципальный район», в соответствии с приложением № 12 к постановлению составляют: для населения на период с 01 января по 30 июня 2016 года 61,68 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 65,51 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению, на период с 01 января по 30 июня 2016 года 52,27 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 55,52 руб./куб.м; для прочих потребителей на период с 01 января по 30 июня 2016 года 52,27 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 55,52 руб./куб.м.

Согласно приложению № 13 к постановлению тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципального образования «Обозерское» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», составляют: для населения на период с 01 января по 30 июня 2016 года 26,24 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 28,10 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению, на период с 01 января по 30 июня 2016 года 22,24 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 23,81 руб./куб.м; для прочих потребителей на период с 01 января по 30 июня 2016 года 52,27 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года – 55,52 руб./куб.м.

Текст постановления с приложениями официально опубликован 04 декабря 2015 года на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru и официальном сайте агентства по тарифам и ценам Архангельской области tarif29.ru.

Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, на момент рассмотрения дела является действующим.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приложений №№ 7-13 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 ноября 2015 года № 65-в/18 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), услуги водоотведения и услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район», «Малошуйское» муниципального образования «Онежский муниципальный район», «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», «Обозерское» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район».

В обоснование исковых требований указано, что оспариваемое постановление в части установления тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению нарушает права и законные интересы истца на получение экономически обоснованного дохода от предоставления данных услуг. Для установления тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению ОАО «РЖД» направило агентству по тарифам и ценам Архангельской области расчет расходов на регулируемые виды деятельности на 2016 год. В тарифы на водоснабжение включались, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала в сумме <данные изъяты> тыс.руб., административные расходы в сумме <данные изъяты> тыс.руб., амортизация в сумме <данные изъяты> тыс.руб., расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение в сумме <данные изъяты> тыс.руб., расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, в сумме <данные изъяты> тыс.руб. В тарифы на водоотведение включались, в том числе административные расходы в сумме <данные изъяты> тыс.руб., амортизация в сумме <данные изъяты> тыс.руб., расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение в сумме <данные изъяты> тыс.руб., расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, в сумме <данные изъяты> тыс.руб., расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала в сумме <данные изъяты> тыс.руб. Данные расходы были подтверждены ОАО «РЖД» документально, однако орган регулирования тарифов принял расходы по указанным статьям затрат не в полном объеме. Так, при установлении тарифов по водоснабжению приняты расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала в сумме <данные изъяты> тыс.руб., административные расходы в сумме <данные изъяты> тыс.руб., амортизация в сумме <данные изъяты> тыс.руб., расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение в сумме <данные изъяты> тыс.руб., расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, в сумме <данные изъяты> тыс.руб. При установлении тарифов по водоотведению приняты административные расходы в сумме <данные изъяты> тыс.руб., амортизация в сумме <данные изъяты> тыс.руб., расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение в сумме <данные изъяты> тыс.руб., расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, в сумме <данные изъяты> тыс.руб., расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала в сумме <данные изъяты> тыс.руб. Органом регулирования тарифов необоснованно не приняты заявленные и документально подтвержденные расходы на услуги по водоснабжению и водоотведению в сумме <данные изъяты> тыс.руб.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Из возражений на отзыв агентства по тарифам и ценам Архангельской области следует, что ОАО «РЖД» считает неправомерным применение при установлении тарифа на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения среднемесячной заработной платы, установленной отраслевым тарифным соглашением. Общество не участвовало в заключении «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы», следовательно, его положения не могут применяться при установлении указанных тарифов. В настоящее время истец является участником «Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2014-2016 годы». Амортизационные расходы были подтверждены расчетом амортизационных отчислений, копиями документов, подтверждающими постановку на учет основных средств, относимых к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения. Решение арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-1407/2016, на которое ссылается административный ответчик, не вступило в законную силу, ОАО «РЖД» на данное решение подана апелляционная жалоба.

В судебном заседании представитель административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области Главацкая А.Н. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что ОАО «РЖД» были необоснованно завышены заявленные по указанным статьям затрат расходы, в связи с чем в необходимую валовую выручку Агентством включены только экономически обоснованные и документально подтвержденные обществом расходы.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, специалиста Кузнецовой Т.Ю., исследовав письменные материалы дела и материалы тарифного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5, пункта 1 части 2, пункта 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Архангельской области таким органом в силу подпункта 26 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, является названное агентство.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

На основании пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со статьей 32 данного Федерального закона расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат); методом индексации; методом доходности инвестированного капитала; методом сравнения аналогов (часть 1).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. По решению Правительства Российской Федерации переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов осуществляются органом регулирования тарифов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (часть 3).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем три года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем пять лет) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 11).

При установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации: на долгосрочный период регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 12).

Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).

Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 Основ ценообразования).

В силу подпункта «б» пункта 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

На основании пунктов 24, 26 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.

В соответствии с пунктом 12 Правил установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.

Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 13 правил).

В пункте 17 Правил приведен исчерпывающий перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.

В силу пункта 25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил).

Таким образом, в расчет тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на услуги водоотведения подлежат включению экономически обоснованные расходы регулируемой организации, подтвержденные документально.

Как следует из материалов дела, 30 апреля 2015 года ОАО «РЖД» (Исакогорский территориальный участок Северной дирекции по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиал ОАО «РЖД») обратилось в агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении на 2016-2018 годы тарифов на питьевую воду по МО «Няндомский муниципальный район» МО «Няндомское», МО «Плесецкий муниципальный район» МО «Обозерское», МО «Онежский муниципальный район» МО «Малошуйское», МО «Коношский муниципальный район» МО «Коношское», МО «Город Архангельск» с приложением материалов на <данные изъяты> стр.; с заявлением об установлении на 2016-2018 годы тарифов на услуги водоотведения по МО «Плесецкий муниципальный район» МО «Обозерское», МО «Онежский муниципальный район» МО «Малошуйское», МО «Коношский муниципальный район» МО «Коношское», МО «Город Архангельск» с приложением материалов на <данные изъяты> стр.

Организация предложила установить тариф на водоснабжение на 2016 год в размере 57,09 руб./куб.м. без разбивки по полугодиям. Величина необходимой валовой выручки на 2016 год на водоснабжение заявлена обществом в размере <данные изъяты> тыс.руб.

Тариф на услуги водоотведения на 2016 год ОАО «РЖД» предложило установить в размере 129,34 руб./куб.м. без разбивки по полугодиям. Величина необходимой валовой выручки на 2016 год на водоотведение заявлена обществом в размере <данные изъяты> тыс.руб.

Распоряжением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 08 мая 2015 года № 161-о/в открыто дело об установлении на 2016-2018 годы тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ОАО «РЖД» на территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район», «Малошуйское» муниципального образования «Онежский муниципальный район», «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», «Обозерское» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район». Дело открыто по инициативе агентства по тарифам и ценам Архангельской области в связи с непредставлением ОАО «РЖД» документов, предусмотренных подпунктами «з», «л» (кроме Положения о закупках и плана закупок за текущий год), «о» (кроме договоров на поставку топлива) пункта 17 Правил. Уполномоченным по делу назначена заместитель начальника отдела регулирования в газовой отрасли и коммунальном комплексе агентства по тарифам и ценам Архангельской области Суворова Е.А. В качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации.

Распоряжением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 08 мая 2015 года № 162-о/в открыто дело об установлении на 2016-2018 годы тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район», «Малошуйское» муниципального образования «Онежский муниципальный район», «Обозерское» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район». Дело открыто по инициативе агентства по тарифам и ценам Архангельской области в связи с непредставлением ОАО «РЖД» документов, предусмотренных подпунктами «л» (кроме Положения о закупках и плана закупок на текущий год), «о» (кроме договоров на поставку топлива) пункта 17 Правил. Уполномоченным по делу назначена заместитель начальника отдела регулирования в газовой отрасли и коммунальном комплексе агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО1. В качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации.

В направленном агентством по тарифам и ценам Архангельской области уведомлении от 14 мая 2015 года ОАО «РЖД» предложено в срок до 01 июня 2015 года представить: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности (горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды для нужд горячего водоснабжения); расчет объема воды на собственные (технологические) нужды и потерь воды при транспортировке по водопроводным сетям с обоснованиями; план закупок на регулируемый период; копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды для нужд горячего водоснабжения), или реестр таких договоров с указанием сведений о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору; копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, электрической и тепловой энергии, на покупку воды у сторонних организаций, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования. Также ОАО «РЖД» предложено в срок не позднее 01 сентября 2015 года представить копию постановления министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области об утверждении показателей надежности, качества и энергоэффективности на 2016-2018 годы.

09 июня 2015 года в агентство по тарифам и ценам Архангельской области поступило заявление ОАО «РЖД» от 01 июня 2015 года об установлении на 2016-2018 годы тарифов на питьевую воду по МО «Няндомский муниципальный район» МО «Няндомское», МО «Плесецкий муниципальный район» МО «Обозерское», МО «Онежский муниципальный район» МО «Малошуйское», МО «Коношский муниципальный район» МО «Коношское», МО «Город Архангельск» с корректировкой, в котором оно предложило установить тариф на водоснабжение на 2016 год в размере 50,86 руб./куб.м. без разбивки по полугодиям. К заявлению приложены недостающие в соответствии с пунктом 17 Правил документы.

Уведомлением от 22 июля 2015 года агентством по тарифам и ценам Архангельской области ОАО «РЖД» предложено в срок до 10 августа 2015 года представить: динамику отпуска воды (приема сточных вод) за 2012-2014 годы, а также фактические сведения об отпуске воды (приеме сточных вод) за 1 полугодие 2015 года, по группам потребителей: население, прочие потребители, железнодорожные потребители, подразделения предприятия, а также в разрезе каждого потребителя по муниципальным образованиям, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод); сведения о фактических объемах воды на собственные (технологические и хозяйственно-бытовые) нужды за 2012-2014 годы, а также фактические сведения об отпуске воды (приеме сточных вод) за 1 полугодие 2015 года, а также сведения об объемах отведения сточных вод от использования воды на собственные нужды участков водоснабжения и водоотведения, в разрезе каждого муниципального образования с указанием способа определения фактических объемов (расчетный способ или показания прибора учета); подробные пояснения по снижению объемов отпуска воды (отведения сточных вод) в 2014 году по сравнению с 2013 годом раздельно по всем категориям потребителей, в том числе по железнодорожным потребителям и подразделениям предприятия; пояснения по фактам расхождения объемных показателей, представленных в материалы тарифных дел по водоснабжению и водоотведению (приложения № 1 «Баланс водоснабжения» и «Баланс водоотведения»), и данных, представленных в формате шаблонов.

31 июля 2015 года в агентство по тарифам и ценам Архангельской области ОАО «РЖД» была представлена запрашиваемая информация по объемным показателям водоснабжения и водоотведения за 2012, 2013, 2014 годы и 1 полугодие 2015 года.

Уведомлением от 16 сентября 2015 года агентством по тарифам и ценам Архангельской области ОАО «РЖД» предложено в срок до 12 октября 2015 года представить: информацию о фактической себестоимости услуг за 1 полугодие 2015 года по регулируемым видам деятельности с расшифровкой по каждой статье затрат и приложением подтверждающих документов, а также информацию об ожидаемых показателях за 2015 год; налоговую и статистическую отчетность за 1 полугодие 2015 года; расшифровку цеховых и общеэксплуатационных расходов за 1 полугодие 2015 года и их распределение по видам деятельности; отчет о выполнении работ по текущему и капитальному ремонту объектов ВКХ за 1 полугодие 2015 года с приложением договоров, актов о выполненных работах, а также информацию об ожидаемых ремонтных работах за 2015 год; расшифровку расходов на электроэнергию за 2014 год и 1 полугодие 2015 года в разрезе участков, цехов, структурных подразделений; расшифровку расходов на химреагенты за 1 полугодие 2015 года с приложением обосновывающих документов (договоров, счетов-фактур и т.д.); сведения о фактической численности и фактическом фонде оплаты труда в разрезе участков, цехов, подразделений предприятия за 1 полугодие 2015 года; заверенные копии регистров бухгалтерского учета, подтверждающих фактические расходы на осуществление регулируемых видов деятельности за 1 полугодие 2015 года, а также предложено повторно представить сведения о фактических объемах воды на собственные (технологические и хозяйственно-бытовые) нужды за 2012-2014 годы, а также фактические сведения об отпуске воды (приеме сточных вод) за 1 полугодие 2015 года, а также сведения об объемах отведения сточных вод от использования воды на собственные нужды участков водоснабжения и водоотведения, в разрезе каждого муниципального образования с указанием способа определения фактических объемов (расчетный способ или показания прибора учета); подробные пояснения по снижению объемов отпуска воды (отведения сточных вод) в 2014 году по сравнению с 2013 годом раздельно по всем категориям потребителей, в том числе по железнодорожным потребителям и подразделениям предприятия; пояснения по фактам расхождения объемных показателей, представленных в материалы тарифных дел по водоснабжению и водоотведению (приложения № 1 «Баланс водоснабжения» и «Баланс водоотведения»), и данных, представленных в формате шаблонов.

22 сентября 2015 года в агентство по тарифам и ценам Архангельской области поступило заявление ОАО «РЖД» от 18 сентября 2015 года о включении выпадающих расходов за 2013-2014 годы в тарифы на питьевую воду и услуги водоотведения на 2016-2018 годы с приложением материалов на <данные изъяты> л.

21 октября 2015 года в орган регулирования тарифов ОАО «РЖД» были представлены сведения о фактических затратах по регулируемым видам деятельности за январь-июнь 2015 года и ожидаемых затратах за 2015 год по питьевой воде, стокам и ЛОС Няндома; статистическая и налоговая отчетность за 1 полугодие 2015 года; сведения и пояснения о фактических объемах отпуска воды (отведения сточных вод) на технологические и хозяйственно-бытовые нужды по МО «Город Архангельск», МО «Малошуйское», МО «Коношское», МО «Обозерское», МО «Няндомское»; сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей в формате шаблонов 46 ТЕ (полезный отпуск) МО «Город Архангельск», МО «Малошуйское», МО «Коношское», МО «Обозерское», МО «Няндомское».

Расчет оспариваемых тарифов произведен агентством по тарифам и ценам Архангельской области на основании анализа представленных ОАО «РЖД» расчетов, документов и материалов, а также документов, дополнительно запрошенных и представленных обществом в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов.

17 ноября 2015 года в соответствии с требованиями Правил заместителем начальника отдела регулирования в газовой отрасли и коммунальном комплексе агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО1 подготовлено экспертное заключение по расчету тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), услуги водоотведения и услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые ОАО «РЖД» (Исакогорским территориальным участком Северной дирекции по тепловодоснабжению – структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД»), на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, согласно которому расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного и административно-управленческого персонала, административные расходы, амортизация, расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, которые ОАО «РЖД» предлагало включить в расчет тарифов, включены не в полном объеме.

20 ноября 2015 года состоялось заседание коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области, в том числе по вопросу утверждения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район», «Малошуйское» муниципального образования «Онежский муниципальный район», «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», «Обозерское» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район».

Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в протоколе заседания коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 ноября 2015 года № 65.

Как следует из данного протокола заседания коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области, по результатам анализа представленных ОАО «РЖД» документов, с учетом подготовленного экспертного заключения, заявленная организацией величина необходимой валовой выручки на 2016 год была скорректирована до <данные изъяты> тыс.руб. в сфере водоснабжения (питьевая вода) и до <данные изъяты> тыс.руб. в сфере водоотведения.

Проанализировав представленные ОАО «РЖД» документы, суд приходит к выводу о том, что корректировка необходимой валовой выручки в сторону уменьшения произошла в результате отсутствия экономической обоснованности ряда заявленных расходов.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно письму ФСТ России от 06.03.2014 № СЗ-2509/5 при установлении цен (тарифов) на соответствующие периоды необходимо руководствоваться отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, зарегистрированным Федеральной службой по труду и занятости 01.10.2013 № 230/14-16.

ОАО «РЖД» в тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2016 год были заявлены расходы по статье «Оплата труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала» в размере <данные изъяты> тыс.руб., в том числе расходы на оплату труда в размере <данные изъяты> тыс.руб., расходы на социальные нужды в размере <данные изъяты> тыс.руб., с учетом численности ремонтного персонала <данные изъяты> единиц.

В подтверждение данных расходов ОАО «РЖД» в орган регулирования тарифов были представлены расчет по форме Приложения 2.2. к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, штатное расписание Исакогорского территориального участка за 2014 год.

Как следует из экспертного заключения, орган регулирования тарифов уменьшил расходы по данной статье до <данные изъяты> тыс.руб., в том числе расходы на оплату труда до <данные изъяты> тыс.руб., расходы на социальные нужды до <данные изъяты> тыс.руб., исходя из заявленной численности ремонтного персонала <данные изъяты> единиц и среднемесячной заработной платы в размере <данные изъяты> руб. с учетом отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы. Расходы на социальные нужды составляют 30,4 % от расходов на оплату труда.

Из административного искового заявления следует, что обществом в тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение заявлялись «Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями» в сумме <данные изъяты> тыс.руб. и <данные изъяты> тыс.руб. соответственно.

Однако, как следует из пояснений представителя ответчика и специалиста в судебном заседании, подтвержденных экспертным заключением, протоколом заседания коллегии Агентства, материалами тарифного дела, данные суммы были заявлены ОАО «РЖД» как «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала», которые Агентством после проведения экспертизы поступивших документов в тарифах на питьевую воду и услуги водоотведения определены следующим образом:

- в сфере водоснабжения в размере <данные изъяты> тыс.руб., в том числе расходы на оплату труда - <данные изъяты> тыс.руб., расходы на отчисления на социальные нужды - <данные изъяты> тыс.руб. (30,4 % от расходов на оплату труда);

- в сфере водоотведения в размере <данные изъяты> тыс.руб., в том числе расходы на оплату труда - <данные изъяты> тыс.руб., расходы на отчисления на социальные нужды - <данные изъяты> тыс.руб. (30,4 % от расходов на оплату труда).

В подтверждение расходов на оплату труда обществом представлен расчет по форме Приложения 2.2 к Методическим указаниям и копия штатного расписания за 2014 год, в котором указано количество штатных единиц и месячный фонд оплаты труда исходя из должностного оклада (тарифной ставки) без учета дополнительных выплат и премий.

Таким образом, численность основного производственного персонала при расчете тарифов на питьевую воду и услуги водоотведения принята по предложению ОАО «РЖД» (43,0 и 33,0 соответственно), среднемесячная заработная плата соответствует параметрам отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы и составляет в сфере водоснабжения <данные изъяты> руб., в сфере водоотведения - <данные изъяты> руб.

Расчет расходов приведен в Приложениях 2.2 к экспертному заключению от 17 ноября 2015 года.

Довод представителя истца о том, что ОАО «РЖД» является организацией железнодорожного транспорта и не участвовало в заключении отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, следовательно, его положения не могут применяться при установлении тарифов на услуги по теплоснабжению, является необоснованными, поскольку противоречит положениям пункта 52 Основ ценообразования.

В связи с тем, что одним из видов деятельности общества является оказание коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, Северная дирекция по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» является юридическим лицом, созданным для оказания потребителям коммунальных услуг, при расчете расходов на оплату труда на 2016 год Агентство правомерно применило Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве, а не Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2014-2016 годы.

Документов, подтверждающих начисление и выплату стимулирующих выплат и премий (положение об оплате труда, положение о премировании и т.п.), истцом в Агентство представлено не было.

Таким образом, произведенный Агентством расчет расходов по статьям «Оплата труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала» и «Оплата труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала» является обоснованным и соответствует пункту 52 Основ ценообразования. Расчет расходов приведен в Приложениях 2.2 к экспертному заключению от 17 ноября 2015 года.

На основании пункта 41 Основ ценообразования к административным расходам относятся: а) расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; б) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; в) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; г) расходы на служебные командировки; д) расходы на обучение персонала; е) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль; ж) прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с методическими указаниями.

ОАО «РЖД» были заявлены административные расходы на 2016 год в общей сумме <данные изъяты> тыс.руб., в том числе: по водоснабжению в размере <данные изъяты> тыс.руб., по водоотведению в размере <данные изъяты> тыс.руб., услуги по транспортировке сточных вод в размере <данные изъяты> тыс.руб., которые были снижены Агентством до <данные изъяты> тыс.руб., до <данные изъяты> тыс.руб. и до <данные изъяты> тыс.руб. соответственно. Расчет расходов приведен в Приложениях 2 к экспертному заключению от 17 ноября 2015 года.

Тарифы на услуги по транспортировке сточных вод по настоящему делу не оспариваются.

В силу пункта 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 10 подраздела 2.11 Учетной политики ОАО «РЖД», утвержденной приказом ОАО «РЖД» от 31 декабря 2010 года , распределение между обычными видами деятельности Общества общепроизводственных и общехозяйственных (управленческих) расходов производится в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» (далее - Порядок ведения раздельного учета).

Поскольку в материалах тарифного дела Порядок ведения раздельного учета представлен не был, у Агентства отсутствовала возможность проверить обоснованность распределения административных расходов ОАО «РЖД» по видам деятельности на 2016 год.

Письмом от 16 октября 2015 года ОАО «РЖД» в орган регулирования тарифов были представлены сведения о фактических затратах по регулируемым видам деятельности за 1 полугодие 2015 года.

Административные расходы за 1 полугодие 2015 года по данным предприятия по таким видам деятельности как водоснабжение, водоотведение и транспортировка сточных вод в совокупности составили <данные изъяты> тыс.руб.

В связи с чем, предлагаемый ОАО «РЖД» уровень административных расходов на 2016 год по регулируемым видам деятельности Агентство посчитало необоснованно завышенным (в 2,2 раза) от уровня фактических затрат за 1 полугодие 2015 года с учетом пересчета на год, которые составили <данные изъяты> тыс.руб. (<данные изъяты> x 2).

При расчете тарифов Агентством по статье «Административные расходы» приняты расходы:

- на оплату труда административно-управленческого персонала - исходя из фактических затрат за 1 полугодие 2015 года (по данным предприятия), увеличенных в 2 раза (в пересчете на год), с учетом индекса потребительских цен на 2016 год - 107,4 % на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016-2018 годы. Данный подход к расчету фонда оплаты труда соответствует положениям пункта 52 Основ ценообразования;

- отчисления на социальные нужды в размере 30,4 % от фонда оплаты труда в соответствии с законом «О страховых взносах»;

- другие расходы в составе данной статьи - исходя из фактических затрат за 1 полугодие 2015 года (по данным предприятия), увеличенных в 2 раза (в пересчете на год), с учетом индекса цен производителей в промышленности на 2016 год - 106,2 % на основании прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2016-2018 годы.

Таким образом, в составе затрат по статье «Административные расходы» включены расходы на оплату труда административно-управленческого персонала.

Как следует из сметы расходов по водоотведению в тариф на водоотведение на 2016 год ОАО «РЖД» были заявлены расходы по статье «Оплата труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала» в размере <данные изъяты> тыс.руб., в том числе расходы на оплату труда в размере <данные изъяты> тыс.руб., расходы на социальные нужды в размере <данные изъяты> тыс.руб., с учетом численности административно-управленческого персонала <данные изъяты> единицы.

В подтверждение данных расходов ОАО «РЖД» в орган регулирования тарифов были представлены расчет, штатное расписание Исакогорского территориального участка.

Как следует из экспертного заключения, орган регулирования тарифов уменьшил расходы по данной статье до <данные изъяты> тыс.руб., в том числе расходы на оплату труда до <данные изъяты> тыс.руб., расходы на социальные нужды до <данные изъяты> тыс.руб., исходя из заявленной численности административно-управленческого персонала <данные изъяты> единицы и среднемесячной заработной платы в размере <данные изъяты> руб. с учетом отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы.

В смете расходов по водоотведению в целом на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала в строке 3.2 указана сумма <данные изъяты> тыс.руб., поскольку <данные изъяты> тыс.руб. было перенесено на себестоимость транспортировки сточных вод и <данные изъяты> тыс. руб. – на себестоимость водоснабжения (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> = <данные изъяты>).

Доказательств экономической необоснованности принятых органом регулирования тарифов административных расходов истцом суду не представлено.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.

В силу пункта 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

На основании пункта 17 данного Положения стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено настоящим Положением.

ОАО «РЖД» в рамках дел об установлении тарифов были заявлены расходы по статье «Амортизация» в размере <данные изъяты> тыс.руб. по водоснабжению и в размере <данные изъяты> тыс.руб. по водоотведению.

В подтверждение расходов на амортизацию представлены расчет амортизационных отчислений и копии документов, подтверждающих постановку на учет основных средств, относимых к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, в которых содержатся сведения о первоначальной стоимости, сроке полезного использования и восстановительной (с учетом переоценки) стоимости основных средств.

Поскольку утвержденная на 2016 год инвестиционная программа ОАО «РЖД» представлена не была, Агентство обоснованно учло расходы по данной статье в размере <данные изъяты> тыс.руб. по водоснабжению и в размере <данные изъяты> тыс.руб. по водоотведению без учета переоценки основных средств. Расчет расходов приведен в Приложениях 2.4 к экспертному заключению от 17 ноября 2015 года.

На основании пункта 50 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

В соответствии с пунктом 19 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов. Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно Приложениям 2.1 - 2.1.1 к настоящим Методическим указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы.

ОАО «РЖД» на 2016 год были заявлены расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение по водоснабжению в размере <данные изъяты> тыс.руб., по водоотведению в размере <данные изъяты> тыс.руб.

В подтверждение данных расходов ОАО «РЖД» представлен расчет по форме Приложения 2.1.1 к Методическим указаниям только по статье «Реагенты».

Орган регулирования тарифов уменьшил данные расходы до <данные изъяты> тыс.руб. в сфере водоснабжения (<данные изъяты> тыс.руб. реагенты, <данные изъяты> тыс.руб. материалы и малоценные основные средства) и до <данные изъяты> тыс.руб. в сфере водоотведения (<данные изъяты> тыс.руб. реагенты, <данные изъяты> тыс.руб. материалы и малоценные основные средства) исходя из следующего.

Агентством по статье «Реагенты» на 2016 год расходы приняты исходя из цен на реагенты по факту 1 полугодия 2015 года (данные ОАО «РЖД) с учетом индекса цен производителей химической промышленности на 2016 год в размере 109,4 % (определен согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2016-2018 годы, размещенному на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации http://есоnomy.gоv.ru) и экономически обоснованных объемов потребления реагентов, которые определены исходя из фактического удельного расхода реагентов на 1 куб.м. воды, прошедшей водоподготовку (1 куб.м. сточных вод, поступивших на очистные сооружения) за предыдущие периоды регулирования (факт 2013-2014 годов). Обоснования увеличения удельного расхода реагентов по сравнению с фактическим показателем обществом не представлено.

По статье «Материалы и малоценные основные средства» расчет по форме Приложения 2.1.1 к Методическим указаниям с расшифровкой расходов по каждому виду материалов обществом не представлен, несмотря на то, что величина указанных расходов составляет более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы.

При расчете тарифов Агентством по статье «Материалы и малоценные основные средства» приняты расходы исходя из фактических затрат за 1 полугодие 2015 года (данные ОАО «РЖД), увеличенных в 2 раза (в пересчете на год), с учетом индекса цен производителей в промышленности на 2016 год в размере 106,2 % на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации 2016-2018 годы.

Затраты на приобретение сырья и материалов и их хранение определены органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования, расчет расходов приведен в Приложениях 2.1.1 к экспертному заключению от 17 ноября 2015 года.

При таких обстоятельствах вывод Агентства об экономической необоснованности заявленных ОАО «РЖД» расходов по данной статье суд находит правомерным.

Экономическая обоснованность тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения на 2016 год подтверждается документами, имеющимися в распоряжении суда, в том числе экспертным заключением от 17 ноября 2015 года, содержащим основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных ОАО «РЖД», в полном объеме.

Необходимая валовая выручка, а также тарифы на 2017-2018 годы утверждены Агентством с применением индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индексов роста тарифов на потребляемые энергетические ресурсы (электрическая энергия, тепловая энергия) и индексов цен производителей промышленной продукции. Правильность применения данных индексов административным истцом не оспаривается и сомнений у суда не вызывает.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, процедура установления тарифов Агентством соблюдена, оспариваемые положения постановления не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы истца.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ОАО «РЖД» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ОАО «Российские железные дороги» о признании недействующими Приложений №№ 7-13 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 ноября 2015 года № 65-в/18 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), услуги водоотведения и услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые ОАО «РЖД» на территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район», «Малошуйское» муниципального образования «Онежский муниципальный район», «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», «Обозерское» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» - отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru и официальном сайте агентства по тарифам и ценам Архангельской области tarif29.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко