НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 24.07.2020 № 3А-291/20

Дело №3а-291/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Роговой И. В.

при секретаре Степанишиной С. Н.

с участием прокуроров Васильева С. В., Белхароева Р. М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АКВАМИР» о признании недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 декабря 2019 года № 83-в/12 «О внесении изменений в постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 23 марта 2017 года № 14-в/1» в части абзаца второго подпункта 3 и пункта 1, подпункта 4 пункта 1,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «АКВАМИР» (далее – ООО «АКВАМИР») обратилось в суд с иском о признании недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, Агентство, тарифный орган) от 19 декабря 2019 года № 83-в/12 «О внесении изменений в постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 23 марта 2017 года № 14-в/1».

В обоснование иска указано, что 23.03.2017 постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 14-в/1 установлены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО «АКВАМИР» (ИНН 2903003687) на территории деревни Рикасиха муниципального образования «Приморское» муниципального образования «Приморский муниципальный район», на период с 01.04.2017 по 31.12.2020. При установлении тарифов избран метод индексации. 13.05.2019 ответчиком открыто дело о корректировке установленных на 2020 г. долгосрочных тарифов на услуги водоотведения, оказываемые административным истцом. По результатам заседания коллегии принято постановление № 83-в/12, в котором при корректировке тарифов ответчик не учел расходы ООО «АКВАМИР» на оплату услуг других организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включая расходы на технологическое присоединение к электрическим сетям и услуги почтовой связи. Услуги почтовой связи в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» относит услуги почтовой связи к регулируемой деятельности, расходы на оплату которой должны быть включены в неподконтрольные расходы и учтены при ежегодной корректировке на основании подпункта «а» пункта 65, подпункта «в» пункта 73 и пункта 80 Основ ценообразования № 406. Занижение скорректированных тарифов на услуги водоотведения, оказываемые истцом, нарушает права последнего на получение необходимой валовой выручки в объеме, необходимом для осуществления водоотведения, и не соответствует части 2 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

В ходе судебного разбирательства заявленные требования изменены. ООО «АКВАМИР» просит признать недействующим постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2019 № 83-в/12 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 23 марта 2017 года № 14-в/1» в части абзаца второго подпункта 3 пункта 1, следующего содержания: «в таблице раздела 4 цифры «8568,93» заменить цифрами « 8928,62», в части подпункта 4 пункта 1 постановления, которым приложение № 3 к указанному постановлению изложено в новой редакции. В обоснование указано, что Агентством по тарифам и ценам Архангельской области при корректировке тарифов не учтены в полном объеме расходы на технологическое присоединение к электрическим сетям, а именно в размере 73160 руб. Кроме того, тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО «АКВАМИР» установлены приложением № 4, тогда как согласно постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2019 № 83-в/12 внесены соответствующие изменения в приложение № 3.

До судебного заседания в суд поступило дополнение к отзыву административного ответчика, в котором в части оспаривания подпункта 4 пункта 1 постановления № 83-в/12 от 19.12.2019 заявлено о признании административного иска по основанию допущения технической ошибки. Так, вместо внесения изменений в приложение № 4 были внесены изменения в приложение № 3 оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель административного истца Иванов А. А. требования, с учетом их уточнения, поддержал.

Представитель Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Мосеев П. В. иск в части требований об оспаривании постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2019 № 83-в/12 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 23 марта 2017 года № 14-в/1» в части абзаца второго подпункта 3 пункта 1 не признал. Поддержал поданное до судебного заседания признание административного иска в части подпункта 4 пункта 1 постановления, которым приложение № 3 к указанному постановлению изложено в новой редакции.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим частичному удовлетворению, суд не находит оснований к удовлетворению требований в связи со следующим.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства от 13.05.2013 № 406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 27.12.2013 № 1746-э.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является органом исполнительной власти Архангельской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункт 26 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп).

ООО «АКВАМИР» (ИНН 2903003687) оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения на территории деревни Рикасиха муниципального образования «Приморское» муниципального образования «Приморский муниципальный район» по тарифам, установленным методом индексации постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 23.03.2017 № 14-в/1 «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО «АКВАМИР» на территории деревни Рикасиха муниципального образования «Приморское» муниципального образования «Приморский муниципальный район» на 2017-2020 гг. (далее - постановление № 14-в/1).

Постановление № 14-в/1 принято уполномоченным органом, размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27.03.2017.

Распоряжением Агентства от 13.05.2019 № 86-о/в открыто дело о корректировке установленных на 2020 г. долгосрочных тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО «АКВАМИР» на территории деревни Рикасиха сельского поселения «Приморское» Приморского муниципального района Архангельской области, на основании представленных обществом заявления и документов.

На заседании коллегии Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2019 № 83 осуществлена корректировка тарифов, утвержденных постановлением агентства № 83-в/12 (далее – постановление № 83-в/12). Внесены изменения в объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, откорректированы установленные тарифы на услуги водоотведения.

В частности установлен размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ) в размере 8 928,62 тыс. руб., с которым не согласен административный истец, считая, что Агентством не учтены в полном объеме расходы ООО «АКВАМИР» на оплату услуг других организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в виде расходов на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Постановление № 83-в/12 принято уполномоченным органом, размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27.12.2019.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2019 № 83-в/12 в приложении № 1 к постановлению, таблица 4, в части объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы объем финансовых потребностей, цифры «8 568,93» заменены цифрами «8 928,62».

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

При установлении тарифов на период с 01.01.2017 по 31.12.2020 в состав неподконтрольных расходов на 2017 г. включены расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, связанные с эксплуатацией централизованных систем либо объектов в составе таких систем, в размере 212,97 тыс. руб. (или 282,66 тыс. руб. в перерасчете на 2017 г.) на изменение надежности электрооборудования (изменение на 2 категорию).

При корректировке НВВ на 2019 г. с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов за 2017 г. от значений, учтенных при установлении тарифов, ООО «АКВАМИР» в подтверждение понесенных затрат письмами от 12.09.2018 и 20.11.2018 представило в Агентство копию типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 06.02.2017, регистр бухгалтерского учета «Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям за 2017 г.», копию счета-фактуры от 07.08.2017 № 1, расчет платы за технологическое присоединение и копию акта об осуществлении технологического присоединения объектов электроэнергетики от 07.08.2017, копия акта ввода оборудования в эксплуатацию представлена не была. В связи с чем в состав НВВ на 2019 г. были включены затраты на технологическое присоединение в размере 252,93 тыс. руб., подтверждено экспертным заключением (приложение №1 и № 4).

При корректировке НВВ на 2020 г. с учетом отклонения фактических значений параметров тарифов за 2018 г. от значений, учтенных при установлении тарифов, ООО «АКВАМИР» 18.12.2019 представлена копия подписанного акта ввода оборудования в эксплуатацию от 07.08.2017 № 2. Отклонение фактических расходов от расходов, учтенных в тарифах, составило 33,20 тыс. руб.(286,13 – 252,93), учтено при корректировке НВВ и отражено в приложении № 1 к экспертному заключению по корректировке установленных на 2020 г. тарифов на услуги водоотведения, оказываемые административным истцом на территории деревни Рикасиха сельского поселения «Приморское».

Согласно экспертному заключению агентства от 19.12.2019 разница между товарной выручкой, фактическим размером необходимой валовой выручки составила минус 224,41 тыс. руб. При корректировке НВВ тарифный орган исходил из размера НВВ 9 170,62 с учетом корректировки, составившей минус 224,41 тыс. руб.

Суд, осуществляя нормоконтроль, констатирует, что каких-либо процедурных нарушений и фактических ошибок в определении указанных показателей с очевидностью не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования.

Произведенные тарифным органом расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, определяющих тарифное регулирование, подтверждены экспертным заключением по корректировке установленных на 2020 г. тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО «АКВАМИР».

Истец какого-либо контррасчета не представил, о проведении по делу судебной экспертизы не ходатайствовал. При этом возражения административного истца, приведенные в дополнительных пояснениях к иску, суд отклоняет, поскольку, выводы эксперта какими-либо допустимыми средствами или способами доказывания не опровергнуты, по своей сути представляют собой несогласие с выполненной тарифным органом корректировкой тарифов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 оспариваемого постановления № 83-в/12, приложение № 3, устанавливающее тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО «АКВАМИР» на территории деревни Рикасиха сельского поселения «Приморское» Приморского муниципального района Архангельской области изложено в новой редакции.

Административный ответчик ходатайствовал о принятии признания иска в указанной части, в связи с тем, что была допущена техническая ошибка. Вместо внесения изменений в приложение № 4 были внесены изменения в приложение № 3 оспариваемого постановления.

Согласно части 10 статьи 213 КАС РФ признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

В соответствии с частями 3, 5 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии с частями 7-9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с положениями части 2 статьи 215 КАС РФ решение о признании оспариваемого нормативного правового акта или его части возможно лишь в случае его противоречия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд приходит к выводу о том, что основания для принятия признания административным ответчиком требований отсутствуют.

В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.

Между тем по настоящему административному делу не имеется данных о том, что в правоприменительной практике отсутствует единообразное толкование оспариваемых норм приложения № 3 к постановлению агентства от 19.12.2019 №83-в/12, содержание которого отвечает критериям ясности и недвусмысленности.

В отношении другого акта, не являющегося предметом судебной оценки, допущенная техническая ошибка может быть устранена тарифным органом путем издания акта о прекращении действия, изменения акта или иным способом.

Таким образом, учитывая, что нормативно правовой акт не может быть признан недействующим и противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу лишь в силу выраженного административным ответчиком признания иска, суд находит, что оно противоречит закону и не подлежит удовлетворению. В принятии заявленного административным ответчиком признания иска в части следует отказать.

Приведенные в приложении № 3 постановления агентства № 83-в/12 тарифы утверждены на основании выполненной корректировки тарифов, признаются обоснованными, оснований к удовлетворению заявленного иска в указанной части, суд не усматривает.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что представленные суду материалы свидетельствуют о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих форму и вид, в которых Агентство вправе принимать нормативные правовые акты. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что Агентством при принятии оспариваемого постановления допущены нарушения предусмотренной законодательством процедуры принятия соответствующего тарифного решения, правил его введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, влекущие признание такого тарифного решения недействующим, также не установлено.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью «АКВАМИР» в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 декабря 2019 года № 83-в/12 «О внесении изменений в постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 23 марта 2017 года № 14-в/1» в части абзаца второго подпункта 3 и пункта 1, подпункта 4 пункта 1, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в Архангельский областной суд.

Председательствующий: И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено 29.07.2020.

Судья: И. В. Рогова