НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 21.02.2022 № 3А-34/202221

Дело № 3а-34/2022 21 февраля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Роговой И.В.,

при секретаре Паламар А.И.,

с участием прокурора Кокоянина А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Аренда» о признании недействующими пункта 5669 перечня, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 24 декабря 2019 года № 1467-р, пункта 6479 перечня, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 25 декабря 2020 года № 1515-р,

установил:

распоряжениями министерства имущественных отношений Архангельской области от 24.12.2019 № 1467-р, от 25.12.2020 № 1515-р определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пунктам 5669, 6479 названных Перечней здание АЗС с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> отнесено к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжения министерства имущественных отношений Архангельской области от 24.12.2019 № 1467-р, от 25.12.2020 № 1515-р опубликованы на официальном сайте правительства Архангельской области - http://www.dvinaland.ru 30.12.2019 и 26.12.2020 соответственно.

Общество с ограниченной ответственностью «Инвест-Аренда» (далее по тексту – ООО «Инвест-Аренда»), являясь собственником объекта недвижимости – здания (сооружения) АЗС с кадастровым номером 29:22:081005:144, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 5669 перечня, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 24.12.2019 № 1467-р, пункта 6479 перечня, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 25.12.2020 № 1515-р. В обоснование административного иска указано на отсутствие оснований к отнесению указанного объекта недвижимости к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), а также статьей 1.1 Областного закона № 204-25-ОЗ от 14.11.2003 «О налоге на имущество организаций». Виды разрешенного использования объекта недвижимости «нежилое» и наименование «автозаправочная станция» не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Фактического обследования здания и участка административным ответчиком на момент включения объекта в перечни на 2020-2021 гг. не проводилось. Согласно технической документации объект недвижимости представляет собой автозаправочную станцию 1998 г. постройки, в состав которой входит проезжая часть площадью 1913 кв.м, тротуары площадью 17,8 кв.м, газоны площадью 282,0 кв.м, неустроенные земли площадью 1353,3 кв.м, строение автозаправочной станции общей площадью 35,5 кв.м и объекты инфраструктуры (воздушные ЛЭП, биметаллические кронштейны для светильников, устройство грозозащиты и проч.). Общая площадь объекта недвижимости составляет 3876 кв.м и совпадает с площадью земельного участка, на котором он расположен. Отнесение сооружения АЗС к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, влечет для административного истца двойную налоговую нагрузку по уплате налога на землю и имущество.

В дополнениях к требованиям указано, что в составе АЗС отсутствуют помещения, имеющие признаки недвижимого имущества, конструктивный элемент АЗС – «Операторская» является временным строением, АЗС не эксплуатируется с 2017 г., часть конструктивных элементов АЗС вследствие саморазрушения были утрачены. Административный истец полагает, что принадлежащий ему объект недвижимости мог быть включен в перечень лишь по факту обследования, по результатам которого могло быть принято решение об определении вида фактического использования объекта недвижимости. Само наименование объекта как АЗС однозначно не свидетельствует о том, что он является объектом бытового обслуживания населения.

В судебном заседании представитель ООО «Инвест-Аренда» Климкович С.Л. требования поддержала.

Представитель министерства имущественных отношений Архангельской области Малютина У.Г. с иском не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указано следующее. Принадлежащий административному истцу объект недвижимости – АЗС включен в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, определенного по сведениям ЕГРН как «для размещения объектов бытового обслуживания». Исходя из понятия АЗС как предприятия, осуществляющего розничную продажу нефтепродуктов и оказывающего дополнительные сопутствующие услуги потребителям, АЗС является одним из типов торговых объектов, оказывающих бытовые услуги населению. Проведение обследования для определения фактического использования объектов недвижимого имущества в данном случае не являлось обязательным.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 14, пунктом 2 статьи 372, пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Постановления Правительства Архангельской области от 04.04.2017 № 138-пп «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения» министерство имущественных отношений Архангельской области является исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.

Согласно подпункту 49 пункта 8 Положения о министерстве имущественных отношений Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 05.04.2011 №99-пп, министерство осуществляет полномочия в сфере своего ведения, в том числе определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление перечня в электронной форме в налоговый орган и размещение перечня на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Распоряжения министерства имущественных отношений Архангельской области от 24.12.2019 № 1467-р, от 25.12.2020 № 1515-р, которыми утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции и с соблюдением порядка его опубликования. По указанным основаниям указанные акты не оспариваются.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Архангельской области № 204-25-ОЗ от 14.11.2003 «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций, в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении видов недвижимого имущества, определенных в подпунктах 1-4, с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, относятся: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.

При этом пунктом 4 установлено, что в целях названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, что ООО «Инвест-Аренда» принадлежит на праве собственности автозаправочная станция, расположенная по адресу: <адрес>

Из выписки из ЕГРН следует, что в отношении указанного объекта недвижимости внесены следующие сведения: вид объекта недвижимости - сооружение, кадастровый номер , назначение: нежилое, общая площадь 3876 кв.м, сведения о включении объекта недвижимого имущества в состав единого недвижимого комплекса отсутствуют, сведения о видах разрешенного использования отсутствуют. Сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером

В соответствии с сообщением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером внесены в ЕГРН (ранее государственный кадастр недвижимости) 16.05.2014 на основании технического паспорта на автозаправочную станцию с видом объекта недвижимости «здание». 29.07.2021 по решению государственного регистратора прав Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкого автономного округа исправлена техническая ошибка в сведениях ЕРГН о виде объекта, вид объекта изменен со «здание» на «сооружение».

Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером земельный участок расположен в границах ориентира – строения, адрес ориентира: <адрес>, <адрес> площадь земельного участка 3876 +/- 22 кв.м, вид разрешенного использования – для размещения объектов бытового обслуживания, принадлежит на праве собственности ООО «Инвест-Аренда».

Согласно техническому паспорту на автозаправочную станцию от 12.10.2003, подготовленному ФГУП «Ростехинвентаризация», Архангельский филиал, общая площадь АЗС составляет 3876 кв.м, куда включены: проезжая часть площадью 1913,0 кв.м, тротуары площадью 20,8 кв.м и 17,8 кв.м, зеленые насаждения 282,0 кв.м, неустроенные земли 1353,3 кв.м, застроенная площадь 304,0 кв.м. В составе АЗС указаны: операторская из металла, навес из металлических колонн, бензоколонки из металла, резервуарный парк из металла, насосная, пожарный водоем, очистные сооружения, молниеотвод, забор с калиткой, забор, ворота, проезжая часть, основание из пескогравийной смеси, покрытие – железобетонные плиты, тротуар.

Нежилое помещение общей площадью 35,5 кв.м состоит из операторской площадью 6,5 кв.м, комнаты отдыха площадью 2,8 кв.м, коридора площадью 2,5 кв.м, туалета - 1,8 кв.м, торгового зала -18,3 кв.м, подсобного помещения – 3,6 кв.м. Указана торговая площадь 21,9 кв.м (торговый зал, подсобное помещение).

Объект недвижимого имущества АЗС с кадастровым номером включен министерством имущественных отношений Архангельской области в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2020 и 2021 г. на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как расположенный на земельном участке с видом разрешенного использования – для размещения объектов бытового обслуживания. Обследования по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества – АЗС административным ответчиком не проводилось.

Суд с учетом установленных обстоятельств приходит к выводу о включении сооружения АЗС в соответствующие перечни в нарушение статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), отвечающее одному из перечисленных в подпунктах 1,2 требований.

Из технической документации следует, что сооружение АЗС, как объект недвижимого имущества с кадастровым номером , в своей совокупности, не является отдельно стоящим зданием (строением, сооружением).

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования, в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (ранее действовал приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540).

Согласно описанию, вид разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание» (код 3.3) предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

В соответствии с пунктами 10, 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие), тогда как некапитальными строениями, сооружениями являются строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений.

Сооружение АЗС, исходя из технической документации, включает в себя различные объекты инфраструктуры и коммуникаций, площадь сооружения АЗС как объекта недвижимого имущества равна площади земельного участка. Строение операторской площадью 35,5 кв.м как объект капитального строительства, самостоятельный объект недвижимого имущества и/или составная часть имущественного комплекса на кадастровый учет не поставлен. Административным истцом представлено заключение проектной компании «Роспроект» № 01/2022/10П, в соответствии с которым строение операторской не имеет прочной связи с землей, конструктивные элементы позволяют осуществить его перемещение (разборку/сборку), нет отопления, канализации.

Учитывая сведения технического учета об объекте недвижимости (АЗС), не подтверждающие сведений об АЗС как отдельно стоящем здании (сооружении), отсутствие сведений в ЕГРН об АЗС как имущественном комплексе, о назначении объекта недвижимого имущества, в своей совокупности известные административному ответчику до принятия решения о включении сооружения АЗС с кадастровым номером в перечни, суд полагает, что министерством имущественных отношений Архангельской области в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации должны быть выполнены мероприятия по обследованию указанного объекта недвижимости, определению вида фактического использования, однако данные действия ответчиком не совершены.

Возражения административного ответчика о том, что само наименование объекта недвижимости как автозаправочная станция предполагает оказание населению бытовых услуг в виде продажи топлива и оказании иных услуг дорожного сервиса, суд признаёт несостоятельными. В настоящем деле сооружение АЗС по своим характеристикам не подпадает под критерии, установленные подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вне зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

Суд также учитывает, что согласно акту от 24.09.2021 в ходе обследования министерством имущественных отношений Архангельской области здания (строения сооружения) АЗС установлено, что АЗС отсутствует, на территории расположены парковочные места, сооружение не подлежит включению в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

Исходя из правовых позиций, принятых Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации применение подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает определение налоговой базы по кадастровой стоимости исключительно на основании вида разрешенного использования земельного участка, предусматривающего размещение торговых объектов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 № 46-П).

В силу положений части 2 статьи 62 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность предоставления доказательств соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт. Административный ответчик в подтверждение своей позиции допустимых, достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность включения сооружения АЗС в оспариваемые Перечни, не представил.

Таким образом, по делу установлено наличие оснований для признания пункта 5669 перечня, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 24.12.2019 № 1467-р, пункта 6479 перечня, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Архангельской области от 25.12.2020 № 1515-р, не действующими со дня принятия ввиду противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу ООО «Инвест-Аренда» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9000 рублей, уплаченная при подаче административного искового заявления.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Аренда» о признании недействующими пункта 5669 перечня, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 24 декабря 2019 года № 1467-р, пункта 6479 перечня, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 25 декабря 2020 года № 1515-р, удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 5669 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 24 декабря 2019 года № 1467-р, пункт 6479 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 25 декабря 2020 года № 1515-р.

Обязать министерство имущественных отношений Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с министерства имущественных отношений Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Аренда» в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, 9 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом 03.03.2022

Судья И. В. Рогова