НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 19.08.2011 № 3-47

Дело № 3-47                                                                           19 августа 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,

при секретаре судебного заседания Трусовой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 19 августа 2011 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 4 статьи 13, статей 15, 76 Закона Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» (в редакции от 07.07.2011),

у с т а н о в и л:

постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 08.11.2006 № 931 принят областной закон № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту нахождения судовладельца. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться вышестоящей избирательной комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.

Статьей 15 областного закона от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ предусмотрен порядок включения избирателей в список избирателей и их исключения из списка избирателей, в соответствии с которым:

1. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

2. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах, то в списки избирателей включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 3 настоящего закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

5. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении территориальной избирательной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах соответствующая избирательная комиссия до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

6. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

7. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Сообщение об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через соответствующую территориальную избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия на основании полученного сообщения в графе «Особые отметки» списка избирателей делает отметку: «Включен в список избирателей на избирательном участке № __» с указанием номера избирательного участка.

8. Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка.

9. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих избирательных комиссий и заверения его печатями этих избирательных комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 14 настоящего закона, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. При этом в списке избирателей, а также в базе данных ГАС «Выборы» указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии с указанием даты внесения этой подписи.

10. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

11. После официального опубликования результатов выборов информация об избирателях, содержащаяся в списках избирателей, может использоваться для уточнения сведений об избирателях в регистре избирателей, участников референдума.

Статья 76 областного закона от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ предусматривает порядок голосования избирателей, содержащий следующие положения:

1. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. При совмещении дня голосования на выборах с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации применяются устанавливающие время начала и окончания голосования нормы соответствующего федерального конституционного закона, федерального закона. При совмещении дня голосования на выборах с днем голосования на выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов, областном референдуме применяются устанавливающие время начала и окончания голосования нормы соответствующих областных законов.

2. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

3. На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных и отдаленных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного пунктом 1 настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

4. В день голосования перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, лицам, указанным в пункте 5 статьи 27 настоящего закона, пустые переносные и стационарные ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Если участковая избирательная комиссия проводила досрочное голосование в соответствии с пунктами 10 - 17 статьи 77 настоящего закона, председатель участковой избирательной комиссии предъявляет указанным лицам также опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными досрочно проголосовавшими избирателями.

5. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

6. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый избиратель имеет право получить по одному избирательному бюллетеню по каждому из избирательных округов, в который входит соответствующий избирательный участок. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 11 настоящей статьи. Перед выдачей избирательных бюллетеней член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в пункте 2 статьи 78 настоящего закона, и к избирателю не направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования.

7. При получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Иностранные граждане, участвующие в выборах в соответствии с пунктом 4 статьи 3 настоящего закона и обладающие на данных выборах активным избирательным правом, проставляют в списке избирателей серию и номер документа, удостоверяющего личность и гражданство иностранного гражданина, выданного уполномоченным на то органом соответствующего государства, а также серию и номер вида на жительство. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (соответствующих документа и вида на жительство, предъявленных иностранным гражданином), могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении каждого из избирательных бюллетеней. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень (избирательные бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.

8. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор (при голосовании по многомандатному избирательному округу при условии, что у избирателя более одного голоса, - любых знаков в квадраты, относящиеся к кандидатам, в пользу которых сделан выбор).

9. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.

10. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом зарегистрированного кандидата, уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю.

11. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень, на котором член избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается.

12. Заполненный избирательный бюллетень (заполненные избирательные бюллетени) избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования либо в технические средства подсчета голосов, если таковые используются.

13. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в его отсутствие - секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

14. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться лица, указанные в пункте 5 статьи 27 настоящего закона. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов, составляется участковой избирательной комиссией на основе представленных данными лицами документов.

15. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего закона. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Данное решение принимается в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой избирательной комиссии, удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с федеральным законодательством.

16. Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям, их уполномоченным представителям и доверенным лицам, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.

17. Участковые избирательные комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению избирательной комиссии Архангельской области используют при голосовании на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования.

18. Общее число избирательных участков, где проводится электронное голосование, не должно превышать 1 процент от числа избирательных участков, образованных на территории, на которой проводятся выборы, а если 1 процент от числа избирательных участков, образованных на территории, на которой проводятся выборы, составляет менее пяти избирательных участков, указанное общее число не может быть менее пяти избирательных участков. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования на избирательном участке, форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими избирательными комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов с учетом итогов электронного голосования определяет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

19. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.

Заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 4 статьи 13, статей 15, 76 названного областного закона (с учетом заявленных уточнений).

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству, поскольку исключают образование избирательных участков в местах временного пребывания избирателей, участников референдума на вокзалах и в аэропортах, включение избирателей в списки избирателей на избирательных участках, подлежащих образованию на вокзалах и в аэропортах, возможность получения открепительных удостоверений для реализации избирательных прав. Оспариваемые положения не соответствуют пунктам 2 и 3 статьи 1, пункту 17.1 статьи 17, пункту 5 статьи 19, пункту 1 статьи 62 Федерального закона 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме, но не могут быть изменены либо отменены гарантии избирательных прав граждан, установленные названным федеральным законом.

В судебном заседании начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области Пасько Ю.Н. заявленные уточненные требования  поддержала.

Представители Архангельского областного Собрания депутатов Тодоров И.В., Губернатора Архангельской области – Иванов А.М. не согласились с заявленными требованиями.

Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Закон Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» (с изменениями и дополнениями, действующий в редакциях областных законов от14.03.2007 № 325-16-ОЗ, от 19.03.2008 № 491-25-ОЗ, от 23.09.2008 № 569-29-ОЗ, от 26.11.2008 № 635-31-ОЗ, от 15.04.2009 № 7-2-ОЗ, от 24.06.2009 № 46-4-ОЗ, от 23.09.2009 № 64-5-ОЗ, от 22.10.2009 № 87-6-ОЗ, от 22.10.2009 № 88-6-ОЗ, от 15.02.2010 № 129-10-ОЗ, от 04.05.2010 № 154-12-ОЗ, от 24.09.2010 № 190-15-ОЗ, от 29.10.2010 № 218-16-ОЗ, от 29.10.2010 № 219-16-ОЗ, от 29.10.2010 № 220-16-ОЗ, от 22.03.2011 № 265-20-ОЗ, от 07.07.2011 № 312-23-ОЗ, от 07.07.2011 № 313-23-ОЗ) официально опубликован в печатном издании «Волна» № 45, 21.11.2006; № 23, 30.03.2007; спецвыпуск № 1, 04.04.2008; № 40, 14.10.2008; спецвыпуск № 7, 27.11.2008; № 16, 17.04.2009; № 29, 07.07.2009; № 43, 06.10.2009; № 47, 27.10.2009; № 8, 25.02.2010; № 19, 12.05.2010; № 40, 05.10.2010; № 45, 09.11.2010; № 15, 29.03.2011; № 31, 12.07.2011.

Судом установлено, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, официально опубликован и вступил в законную силу.

На момент рассмотрения дела оспариваемые положения областного закона в установленном порядке не отменены и не утратили силу.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Оспариваемые прокурором положения не противоречат ни федеральным законам, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав, на что указано в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Закон Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» является законом субъекта Российской Федерации, дополняющим гарантии избирательных прав граждан на участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно.

Оспариваемый пункт 4 статьи 13 областного закона от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ определяет, что в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки.

Пункт 5 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, на несоответствие которому указывает прокурор, предусматривает, что в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной порядок отнесения таких участков к избирательным округам, округам референдума. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.

Анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод, что федеральным законодательством установлен не исчерпывающий перечень мест временного пребывания избирателей, участников референдума в которых могут образовываться избирательные участки, участки референдума.

Перечень мест временного пребывания избирателей в соответствии с оспариваемым пунктом 4 статьи 13 областного закона от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ также не является исчерпывающим.

Кроме того, следует учитывать взаимосвязанные положения пункта 17.1 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, согласно которым на избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Федерального закона на вокзалах и в аэропортах, списки избирателей, участников референдума составляются в день голосования. Избиратели, участники референдума, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в списки избирателей, участников референдума по предъявлении открепительного удостоверения.

Поэтому не подлежит удовлетворению и требование прокурора о признании недействующими статей 15, 76 областного закона от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ, определяющих порядок включения избирателей в список избирателей и их исключения из списка избирателей и порядок голосования избирателей, как не предусматривающих порядок включения избирателей в список избирателей на вокзалах и в аэропортах по предъявлении открепительных удостоверений.

Отсутствие в областном законе от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ норм о порядке включения избирателей в список избирателей и их исключения из списка избирателей в местах временного пребывания избирателей (на вокзалах, в аэропортах) по предъявлении открепительных удостоверений обусловлено отсутствием в данном областном законе норм, предусматривающих голосование избирателей посредством предъявления открепительных удостоверений.

Согласно пункту 1 статьи 62 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Устанавливаемый законом период выдачи открепительных удостоверений не может составлять менее 30 дней и должен заканчиваться в день, предшествующий дню голосования.

Из изложенных положений федерального законодательства следует, что избирателю предоставлено право принять участие в голосовании по открепительному удостоверению на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Приведенная норма предусматривает право законодателя субъекта Российской Федерации ввести институт голосования по открепительным удостоверениям, но не обязанность введения такого института.

По смыслу части 1 статьи 253 ГПК РФ оспариваемые прокурором нормы не могут быть признаны недействующими в силу того, что по вопросам, относящимся к полномочиям субъекта Российской Федерации, не были приняты законоположения, принятие которых допускается федеральным законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 4 статьи 13, статей 15, 76 Закона Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» (в редакции от 07.07.2011).

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Судья                                                                                                  Н.Б. Гудушин