7р-283
Р Е Ш Е Н И Е
19 апреля 2022 года город <данные изъяты>
Судья <данные изъяты> областного суда Климова А.А., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица Федерального казенного учреждения «<данные изъяты>» (далее – ФКУ <данные изъяты>) ФИО1 на решение судьи <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от 4 февраля 2022 года,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по <данные изъяты> ФИО2 от 17 августа 2021 года юридическое лицо ФКУ <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от 4 февраля 2022 года указанное постановление изменено. Юридическому лицу - ФКУ <данные изъяты> назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В своей жалобе на решение судьи законный представитель ФКУ <данные изъяты> ФИО1 заявляет о его незаконности. Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, его доказанность, вину юридического лица и квалификацию содеянного, настаивает на малозначительности совершенного административного правонарушения, которое, по мнению автора жалобы, не представляет общественной опасности. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Обращает внимание на то, что ФКУ <данные изъяты> является казенным учреждением, которое финансируется из федерального бюджета. Считает, что фактом возбуждения дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины юридического лица предупредительные цели административного производства достигнуты, в связи с чем назначение наказания в виде административного штрафа носит неоправданно карательный характер. Просит отменить решение судьи, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В настоящее судебное заседание законный представитель юридического лица ФКУ <данные изъяты>, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, защитника не направил.
С учетом надлежащего извещения лица, участвующего в рассмотрении дела, в соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя, явка которого обязательной не признана.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 8.27 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 61 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках. Воспроизводство лесов включает в себя лесное семеноводство, лесовосстановление, уход за лесами, осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Оно осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Лесного кодекса.
Статьей 64 Лесного кодекса установлено, что уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года № 188 утверждены «Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений», действовавшие до 1 января 2021 года. Из пункта 6 данных правил следует, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФКУ <данные изъяты> является юридическим лицом, основным видом экономической деятельности которого является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным. В числе дополнительных видов деятельности Учреждения в Едином государственном реестре юридических лиц указаны лесозаготовки.
Согласно договору постоянного (бессрочного) пользования лесными участками от 18 августа 2011 года № б/н ФКУ <данные изъяты> (далее – Договор) является лицом, использующим лесные участки, расположенные на территории <данные изъяты> участкового лесничества, <данные изъяты> лесничества, имеющего кадастровые номера №.
Во исполнение п.п. «ж» и «м» пункта 2.4 Договора ФКУ <данные изъяты> обязан не позднее, чем за один месяц до начала лесовосстановительных работ представлять Министерству проекты лесовосстановления, а также информацию и документ, подтверждающие качество посевного и посадочного материала и его происхождение. Осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Согласно Проекту лесовосстановления, утвержденному директором ГКУ АО «<данные изъяты>» от 6 августа 2018 года, в период с 6 августа 2018 года по 10 сентября 2018 года на лесном участке площадью 30 га, расположенном в квартале 136 выделах 14,16, 114, 207, 407, 507 <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества, осуществлена посадка лесных культур породы ель. В пункте 18 Проекта указаны виды и способы ухода за лесными культурами, их кратность. В данном пункте определено, что агротехнический уход выполняется согласно Правил лесовосстановления и по годам – 1 год – двукратный, 2 год – двукратный, 3 год –двукратный, 4 год – при необходимости.
Пунктами 50 и 53 Правил лесовосстановления определено, что в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве, проводятся агротехнический и лесоводственный уходы за лесными культурами. К агротехническому уходу, в том числе относится дополнение лесных культур. Дополнению (посадке, взамен погибших растений) подлежат лесные культуры с приживаемостью 25-85%.
Согласно полевой карточке инвентаризации лесных культур от 16 сентября 2019 года на площади 30 га, расположенной в квартале 136 выделах 14,16, 114, 207, 407, 507 <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества, проведена инвентаризация лесных культур, при которой установлено, что приживаемость на площади составляет 55%. Согласно рекомендациям, указанным в карточке, необходимо провести дополнение лесных культур до проектной густоты 3,5 тыс шт/га.
Согласно Проекту лесовосстановления, утвержденному 12 апреля 2013 года заместителем начальника ФКУ <данные изъяты> и согласованному руководителем территориального органа Департамента лесного комплекса <данные изъяты> области, в период весна-осень 2013 года на лесном участке площадью 28,5 га, расположенном в квартале 136 выделе 16 <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества, осуществлена посадка лесных культур породы ель. Пунктом 20 Проекта лесовосстановления указаны виды и способы ухода за лесными культурами, их кратность. В данном пункте определено, что агротехнический уход выполняется согласно Правил лесовосстановления и по годам – 1 год – двукратный, 2 год – двукратный, 3 год –двукратный, 4 год – при необходимости.
Согласно полевой карточке инвентаризации лесных культур от 16 сентября 2019 года на площади 28,5 га, расположенной в квартале 136 выдела 16 <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества, проведена инвентаризация лесных культур, при которой установлено, что приживаемость на площади составляет 79,5%. Согласно рекомендациям, указанным в карточке, необходимо провести дополнение лесных культур крупномерным посадочным материалом.
Письмом от 31 марта 2020 года № 182 ГКУ АО «<данные изъяты>» довело до ФКУ <данные изъяты> информацию об объемах лесовосстановительных работ на 2020 год и местах их проведения, в том числе по дополнению лесных культур на площади 58,5 га со сроком выполнения с 10 мая 2020 года по 20 июня 2020 года и с 1 августа 2020 года по 10 сентября 2020 года.
Письмом от 31 марта 2020 года № 191 ГКУ АО «<данные изъяты>» довело до ФКУ <данные изъяты> информацию о территориальном расположении лесных участков, на которых требуется проведение дополнения лесных культур.
Из отчета по форме 1-ВJI «Отчет о воспроизведении лесов и лесоразведении» за январь-декабрь 2020 года, подписанного 5 января 2021 года начальником ФКУ <данные изъяты> ФИО3, представленного Учреждением в Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <данные изъяты> области, следует, что в 2020 году юридическим лицом дополнение лесных культур не проведено.
Следовательно, при рассмотрении дела обоснованно установлено, что ФКУ <данные изъяты> до 00 часов 01 минуты 1 января 2021 года не исполнило работы по воспроизводству лесов, а именно не произвело дополнение лесных культур на лесных участках на площади 58,5 га, расположенных в квартале 136 выделах 14,16, 114, 207, 407, 507 (площадь 30 га) и в квартале 136 выделе 16 (площадь 28,5 га) <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ <данные изъяты> к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, договором постоянного (бессрочного) пользования лесным участком для заготовки древесины с Приложениями и дополнительным соглашением к нему, письмами ГКУ АО «<данные изъяты>», проектами лесовосстановления, полевыми карточками инвентаризации лесных культур, отчетом о воспроизведении лесов и лесоразведении и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия (бездействие) ФКУ <данные изъяты> квалифицированы правильно.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы, поданной на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по <данные изъяты> ФИО2 от 17 августа 2021 года были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в решении судьи Плесецкого районного суда.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Размер административного наказания, назначенного Учреждению постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по <данные изъяты> ФИО2 от 17 августа 2021 года, в виде административного штрафа решением судьи <данные изъяты> районного суда обоснованно снижен на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ до 100 000 рублей.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
В силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом обстоятельств дела. В настоящем случае, существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении ФКУ <данные изъяты> к исполнению своих обязанностей как пользователя лесными участками.
ФКУ <данные изъяты>, в постоянном (бессрочном) пользовании которого находятся лесные участки, и на которое возложена обязанность по лесовосстановлению, не может нарушать законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, привлечение названного лица к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Оснований для изменения состоявшихся по делу актов путем замены административного штрафа на предупреждение также не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от 4 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица Федерального казенного учреждения «<данные изъяты>» (ФКУ <данные изъяты>) ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.А. Климова