НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 16.03.2020 № 3А-254/202016МА

Дело № 3а-254/2020 16 марта 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.

при секретаре Пукановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 16 марта 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Захаровой В.С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

Захарова В.С. обратилась в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование исковых требований указала, что имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 04 декабря 2014 года по делу № 2-5907/2014 удовлетворены ее исковые требования к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда. Решение вступило в законную силу 13 января 2015 года, для принудительного его исполнения был выдан исполнительный лист . Решение суда исполнено только 11 декабря 2019 года, истцу предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Раннее решением Архангельского областного суда от 14 ноября 2018 года по делу № 3а-998/2018 истцу была присуждена компенсация за неисполнение судебного решения. До исполнения решения суда истец вынуждена была проживать в предоставленном жилом помещении маневренного фонда по адресу: г. Северодвинск, ул. Макаренко, д. 16, кв. 90, договор найма жилого помещения маневренного фонда от 23 января 2018 года. Данное помещение представляет собой комнату в доме коридорного типа, жилой площадью 12,7 кв.м., находящуюся в плохом состоянии (плесень, тараканы, низкий температурный режим по причине плохого отопления, перепады с водой, асоциальные соседи), что причиняло значительные неудобства, привело к возникновению частых простудных заболеваний. Иного пригодного для проживания жилого помещения истец не имела. Уровень дохода не позволял ей самостоятельно приобрести жилое помещение, в том числе с использованием кредитных средств. Просит взыскать с ответчика компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании административный истец и ее представитель Бычкова А.П. исковые требования поддержали.

Представители административных ответчиков Финансового управления Администрации Северодвинска, министерства финансов Архангельской области, заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Северодвинск», Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска, Управления муниципального жилищного фонда Администрации Северодвинска, министерства образования и науки Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Из отзыва заинтересованного лица администрации муниципального образования «Северодвинск» на административное исковое заявление следует, что с 2015 года Администрация Северодвинска предпринимала все возможные меры для исполнения судебного решения. Решение суда исполнено, 11 декабря 2019 года с административным истцом заключен договор найма специализированного жилого помещения, состоящего из однокомнатной квартиры, жилой/общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Ранее административному истцу было предоставлено жилое помещение маневренного фонда по адресу: г. Северодвинск, ул. Макаренко, д. 16, комн. 90, пригодное для постоянного проживания. Ответственность за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть возложена исключительно на министерство финансов Архангельской области. 14 ноября 2018 года Архангельским областным судом в пользу Захаровой В.С. взыскана компенсация за неисполнение судебного акта в разумный срок с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в размере 48 000 рублей, с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области – 72 000 рублей. Заявленные требования о взыскании компенсации в размере 50 000 рублей чрезмерно завышены. Администрация полагает, что требования истца не основаны на законе, просит в удовлетворении требований отказать. В случае если суд придет к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, просит снизить размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок ввиду несоразмерности последствиям нарушенного права.

Управлением социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска сообщено, что Захарова В.С. распоряжением заместителя Главы Администрации по городскому хозяйству от 15 ноября 2012 года № 174-рж принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 04 декабря 2014 года, вступившим в законную силу 13 января 2015 года, Администрация Северодвинска обязана предоставить Захаровой В.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Постановлением Администрации МО «Северодвинск» от 03 декабря 2019 года жилое помещение Захаровой В.С. предоставлено, договор найма подписан 11 декабря 2019 года. Ранее, решением Архангельского областного суда от 14 ноября 2018 года по делу № 3а-998/2018 Захаровой В.С. была присуждена компенсация за неисполнение решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 04 декабря 2014 года.

Заслушав пояснения административного истца, ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59 указанного постановления).

Как следует из материалов дела, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 2 статьи 11 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом установлено, что вступившим в законную силу 13 января 2015 года решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 04 декабря 2014 года по гражданскому делу № 2-5907/2014 исковые требования заместителя прокурора г. Северодвинска в интересах Захаровой В.С. удовлетворены. На администрацию муниципального образования «Северодвинск» возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде квартиры, общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Северодвинск» за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Выданный судом исполнительный лист к исполнению в ОСП по г. Северодвинску предъявлен не был.

03 декабря 2019 года Главой Северодвинска принято постановление о предоставлении Захаровой В.С. однокомнатной квартиры муниципального специализированного жилищного фонда жилой/общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на 5 лет.

11 декабря 2019 года между Управлением муниципального жилищного фонда Администрации Северодвинска (наймодатель) и Захаровой В.С. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, , по которому наймодатель передал нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования «Северодвинск», состоящее из однокомнатной квартиры жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.

С настоящим административным исковым заявлением Захарова В.С. обратилась в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области 07 февраля 2020 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок, поскольку решение суда фактически было исполнено в момент заключения договора найма жилого помещения – 11 декабря 2019 года.

Решением Архангельского областного суда от 14 ноября 2018 года по административному делу № 3а-998/2018 в пользу Захаровой В.С. была взыскана компенсация за нарушение права на исполнение указанного выше решения суда в разумный срок с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в размере 48 000 рублей, с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в размере 72 000 рублей за период с 13 января 2015 года по 14 ноября 2018 года.

Продолжительность исполнения судебного решения в данном случае составляет 01 год 26 дней (с 15 ноября 2018 года по день исполнения решения суда).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным. Поведение административного истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.

В качестве причин, препятствующих администрации муниципального образования «Северодвинск» исполнить решение суда о предоставлении Захаровой В.С. жилого помещения, указано, что в адрес министерства образования и науки Архангельской области ежемесячно направляются отчеты о количестве решений суда по гражданским делам о предоставлении детям-сиротам жилых помещений в рамках указанных государственных полномочий, находящихся на контроле в Администрации Северодвинска. Данные показатели, согласно методике расчета распределения субвенций Архангельской области, учитываются при распределении средств субвенций муниципальным образованиям. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется только за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых ежегодно муниципальному образованию «Северодвинск». Администрацией Северодвинска постоянно проводятся мероприятия, направленные на их полное и своевременное исполнение. В 2015 году на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа было выделено 16 505 479,40 руб. По результатам проведенной в 2015 году работы было заключено 8 муниципальных контрактов на общую сумму 16 388 655 руб. Неосвоенный остаток средств субвенций составил 116 824,40 руб., что недостаточно для приобретения однокомнатной квартиры. В 2016 году на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений было выделено 18 706 700 руб. (6 282 900 руб. областного бюджета, 12 423 800 руб. из федерального бюджета). В 2016 году проведено 33 электронных аукционов, по результатам которых для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретено 10 квартир. В 2017 году на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений выделено 23 679 700 руб. (7 407 900 руб. областного бюджета, 16 271 000 руб. из федерального бюджета). На указанные денежные средства в 2017 году приобретено только 5 квартир. В 2018 году на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений было выделено 18 343 240 руб. На указанные денежные средства в 2018 году приобретено 17 квартир. В 2019 году на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений выделено 42 725 149 руб. На указанные денежные средства в 2019 году приобретено 25 квартир. Выплата компенсаций за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок приводит к значительным расходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Расходы местных бюджетов, связанные с выплатой данной компенсации, препятствуют как исполнению судебных актов, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по исполнению требований имущественного и (или) требований неимущественного характера, так и исполнению ими социально значимых обязательств. Согласно сведениям, представленным Финансовым управлением Администрации Северодвинска, местный бюджет на 2017-2019 годы утвержден с дефицитом. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта в случае отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на данные цели в местном бюджете, не может считаться нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Министерством финансов Архангельской области указано, что ответственность за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть возложена исключительно на муниципальное образование «Северодвинск», являющееся ответчиком по рассмотренному Северодвинским городским судом Архангельской области 04 декабря 2014 года делу № 2-5907/2014. Данным судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Надлежащим административным ответчиком по делу является Финансовое управление администрации муниципального образования «Северодвинск». На осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений бюджету муниципального образования «Северодвинск» на 2014 год перечислены субвенции на общую сумму 10 682,5 тыс. руб., на 2015 год – 7 748,2 тыс. руб., на 2016 год – 21 356,2 тыс. руб., на 2017 год – 17 035,2 тыс. руб., на 2018 год – 13 563,8 тыс. руб., на 2019 год – 36 552,6 тыс. руб., на 2020 год предусмотрены субвенции в размере 40 555,9 тыс. руб.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 вышеназванного постановления от 29.03.2016 № 11, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии со статьей 5, пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 5 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется также в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 45, пункт 1 статьи 46).

В силу пункта 2 статьи 46 данного закона в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности, осуществляют следующие государственные полномочия: приобретают жилые помещения либо осуществляют организацию строительства жилых домов, либо приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений и т.д.

Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий, указанных в статье 46 областного закона № 84-5-ОЗ, установлен постановлением Правительства Архангельской области от 14.01.2014 № 1-пп, в соответствии с которым финансирование расходов на указанные цели осуществляется путем предоставления министерством образования и науки Архангельской области органам местного самоуправления Архангельской области субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений на лицевые счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

По сообщению министерства образования и науки Архангельской области на 2018 год муниципальному образованию «Северодвинск» на исполнение государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений выделены денежные средства в размере 18 343 240,00 руб. По состоянию на 31 декабря 2018 года средства Администрацией Северодвинска израсходовано 16 090 990,00 рублей, приобретено 8 жилых помещений для детей-сирот, обеспечено жилыми помещениями 6 человек.

На 2019 год муниципальному образованию «Северодвинск» на те же цели выделены денежные средства в размере 42 725 149 руб., на которые за 2019 год Администрацией Северодвинска приобретено 20 благоустроенных квартир для детей-сирот, обеспечено жилыми помещениями 27 человек (с учетом жилья, приобретенного в конце 2018 года).

В 2018 году на вышеуказанные цели муниципальному образованию «Северодвинск» были дополнительно выделены средства из областного бюджета в размере 308 267,09 рублей.

Также в 2019 году муниципальному образованию «Северодвинск» увеличены объемы финансирования из областного бюджета на 6 172 459,0 руб. (с 36 552 600,0 руб. до 42 725 149,0 руб.) за счет восстановления остатков областных средств, неиспользованных на вышеуказанные цели в 2018 году, в размере 2 252 250,0 руб., перераспределения между муниципальными образованиями в размере 1 659 991,3 руб. и дополнительного финансирования в размере 2 260 217,7 руб.

Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемых органами государственной власти Архангельской области мер недостаточно для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные решения о предоставлении жилья.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для присуждения компенсации за неисполнение принятого в пользу административного истца судебного акта в разумный срок.

В силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.

Пунктом 2 статьи 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» и пунктом 3 статьи 14 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено, что именно органы местного самоуправления городского округа принимают решение о предоставлении данной категории граждан жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключают договор найма.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

При определении надлежащего административного ответчика, суд связан толкованием действующего законодательства, данным в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 04 декабря 2019 года по делу № 66а-22/2019, согласно которому обязанность выплатить административному истцу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не может быть возложена на финансовый орган Архангельской области, поскольку каких-либо обязанностей на органы государственной власти Архангельской области решение суда не возлагает.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления к министерству финансов Архангельской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется.

В силу пунктов 1.1, 1.5 Положения о Финансовом управлении Администрации Северодвинска, утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от 24.05.2007 № 64, названный орган местного самоуправления является функциональным органом Администрации Северодвинска, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, является финансовым органом Северодвинска. Управление является юридическим лицом.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», именно на этого административного ответчика надлежит возложить обязанность выплатить административному истцу компенсацию за нарушение его права на исполнение судебного акта в разумный срок.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

23 января 2018 года должником истцу по договору найма жилого помещения маневренного фонда было предоставлено жилое помещение маневренного жилищного фонда по ул. Макаренко, д. 16, комн. 90 в г. Северодвинске.

Таким образом, с 2018 года истец была обеспечена временным жильем.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, не препятствующего его исполнению, суд считает необходимым взыскать с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу Захаровой В.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.

Следовательно, взысканию с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу Захаровой В.С. подлежит государственная пошлина в возврат в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Захаровой В.С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.

Взыскать с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу Захаровой В.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет Захаровой В.С., открытый в <данные изъяты>.

Взыскать с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу Захаровой В.С. государственную пошлину в возврат в сумме 300 рублей.

В удовлетворении административного искового заявления Захаровой В.С. к министерству финансов Архангельской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение суда о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко