НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 15.09.2021 № 3А-485/2021

Дело №3а-485/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 15 сентября 2021 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Паламар А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Большакова А.Н., Большаковой В.А. в лице законного представителя Большакова А.Н. к финансовому управлению администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Большаков А.Н., действующий также в интересах несовершеннолетней Большаковой В.А. обратились в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации в размере по 434 950 рублей каждому за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование требований указали, что вступившим в законную силу решением Онежского городского суда Архангельской области от 21 августа 2014г. удовлетворены исковые требования прокурора в интересах Большакова Н.А., Большакова А.Н., несовершеннолетней Большаковой В.А., Большаковой Т.Н., несовершеннолетней Гуминской Т.С. к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о предоставлении данным лицам жилого помещения по договору социального найма. Полагают, что неисполнение вступившего в силу судебного постановления на протяжении длительного времени привело к нарушению права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, что является основанием для выплаты соответствующей компенсации.

Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Представители административных ответчиков финансового управления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», заинтересованного лица МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменном отзыве администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», финансовое управление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» с иском не согласились.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу частей 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59 указанного Постановления).

Судом установлено, что вступившим в законную силу 27 октября 2014 г. решением Онежского городского суда Архангельской области от 21 августа 2014г. по делу №2-662/2014 удовлетворены исковые требования прокурора в интересах Большакова Н.А., Большакова А.Н., несовершеннолетней Большаковой В.А., Большаковой Т.Н., несовершеннолетней Гуминской Т.С. к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о предоставлении данным лицам жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающего указанным в решении суда характеристикам, находящегося в границах г.Онега.

Судом выдан исполнительный лист, который направлен в ОСП по Онежскому району УФССП по Архангельской области.

3 июня 2016 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Онежскому району УФССП по Архангельской области на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем взыскан исполнительский сбор в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок, неоднократно выносились требования об исполнении решения суда.

До настоящего времени решение суда не исполнено, иное благоустроенное жилое помещение истцам не предоставлено.

С настоящим административным исковым заявлением истцы обратились в суд в период исполнения судебного акта, то есть в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.

Решением Архангельского областного суда от 6 февраля 2020 г. по административному делу №3а-126/2020 с финансового управления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу Большакова Н.А., Большакова А.Н., несовершеннолетней Большаковой В.А., Большаковой Т.Н., несовершеннолетней Гуминской Т.С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере по 20 000 рублей каждому.

Продолжительность (подлежащего учету для целей взыскания) исполнения судебного решения в данном случае составляет 1 год 7 месяцев 8 дней (с 7 февраля 2020 г. по дату вынесения настоящего решения).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным. Поведение административных истцов не влияло на длительность исполнения судебного акта.

Из отзывов административных ответчиков следует, что указанное решение планируется исполнить в четвертом квартале 2021 г. Право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок административные ответчики за истцами не признают.

Меры по исполнению решения суда должником нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах, административные истцы имеют право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

По смыслу пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона №68-ФЗ настоящее судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должно быть исполнено соответствующим финансовым органом, каковым является Финансовое управление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», за счет средств местного бюджета. Административный иск к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» удовлетворению не подлежит.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителей, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Суд считает, что разумный срок исполнения судебного акта о предоставлении жилого помещения являлся значимым для истцов.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателей, размер ранее взысканных в пользу истцов компенсаций, суд считает необходимым взыскать с Финансового управления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу истцов компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере по 15 000 рублей каждому. Суммы компенсаций подлежат зачислению на расчетные счета истцов.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №68-ФЗ, части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с положениями части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с финансового управления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу Большакова А.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в возврат в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Большакова А.Н., Большаковой В.А. в лице законного представителя Большакова А.Н. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.

Взыскать с финансового управления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу Большакова А.Н. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет Большакова А.Н.<данные изъяты>.

Взыскать с финансового управления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу Большакова А.Н. государственную пошлину в возврат в размере 300 рублей.

Взыскать с финансового управления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу Большаковой В.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет Большаковой В.А.<данные изъяты>.

Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2021 г.

Председательствующий:

судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин