НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 14.10.2019 № 3А-667/19

Дело №3а-667/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 14 октября 2019 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Паламар А.И.,

с участием прокурора Подчередниченко О.С.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бауровой О.К. о признании недействующими в части Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 г. № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» и Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 г. №1-пп «Об утверждении порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями»,

установил:

Архангельским областным Собранием депутатов 11 декабря 2012 г. принят и 17 декабря 2012 г. подписан губернатором Архангельской области Закон Архангельской области № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее – Областной закон № 591-36-ОЗ).

Областной закон опубликован в изданиях «Волна», № 50/1, 21 декабря 2012 г., «Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва», № 36, 2012 г.

Впоследствии в Областной закон № 591-36-ОЗ вносились изменения.

Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 г. № 1-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями (далее – Постановление № 1-пп, Порядок).

Постановление № 1-пп, Порядок опубликованы в издании «Волна», № 2, 21 января 2014 г.

Впоследствии в Порядок вносились изменения.

Баурова О.К. обратилась в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Областного закона № 591-36-ОЗ в части отсутствия в нем правового регулирования порядка формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда, во взаимосвязи по срокам и объему со списком лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

Также Баурова О.К. обратилась в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Порядка, в части отсутствия в нем указания на расчет общего объема финансовых средств для осуществления государственных полномочий по своевременному предоставлению детям-сиротам и приравненным к ним лицам жилья в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

В обоснование административных исков указано, что Баурова О.К. является субъектом регулируемых оспариваемыми нормативными актами правоотношений. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 7 ноября 2016 г. (№33-6432/2016) удовлетворены исковые требования Бауровой О.К. к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении ей во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Отделом судебных приставов возбуждено исполнительное производство, решение суда не исполнено. Отсутствие в оспариваемых нормативных актах указанных выше нормативных положений противоречит федеральному законодательству, создает предпосылки для неисполнения вступившего в законную силу решения суда и нарушает ее права на своевременное обеспечение жилым помещением.

Определением судьи Архангельского областного суда от 23 августа 2019 г. дела по административным искам Бауровой О.К. объединены в одно производство.

Административный истец Баурова О.К. извещена о времени и месте судебного заседания. В зале судебного заседания присутствовала в качестве слушателя.

Представитель административного истца Лиманский Д.В. в судебное заседание не явился. В письменном отзыве требования поддержал.

Представитель административного ответчика Архангельского областного Собрания депутатов (далее – областное Собрание) Тодоров И.В. в судебном заседании с требованиями не согласился.

Представитель административных ответчиков Правительства Архангельской области, Губернатора Архангельской области Андреечев И.С. в судебном заседании с требованиями не согласился.

Представитель заинтересованного лица министерства финансов Архангельской области Веригина М.А. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованное лицо министерство образования и науки Архангельской области представителя в судебное заседание не направило, о его времени и месте извещено, в письменном отзыве с требованиями не согласилось.

Суд вынес определение о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Прокурор областной прокуратуры Подчередниченко О.С. дал заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Областное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области (пункт 1 статьи 20 Устава Архангельской области, пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 184-ФЗ) и осуществляет свои полномочия посредством принятия областных законов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 и подпункт «б» пункта 1 статьи 23 Устава Архангельской области, подпункт «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ).

К полномочиям Правительства Архангельской области отнесено осуществление мер по проведению единой государственной политики в области финансов и социального обеспечения (подпункт «а» статьи 31.2 Устава Архангельской области, пункт 1 статьи 19 областного закона от 20 мая 2009 г. №19-3-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» (далее – Областной закон №19-3-ОЗ)), реализация которых осуществляется им путем принятия нормативных правовых актов в форме постановлений (пункт 2 статьи 22 Областного закона № 19-3-О3).

Возможность наделения законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления полномочием по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов закреплена в пункте 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ и статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131 -ФЗ).

В перечень полномочий, которые не могут передаваться субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления, согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, указанное полномочие не включено.

В целях реализации указанного права главой VII областного закона от 20 сентября 2005 г. № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее – Областной закон № 84-5-О3) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области (далее – органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые средства для осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений передаются органам местного самоуправления в форме субвенций.

Согласно пункту 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, то есть, применительно к Архангельской области – Правительством Архангельской области (пункт 5 статьи 47 Областного закона №84-5-ОЗ).

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с соблюдением порядка их принятия. Порядок их принятия административным истцом не оспаривается.

Баурова О.К. является субъектом регулируемых оспариваемыми нормативными актами правоотношений, поскольку по вступившему в законную силу судебному акту администрация муниципального образования «Северодвинск» обязана предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 7 ноября 2016 г. по делу №33-6432/2016). Следовательно, она имеет право на подачу такого административного иска и его рассмотрение по существу, применительно к положениям части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец оспаривает Областной закон № 591-36-ОЗ и Порядок в части отсутствия в них правового регулирования порядка формирования специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи по срокам и объему со списком лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ, однако не указывает конкретных правовых норм Областного закона № 591-36-ОЗ и Порядка, которые должны быть признаны судом недействующими. При этом, административный истец не приводит конкретные правовые нормы нормативных правовых актов более высокой юридической силы, которым бы противоречили оспариваемые нормативные правовые акты. Фактически административный истец ссылается на недостаточность выделяемых из областного бюджета средств на указанные бюджетные обязательства.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя определяются Федеральным законом № 159-ФЗ.

По мнению суда, оспариваемые нормативные правовые акты положениям Федерального закона № 159-ФЗ, а так же иным нормативным правовым актам более высокой юридической силы, не противоречат.

Ссылка административного истца на то, что федеральным законодателем предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, правового значения не имеет, поскольку по своей сути касается вопроса конкретного правоприменения, то есть своевременности исполнения вступившего в законную силу судебного постановления о предоставлении жилого помещения. Вместе с тем, ни Областной закон № 591-36-ОЗ, ни Порядок не содержат правового регулирования, содержащего какие-либо ограничения для реализации указанного требования.

Жилищный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон №159-ФЗ не содержат конкретных требований к правовому регулированию исполнения субъектом Российской Федерации обязанности по предоставлению детям-сиротам жилых помещений по договорам специализированного государственного жилищного фонда.

Порядок не может регулировать вопросы объема финансовых средств на реализацию рассматриваемых полномочий, устанавливать расчет общего объема финансовых средств для осуществления государственных полномочий по своевременному предоставлению детям-сиротами жилых помещений.

Целью и предметом регулирования Порядка является регулирование межбюджетных отношений, возникающих между исполнительными органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления при осуществлении переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Архангельской области.

Из анализа норм Порядка следует, что он регламентирует процедурные вопросы, связанные с ежегодным перечислением средств субсидии из областного бюджета в местные бюджеты.

Порядком не устанавливаются и не изменяются сроки предоставления жилых помещений детям-сиротам.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.

Такую методику содержит статья 47 областного закона № 84-5-ОЗ, которая является основанием для расчета размера субвенции конкретному местному бюджету и их общего объема и соответственно основанием для их последующего включения в областной бюджет, исходя из возможностей областного бюджета.

Суд соглашается с возражениями административных ответчиков о том, что вопросы о бюджетных ассигнованиях для осуществления соответствующих полномочий могут быть предусмотрены исключительно в областном бюджете, а не в оспариваемых нормативных правовых актах (административный истец оперирует понятием «объем средств»).

Областной закон № 591-36-ОЗ и Порядок устанавливают расходные обязательства Архангельской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в форме предоставления субвенции местным бюджетам на указанные цели.

В соответствии с абзацем двадцатым статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (субъекта Российской Федерации) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абзац двадцать первый статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (абзац двенадцатый статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Учитывая содержание указанных понятий, конкретные расходы на приобретение и строительство жилых помещений для их предоставления детям-сиротам в форме субвенции местным бюджетам определяются в областном бюджете. Их конкретный объем определяется областным законом об областном бюджете, принятие которого осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В оспариваемом Порядке предусматривается, что министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства образования и науки Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета. Субвенции предоставляются министерством образования и науки Архангельской области местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели министерству образования и науки Архангельской области (пункт 3 Порядка).

Суд соглашается с возражениями ответчиков о том, что не представляется возможным создать правовую конструкцию в правовом акте, регулирующем расходные обязательства, исходя из предоставления бюджетных средств в необходимых объемах, поскольку термин «необходимый объем» является неопределенным, исходя из того, что число указанных лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, постоянно меняется в зависимости от достижения ими совершеннолетнего возраста, принятия решений об исключении и о включении в сводный список либо решений о предоставлении жилых помещений.

В соответствии со статьей 31 Бюджетного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти вправе самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Положениями статьи 33 Бюджетного Кодекса Российской Федерации закреплен принцип сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

В соответствии с пунктами 1 – 3 статьи 26.13 Федерального закона № 184-ФЗ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет; органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают сбалансированность бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации; формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных данным Федеральным законом и Бюджетным Кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

Таблицей № 22 приложения № 19 к областному закону от 17 декабря 2018 г. № 35-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Доводы, изложенные административным истцом в обоснование иска фактически касаются объема бюджетных ассигнований, выделяемых на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, которые оспариваемыми нормативными актами не закреплены. Объем таких расходов утверждается в областном законе об областном бюджете, проверка которого в предмет административного иска не входит.

Суд так же отмечает, что в силу закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, решение суда не может подменять собой решения уполномоченных органов государственной власти, так как принятие решения об объемах бюджетных ассигнований и механизме их выделения осуществляется уполномоченными органами в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации. Следовательно, вопрос правового регулирования выделения бюджетных ассигнований в финансовом году на обеспечение определенных расходных обязательств публичного образования не являются предметом судебного разбирательства по настоящему делу.

В связи с тем, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот переданы органам местного самоуправления, то предметом правового регулирования Областного закона № 591-36-ОЗ и Порядка не является формирование специализированного жилищного фонда Архангельской области.

Способы формирования специализированного муниципального жилищного фонда для предоставления детям-сиротам жилых помещений определены в пункте 2 статьи 46 Областного закона № 84-5-ОЗ (приобретение жилых помещений для предоставления их детям-сиротам, организация строительства жилых домов и т.д.).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 (далее – Правила).

Следовательно, субъекты Российской Федерации не определяют порядок формирования специализированного муниципального жилищного фонда. Органы местного самоуправления осуществляют эти полномочия, руководствуясь Правилами.

Административные ответчики, при осуществлении нормотворческих функций, не воспроизвели нормы указанных Правил в оспариваемых нормативных правовых актах, на что имели право усмотрения. Такое воспроизведение по их утверждению было бы лишено правового смысла, с чем суд соглашается, поскольку дублирование в нормативных правовых актах аналогичных норм из нормативных правовых актов более высокого порядка не вносит в существующее правовое регулирование какой-либо новой содержательной сути.

С 1 января 2019 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменился порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».

В пунктах 1 - 3 статьи 13 Областного закона № 591-36-ОЗ содержится процедура распределения специализированного жилищного фонда Архангельской области, включающая в себя, в том числе сроки такого распределения, аналогичная процедуре распределения, предусмотренной пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Следовательно, Областным законом №591-36-ОЗ урегулирована процедура распределения специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

Вопреки доводам административного искового заявления, являющихся не конкретизированными, оспариваемые нормативные правовые акты не содержат коррупциогенных факторов, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции) поскольку ими определены сроки, условия и основания принятия решений исполнительными органами государственной власти Архангельской области, а также урегулирован порядок совершения исполнительными органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления действий в области правоотношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ссылка административного истца на отдельные судебные акты Верховного Суда Российской Федерации судом не принимается, поскольку административный истец ссылается на фрагменты судебных актов без учета их смыслового контекста, судебные акты вынесены по другим делам с отличными предметами и основаниями исков и их содержание не указывает на противоречие оспариваемых нормативных правовых актов федеральному законодательству.

Таким образом, суд не находит оснований для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Бауровой О.К. о признании недействующими:

- Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 г. № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» в части отсутствия правового регулирования порядка формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда, во взаимосвязи по срокам и объему со списком лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 г. №1-пп «Об утверждении порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями» в части отсутствия указаний на расчет общего объема финансовых средств для осуществления государственных полномочий по своевременному предоставлению детям-сиротам и приравненным к ним лицам жилья в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий:

судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин