РЕШЕНИЕ
Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу Румянцевой Натальи Дмитриевны на постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 2 июля 2018 года,
установил:
постановлением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 2 июля 2018 года главный специалист администрации Вычегодского административного округа администрации муниципального образования «Котлас» Румянцева Н.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Румянцева Н.Д. в жалобе, не оспаривая фактические обстоятельства дела и юридическую оценку содеянного, просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 152 БК РФ к участникам бюджетного процесса относятся, в том числе получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Под лимитами бюджетных обязательств понимаетсяобъем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
За принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, статьей 15.15.10 КоАП РФ установлена административная ответственность для должностных лиц.
Согласно Положению об администрации Вычегодского административного округа администрации МО «Котлас», утвержденному решением Собрания депутатов МО «Котлас» от 22.12.2011 № 258-531-р (в ред. от 20.02.2014 № 36-н, от 21.12.2017 № 256н) администрацияВычегодского административного округа является территориальным органом администрации МО «Котлас» и осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения на территории Вычегодского административного округа.
Администрации Вычегодского административного округа является получателем бюджетных средств.
Как усматривается из материалов дела, контрольно-ревизионным отделом Финансового управления МО «Котлас» в период с 9 января по 20 марта 2018 года проведена выездная плановая проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности администрации Вычегодского административного округа за период с 1 января по 31 декабря 2017 года на основании распоряжения Финансового управленияот ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№)и в соответствии с планом мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Ответственными лицами за финансово-хозяйственную деятельность администрации Вычегодского административного округа в проверяемый период являлись: глава администрации Гомзяков Н.П. и его заместитель Полковников С.В. (с правом первой подписи) и главный специалист администрации Румянцева Н.Д. (с правом второй подписи).
В ходе проверки установлено, что между администрацией Вычегодского административного округа МО «Котлас» и ПАО «АСК» 1 января 2017 года заключен государственный контракт № на продажу электрической энергии, в соответствии с которым на каждый месяц установлены договорные объемы потребления электрической энергии в рамках лимитов бюджетных обязательств на 2017 год на общую сумму 1 803 600 рублей.
В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, действует Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Пунктом 11 Приложения №2 к указанному Приказу установлено, что данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке - по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа; и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в Главной книге. Регистры бухгалтерского учета подписываются лицом, ответственным за его формирование. Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета согласно представленным для регистрации первичным учетным документам обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Согласно данным Главной книги за 2017 год администрация Вычегодского административного округа приняла денежные обязательства по оплате уличного освещения (по разделу, подразделу № «Благоустройство» целевой статье № «Мероприятия по уличному освещению») на сумму 3 139 095,59 рублей, что на 1 139 095,59 рублей превышает утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из содержания примечания к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах и органах местного самоуправления.
В проверяемый период Румянцева Н.Д. являласьглавным специалистом администрации Вычегодского административного округа администрации МО «Котлас», в обязанности которой в соответствии с должностной инструкцией, среди прочего, входит контроль за правильностью и экономичным расходованием средств в соответствии с ассигнованиями и целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету с учетом внесенных изменений.
Пунктами 4.1.1, 4.1.4,4.1.6 должностной инструкции на Румянцеву Н.Д. возложена персональная ответственность за принятие к исполнению и учету документов по операциям, которые противоречат порядку приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, за составление недостоверной бухгалтерской отчетности.
Таким образом, Румянцева Н.Д., являясь должностным лицом, наделенным организационно - распределительными функциями, допустила ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а именно в нарушение части 3 статьи 219 БК РФ приняла бюджетные обязательства в размере, превышающем лимиты бюджетных обязательств.
Указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения и вина Румянцевой Н.Д. в его совершении подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении; актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности в администрации Вычегодского административного органа администрации МО «Котлас»; финансовыми документами; распоряжением главы администрации № от 08.08.2014 г. о приеме на должность главного специалиста Румянцевой Н.Д.; срочным трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ с Румянцевой Н.Д.; должностной инструкцией главного специалиста и в жалобе не оспариваются.
Всем доказательствам по делу дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах,действия Румянцевой Н.Д. по статье 15.15.10 КоАП РФ судьей городского суда квалифицированы верно.
Оснований для переоценки установленных при рассмотрении дела обстоятельств и приведенных доказательств не имеется.
Довод Румянцевой Н.Д. о том, что ее действия не повлекли за собой причинение вреда и не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не влечет отмену обжалуемого постановления, так как характер совершенного Румянцевой Н.Д. правонарушения и обстоятельства его совершения не позволяют освободить ее от ответственности в силу ст. 2.9 КоАП РФ.
Возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью административного органа, должностного лица, судьи, рассматривающих дело.
Основания, которые бы позволили отнести допущенное нарушение к малозначительным, не установлены.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Порядок и срок давности привлечения Румянцевой Н.Д. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 15.15.10КоАП РФ, а потому справедливо.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 и ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 2 июля 2018 года без изменения, жалобу Румянцевой Н.Д. - без удовлетворения.
Судья Я.С. Рохина