НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 14.07.2020 № 7Р-734

7р-734

РЕШЕНИЕ

14 июля 2020 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» Игнатова И.И. на решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 8 июня 2020 года,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 февраля 2020 года общество с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» (далее - ООО «РН-Архангельскнефтепродукт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Решением судьи Приморского районного суда Архангельской области от 8 июня 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

Законный представитель юридического лица Игнатов И.И. в жалобе просит отменить судебное решение и прекратить производство по делу, ссылаясь на невиновность Общества в инкриминированном правонарушении, а также выражает несогласие с назначенным наказанием, находя его чрезмерно суровым.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, заслушав защитника юридического лица Бондаренко Т.С., ее поддержавшую, прихожу к следующему.

Административная ответственность по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Статья 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагает на работодателя.

В силу пункта 12 части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров.

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (часть 1 статьи 213 ТК РФ).

Работодатель не должен допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обязательных медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (статьи 76, 212 ТК РФ).

Как следует из представленных материалов, должностным лицом Государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе в период с 24 декабря 2019 года по 28 января 2020 года проведена внеплановая документарная проверка ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований статей 212, 213 ТК РФ, приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 N 302н Общество допустило к работе электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда электроцеха Архангельского терминала ФИО13 без прохождения в установленном порядке медицинского осмотра (периодического) в период с 1 августа по 30 ноября 2019 года.

Выявленные нарушения законодательства послужили основанием для привлечения ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Признавая постановление должностного лица о назначении административного наказания законным и обоснованным, судья районного суда исходил из того, что действия ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» образуют объективную сторону вмененного правонарушения.

Поводов не согласиться с таким выводом судьи, нет.

Материалами дела установлено, что 1 сентября 2006 года между ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» (работодатель) и ФИО13 (работник) заключен трудовой договор на выполнение обязанностей электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда электроцеха Архангельского терминала на неопределенный срок.

Согласно пункту 4.1 трудового договора условия труда работника определены как вредные, установлен дополнительный отпуск в количестве 7 дней.

Дополнительным соглашением от 28 марта 2017 года к трудовому договору работнику установлен сменный режим работы с учетным периодом один год, условия труда на рабочем месте работника определены нормальными в соответствии с результатами специальной оценки согласно карте специальной оценки условий труда от 22 мая 2014 года № 65.

31 июля 2019 года ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» проведена специальная оценка условий труда и утвержден отчет.

В ходе проведенной специальной оценки условий труда на рабочем месте ФИО13 выявлены вредные производственные факторы, предусмотренные приложением 1 пункта 4.1, приложением 2 пункта 4.4, пунктов 1,2 приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года N 302н (перемещение работника в пространстве, обусловленное технологическим процессом более 8 квадратных метров в смену, наклоны корпуса тела работника более 30 градусов более 100 раз в смену, вынужденная рабочая поза).

По результатам специальной оценки условий труда на должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования установлен класс условий труда 3.2 с гарантиями: повышенная заработная плата, ежегодный дополнительный отпуск, что отражено в карте специальной оценки условий труда А.

13 сентября 2019 года между сторонами трудового договора заключено дополнительное соглашение, которым внесены изменения в условия труда работника: условия труда на рабочем месте отнесены к вредным, класс (подкласс) условий труда 3.2.

Согласно подпункту 2 пункта 3 Приложения N 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью выявления заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно пункту 31 этого же нормативного правового акта по окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение.

Данным же приказом в Приложении N 1 утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), в Приложении N 2 - перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

Медицинский осмотр по результатам проведенной Обществом оценки условий труда ФИО13 пройден 16 декабря 2019 года, о чем свидетельствует заключение ООО «Медицинский центр «Женева».

Фактические обстоятельства дела подтверждены доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении, распоряжением заместителя руководителя государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 17 декабря 2019 года , актом проверки от 28 января 2020 года , предписанием контролирующего органа от 28 января 2020 года трудовым договором от 1 сентября 2006 года с ФИО13 и дополнительными соглашениями к нему от 14 июня 2013 года, от 28 марта 2017 года, от 13 сентября 2019 года, отчетом о проведении специальной оценки условий труда от 31 июля 2019 года, картой специальной оценки труда по должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда электроцеха Архангельского терминала и иными материалами.

ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» не были приняты все меры для соблюдения норм трудового законодательства, обстоятельств, препятствующих этому, в ходе проверки не установлено.

Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалов дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о невиновности Общества в инкриминированном правонарушении на том основании, что работнику до прохождения медицинского осмотра были сохранены прежние условия труда, нахожу несостоятельными.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 426-ФЗ вредными условиями труда (3 класс подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), в отличие от оптимальных условий, являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

Такие вредные факторы на рабочем месте ФИО13 были установлены.

В связи с определением в ходе специальной оценки условий труда наличия указанных вредных факторов в самой карте указано на необходимость проведения по должности и рабочему месту работника обязательных периодических и предварительных медицинских осмотров с учетом, в том числе таких вредных факторов, определенных в приложении N 1 пункт 4.1, в приложении 2 пункты 1, 2 и 4.4 к Приказу Минздравсоцразвития России N 302н.

Указанные вредные факторы, учет и проверка которых обязательна при проведении периодического осмотра, поименованы и в заключении предварительного медицинского осмотра от 16 декабря 2019 года как вредные производственные факторы по профессии (работе) электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Представленные заявителем в обоснование позиции защиты распоряжение от 2 августа 2019 года об обязании главного энергетика организовать рациональный режим труда и отдыха (снижение тяжести трудового процесса) работников электроцеха до прохождения периодического медицинского осмотра, разработать и утвердить маршруты обхода/осмотра электрооборудования электромонтерами для уменьшения протяженности перемещения работников по территории производственного объекта, распоряжение от 9 октября 2019 года об утверждении маршрута осмотра/обхода электрооборудования с приложениями, к обстоятельствам, исключающим производство по делу не относятся.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ).

Статьей 17 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрены основания проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в числе других, относится изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (пункт 3).

Таким образом, в случае изменения условий труда электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО13 в силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ его рабочее место подлежало внеплановой специальной оценки условий труда, которая Обществом не проводилась.

Ссылки в жалобе на проведение ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» закупочной процедуры для заключения договора с медицинской организацией на оказание услуг по проведению осмотров работников и длительность данных процедур, во внимание не принимаются, поскольку не исключают вины Общества во вмененном деянии, выразившемся в допуске работника к исполнению трудовых обязанностей в отсутствие положительного заключения по итогам периодического медицинского освидетельствования.

Указание в постановлении о назначении административного наказания даты совершения правонарушения 1 августа 2020 года является технической ошибкой и не влияет на квалификацию содеянного заявителем.

Таким образом, действия юридического лица ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не указывает на то, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Вопреки доводам жалобы, оснований для признания административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и для смягчения наказания не нахожу, поскольку оно определено в минимальном размере санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в том числе с учетом смягчающих ответственность обстоятельств: деятельное раскаяние и признание вины.

При этом с учетом характера совершенного административного правонарушения, допущенного в сфере отношений в области охраны труда, имущественного и финансового положения юридического лица, не усматриваю наличие исключительных обстоятельств для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, на наличие таких обстоятельств генеральный директор Игнатов И.И. не ссылается.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 8 июня 2020 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» Игнатова И.И. - без удовлетворения.

Судья Я.С. Рохина