НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 14.02.2017 № 3А-3/2017

Дело № 3а-3/2017 14 февраля 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.

при секретаре Терентьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 14 февраля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании не действующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 сентября 2016 года № 36-в/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017, 2018 и 2019 годы»,

у с т а н о в и л:

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – агентство) от 12 сентября 2016 года № 36-в/2 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017 год согласно приложению № 1, на 2018 год согласно приложению № 2, на 2019 год согласно приложению № 3 (пункт 1).

Согласно приложению № 1 к данному постановлению (в редакции постановления агентства № 59-в/18 от 06 декабря 2016 года) предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, в %, составляет: по муниципальному образованию Город Архангельск – 120,0; по муниципальному образованию Город Коряжма – 105,3; по муниципальному образованию Котлас – 104,8; по муниципальному образованию Мирный – 105,0; по муниципальному образованию Новая Земля – 104,0; по муниципальному образованию Город Новодвинск – 104,0; по муниципальному образованию Северодвинск – 100,0; по муниципальному образованию Вельский муниципальный район – 148,0; по муниципальному образованию Верхнетоемский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Вилегодский муниципальный район – 112,4; по муниципальному образованию Виноградовский муниципальный район – 150,0; по муниципальному образованию Каргопольский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Коношский муниципальный район – 109,0; по муниципальному образованию Котласский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Красноборский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Ленский муниципальный район –104,0; по муниципальному образованию Лешуконский муниципальный район – 112,3; по муниципальному образованию Мезенский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Няндомский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Онежский муниципальный район – 119,0; по муниципальному образованию Пинежский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Плесецкий муниципальный район – 113,0; по муниципальному образованию Приморский муниципальный район – 120,0; по муниципальному образованию Устьянский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Холмогорский муниципальный район – 108,0; по муниципальному образованию Шенкурский муниципальный район – 115,0.

Предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов, в %, в соответствии с приложением № 2 к постановлению составляет: с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года: по муниципальному образованию Город Архангельск – 100,0; по муниципальному образованию Город Коряжма – 100,0; по муниципальному образованию Котлас – 100,0; по муниципальному образованию Мирный – 100,0; по муниципальному образованию Новая Земля – 100,0; по муниципальному образованию Город Новодвинск – 100,0; по муниципальному образованию Северодвинск – 100,0; по муниципальному образованию Вельский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Верхнетоемский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Вилегодский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Виноградовский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Каргопольский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Коношский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Котласский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Красноборский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Ленский муниципальный район –100,0; по муниципальному образованию Лешуконский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Мезенский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Няндомский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Онежский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Пинежский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Плесецкий муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Приморский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Устьянский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Холмогорский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Шенкурский муниципальный район – 100,0.

С 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года: по муниципальному образованию Город Архангельск – 108,4; по муниципальному образованию Город Коряжма – 105,0; по муниципальному образованию Котлас – 106,1; по муниципальному образованию Мирный – 104,3; по муниципальному образованию Новая Земля – 104,0; по муниципальному образованию Город Новодвинск – 104,0; по муниципальному образованию Северодвинск – 104,6; по муниципальному образованию Вельский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Верхнетоемский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Вилегодский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Виноградовский муниципальный район – 108,3; по муниципальному образованию Каргопольский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Коношский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Котласский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Красноборский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Ленский муниципальный район –104,0; по муниципальному образованию Лешуконский муниципальный район – 111,8; по муниципальному образованию Мезенский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Няндомский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Онежский муниципальный район – 107,0; по муниципальному образованию Пинежский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Плесецкий муниципальный район – 107,2; по муниципальному образованию Приморский муниципальный район – 108,4; по муниципальному образованию Устьянский муниципальный район – 105,1; по муниципальному образованию Холмогорский муниципальный район – 107,7; по муниципальному образованию Шенкурский муниципальный район – 108,0.

Согласно приложению № 3 к данному постановлению предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов, в %, составляет: с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года: по муниципальному образованию Город Архангельск – 100,0; по муниципальному образованию Город Коряжма – 100,0; по муниципальному образованию Котлас – 100,0; по муниципальному образованию Мирный – 100,0; по муниципальному образованию Новая Земля – 100,0; по муниципальному образованию Город Новодвинск – 100,0; по муниципальному образованию Северодвинск – 100,0; по муниципальному образованию Вельский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Верхнетоемский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Вилегодский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Виноградовский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Каргопольский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Коношский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Котласский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Красноборский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Ленский муниципальный район –100,0; по муниципальному образованию Лешуконский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Мезенский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Няндомский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Онежский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Пинежский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Плесецкий муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Приморский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Устьянский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Холмогорский муниципальный район – 100,0; по муниципальному образованию Шенкурский муниципальный район – 100,0.

С 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года: по муниципальному образованию Город Архангельск – 104,0; по муниципальному образованию Город Коряжма – 104,0; по муниципальному образованию Котлас – 104,0; по муниципальному образованию Мирный – 104,0; по муниципальному образованию Новая Земля – 104,0; по муниципальному образованию Город Новодвинск – 104,0; по муниципальному образованию Северодвинск – 104,0; по муниципальному образованию Вельский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Верхнетоемский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Вилегодский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Виноградовский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Каргопольский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Коношский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Котласский муниципальный район – 105,0; по муниципальному образованию Красноборский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Ленский муниципальный район –104,0; по муниципальному образованию Лешуконский муниципальный район – 107,2; по муниципальному образованию Мезенский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Няндомский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Онежский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Пинежский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Плесецкий муниципальный район – 105,4; по муниципальному образованию Приморский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Устьянский муниципальный район – 104,0; по муниципальному образованию Холмогорский муниципальный район – 104,7; по муниципальному образованию Шенкурский муниципальный район – 104,0.

Текст постановления с приложениями официально опубликован на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru 12 сентября 2016 года и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13 сентября 2016 года. Изменения, внесенные в приложение № 1 постановлением агентства № 59-в/18 от 06 декабря 2016 года, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13 декабря 2016 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, на момент рассмотрения дела является действующим.

Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 сентября 2016 года № 36-в/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017, 2018 и 2019 годы» с момента его принятия.

В обоснование исковых требований указал, что оспариваемым постановлением установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017 год в размере от 100,0 % до 150,0% (Приложение № 1), на 2 полугодие 2018 года – от 104,0 % до 111,8 % (Приложение № 2), на 2 полугодие 2019 года – от 104,0 % до 107,2 % (Приложение № 3). В нарушение пункта 9 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, а также основного принципа регулирования тарифов и надбавок, предусмотренного пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ, выражающегося в достижении баланса интересов потребителей и организаций коммунального комплекса, предельные индексы установлены в отсутствие предварительных расчетов, представляемых органами регулирования муниципальных образований, и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Производственные программы данных организаций составлены без учета требований приказа Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 101 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса», а именно: отсутствуют план мероприятий и финансовые потребности по повышению эффективности деятельности организаций на период реализации программ; ожидаемый эффект от выполнения мероприятий; расчет тарифных последствий; показатели, характеризующие надежность снабжения потребителей товарами. Вопреки требованиям пунктов 24, 26 и 28 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, в расходы организаций и производственные программы необоснованно включена плата за негативное воздействие на окружающую среду. В силу пункта 51 Основ ценообразования предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ. На момент принятия оспариваемого постановления действовали Основные параметры прогноза социально-экономического развития России на 2017 и плановый период 2018-2019 годов, одобренные 21 апреля 2016 года на заседании Правительства Российской Федерации, согласно которым рост на платные услуги населению предусмотрен на 2017 год в размере 104 %, на 2018 год – 103,7 %, на 2019 год – 103,3 %. Предусмотренные оспариваемым постановлением предельные индексы позволяют органу регулирования изменять (повышать) тариф на товары и услуги организаций коммунального комплекса значительно выше установленного Правительством Российской Федерации роста на платные услуги населению (к примеру, по г. Архангельску рост тарифа предусмотрен на 120 %, по Вельскому району – на 148,0%, по Виноградовскому району – на 150,0%). Полагает, что постановление не соответствует федеральному законодательству и нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе граждан, являющихся потребителями услуг по утилизации твердых бытовых отходов.

В судебном заседании прокуроры Подчередниченко О.С. и Могилевцева О.Э. исковые требования поддержали.

Представители административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области Главацкая А.Н., Жгулева А.А. и Кузнецова Т.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. Пояснили, что прокурор не вправе обращаться с настоящим иском, поскольку оспариваемым постановлением права неопределенного круга лиц не затронуты, оно применяется только для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги по утилизации твердых бытовых отходов. Предельные индексы установлены с учетом предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов и финансовых потребностей организаций для реализации производственных программ. Все представленные организациями проекты производственных программ были рассмотрены и скорректированы агентством в сторону уменьшения. Отсутствие инвестиционных программ и предварительных расчетов, представляемых органами регулирования тарифов муниципальных образований, не является препятствием для установления предельных индексов. Органы регулирования тарифов в муниципальных образованиях Архангельской области отсутствуют в связи с тем, что государственные полномочия Архангельской области в сфере тарифного регулирования муниципальным образованиям не передавались. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду обоснованно включен в производственные программы организаций коммунального комплекса в сфере утилизации твердых бытовых отходов, поскольку эти организации являются плательщиками указанных налогов, т.к. их деятельность влияет на окружающую среду. Возможность включения данной платы предусмотрена пунктом 24 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, в соответствии с которым к статье затрат «Прочие расходы» относятся все экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. Предельные индексы являются прогнозом и учитываются при установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов. Данная услуга не относится к коммунальным услугам, поэтому на нее не распространяется необходимость соблюдения индекса роста цен на платные услуги населению, как ошибочно полагает прокурор.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования заместителя прокурора области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Под предельными индексами согласно пункту 20 статьи 2 данного Федерального закона понимаются устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на срок не менее чем три года и не более чем пять лет, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, тарифов на основе долгосрочных параметров и иных долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательств по концессионным соглашениям, объектом которых являются объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, а также с учетом местных и иных особенностей. Указанные предельные индексы устанавливаются на срок не менее чем три года и не более чем пять лет. Досрочный пересмотр утвержденных предельных индексов допускается по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.

В Архангельской области таким органом в силу подпункта 25 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, является названное агентство.

Таким образом, постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 сентября 2016 года № 36-в/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017, 2018 и 2019 годы» было принято агентством в пределах предоставленных ему полномочий.

Принципы и методы регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, в том числе предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, определены Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила), разработанными в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.

Согласно пункту 50 Основ ценообразования предельные индексы устанавливаются в отношении организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации твердых бытовых отходов.

Пунктами 51, 52 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.

Предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов, установленного на срок не менее 3 лет и не более 5 лет, в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 101 утверждены Методические рекомендации по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса (далее – Методические рекомендации), пунктом 7 которых предусмотрено, что производственная программа в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ включает:

- обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организаций коммунального комплекса (пункт 7.1);

- план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры (пункт 7.2).

Раздел III Методических указаний регулирует вопросы разработки производственных программ организаций коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В силу пункта 37 раздела III Методических рекомендаций к показателям, характеризующим надежность снабжения потребителей товарами (услугами), рекомендуется относить, в том числе коэффициент заполняемости полигона.

Согласно пункту 50 раздела III указанных Методических рекомендаций в качестве условия включения мероприятия в план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса рекомендуется определять наличие положительного эффекта от его реализации.

Судом установлено, что организациями коммунального комплекса, оказывающими услуги в сфере утилизации твердых бытовых отходов, в агентство были представлены 16 проектов производственных программ, в которых указаны: обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества услуг в данной сфере, в том числе коэффициент заполняемости полигона; планы мероприятий по повышению эффективности деятельности организаций; финансовые потребности по регулируемому виду деятельности; ожидаемый эффект от выполнения мероприятий; обоснование необходимой прибыли.

В материалы дела административным ответчиком представлены как проекты производственных программ, так и согласованные агентством производственные программы, из сопоставления которых следует, что агентством в процессе рассмотрения обосновывающих производственные программы материалов были скорректированы производственные программы, а также финансовые потребности на их реализацию.

Фактически, из представленных проектов согласовано агентством с учетом корректировок 15 производственных программ. С предложенным ООО <данные изъяты> проектом производственной программы агентство не согласилось.

Отсутствие в некоторых производственных программах ожидаемого эффекта от реализации запланированных мероприятий не свидетельствует о противоречии данных производственных программ требованиям Методических рекомендаций.

Кроме того, в соответствии с пунктом 51 Методических рекомендаций форма производственной программы в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, приведенная в Приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям, является примерной.

Довод прокурора о том, что в финансовые потребности организаций коммунального комплекса для реализации производственных программ незаконно включена плата за негативное воздействие на окружающую среду, является несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с пунктами 22, 24 Основ ценообразования финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).

Для определения расходов, связанных с производством и реализацией услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся: 1) материальные затраты; 2) затраты на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация; 5) прочие затраты.

К статье затрат «Прочие расходы» могут быть отнесены все экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации производственных программ.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 16 данного Федерального закона предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В силу пункта 1 статьи 16.1 указанного Федерального закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

На территории Архангельской области региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами отсутствует.

Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается каждой организацией, в процессе хозяйственной деятельности которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду, в необходимой валовой выручке организаций коммунального комплекса учтены расходы на уплату взносов за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а также за размещение твердых бытовых отходов, образуемых самими организациями коммунального комплекса. При этом, как следует из экспертных заключений, в НВВ данных организаций не включена плата за негативное воздействие на окружающую среду утилизируемых отходов, плату за негативное воздействие которых на окружающую среду вносят собственники данных отходов.

Доводы прокурора об отсутствии в представленных производственных программах расчета тарифных последствий не свидетельствует о необоснованности данных производственных программ, поскольку такой показатель не предусмотрен Методическими рекомендациями.

Таким образом, ответчиком при принятии оспариваемого постановления учитывались финансовые потребности организаций коммунального комплекса для реализации производственных программ в строгом соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования.

Судом установлено, что инвестиционные программы для данных организаций органами местного самоуправления Архангельской области не утверждались. Отсутствие инвестиционных программ не свидетельствует о невозможности установления предельных индексов в указанной сфере.

В силу пунктов 9-12 Правил орган регулирования муниципального образования осуществляет предварительные расчеты предельных индексов в среднем по муниципальному образованию и направляет указанные расчеты, производственные и (или) инвестиционные программы в орган регулирования субъекта Российской Федерации. Расчеты предельных индексов представляются по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, не позднее 1 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, если иной срок не установлен актом Правительства Российской Федерации.

С учетом материалов, представленных в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, орган регулирования субъекта Российской Федерации рассчитывает предельный индекс в среднем по соответствующему субъекту Российской Федерации. Указанный расчет представляется не позднее 1 августа года, предшествующего очередному периоду регулирования, в Федеральную антимонопольную службу по утвержденной этой Службой форме.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об установлении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации органы регулирования субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти указанный в пункте 10 настоящих Правил расчет предельных индексов. Срок представления указанного расчета при необходимости определяется в акте Правительства Российской Федерации.

В случае если Правительством Российской Федерации решение об установлении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации не принято, органы регулирования субъектов Российской Федерации с учетом материалов, представленных в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям до направления проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в представительный орган власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что органы регулирования муниципальных образований предварительных расчетов предельных индексов в среднем по муниципальному образованию в агентство не представляли.

Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, на 2017-2019 годы предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не установлены.

Таким образом, в соответствии с пунктом 12 Правил агентство обязано установить предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям до направления проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в представительный орган власти Архангельской области.

Проект областного закона «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» направлен в Архангельское областное Собрание депутатов в октябре 2016 года.

Следовательно, агентство по тарифам и ценам Архангельской области до октября 2016 года обязано было принять оспариваемое постановление, несмотря на отсутствие предварительных расчетов органов регулирования муниципальных образований и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Каким-либо образом повлиять на представление органами регулирования муниципальных образований предварительных расчетов и утверждение органами местного самоуправления инвестиционных программ указанных организаций агентство не могло.

Суд не может согласиться с доводом прокурора о необходимости установления предельных индексов в строгом соответствии с предусмотренным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен, не превышающим индекс роста платных услуг населению в размере 104 % на 2017 год, 103,7 % на 2018 год, 103,3 % на 2019 год.

Пункт 51 Основ ценообразования при установлении предельных индексов предписывает учитывать изменение цен в отраслях экономики на период действия тарифов, предусмотренное прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, наряду с другими показателями.

Кроме того, услуги по утилизации твердых бытовых отходов не являются коммунальными услугами, следовательно, индекс роста цен на платные услуги населению не подлежит применению при установлении предельных индексов.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 и плановый период 2018-2019 годов в соответствующих отраслях экономики учитывался агентством при расчете расходов на отдельные статьи затрат организаций коммунального комплекса, включенных в финансовые потребности для реализации производственных программ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 сентября 2016 года № 36-в/2 не противоречит федеральному законодательству.

Права потребителей услуг по утилизации твердых бытовых отходов оспариваемым постановлением не нарушены, поскольку установленные данным постановлением предельные индексы в силу пункта 52 Основ ценообразования отражают максимально допустимое изменение действующих тарифов, а услуги по утилизации твердых бытовых отходов оплачиваются потребителями по тарифам, установленным постановлениями агентства для соответствующих организаций коммунального комплекса.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 сентября 2016 года № 36-в/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017, 2018 и 2019 годы» не противоречит федеральному законодательству, в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Архангельской области о признании данного нормативного правового акта не действующим следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании не действующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 сентября 2016 года № 36-в/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017, 2018 и 2019 годы» отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко