Дело № 3а-116/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2019 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
в отсутствие административного истца муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коношеозерская средняя школа имени В.А. Корытова», административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованного лица администрации муниципального образования «Коношское»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коношеозерская средняя школа имени В.А. Корытова» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коношеозерская средняя школа имени В.А. Корытова» (далее по тексту также - Учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4 580 000 руб.
В обоснование заявленного требования указало, что владеет этим земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. В целях определения налоговой базы по земельному налогу применяется величина его кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость данного имущества составляет 4 580 000 руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как плательщика земельного налога, ссылаясь на статью 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования «Коношское» земельный налог введен решением муниципального совета муниципального образования «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Коношское».
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области.
На дату рассмотрения данного административного дела очередная государственная кадастровая оценка для установления новой кадастровой стоимости земель Архангельской области не проведена.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Как следует из представленных материалов, земельный участок из состава земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, распоряжением администрации муниципального образования «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ. № на праве постоянного бессрочного пользования передан муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Коношеозерская средняя школа имени В.А. Корытова», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 31 июля 2018 г.
Сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесены в государственный реестр недвижимости 10 января 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. № 595-пп.
14 января 2019 г. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коношеозерская средняя школа имени В.А. Корытова» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением об установлении кадастровой стоимости этого объекта недвижимости равной его рыночной стоимости. Письмом от 15 января 2019 г. данное заявление возвращено без рассмотрения по существу в связи с пропуском Учреждением срока оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, предусмотренного частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении Учреждением обязательного досудебного порядка разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Разрешая вопрос о праве административного истца оспорить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка за пределами срока, установленного частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 24.12 Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Постановлением Минимущества Архангельской области от 16.04.2018 № 1-п «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области» проведение государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области запланировано на 2019 г. До утверждения результатов такой оценки при определении размера налоговых обязательств Учреждения применяется величина кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, установленная постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. № 595-пп.
Таким образом, в данном случае пропуск Учреждением срока, установленного частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не свидетельствует об утрате им права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено сохранение права административного истца на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения.
В обоснование величины рыночной стоимости указанного в административном иске земельного участка муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коношеозерская средняя школа имени В.А. Корытова» представило отчет об определении рыночной стоимости этого имущества №, выполненный 9 октября 2018 г. <данные изъяты>И.Н., согласно которому по состоянию на 5 июня 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 4 580 000 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом саморегулируемой организации – общероссийская общественная организация «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о завышении либо занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, который предоставлен административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении указанного в административном исковом заявлении земельного участка установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коношеозерская средняя школа имени В.А. Корытова» как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление является обоснованным.
Вместе с тем, принимая во внимание разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 7 постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу о том, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу является ненадлежащим административным ответчиком по заявленному требованию, в связи с чем в удовлетворении административного иска к данному лицу, участвующему в деле, надлежит отказать.
Таким образом, административное исковое заявление муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коношеозерская средняя школа имени В.А. Корытова» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит удовлетворению частично.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный реестр недвижимости, в связи с чем данное обстоятельство не требует отдельного отражения в резолютивной части решения суда.
С учетом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в четвертом абзаце пункта 25 постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости надлежит считать дату обращения учреждения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 14 января 2019 г.
Установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коношеозерская средняя школа имени В.А. Корытова» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 4 580 000 (Четыре миллиона пятьсот восемьдесят тысяч) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 14 января 2019 г.
В удовлетворении аналогичных требований муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коношеозерская средняя школа имени В.А. Корытова» к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба через Архангельский областной суд в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Лобанова