7р-393
РЕШЕНИЕ
10 июля 2018 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 на решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 23 апреля 2018 года,
установил:
постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24 января 2018 года должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Ф.О.Н.» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 апреля 2018 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1 в жалобе и просит отменить решение судьи, считая его незаконным.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, в период с 16 ноября 2017 года по 16 декабря 2017 года должностными лицами Межрайонной ИФНС № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу проведена проверка полноты учета выручки денежных средств, порядка работы с денежной наличностью в пункте приема ставок букмекерской конторы обособленного подразделения ООО «Ф.О.Н.», расположенном по адресу: <адрес>А.
В результате проведенной проверки установлено, что юридическое лицо в период времени с 22 сентября по 24 октября 2017 года в нарушение пунктов 2 и 4 Указания Банка России от 07 октября 2013 года № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», а также в нарушение Указания Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» допустило несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств: вместо передачи полученных наличных денежных средств поступивших от участников азартных игр в банк или хранении их в кассе в пределах установленного лимита, Общество использовало их на выплаты выигрышей клиентам пункта приема ставок букмекерской конторы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генеральный директора ООО «Ф.О.Н.» ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Пересмотрев постановление по делу об административном правонарушении судья городского суда пришел к выводу, что в действиях ФИО2 отсутствуют событие административного правонарушения, предусмотренное статьей 15.1 КоАП РФ. По мнению судьи, выдача выигрышей за счет ставок других игроков, в случаях, не образует объективную сторону указанного состава административного правонарушения.
С состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Оцениваются доказательства на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 КоАП РФ).
Установленные процессуальные требования судья не выполнил, допустив существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Судья не проанализировал положения нормативных правовых актов, нарушение которых вменялось в вину ФИО2
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Анализируя положения указанной нормы, судья городского суда пришел к выводу, что наказуемым является не любое нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а лишь то, которое выразилось (проявилось):
1) в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров,
2) неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности,
3) несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Однако судья не учел, что в указанном положении предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Соответственно, данная норма предусматривает ответственность за любые нарушения порядка работы с денежной наличностью, а также за ограниченный перечень нарушений порядка ведения кассовых операций.
При этом установленный частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ перечень нарушений порядка ведения кассовых операций не относится к нарушению порядка работы с денежной наличностью.
Данный вывод соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в определении от 21 мая 2018 № 310-АД18-5608 по делу № А09-4191/201.
Частью 5 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.
В соответствии со статьями 34, 82.3 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возложены функции по определению порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, по установлению правил наличных расчетов.
Реализуя указанные функции, Банк России издал Указание от 07 октября 2013 года № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее – Указание № 3073-У) и Указание от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание № 3210-У), в которых определил порядок ведения кассовых операций с наличными деньгами, требования к наличным расчетам.
Таким образом, лицо, допустившее административно наказуемое нарушение Указаний № 3073-У, № 3210-У, в соответствующей части, касающейся расчетов наличными деньгами, их хранения, имевшее возможность и не принявшее должных мер к соблюдению установленных требований, может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Согласно материалам дела инспекция, привлекая должностное лицо к ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, исходила из нарушения данным лицом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившегося в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а не только нарушения порядка хранения денежных средств. Вопрос о нарушении порядка работы с денежной наличностью судьей вообще не рассматривался.
Так, в период с 22 сентября по 24 октября 2017 года из поступивших в кассу обособленного подразделения от участников азартных игр наличных денежных средств при приеме ставок, осуществлены выплаты выигрышей на общую сумму 51 940 рублей.
В соответствии с пунктом 2 Указания № 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня.
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Указанию № 3210-У, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх обозначенного выше установленного лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Согласно пункту 3 Указания № 3210-У уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 Указания № 3073-У индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее - участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Следовательно, юридическое лицо вправе расходовать только свободные денежные средства. Свободными денежными средствами являются денежные средства, которые юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках сверх установленного лимита остатка наличных денег (в соответствии с абзацем 7 пункта 2 Указания № 3210-У).
Из преамбулы Указания № 3073-У следует, что в данном акте установлены правила осуществления наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.
В данном пункте закреплено, что Указание № 3073-У не распространяется на наличные расчеты с участием Банка России, а также на наличные расчеты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями; банковские операции, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России; осуществление платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. То есть, данный акт имеет универсальный характер и применяется во всех случаях, кроме случаев, прямо указанных пункте 1.
Иных исключений для применения Указания № 3073-У не установлено.
Более того, в соответствии с пунктом 4 Указания № 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 Указания № 3073-У), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям, в частности, по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
В статье 4 вышеназванного закона содержаться основные понятия, а именно участник азартной игры - физическое лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, принимавшее участие в азартной игре и заключившее основанной на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другими участником азартной игры; организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартной игры; ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры (за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой) и служащие условием участия в азартной игре таким организатором азартных игр (пункт 3 в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 222-ФЗ).
Следовательно, результатом действия участника азартной игры по внесению ставки, являются непосредственно денежные средства, которые принимаются организатором азартной игры, как обязательное условие для участия в азартной игре.
Таким образом, наличные денежные средства, поступившие в кассу пункта приема ставок в виде ставок от участников азартных игр, должны быть сданы в кассу общества или в банк для зачисления на банковский счет, кроме тех, которые могут быть израсходованы на указанные в законодательстве цели. При этом выплата в виде выигрышей клиентам пункта приема ставок из кассы, минуя банковский счет, свидетельствует о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование, для осуществления операций по выплате выигрышей денежные средства из кассы могут быть использованы только после того, как поступили в кассу с банковского счета.
При этом в данном случае обязательным признаком состава правонарушения является наличие у денежных средств статуса «свободных денежных средств», который денежные средства сохраняют до момента сдачи в кассу общества или в банк на банковский счет (для хранения) либо до момента использования на цели, прямо предусмотренные пунктом 2 Указания № 3073-У.
Совокупность пунктов 2 и 4 Указания Банка России от 07 октября 2013 года № 3073-У указывает, что поступившие денежные средства могут выдаваться на определенные цели, что фактически подразумевает их хранение в кассе, и наоборот хранение их в кассе подразумевает их расходование на определенные цели.
В случае отсутствия таких целей, поступившие в кассу наличные денежные средства, в силу пункта 2 Указанием № 3210-У являются свободными денежными средствами, которые сдаются в банк на хранение и снимаются со счета, в том числе, в случае необходимости выплаты выигрышей участникам азартных игр, что соответствует пункту 4 Указания № 3073-У.
Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении судья в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ не проанализировал положения указанных нормативных правовых актов, не выяснил, допущено ли должностным лицом нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в виде несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств, и образуют ли они объективную сторону состава вмененного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), составляет один год.
Статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлены требования к организаторам азартных игр, в том числе обязанность соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр (пункт 5).
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2007 № 441 утверждены Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.
Согласно пункту 3 данных правил организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
Данный порядок установлен Указанием Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У, нарушение которого вменено ФИО2
Существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволило судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому решение подлежит отмене с возвращением дела в Северодвинский городской суд Архангельской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения процессуальных требований и вынести постановление, отвечающее требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктами 3 и 4 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 23 апреля 2018 года отменить. Дело возвратить в Северодвинский городской суд Архангельской области на новое рассмотрение.
Судья А.С. Харлов