НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 09.10.2013 № 3-58

Дело № 3-58                                                                          9 октября 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,

при секретаре Баевой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 14 апреля 2009 года № 96-па/15,

у с т а н о в и л :

14 апреля 2009 года администрацией Архангельской области принято постановление № 96-па/15, которым утвержден Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Постановлением Правительства Архангельской области от 01 октября 2013 года № 457-пп внесены изменения в Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

В соответствии с пунктом 4  вышеназванного Порядка (в действующей редакции) гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в территориальные органы министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - лесничества и лесопарк (далее - лесничества, лесопарк) - по месту жительства заявление о заключении договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность; б) наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений; в) вид использования лесов, требуемый объем древесины и ее качественные показатели.

Согласно пункту 10 Порядка граждане, осуществляющие заготовку древесины для собственных нужд, представляют в лесничество (лесопарк) в сроки, указанные в договоре купли-продажи лесных насаждений, отчет об использовании древесины, содержащий информацию об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной стоимости, структуре, площади, на которой произведена рубка, а также о целевом использовании древесины по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора купли-продажи лесных насаждений в случае непредставления информации об объеме заготовленной древесины и ее использовании в соответствии с заявленной гражданином потребностью или использования гражданином древесины, заготовленной по заключенному договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, на цели, не соответствующие условиям ее получения, определенным договором купли-продажи лесных насаждений, гражданин несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области, а также договором купли-продажи лесных насаждений.

В приложении к Порядку приведена форма предоставляемой информации об объемах заготовленной древесины гражданином по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, предусматривающая подтверждение гражданином принятия лесных насаждений на обозначаемой территории, указание на объем заготовленной древесины и ее предназначение, предоставление документов, подтверждающих факт использования древесины в соответствии с заявленной гражданином потребности.

Данный нормативный правовой акт в первоначальной редакции опубликован в печатном издании «Волна» № 19, 28 апреля 2009 года, последующие изменения и дополнения опубликованы в газете «Волна» № 21, 25 мая 2010 года, № 30, 30 июля 2011 года, № 29, 30 июля 2013 года.   Постановление, создающее действующую редакцию, обнародовано 1 октября 2013 года посредством размещения на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель прокурора Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 14 апреля 2009 года № 96-па/15.

В ходе рассмотрения дела, с учетом внесенных в нормативный правовой акт изменений, заместитель прокурора требования уточнил, просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Порядка в части слов «по месту жительства», пункт 10 Порядка в части слов «содержащий информацию об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной стоимости, структуре, площади, на которой произведена рубка, а также о целевом использовании древесины по форме согласно приложению к настоящему Порядку», пункт 13 Порядка в части слов «в случае непредставления информации об объеме заготовленной древесины и ее использовании в соответствии с заявленной гражданином потребностью или использования гражданином древесины, заготовленной по заключенному договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, на цели, не соответствующие условиям ее получения, определенным договором купли-продажи лесных насаждений», а также в целом приложение к названному Порядку. Прокурор сослался на противоречие оспариваемых норм федеральному законодательству – пункту 1 статьи 1, пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 20, 49, 75, 77 Лесного кодекса Российской Федерации. Указал, что правовой акт в оспариваемой части ограничивает, нарушает права граждан при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд,  вторгается в сферу гражданско-правовых отношений, создает правовую неопределенность, содержит коррупциогенные факторы, устанавливая для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения при истребовании соответствующих документов.

В судебном заседании прокурор Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С. заявленные уточненные требования поддержал.

Представитель Правительства Архангельской области Иванов А.М. не согласился с заявлением прокурора, полагая, что по спорным вопросам субъект Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование.

Выслушав прокурора и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Согласно пункту «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к данным полномочиям относится утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.

Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений определяется в соответствии со статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации.

В статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации дано понятие отношений, регулируемых лесным законодательством. Лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (части 4, 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 года № 318, этим же приказом утверждена форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений.

Из анализа приведенных правовых норм следует вывод, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать порядок заключения договора купли-продажи древесины, но не произвольно, а в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Устанавливая право граждан осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, федеральный законодатель их перечень оставил открытым, поэтому к собственным нуждам могут быть отнесены любые семейные, бытовые, личные и иные нужды, не связанные с осуществлением коммерческой деятельности.

Очевидно, что реализация данного права не может быть привязана к месту жительства гражданина, которым в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Субъект Российской Федерации не наделен полномочиями ограничивать граждан, постоянно или преимущественно не проживающих на территории данного субъекта, в праве заключать договоры купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки ими древесины для собственных нужд в пределах утвержденных нормативов.

Возможность введения таких ограничений не предусмотрена ни Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 1), ни вышеприведенными нормами Лесного кодекса Российской Федерации, ни Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 года № 318.

Иной подход противоречил бы Конституции Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2), гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства.

При таких обстоятельствах пункт 4 Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в части слов «по месту жительства» противоречит федеральному законодательству, подлежит признанию недействующим.

Пунктом 10 Порядка в оспариваемой прокурором части и приложением к Порядку (форма предоставляемой информации) предусматривается предоставление отчета, в том числе о целевом использовании заготовленной древесины, и открытого перечня документов, подтверждающих использование лесных насаждений в соответствии с заявленным  назначением (потребностью).

Данные положения также подлежат признанию недействующими с учетом следующего.

В статье 75 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1).

К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 75 ЛК РФ).

Согласно части 4 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины, то есть законодательно закреплены существенные, обязательные условия договоров данного вида.

В утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 года № 318 форме примерного договора купли-продажи лесных насаждений содержатся рекомендуемые условия, касающиеся прав и обязанностей продавцов и покупателей, включая условия: о моменте перехода риска случайной гибели или случайного повреждения лесных насаждений, об обязательствах продавца передать покупателю лесные насаждения на лесном участке с обозначением их местоположения на местности с помощью лесохозяйственных знаков и на картах (схемах) лесов.

Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что федеральным законодательством по факту заготовки древесины на гражданина не возложена обязанность подтвердить принятие лесных  насаждений,  расположенных  на  территории определенной площади.  Также федеральным законодательством не установлена ни формы, ни сама возможность контроля за целевым использованием заготовленной древесины.

Субъект Российской Федерации, как это следует из подпункта 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации, не наделен полномочиями по регулированию контроля за целевым использованием древесины, заготовленной на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Применительно к лесным отношениям пределы полномочий собственников лесных участков - субъектов Российской Федерации ограничены лесным законодательством.

Оборот уже заготовленной древесины регулируется гражданским законодательством, обязательства перед собственниками лесных участков (не исключая публично-правовые образования), как указано в пункте 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут возникать из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В числе обязательств, возникающих из договора купли-продажи (глава 30 части  второй Гражданского кодекса Российской Федерации), не указана обязанность покупателя предоставлять продавцу отчеты о целевом использовании приобретенной вещи (товара).

Представляется, что целевое использование заготовленной древесины обеспечивается посредством установления законами субъектов Российской Федерации нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд (часть 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, содержащиеся в пункте 13 Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд положения, допускающие привлечение гражданина за непредоставление информации к непоименованной ответственности, вызывают неоднозначное толкование приведенной нормы в оспариваемой прокурором части, допускают предъявление к гражданину незаконных требований под угрозой привлечения его ответственности.

Следует отметить, что реализация органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормотворческих полномочий предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, в том числе требования определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемые положения могли применяться во взаимоотношениях между гражданами и уполномоченными организациями, их следует признать  недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», статьи 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании – газете «Волна».

Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

         Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 4 в части слов «по месту жительства», пункт 10 в части слов «содержащий информацию об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной стоимости, структуре, площади, на которой произведена рубка, а также о целевом использовании древесины по форме согласно приложению к настоящему Порядку», пункт 13 в части слов «в случае непредставления информации об объеме заготовленной древесины и ее использовании в соответствии с заявленной гражданином потребностью или использования гражданином древесины, заготовленной по заключенному договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, на цели, не соответствующие условиям ее получения, определенным договором купли-продажи лесных насаждений», приложение к Порядку заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 14 апреля 2009 года № 96-па/15 (в редакции от 01 октября 2013 года).

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Судья                                                                                                   Н.Б. Гудушин