НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 08.08.2018 № 3А-727/18

Дело № 3а-727/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 августа 2018 г. г. Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Паламар А.И.,

с участием представителя административного истца государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Каргопольский индустриальный техникум» ФИО1,

в отсутствие представителей административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», правительства Архангельской области, заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Каргопольский индустриальный техникум» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Каргопольский индустриальный техникум» (далее по тексту также - учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 714 000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 24 172 000 руб.

В обоснование заявления указано, что учреждение владеет данными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования. В целях определения налоговой базы по земельному налогу применяются величины кадастровой стоимости этих участков. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет меньшую величину. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельных участков в размере, превышающем рыночную, затрагивает права учреждения как плательщика земельного налога, ссылаясь на статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным основаниям.

Административные ответчики ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и правительство Архангельской области, заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя административного истца ФИО1, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На территории муниципального образования «Каргопольское» земельный налог введен решением муниципального совета муниципального образования «Каргопольское» от 17 ноября 2016 г. «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Каргопольское» (с последующими изменениями и дополнениями).

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области.

На дату рассмотрения данного административного дела очередная государственная кадастровая оценка для установления новой кадастровой стоимости земель Архангельской области не проведена.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Как следует из представленных материалов, земельный участок из состава земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного <адрес>, распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 28 ноября 2011 г. № 1443-рм передан на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Архангельской области «Каргопольский индустриальный техникум», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 апреля 2015 г. серии 29-АЛ .

Сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесены в государственный реестр недвижимости 10 января 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. № 595-пп.

Земельный участок из состава земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 28 ноября 2011 г. № 1443-рм передан на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Архангельской области «Каргопольский индустриальный техникум», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 апреля 2015 г. серии 29-АЛ .

Сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесены в государственный реестр недвижимости 10 января 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. № 595-пп.

16 мая 2018 г. государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Каргопольский индустриальный техникум» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об установлении кадастровой стоимости этих объектов недвижимости равной их рыночной стоимости. Письмом от 22 мая 2018 г. данное заявление возвращено без рассмотрения по существу в связи с пропуском учреждением срока оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренного частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении учреждением обязательного досудебного порядка разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Разрешая вопрос о праве учреждения оспорить кадастровую стоимость используемых им земельных участков за пределами срока, установленного частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 24.12 Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем, представленные суду материалы свидетельствуют о том, что на дату рассмотрения данного административного дела решение о проведении очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости уполномоченным органом государственной власти Архангельской области не принято. При определении размера налоговых обязательств учреждения применяется величина кадастровой стоимости земельных участков, установленная постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. № 595-пп.

Таким образом, в данном случае пропуск учреждением срока, установленного частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не свидетельствует об утрате им права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено сохранение права учреждения на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения.

В обоснование величины рыночной стоимости указанных в административном иске земельных участков административным истцом представлены отчеты об определении рыночной стоимости , выполненные 1 марта 2018 г. ООО «<данные изъяты>», согласно которым по состоянию на 5 июня 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 2 714 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 24 172 000 руб.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленные административным истцом отчеты соответствуют установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее эти отчеты лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом саморегулируемой организации – некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация оценщиков «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о завышении либо занижении оценщиком рыночной стоимости земельных участков, которые предоставлены административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этих объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков недостоверными доказательствами.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении указанных в административном исковом заявлении земельных участков установлена их рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Каргопольский индустриальный техникум» как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный реестр недвижимости.

С учетом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в четвертом абзаце пункта 25 постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости надлежит считать дату обращения учреждения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 18 мая 2018 г.

Установленная решением суда кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Каргопольский индустриальный техникум» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка – здания по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 714 000 (Два миллиона семьсот четырнадцать тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 24 172 000 (Двадцать четыре миллиона сто семьдесят две тысячи) рублей.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков считать 18 мая 2018 г.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба через Архангельский областной суд в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 августа 2018 г.

Судья Н.В. Лобанова