7р-576
РЕШЕНИЕ
04 августа 2015 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Пантелеев В.В., рассмотрев административное дело по жалобе исполняющего обязанности руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежского лесничества ФИО1 на решение судьи Онежского городского суда Архангельской области от 09 июля 2015 года,
установил:
постановлением исполняющего обязанности руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежского лесничества ФИО1 от 08 июня 2015 года публичное акционерное общество «Онегалес» (сокращенное наименование ПАО «Онегалес») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей.
Решением судьи Онежского городского суда Архангельской области от 09 июля 2015 года указанное постановление по жалобе защитника ПАО «Онегалес» ФИО2 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе в областной суд исполняющий обязанности руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежского лесничества ФИО1 просит отменить вынесенное судьей решение, считая его незаконным.
Защитник ПАО «Онегалес» ФИО3 в отзыве на жалобу решение судьи считает правильным и просит оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, нахожу решение подлежащим отмене с возвращением дела в суд на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ПАО «Онегалес» привлекалось к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Вмененное административное правонарушение выразилось в том, что проверкой, проведенной 18 мая 2015 года на центральном складе ПАО «Онегалес» в г. Онега, выявлен некомплект пожарного оборудования и инвентаря.
Количество пожарного оборудования и инвентаря не соответствует нормам, установленным приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов". Результаты проверки отражены в акте проверки и протоколе об административном правонарушении.
Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья Онежского городского суда в нарушение части 3 статьи 30.6 КоАП РФ не проверил дело в полном объеме. Не выполнил задачи производства по делам об административных правонарушениях, установленных статьей 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств данного дела и разрешению его в соответствии с законом. Не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу ст.26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении.
Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предоставлено каждому право на благоприятную окружающую среду и возложена на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
ПАО «Онегалес» осуществляет заготовку древесины на территории Онежского участкового лесничества на основании договора аренды лесных участков от 19.09.2008г., заключенного с министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (с последующими дополнительными соглашениями, л.д.9-11).
Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
В силу пункта 3.4.10 договора аренды ПАО «Онегалес», как арендатор, обязано соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке Правила пожарной безопасности, в частности, обязано обеспечивать создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие).
Из акта проверки, проведенной государственным лесным инспектором, государственным охотничьим и пожарным инспектором, и протокола об административном правонарушении усматривается несоблюдение ПАО «Онегалес» указанных обязанностей, на центральном складе публичного акционерного общества выявлен некомплект пожарного оборудования и инвентаря.
Сославшись на отсутствие изменений, внесенных в лесохозяйственный регламент Онежского лесничества, и письмо Минприроды России от 29.01.2015г. № 16-29/1804, судья не учел, что установление признаков состава административного правонарушения является правовой оценкой судьи, при этом выбор закона, подлежащего применению, и его истолкование в правоприменительной практике осуществляется разрешающим дело судьей.
В соответствии с частью 1 статьи 52 и частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности, в том числе предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1, пункту 3 части 2 и части 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Частью 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Подпунктом "в " пункта 13 названных Правил установлено, что юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации Минприроды России приказом от 28.03.2014 N 161 утверждены виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.
Приведенный нормативный правовой акт вступил в силу 05 октября 2014 года, распространяется на отношения, регулируемые лесным законодательством, и именно им определяются виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.
Проверка укомплектованности пожарным оборудованием и инвентарем проведена на центральном складе ПАО «Онегалес» 18 мая 2015 года.
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении ПАО «Онегалес» не представило доказательств соблюдения норм и требований данного нормативного правового акта в части достаточного обеспечения пункта сосредоточения необходимым количеством средств пожаротушения (пожарного оборудования и инвентаря).
В лесохозяйственном регламенте Онежского лесничества (стр. 159) действительно содержится ссылка на приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22 декабря 2008 г. № 549 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов», который в настоящее время утратил силу.
Однако наличие в регламенте ссылки на данный приказ само по себе не относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, судья обязан применить закон, подлежащий применению к рассматриваемому составу административного правонарушения.
Письмо Минприроды России от 29.01.2015 г. № 16-29/1804, на которое сослался судья в решении, не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер.
Не принимая протокол об административном правонарушении в качестве объективного доказательства совершения ПАО «Онегалес» вмененного административного правонарушения по причине наличия в нём ссылки на приказ Минприроды России от 28.03.2014 N 161, судья не учел, что не любое процессуальное нарушение, содержащееся в законе, ведет к недопустимости использования доказательства.
Судья не проверил соответствие протокола об административном правонарушении требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Судья не выяснил, когда и кем в лесах Архангельской области либо Российской Федерации в целом вводился особый противопожарный режим.
Существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволило судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому решение судьи подлежит отмене.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности не истек, поэтому дело об административном правонарушении подлежит возвращению в городской суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения норм процессуального права и постановить решение, отвечающее требованиям ст.ст.29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу исполняющего обязанности руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежского лесничества ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Онежского городского суда Архангельской области от 09 июля 2015 года отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Онежский городской суд Архангельской области на новое рассмотрение.
Судья В.В. Пантелеев