НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 04.03.2022 № 3А-37/2022

Дело №3а-37/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 4 марта 2022 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Быковой Т.А.,

с участием прокурора Ефимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «СМП Шанс» о признании недействующим Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в части абзаца 1 пункта 4 и пункта 7 Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (приложение № 7 к Тарифному соглашению), утвержденного решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области № 6 к протоколу № 13 от 29 декабря 2020 г.,

установил:

решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области № 6 к протоколу № 13 от 29 декабря 2020 г. принято Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – Тарифное соглашение, оспариваемый нормативный правовой акт), в том числе Порядок оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации, являющееся приложением № 7 к Тарифному соглашению (далее – Порядок оплаты СМП).

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Порядка оплаты СМП, финансирование по подушевому нормативу – способ финансирования МО, при котором подушевой норматив включает финансовые средства, обеспечивающие собственную деятельность МО, и средства на оплату СМП, оказанной застрахованным лицам МО-исполнителями, по утвержденным тарифам за вызов.

В соответствии с пунктом 7 Порядка оплаты СМП, финансирование по подушевому нормативу МО, оказывающих СМП, осуществляется СМО в размере скорректированного объема финансирования (Vфин мес СМП), рассчитанного следующим образом:

V фин мес СМП = V мес СМП - V ИСП мес СМП + V НЕПР мес СМП, где:

V ИСП мес СМП – сумма принятых к оплате СМО счетов за СМП, оказанную застрахованным лицам иными станциями (отделениями) СМП (МО-исполнителями) за отчетный месяц, с учетом результатов контроля;

V НЕПР мес СМП – сумма принятых к оплате СМО счетов за СМП, оказанную застрахованным лицам, закрепленным по территории обслуживания за иными станциями (отделениями) СМП, за отчетный месяц, с учетом результатов контроля.

Оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован 29 декабря 2020 г. на официальном сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://www2.arhofoms.ru/oms/tariff/).

Общество с ограниченной ответственностью «СМП «ШАНС» (далее – Общество, ООО «СМП «ШАНС») обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца 1 пункта 4 и пункта 7 Порядка оплаты СМП.

В обоснование административного иска Общество указало на то, что оно участвует в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Территориальная программа) и оказывает скорую медицинскую помощь гражданам на территории города Архангельска.

Оспариваемые положения Порядка оплаты СМП противоречат положениям Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2299 и положениям Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 22 декабря 2020 г. № 911-пп, которыми установлен способ оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации – по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой помощи и только в амбулаторных условиях – по подушевому нормативу финансирования с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях за единицу объема медицинской помощи.

В связи с этим взаиморасчеты между организациями за единицу объема медицинской помощи (когда медицинская помощь оказана застрахованным, прикрепленным к иной медицинской организации) возможны только при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.

В результате оплаты оказанной медицинской помощи в объеме подушевого норматива финансирования, неправомерно скорректированного взаиморасчетами между медицинскими организациями Общество за 10 месяцев 2021 г. получило значительно меньшую сумму, чем нарушены его права.

В судебном заседании представители ООО «СМП «ШАНС» Фефилова В.В. и Ершов Д.Л. исковые требования поддержали.

Представитель Правительства Архангельской области Боронина А.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась.

Представитель Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области, заинтересованного лица Министерства здравоохранения Архангельской области Коробейников Д.Е. в судебном заседании считал иск необоснованным.

Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области Коваленко И.А., Попов С.В. в судебном заседании иск не признали.

Заинтересованные лица Государственные бюджетные учреждения Архангельской области: «Архангельская областная клиническая больница», «Архангельская областная клиническая станция скорой медицинской помощи», «Северодвинская станция скорой медицинской помощи», «Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)», «Коряжемская городская больница», «Мирнинская центральная городская больница», «Вельская ЦРБ», «Верхнетоемская ЦРБ», «Виноградовская ЦРБ», «Ильинская ЦРБ», «Каргопольская ЦРБ имени Н.Д. Кировой», «Карпогорская ЦРБ», «Коношская ЦРБ», «Красноборская ЦРБ», «Лешуконская ЦРБ», «Мезенская ЦРБ», «Няндомская ЦРБ», «Онежская ЦРБ», «Плесецкая ЦРБ», «Устьянская ЦРБ», «Холмогорская ЦРБ», «Шенкурская ЦРБ им. Н.Н. Приорова», «Яренская ЦРБ» в судебное заседание представителей не направили, о его времени и месте извещены.

Государственные бюджетные учреждения Архангельской области: «Архангельская областная клиническая станция скорой медицинской помощи», «Северодвинская станция скорой медицинской помощи», «Вельская ЦРБ», «Устьянская ЦРБ» предоставили письменные отзывы о несогласии с иском.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Прокурор Ефимова А.В. в судебном заседании дала заключение о необходимости удовлетворения иска, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству.

Исследовав материалы административного дела, суд считает, что административное исковое заявление Общества подлежит удовлетворению.

Общество является участником Территориальной программы и оказывает скорую медицинскую помощь гражданам на территории города Архангельска, то есть является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми положениями нормативного правового акта.

Также Общество предоставило суду сводные акты окончательного расчета финансирования медицинской помощи по подушевому нормативу, содержащие сведения об осуществлении корректировки объема финансовых средств, указывающие на то, что оспариваемые нормы Порядка оплаты СМП непосредственно применялись к Обществу в 2021 году.

Следовательно, ООО «СМП «ШАНС» является лицом, имеющим право оспаривать Порядок оплаты СМП в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), в том числе правовое положение субъектов ОМС и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС неработающего населения, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ), что следует из положений статьи 1 данного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы ОМС, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОМС.

По смыслу части 1 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи (часть 6 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ).

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 22 декабря 2020 г. № 911-пп (далее – Территориальная программа).

В соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ для разработки проекта территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы ОМС, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к Правилам ОМС.

Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС является приложением № 1 к Правилам ОМС и утверждено приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. №108н (далее – Положение о комиссии).

Персональный состав комиссии утверждается правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 15 Положения о комиссии).

Комиссия образована и ее персональный состав утвержден распоряжением Правительства Архангельской области от 15 октября 2019 г. № 464-рп (с учетом изменений, внесенных распоряжениями Правительства Архангельской области от 19 ноября 2019 г. № 537-рп, от 21 января 2020 г. № 15-рп, от 26 декабря 2020 г. № 562-рп, от 26 марта 2021 г. № 96-рп, от 27 мая 2021 г. № 203-рп).

В состав Комиссии на паритетных началах входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации (пункт 3 Положения о комиссии).

Согласно пункту 20 Положения о комиссии решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников ОМС на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2.1. статьи 30 Федерального закона № 326-ФЗ, тарифное соглашение в пятидневный срок после дня его заключения направляется председателем комиссии в Федеральный фонд для подготовки заключения о соответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 февраля 2021 г. № 80н утвержден Порядок и сроки рассмотрения тарифных соглашений, заключаемых в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 326-ФЗ, подготовки заключения Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о соответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования и его типовой формы (далее – Порядок рассмотрения тарифных соглашений).

Заключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20 апреля 2021 г. №00-10-26-2-06/2191 дополнительное соглашение к Тарифному соглашению, после устранения недостатков, признано соответствующим Базовой программе.

Ссылка Комиссии, заинтересованных лиц на заключение Федерального фонда обязательного медицинского страхования в подтверждение законности оспариваемого нормативного правового акта судом учитывается только в аспекте соблюдения Комиссией процессуальной процедуры принятия нормативного правового акта.

Заключение Федерального фонда обязательного медицинского страхования в рассматриваемых правоотношениях по своей правовой природе является юридически значимым действием в рамках осуществления ведомственного контроля и не является нормативным правовым актом, рассчитанным на неоднократное применение подлежащим самостоятельной судебной проверке.

Следовательно, по вопросу соответствия оспариваемых норм законодательству, имеющему большую юридическую силу, заключение Федерального фонда обязательного медицинского страхования преюдициального значения для суда не имеет и не подменяет процедуру судебной проверки в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд считает, что Тарифное соглашение и являющийся неотъемлемой его частью приложение к нему – Порядок оплаты СМП принят Комиссией, являющейся уполномоченным Правительством Архангельской области коллегиальным органом с соблюдением порядка его принятия, в надлежащей форме, и по этим основаниям не оспаривается.

Доводы Общества о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу суд находит заслуживающими внимания в силу следующего.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2299 (далее – Базовая программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи (раздел I).

В соответствии с пунктами 1 – 4 части 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Согласно разделу IV Базовой программы при реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации:

- при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях: по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц (за исключением расходов на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии, а также средств на финансовое обеспечение фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объема медицинской помощи), в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях за единицу объема медицинской помощи;

- при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), - по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.

Аналогичные способы оплаты медицинской помощи по видам условий оказания медицинской помощи установлены в Территориальной программе.

Так, согласно разделу VIII «Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи» Территориальной программы, при ее реализации применяются в том числе (перечисляются способы оплаты, имеющие правовое значение для рассмотрения дела) следующие способы оплаты медицинской помощи:

1) при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:

- по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц (за исключением расходов на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии, тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также средств на финансовое обеспечение фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объема медицинской помощи), в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях (за единицу объема медицинской помощи);

4) при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.

В Базовой и в Территориальной программах установлен способ оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации – по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи и только при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях – по подушевому нормативу финансирования с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях (за единицу объема медицинской помощи).

Таким образом, указанные нормативные правовые акты федерального и областного уровня не предусматривают способа оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, по подушевому нормативу финансирования с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях (за единицу объема медицинской помощи).

Вопреки изложенным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с оспариваемым абзацем 1 пункта 4 Порядка оплаты СМП, финансирование по подушевому нормативу – способ финансирования МО, при котором подушевой норматив включает финансовые средства, обеспечивающие собственную деятельность МО, и средства на оплату СМП, оказанной застрахованным лицам МО-исполнителями, по утвержденным тарифам за вызов.

В соответствии с Порядком оплаты СМП (Параграф 2) для расчета тарифа на основе подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи применяется численность застрахованных лиц, определяемая в соответствии с данными единого регистра застрахованных лиц в сфере ОМС и территорией обслуживания станции/отделения скорой медицинской помощи.

Территория обслуживания станции/отделения скорой медицинской помощи устанавливается в приложении к Территориальной программе.

МО-исполнитель – медицинская организация, оказавшая СМП застрахованным лицам, закрепленным по территории обслуживания за иными станциями/отделениями скорой медицинской помощи.

Тариф на основе подушевого норматива финансирования СМП – это сумма финансовых средств на одно застрахованное лицо.

Обслуживаемое население – застрахованные лица, прикрепившиеся для оказания первичной медико-санитарной помощи к медицинским организациям, находящимся на территории обслуживания станции (отделения) СМП.

Порядок определения ежемесячного объема финансирования по подушевому нормативу установлен в пункте 6 Порядка оплаты СМП, согласно которому тариф на основе подушевого норматива умножается на численность застрахованных СМО лиц, обслуживаемых МО, оказывающих СМП.

Подушевой норматив финансирования установлен в Приложении №24 к Тарифному соглашению и для Общества составляет 87,60 руб. на 1 застрахованное лицо в месяц, вне зависимости от условия вызова застрахованными лицами скорой медицинской помощи.

За исключением случаев, установленных в пункте 2 Порядка оплаты СМП, оплата скорой медицинской помощи осуществляется по подушевому нормативу финансирования.

Случаями оплаты скорой медицинской помощи по тарифу за вызов:

- при оказании СМП застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого был выдан полис обязательного медицинского страхования;

- при проведении тромболитической терапии (системный тромболизис) пациентам с сердечно - сосудистыми заболеваниями и острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) на догоспитальном этапе;

- при осуществлении санитарной эвакуации наземным транспортом консультативными специализированными бригадами отделений экстренной консультативной СМП медицинских организаций;

- при оказании СМП специализированными (анестезиологическими и реанимационными) бригадами.

Скорую медицинскую помощь специализированными бригадами Общество не осуществляет.

Тарифы за вызов скорой медицинской помощи (с 1 октября 2021 г. установлены в Приложении №21 к Тарифному соглашению и составляют: для фельдшерских общепрофильных выездных бригад – 3 696, 14 руб., для врачебных общепрофильных выездных бригад – 5 295, 71 руб.

Оплата по указанным тарифам возможна только в случае оказания скорой медицинской помощи застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого был выдан полис обязательного медицинского страхования.

Оплата производится не страховыми медицинскими организациями в рамках Территориальной программы, а Территориальным фондом обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в рамках Базовой программы по межтерриториальным расчетам, за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда, что следует из пунктов 164,165 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. №108н.

Следовательно, оплата скорой медицинской помощи осуществляется по подушевому нормативу финансирования (по количеству обслуживаемого населения) и дополнительно, в указанных выше случаях – по тарифу за вызов.

Вопреки изложенному, пунктом 7 Порядка оплаты СМП предусмотрена корректировка объема финансирования по подушевому нормативу путем произведения взаиморасчетов между медицинскими организациями, оказывающими скорую медицинскую помощь.

Установленная указанной нормой корректировка, противоречит установленному Базовой и Территориальной программам способу оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации.

В связи с изложенным суд соглашается с доводами Общества о том, что на основании оспариваемых норм ежемесячный объем финансирования по подушевому нормативу неправомерно корректируется взаиморасчетами между медицинскими оранизациями по тарифу за вызов, если вызов осуществляется застрахованными, которые закреплены по территории обслуживания за иными станциями скорой медицинской помощи, из объема средств, выделенных на финансирования по подушевому нормативу финансирования.

Административный истец представил доказательства нарушения его прав и законных интересов, оспариваемыми нормами Тарифного соглашения (пункт 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), что выражено в корректировке взаиморасчетами между другими медицинскими организациями по тарифу за вызов. При этом, нарушением прав Общества суд признает сам факт такой корректировки. Вопрос же о том, каким образом она фактически повлияла на финансовую деятельность Общества, других медицинских организаций (получение неправомерной прибыли или убытков в результате применения противоречащих федеральному законодательству норм) находится за пределами рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля административного иска и судом разрешению не подлежит.

Поскольку для Общества, применительно к оказанию скорой медицинской помощи, вне медицинской организации установлен способ оплаты – по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи, то оно вправе рассчитывать на его правильное применение без искажения его механизма на региональном уровне. При этом медицинская организация не должна нести негативные последствия за недостатки планирования программы обязательного медицинского страхования (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4, 2018 г. (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018г.), пример №28).

Ссылка Комиссии, заинтересованных лиц в обоснование позиции на Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации №11-7/И/2-20691, Федерального фонда обязательного медицинского страхования №00-10-26-2-04/11-51 от 30 декабря 2020 г. «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» (далее – Методические рекомендации), изложенная в обоснование правомерности принятия оспариваемых норм судом принята быть не может.

В соответствии с разделом III Методических рекомендаций, оплата скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, осуществляется по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи, что полностью соответствует Базовой и Территориальной программам. Межучрежденческие расчеты для оплаты скорой медицинской помощи Методическими рекомендациями не установлены.

Ссылка на применение Комиссией аналогии закона, устанавливающего способы оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях неправомерна, а применительно к нормотворчеству юридически некорректна. Применение аналогии закона возможно в случае отсутствия нормы права в конкретных правоотношениях (например, при осуществлении расчетов и т.д.), если аналогия закона предусмотрена нормами права соответствующей отраслевой принадлежности. Для нормотворчества, то есть создания новых норм права регионального уровня правильно говорить о степени широты дискреционных полномочий Комиссии, которая ограничена нормами федерального и регионального законодательства.

Так, в соответствии с пунктом 2 Положения о комиссии, Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также настоящими Правилами.

Согласно подпункту 3 пункта 4 Положения о комиссии, к полномочиям Комиссии, в том числе, отнесено рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения.

Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1397н (далее – Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения).

В соответствии с пунктом 5 Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, раздел «Способы оплаты медицинской помощи, применяемые в субъекте Российской Федерации» должен содержать сведения о применяемых способах оплаты медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, утверждаемой в составе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в медицинских организациях:

при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях: по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях за единицу объема медицинской помощи (подпункт 1.1. (приводится с сокращением)),

при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации: по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи (подпункт 3.1. приведен в первоначальной редакции. В настоящее время подпункт изложен в редакции Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2022 г. №11н и имеет следующее содержание: «по подушевому нормативу финансирования»).

Следовательно, Требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации установлен способ оплаты по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи без включения в подушевой норматив финансирования расходов на медицинскую помощь оказываемых в иных медицинских организациях.

Изменять способ оплаты медицинской помощи по своему усмотрению Комиссия не вправе.

Соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вопреки положениям части 2 статьи 62, части 9 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Комиссия не доказала.

В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50), проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Оспариваемые нормы – абзац 1 пункта 4 и пункт 7 Порядка оплаты скорой медицинской помощи не только противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – Базовой и Территориальной программам, но и противоречат самому Порядку оплаты СМП, пункт 1 которого закрепляет иное определение способа оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации – по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.

Такое положение норм в Порядке оплаты СМП само по себе (вне зависимости от соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу) создает их противоречивость и внутреннюю несогласованность, что вводит в заблуждение правоприменителя и вызывает неоднозначное толкование относительно того, какой же способ оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации является надлежащим.

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Тарифные решения аналогичного содержания, принятые в других субъектах Российской Федерации, на некоторые из которых избирательно ссылается представитель Комиссии в обоснование правовой позиции, к таким нормативным правовым актам не относятся, а потому на их соответствие суд оспариваемые нормы не проверяет.

С учетом изложенного административное исковое заявление Общества подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 г. № 50, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

При этом, по смыслу абзаца 7 пункта 38 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.

В связи с тем, что Порядок оплаты СМП применялся и на его основании были реализованы права медицинских организаций, суд считает правильным признать оспариваемые положения не действующими со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом установленных полномочий Министерства здравоохранения Архангельской области (подпункт 49 пункта 8 Положения о министерстве здравоохранения Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 27 марта 2012 г. № 119-пп), сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства здравоохранения Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с тем, что Комиссия является коллегиальным органом, персональный состав которого утверждается правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Архангельской области, на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные ООО «СМП «ШАНС» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей подлежат взысканию с Правительства Архангельской области за счет средств казны Архангельской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «СМП «ШАНС» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в части абзаца 1 пункта 4 и пункта 7 Порядка оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (приложение № 7 к Тарифному соглашению), утвержденного решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области № 6 к протоколу № 13 от 29 декабря 2020 г.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства здравоохранения Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Правительства Архангельской области за счет средств казны Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «СМП «ШАНС» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022 г.

Председательствующий:

судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин