НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 02.11.2023 № 3А-402/2023

Дело № 3а-402/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе председательствующего судьи Саблиной Е.А. при секретаре Когиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о ликвидации региональной общественной организации «Центр социальных измерений «Фокус»,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации региональной общественной организации «Центр социальных измерений «Фокус» (далее также – общественная организация) и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц за основным государственным регистрационным номером ***********.

В обоснование требований указано, что региональная общественная организация «Центр социальных измерений «Фокус» зарегистрирована в качестве юридического лица 7 сентября 2005. Основной государственный регистрационный номер *********** присвоен Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 9 сентября 2005 года. В период с 10 апреля 2023 года по 10 мая 2023 года Управлением была проведена плановая документарная проверка общественной организации, в ходе которой были выявлены многочисленные, в том числе грубые и неустранимые нарушения Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях), Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), Гражданского кодекса Российской Федерации. По результатам проверки в адрес руководителя общественной организации было вынесено предупреждение, которое было им получено. В установленный срок требования предупреждения исполнены не были. На момент подачи административного искового заявления в суд документы, необходимые для устранения нарушений, указанных в предупреждениях, устранены не были, после вынесения предупреждения общественной организацией совершены иные нарушения требований законодательства, что является основанием для ликвидации региональной общественной организации. Просят ликвидировать региональную общественную организацию «Центр социальных измерений «Фокус» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец Управление в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Судебное извещение, направленное административному ответчику, а также представителю административного ответчика Руссовой О.Н., имеющей право без доверенности действовать от имени юридического лица, по юридическому адресу возвращено за истечением срока хранения.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела Управлением по поручению суда 23 октября 2023 года размещена на официальном сайте Управления в сети Интернет.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Законом об общественных объединениях, который в статье 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

В соответствии с частью 1 статьи 29 этого закона общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Статья 42 Закона об общественных объединениях закрепляет, что в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, данный федеральный орган вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд (части первая - третья).

В силу части 1 статьи 26, абзацев 3 и 4 части 1, части 3 статьи 44 Закона об общественных объединениях общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, а также в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 года №26, разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64) Управление Министерства юстиции России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу является уполномоченным территориальным органом Минюста России по обращению в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Судом установлено, что согласно протоколу общего собрания учредителей региональной общественной организации «Центр социальных измерений «Фокус» № 1 от 25 июня 2005 года создана указанная организация, утвержден ее Устав, сформированы органы управления организации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц запись о государственной регистрации организации внесена в названный реестр 9 сентября 2005 года за основным государственным номером ***********. Адрес (место нахождения) юридического лица: ***********.

В период с 10 апреля 2023 года по 10 мая 2023 года Управлением была проведена плановая документарная проверка общественной организации.

По результатам проверки Управлением выявлено, что устав общественной организации, утвержденный учредительным собранием от 7 апреля 2015 года (далее - устав), противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, а именно:

В нарушение пункта 1 части 1 статьи 20 Закона об общественных объединениях устав общественного объединения не содержит положений, определяющих организационно-правовую форму общественного объединения

В нарушение статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» пункт 1.9 устава предусматривает государственную регистрацию символики общественного объединения.

В нарушение пункта 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации уставом обязанность членов общественного объединения по уплате членских и иных имущественных взносов не предусмотрена.

В нарушение пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов к исключительной компетенции высшего органа общественной организации не отнесено.

В нарушение пункта 3 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях образование органов общественного объединения и досрочное прекращение их полномочий, утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности, принятие решения о создании общественным объединением других юридических лиц к исключительной компетенции высшего органа управления общественного объединения не отнесено.

В нарушение пункта 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации устав общественного объединения сведений о единоличном исполнительном органе общественного объединения не содержит.

В нарушение пункта 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях устав общественного объединения исчерпывающего перечня видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не содержит, при этом пункты 2.7, 7.2 и 7.4 устава предусматривают предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.

В нарушение части 2 статьи 26 Закона об общественных объединениях п. 8.4 устава допускает направление имущества, оставшегося в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов на благотворительные цели.

В нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 20 Закона об общественных объединениях в уставе общественного объединения порядок вступления новых членов в общественное объединение отсутствует.

1.1.10. В нарушение пункта 4 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях и пункта 4 части 1 статьи 20 Закона об общественных объединениях порядок принятия решений высшего органа управления общественного объединения по вопросам исключительной компетенции уставом не определен.

В нарушение пункта 3 статьи 27 Закона о некоммерческих организациях общественным объединением в проверяемый период совершаются сделки с заинтересованными лицами - членами совета общественного объединения Руссовой О.Н. и ФИО1, без одобрения указанных сделок органами управления.

В нарушение абзаца второго части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественным объединением не соблюдаются положения устава, в части принятия решений об утверждении годового отчета и годового бухгалтерского баланса (пункт 5.2 устава), в части периодичности проведения проверок ревизором финансово-хозяйственной деятельности общественного объединения (пункт 6.6 устава).

В нарушение пункта 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и пункта 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественным объединением не соблюдается обязанность по ведению бухгалтерского учета в надлежащем порядке, а именно: - в нарушение Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н (далее - Положение ПБУ 6/01), пункт 1 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее - Стандарт ФСБУ 6/2020), утвержденного приказом Минфина России от 17 сентября 2020 года № 204н, некоммерческой организацией бухгалтерский учет основных средств не ведется.

Кроме того Управлением в ходе проверки также выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, носящие неустранимый характер: в нарушение пункта 2 статьи24 Закона о некоммерческих организациях общественное объединение осуществляет приносящую доход деятельность, виды которой не предусмотрены учредительными документами; в нарушение части 4 статьи 14 и абзаца второго части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях региональным общественным объединением осуществляется деятельность за пределами Архангельской области без оформления статуса межрегионального общественного объединения; в нарушение статьи181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации протоколы общего собрания членов от 14 апреля 2020 года № 19, 1 июня 2021 года № 20, 5 июня 2022 года № 21, не содержат сведений о времени проведения собраний, о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, о лице, ответственном за подсчет голосов на собрании, протоколы заседания совета от 23 марта 2020 года № 36, от 27 января 2021 года, № 37 и 27 января 2021 № 38 не содержат сведений о времени проведения собраний, о лице, ответственном за подсчет голосов на собрании, о наличии кворума на собрании и не подписаны секретарем собрания.

По результатам проверки Управлением 10 мая 2023 года в адрес руководящего органа общественного объединения вынесено письменное предупреждение (исх. № 29/03-2160) со сроком устранения до 15 августа 2023 года. Предупреждение получено лично директором общественного объединения 22 июня 2023 года, что подтверждено распиской.

Данное предупреждение обжаловано не было. Документы, подтверждающие устранение общественным объединением нарушений требований законодательства Российской Федерации, в Управление в указанный срок не представлены.

Согласно заявлению Руссовой О.Н. от 21 августа 2023 года (вх. от 22 августа 2023 года № 6174/23), представленного в Управление, она с 10 августа не является директором общественного объединения в связи с добровольным сложением полномочий, о чем совет общественного объединения (постоянно действующий руководящий орган) уведомлен. Кроме того, общественное объединение по адресу: ***********, указанному в ЕГРЮЛ, не располагается. Настоящее место расположения общественного объединения ей не известно.

Документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ обновленных сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общественного объединения и об адресе (месте нахождения) общественного объединения до настоящего времени не представлены.

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях некоммерческой организацией не соблюдается обязанность по информированию уполномоченного органа об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней со дня наступления таких изменений и представлению соответствующих документов для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты.

Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением).

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64 разъяснено, что при рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее оспорены административным ответчиком в судебном порядке.

Суд полагает, что предупреждение, вынесенное Управлением в адрес административного ответчика, является обоснованными, поскольку соответствует приведенному действующему законодательству, отражает нарушения, допущенные административным ответчиком, которые им не оспаривались, приняты в пределах полномочий принявшего органа.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, при проверке обоснованности предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные уполномоченным органом или прокурором сроки для устранения таких нарушений.

Такие сроки должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных законом.

В частности, указанный в вынесенном в адрес религиозного объединения, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения политической партии либо другого общественного объединения или некоммерческой организации предупреждении (представлении) срок не может быть менее одного месяца, в адрес политической партии - не менее двух месяцев, в случае вынесения предупреждения об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности - не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

По мнению суда, сроки для устранения нарушений законодательства, указанные в предупреждении, являлись разумными, то есть предоставляли административному ответчику возможность их устранить.

В соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан, судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения (пункт 32).

Объективных причин, препятствующих общественному объединению устранить выявленные нарушения, по делу не усматривается, таковых административным ответчиком не приведено и в ходе судебного заседания.

До настоящего времени документы, необходимые для устранения нарушений, указанных в вышеперечисленных предупреждениях, общественным объединением в Управление не представлены. Предупреждение общественным объединением не обжаловалось.

В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).

В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64 неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Приведенные выше нарушения не устранены до настоящего момента, общественным объединением среди прочего допущены грубые (несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан), и неоднократные (после вынесения в его адрес предупреждения в адрес общественного объединении им допущено иное нарушение действующего законодательства) нарушения, что подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Неоднократное не выполнение законных предписаний органа (предупреждения), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, фактически не позволяют Управлению осуществлять контроль за организацией и требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных ее учредительными документами, который, как это прописано в пункте 4.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, реализуется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, судом установлено, что в нарушение части 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественным объединением не соблюдается обязанность информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении. Доказательств, подтверждающих обратное, материалы дела не содержат.

Общественной организацией допущенные ею нарушения законодательства Российской Федерации не устранены. Административный ответчик, имеющий статус региональной общественной организации, не обеспечивает публичности своей деятельности, что препятствует должному общественному контролю за ним, нарушает права граждан на достоверную информацию о его деятельности, тем самым допускает грубые нарушения законодательства Российской Федерации.

Исходя из характера и неоднократности допущенных административным ответчиком нарушений и их последствий, а также с учетом того, что примененные Управлением в отношении организации меры административного реагирования не привели к устранению нарушений и их последствий, суд полагает применение крайней меры публично-правовой ответственности в виде ликвидации общественного объединения обоснованной, административное исковое заявление - подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о ликвидации региональной общественной организации «Центр социальных измерений «Фокус» удовлетворить.

Ликвидировать региональную общественную организацию «Центр социальных измерений «Фокус» (основной государственный регистрационный номер ***********) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2023 года.

Председательствующий Е.А. Саблина