НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 01.12.2015 № 7Р-1050/2015

Дело № 7р-1050/15

Р Е Ш Е Н И Е

от 01 декабря 2015 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Брагин А.А.,

рассмотрев жалобу Репницыной О.А. на решение судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 09 ноября 2015 года, вынесенное в отношении Репницыной О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 18 августа 2015 года должностное лицо – главный бухгалтер ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области Репницына О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Решением судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 09 ноября 2015 года жалоба Репницыной О.А. на указанное постановление оставлена без удовлетворения.

Репницына О.А. в жалобе просит отменить решение судьи, считая его незаконным.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного решения, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения Репницыной О.А., защитника Шубной А.С., не нахожу правовых оснований для отмены решения.

Согласно ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Репницына О.А. работает в должности главного бухгалтера ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области, местом государственной регистрации учреждения является: Архангельская область, Холмогорский район, д. Данилово.

К административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ Репницына О.А. привлечена за то, что 12 ноября 2014 года допустила нарушение, выразившееся в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

Законность и обоснованность постановления должностного лица проверена судьей районного суда, оснований для отмены вынесенного должностным лицом постановления не установлено.

Доводы подателя жалобы о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении указано на вину юридического лица в принятии бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, а не ее вину, несостоятельны.

В постановлении должностного лица содержится описание события административного правонарушения, а не вина юридического лица – ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области.

Согласно описанию события административного правонарушения, лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования для принятия бюджетных обязательств и осуществления платежей доводились до получателя бюджетных средств – ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области распорядителем бюджетных средств – УФСИН России по Архангельской области расходными расписаниями.

Из отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств
№ 3241294130 (ф. 0531786) на 11 ноября 2014 года следует, что ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области на 2014 финансовый год доведены лимиты бюджетных обязательств на исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций по главе 320 Федеральная служба исполнения наказаний, разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделу 0305 «Система исполнения наказаний», целевой статье расходов 4230049 «Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований в рамках подпрограммы «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний» государственной программы Российской Федерации «Юстиция», виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» в сумме 347 218,19 рублей. Не использовано доведенных бюджетных данных 104 564,68 рублей со знаком «минус».

Пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что заключение и оплата казенными учреждениями государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Под лимитами бюджетных обязательств в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Следовательно, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области как получатель бюджетных средств имело право принять бюджетные обязательства в пределах, доведенных лимитов бюджетных обязательств.

ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области 30 декабря 2013 года заключило с ООО <данные изъяты> договор № 89-с/2013/418 на проведение технического обслуживания и/или ремонта транспортных средств, стоимость по которому не должна превышать 100 000,00 рублей.

По данному договору ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области направлены в Управление Федерального казначейства по Архангельской области сведения № 125 о принятом бюджетном обязательстве от 11 ноября 2014 года (ф. 0531702) на сумму 100000,00 рублей за счет средств бюджета, дата приема на учет бюджетного обязательства 12 ноября 2014 года за номером 1242941314010983.

Согласно отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 3241294130 (ф. 0531786) на 11 ноября 2014 года бюджетные данные по КБК 32003054230049244225 доведены до ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области в размере 347 218,19 рублей. По состоянию на 11 ноября 2014 года не использовано бюджетных данных на сумму 104 564,68 рублей со знаком «минус».

УФК по Архангельской области довело до ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области уведомление о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных от 12 ноября 2014 года № 1242941314010983 на сумму 70 000,00 рублей за счет средств бюджета. Сумма поставленного на учет бюджетного обязательства составляла 144 564,68 рублей, объем права на принятие обязательств – 74 564,68 рублей со знаком «минус».

Несмотря на уведомление, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области» в нарушение п. 5 ст. 161, ст. 162, п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации приняло бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 74 999,00 рублей.

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ. Субъектом данного административного правонарушения являются должностные лица.

Доводы жалобы Репницыной О.А., что она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, являются несостоятельными.

Подписание договора от имени ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области начальником учреждения, подача им сведений о принятом бюджетном обязательстве (форма 0531702, утв. Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года № 98н «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета») для принятия на учет в УФК и отсутствие подписи главного бухгалтера в указанной форме не свидетельствуют об отсутствии вины главного бухгалтера Репницыной О.А. в совершении вмененного административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной начальником ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области подполковником внутренней службы Алиевым Ф.Ш. от 24 января 2014 года ведение бухгалтерского учета в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области возложено на главного бухгалтера Репницыну О.А. и данный факт в жалобе не оспаривается.

В силу пунктов 25, 27, 30, 31 должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области, с которой Репницына О.А. ознакомлена 24 января 2014 года, главный бухгалтер обязан осуществлять организацию бухгалтерского учета в учреждении, организовать в бухгалтерии учреждения полный учет поступающих денежных средств и контролировать соблюдение платежной дисциплины.

При этом подп. 76.4 – 76.6 п.76 должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области установлено, что главный бухгалтер несет персональную ответственность за контроль над расходованием средств, состоянием расчетов, за целевое, эффективное и рациональное использование бюджетных средств, обеспечение соответствия хозяйственных операций законодательству Российской Федерации.

Пунктом 22 Положения о главных бухгалтерах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 24 января 1980 года № 59 (действующего на момент совершения административного правонарушения), определено, что главный бухгалтер несет ответственность в случаях:

неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности: принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами; составления недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии; других нарушений положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.

Согласно пунктам 3,5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие и исполнение бюджетного обязательства осуществляется путем заключения государственных контрактов (договоров), постановкой их на учет в органе федерального казначейства (принятие бюджетного обязательства путем присвоения ему кода бюджетной классификации), а также санкционированием оплаты денежного обязательства в форме совершения разрешительной надписи.

Пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина РФ от 19 сентября 2008 года № 98н, установлено, что основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531702), представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств.

Указанные сведения по установленной форме, а также заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (код формы по КУД 0531705) оформляются и контролируются непосредственно главным бухгалтером ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области Репницыной О.А. посредством электронного документооборота (система удаленного финансового документооборота). Указанное юридически значимое обстоятельство в жалобе также не оспаривается.

Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержден приказом Минфина России от 30 сентября 2008 года № 104н.

В электронном документообороте осуществляется ведение лицевого счета заявителя, открытого в органе федерального казначейства. Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 года № 24н.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела, главный бухгалтер Репницына О.А. знала об отсутствии лимитных бюджетных обязательств.

Кроме того, приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года № 98н, утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Согласно п. 1.5 указанного Порядка получатели средств федерального бюджета и органы Федерального казначейства, участвующие в документообороте по учету бюджетных обязательств с использованием электронных документов в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми между ними, используют для подписания своих электронных документов электронные подписи уполномоченных лиц.

В соответствии с пп. «в» п. 15 и п. 16 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 года
№ 24н, главному бухгалтеру принадлежит право второй подписи. При электронном документообороте с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, осуществляемом в соответствии с договорами (соглашениями) об электронном документообороте, заключаемыми между органами Федерального казначейства и клиентами, в карточку образцов подписей включаются образцы подписей уполномоченных лиц с правом первой и второй подписи, имеющих полномочия по подписанию электронной подписью электронных документов.

В силу требований п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются действительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных итераций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

Возражений относительно нарушений бюджетного законодательства Репницына О.А. в письменном виде начальнику учреждения не подавала.

В связи с чем судья районного суда пришел к правильному выводу, что Репницына О.А. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и обоснованно привлечена к административной ответственности.

Кроме того, как следует из листа согласования к договору
№ 89-с/2013/418 от 30 декабря 2013 года, Репницына О.А. данный договор согласовала, о превышении лимитов бюджетных обязательств начальника учреждения в листе согласования не информировала.

В жалобе Репницыной О.А. на решение судьи не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей при рассмотрении дела, и не содержится обстоятельств, которые служат основанием к отмене решения.

Решение вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамах процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям КоАП РФ.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ судьей соблюден, процессуальные требования не нарушены, нормы материального права применены и истолкованы правильно и правовых оснований для пересмотра решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 09 ноября 2015 года, вынесенное в отношении Репницыной О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Репницыной О.А. – без удовлетворения.

Судья А.А. Брагин