НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 01.02.2021 № 3А-83/2021

Дело № 3а-83/2021

Решение

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Роговой И. В.

при секретаре Паламар А. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аренда-Норд» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Аренда-Норд» (далее по тексту – ООО «Аренда-Норд») предъявило в суд административное исковое заявление к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Правительству Архангельской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В обоснование административного иска указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит 1/8 доли земельного участка площадью 3 225 кв.м, с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир канализационная насосная станция № 4, участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества установлена в размере 14 608 411 руб. 50 коп. Однако, рыночная стоимость земельного участка определена в размере 12 058 275 руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает права ООО «Аренда-Норд» как налогоплательщика, административный истец просит установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений Архангельской области, в качестве заинтересованного лица – ГБУ АО «АрхОблКадастр».

В судебном заседании представитель административного истца Юрков Т. С. требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Архангельской области Фокин С. С. с иском не согласился, ранее заявленное ходатайство об отложении судебного заседания не поддержал, о назначении по делу судебной экспертизы не ходатайствовал.

Иные лица, участвующие в деле, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд не явились. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного производства.

Изучив материалы административного дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ООО «Аренда-Норд» на праве собственности принадлежит 1/8 доли земельного участка с кадастровым номером (далее – земельный участок), площадью 3 225 кв.м, назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир канализационная насосная станция № 4, участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

По смыслу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 131 ГК РФ, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктов 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Областного закона от 21.01.2009 № 655-33-ОЗ «О регулировании отдельных земельных отношений», на основании постановления Министерства имущественных отношений Архангельской области от 16.04.2018 №1-п на территории Архангельской области в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области утверждены постановлением Министерства имущественных отношений Архангельской области от 21.11.2019 № 16-п, в соответствии с которым по состоянию на 01.01.2019 установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 14 608 411 руб. 50 коп., о чем 01.02.2020 в Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая запись.

В силу частей 1, 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Согласно отчету ООО «ПРОФ-ОЦЕНКА» № 1720/1-20рс по состоянию на 01.01.2019 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 12 058 275руб.

Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.

Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется. Также отсутствуют основания для назначения экспертизы по инициативе суда.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении объекта недвижимого имущества, собственником которого являлся административный истец, установлена его рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права ООО «Аренда-Норд», суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

В силу положений статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи настоящего иска является 29.12.2020.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Аренда-Норд» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 225 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир канализационная насосная станция № 4, участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 12 058 275 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Датой подачи административного иска считать 29 декабря 2020 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом 02.02.2021.

Судья: И. В. Рогова