Дело 2-240/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2015 года
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующей Кулматовой Э.Ф.,
при секретаре Хайруллиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Социальной защиты населения Аргаяшского района, Министерству социальных отношений по Челябинской области об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление, взыскании задолженности своевременно неполученных сумм возмещения вреда
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском с учетом уточнения исковых требований к Управлению Социальной защиты населения Аргаяшского района (далее сокращенно УСЗН), Министерству социальных отношений по Челябинской области об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление, взыскании задолженности своевременно неполученных сумм возмещения вреда. В обоснование иска указала, что в соответствии с удостоверением серии № имеет право на льготы и компенсации, в том числе на ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную материальную помощь на оздоровление. Индексация подлежащих ему выплат не осуществлялась в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ Выплачиваемые ей суммы должны быть проиндексированы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом индекса роста потребительских цен, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно на коэффициенты роста минимальной заработной платы 1,581, 1,515; за ДД.ММ.ГГГГ годы на коэффициенты роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ 1,145; 1,11 ; 1,12 соответственно; с ДД.ММ.ГГГГ на коэффициенты уровня инфляции -1,1; 1,085; 1,08; с ДД.ММ.ГГГГ на коэффициенты уровня инфляции 1,07 ; 1,065 ;1,06 ;1,07; 1,065;1,065; 1,07 за каждый год соответственно; с ДД.ММ.ГГГГ на коэффициент уровня инфляции 1,07. Истец просила взыскать с ответчиков единовременно задолженность, образовавшуюся по причине неполной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по компенсации на приобретение продовольственных товаров 144 342,96 руб., компенсации на оздоровление 3 975,365 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по компенсации на приобретение продовольственных товаров 254 273,90 рублей, компенсации на оздоровление 7335,34руб., о возложении обязанности выплачивать ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров 3 931,93 рублей, а также ежегодную компенсацию на оздоровление в размере 1439,56 руб., с последующей индексацией в соответствии с законодательством.
В судебном заседании ФИО1, её представитель ФИО2 на исках настаивали.
Представители ответчиков УСЗН Аргаяшского района, Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, просили рассматривать дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Из отзыва начальника УСЗН Аргаяшского муниципального района ФИО3 следует, что исковые требования считают не подлежащими удовлетворению. Денежные компенсации представляют собой меры социальной поддержки, гарантированные государством гражданам и их размер устанавливается федеральным законодательством. При этом механизм их индексации изменялся трижды. Так, до ДД.ММ.ГГГГ размеры денежных компенсаций зависели от минимального размера оплаты труда и изменялись в связи с их повышением. С ДД.ММ.ГГГГ были установлены фиксированные суммы в 200 и 100 рублей соответственно и их повышение не предусматривалось. С ДД.ММ.ГГГГ законодателем установлен механизм индексации денежных компенсаций, когда расчеты осуществляются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Повышение денежных выплат истцу производится в соответствии с действующим законодательством, в порядке и на условиях, предусмотренных постановлениями Правительства РФ
Выслушав объяснения истицы, её представителя, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является эвакуированной из населенного пункта <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча»,что подтверждается удостоверением №.Хайбуллина Л.Г. имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в части 1 пункта 6 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее базового Закона) и ст. 6 ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО Маяк и радиоактивных отходов в реку «Теча».В частности, согласно ст.17 указанного Закона истец имеет право на выплаты, предусмотренные пунктом 13 ст.17(ежегодная компенсация на оздоровление) и пунктом 3 ч.1 ст.15 указанного Закона(ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров).
В соответствии с ч.3 ст.3 базового закона( в редакции Закона от 26.04.2004 года № 3 ФЗ) размер выплат ежегодно индексируется, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом в федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Предыдущая редакция базового закона не предусматривала периодичность индексации.
Размеры денежных компенсаций для данной категории граждан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зависели от величины минимального размера оплаты труда, которая в соответствии с Федеральным законом №6-ФЗ от 09.01.1997 года составляла 83 рубля 49 копеек в месяц. Соответственно, размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров составлял 166 руб.98 копеек, а ежегодной компенсации на оздоровление 83 руб.49 копеек.
Индексация компенсаций в соответствии с повышением минимального размера оплаты труда допускалась, в том числе и Законом РСФСР от 24.10.1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», до 01.01.2001 года.
Пунктом 3 ст.4 Федерального закона от 07.08.2000 года №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в базовый Закон внесены изменения и с 01.01.2001 года размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров установлен в твердой денежной сумме 200 рублей, а размер ежегодной компенсации на оздоровление в 100 рублей.
Постановлениями правительства РФ устанавливались размеры указанных денежных компенсаций с учетом инфляции в следующих размерах: ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации-220 рублей, ежегодная компенсация на оздоровление- 110 рублей (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 года № 847)с ДД.ММ.ГГГГ- компенсация на приобретение продовольственных товаров 244 руб.20 коп., ежегодная компенсация на оздоровление 122 руб.10 коп.(постановление Правительства РФ от 07.05.2005 года № 292),с ДД.ММ.ГГГГ- компенсация на приобретение продовольственных товаров 266 руб.18 коп., ежегодная компенсация на оздоровление 133 руб.09 коп.(постановление Правительства РФ от 25.04.2006 года № 246), с ДД.ММ.ГГГГ- компенсация на приобретение продовольственных товаров 287 руб.47 коп., ежегодная компенсация на оздоровление 143 руб.74 коп.( постановление Правительства РФ от 21.03.2007 года № 171). В последующем размеры указанных денежных компенсаций устанавливались постановлениями Правительства РФ от 21.12.2007 года № 914(в ред. от 07.07.2009 года),16.12.2009 года № 1024, 21.12.2010 года № 1079, 08.12.2011 года № 1019, от 04.12.2012 года № 1255, от 19.12.2013 года № 1189,постановление правительства РФ от 18 декабря 2014 года № «О индексации в 2015 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов реку «Теча», а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
ФИО1 является получателем указанных компенсаций, состоит на учете и получает указанные выше выплаты через УСЗН Аргаяшского района Челябинской области, что подтверждается справками о выплатах.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные компенсации истцу выплачивались муниципальным учреждением Комплексный центр социального обслуживания населения Аргаяшского муниципального обслуживания: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в ДД.ММ.ГГГГ –по 166,98 рублей, ежегодная компенсация на оздоровление в размере 83,49 рублей, в 1998,1999 годах ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров –по 166 рублей 98 копеек, ежегодная компенсация на оздоровление по 83 руб.49 коп.
УСЗН Аргаяшского района вышеуказанныe денежные компенсации истцу выплачивает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Согласно справки УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ истцу денежные компенсации выплачены в ДД.ММ.ГГГГ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров по 166 рублей 98 копеек, на оздоровление 83 руб.49 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы году денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров по 200 рублей, ежегодная компенсация на оздоровление 100 рублей; в ДД.ММ.ГГГГ по 220 рублей, в январе выплачена индексация компенсаций 151,94 руб., с мая по ДД.ММ.ГГГГ года по 237 руб. 60 коп., в ДД.ММ.ГГГГ выплачена индексация компенсаций 70,40 рублей; ежегодная компенсация на оздоровление 118,80 рублей; с января по ДД.ММ.ГГГГ по 237,67 рублей ежемесячной, с июня по ДД.ММ.ГГГГ по 262,57 рублей, и 131, 29 руб.. ежегодной компенсации, в ДД.ММ.ГГГГ выплачена индексация компенсаций 179,85 рублей.
Согласно справки УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ истцу денежные компенсации выплачены с ДД.ММ.ГГГГ по 262,57 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ 353,24 рублей( в том числе 87,06 индексация ежемесячной, ежегодной компенсации за ДД.ММ.ГГГГ), в ДД.ММ.ГГГГ 393,92 руб.( в том числе 106,45 индексация ежемесячной компенсации за ДД.ММ.ГГГГ),с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по 287,47 рублей, и 143,74 рублей ежегодной за ДД.ММ.ГГГГ; в ДД.ММ.ГГГГ 287,47 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ 327,71 руб.( в том числе 20,12 индексация ежемесячной компенсации за ДД.ММ.ГГГГ), в ДД.ММ.ГГГГ по 307,59 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по 311,90 рублей, в мае выплачена 17,24 руб. индексация ежемесячная и ежегодная за ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по 317,65 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ выплачена 51,75 руб. индексация ежемесячная и ежегодная компенсаций за ДД.ММ.ГГГГ, выплачена ежегодная компенсация 158,83 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ 317,65 руб., в ДД.ММ.ГГГГ 371,65 руб.( в том числе 27 руб. индексация),с ДД.ММ.ГГГГ по 344,65 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ 473,26 рублей( в том числе 114,32 индексация за ДД.ММ.ГГГГ),с ДД.ММ.ГГГГ по 358,94 руб., ежегодная компенсация на оздоровление 179,48 рублей; в ДД.ММ.ГГГГ 358,94 руб., в ДД.ММ.ГГГГ 430,72 руб.(в том числе 35,89 рублей индексация),с ДД.ММ.ГГГГ по 394,83 руб., ежегодная компенсация 197,43 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ 394,83 руб., в ДД.ММ.ГГГГ 446,15 руб.( в том числе 25,66 руб. индексация), с ДД.ММ.ГГГГ по 420,49 руб., ежегодная компенсация на оздоровление 179,48 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года 420,49 руб., в ДД.ММ.ГГГГ 470,95( в том числе 25,23 руб.индексация),с ДД.ММ.ГГГГ по 445,72 руб., ежегодная компенсация на оздоровление 222,88 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ 445,72 руб., в ДД.ММ.ГГГГ 494,74 руб.( в том числе индексация 24,51 руб.),с ДД.ММ.ГГГГ по 470,23 руб., ежегодная компенсация на оздоровление 235,14 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ по 470,23 руб., в ДД.ММ.ГГГГ 540,76 руб.( в том числе 47,02 руб. компенсации), с ДД.ММ.ГГГГ по 493,74 руб., ежегодная компенсация на оздоровление 246,90 руб.
С ДД.ММ.ГГГГ размер денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации составляет 530,90 руб., ежегодная компенсация на оздоровление 260,48 рублей.
Ежемесячная денежная компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсация за вред здоровью истцу проиндексированы с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, сумма индексации истцу также выплачена.
Оснований для дополнительной индексации размера компенсации не имеется.
Доводы истца о необходимости индексации спорных выплат по аналогии с индексацией, установленной для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, со ссылкой на то, что данные денежные компенсации входят в общий объем возмещаемого вреда и подлежат индексации по единым правилам противоречат принципу индексации, установленному законодателем и Правительством РФ. Порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью различны. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, в порядке изложенным выше.
В постановлении от 1 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации. Данная правовая позиции изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2008 года № 25-В07-24 по делу по иску ФИО4
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2000 года №35 определено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат и при их индексации коэффициенты исчисляются исходя из величины минимального размера оплаты труда, установленного для определения величины заработной платы трудоспособного населения. Данное постановление, на которое ссылается истец в исковом заявлении, принято в связи с возникшими в судебной практике вопросами, связанными с определением размера возмещения вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и индексацией сумм возмещения вреда. Компенсационные выплаты, назначенные истцу, носят совершенно иной характер, они не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются именно как обязательные социальные выплаты.
Задолженности по выплатам перед истицей нет, при этом суммы денежных выплат проиндексированы в централизованном порядке на основании вышеназванных постановлений Правительства РФ. На основании изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1к Управлению Социальной защиты населения Аргаяшского района, Министерству социальных отношений по Челябинской области об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление, взыскании задолженности своевременно неполученных сумм возмещения вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующая: