НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Аргаяшского районного суда (Челябинская область) от 08.07.2021 № 2А-609/2021

Дело № 2а-609/2021 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 июля 2021 года с. Аргаяш Челябинской области

Аргаяшский районный суд Челябинской области

в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,

при секретаре Шамсутдиновой Д.Р.,

с участием представителя административных истцов Созинова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, с.Аргаяш, ул.Комсомольская, д.4 административное дело по административному иску Кучукова В.Ф., Кучуковой Л.Р. к Управлению социальной защиты населения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении государственного пособия, возложении обязанности устранить нарушения закона

У С Т А Н О В И Л:

Кучуков В.Ф., Кучукова Л.Р. обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Аргаяшского муниципального района Челябинской области об отказе в назначении государственного пособия, возложении обязанности произвести выплаты на ребенка ФИО3.

В обоснование требований указали, что являются родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ обратились к административному ответчику с заявлением о назначении пособия – ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении государственного пособия отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи на день обращения составляет 17 297 рублей 42 копейки, что превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области. Данное решение считают незаконным. Решение было основано на предоставлении информации Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> о получении Кучуковым В.Ф. от АО «Тинькофф Банк» общей суммы дохода в размере 799 136 рублей 14 копеек, налоговой базы – 2 176 рублей 18 копеек, суммы налога исчисленной – 282 рубля, суммы налога удержаний – 282 рубля. Данный ответ сложился из вклада Кучукова В.Ф., но не дохода, так как расходы превысили доходы, эта сумма не может быть учтена в доход административного истца.

В судебном заседании представитель административных истцов Созинов Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что административным ответчиком необоснованно учтено в качестве дохода Кучукова В.Ф. денежные средства от вкладов в АО «Тинькофф Банк». При этом не учтено, что доход истца составил 799 136 рублей 14 копеек, а расходы – 823 876 рублей, из чего следует, что расходы истца превысили его доходы.

Административные истцы, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Из письменных возражений представителя Управления социальной защиты населения Аргаяшского муниципального района Челябинской области Абдрахмановой Э.Р. следует, что ответчик требования не признает, полагает законным и обоснованным решение об отказе в назначении государственного пособия. При вынесении оспариваемого решения учтена информация о доходах семьи, полученная в рамках межведомственного взаимодействия, из которой установлено, что среднедушевой доход семьи составлял на день обращения 17 297 рублей 42 копейки. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании установлено, что Кучуков В.Ф., Кучукова Л.Р. являются родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ Кучукова Л.Р. обратилась в Управление социальной защиты населения Аргаяшского муниципального района Челябинской области с заявлением о назначении государственного пособия – ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Решением Управления социальной защиты населения Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 25.03.2021 № 486 в назначении государственного пособия Кучуковой Л.Р. отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи на день обращения составляет 17 297 рублей 42 копейки, что превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 г. ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее по тексту - постановление № 384).

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 г. № 140 «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 (1) постановления № 384).

Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением № 384.

Согласно пункту 19 постановления № 384, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.

В силу пункту 21 постановления № 384, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения; б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления; в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; г) алименты; д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии); з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами; к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях; л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики; м) доходы от продажи, аренды имущества; н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления № 384).

На основании Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановления № 384 постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 6 апреля 2020 г. № 2341 принят Закон Челябинской области от 9 апреля 2020 г. № 126-ЗО «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (далее по тексту - Закон № 126-ЗО).

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона № 126-ЗО (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) расчет величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной выплаты, осуществляется в соответствии с постановлением № 384.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 126-ЗО (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) ежемесячная выплата назначается и выплачивается на каждого ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Согласно постановлению Губернатора Челябинской области от 15 августа 2019 г. № 304 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Челябинской области во II квартале 2019 года» величина прожиточного минимума в среднем по Челябинской области за II квартал 2019 года в расчете на душу населения составляет 10 336 рублей.

Из приведенных положений закона следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети. В постановлении № 384 перечислены виды дохода, подлежащие учету, при расчете среднедушевого дохода семьи, в которые входят, в том числе дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами. Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

При расчете среднедушевого дохода семьи Кучуковой Л.Р. за период с 1 июня 2019 г. по май 2020 г. учтены следующие выплаты: заработная плата, дивиденды, пенсия, ежемесячная выплата на оплату коммунальных услуг, выплаченные Кучукову В.Ф., всего за 12 месяцев: 694 923 рубля 83 копейки; заработная плата Кучуковой Л.Р. в общей сумме 131 776 рублей 17 коп.; ежемесячное пособие, выплаченное несовершеннолетним детям заявителя, в размере 3 576 рублей.

Административным ответчиком при расчете среднедушевого дохода семьи учтены сведения о доходах физических лиц, представленные Межрайонной Инспекцией федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области, в соответствии с которым Кучуковым В.Ф. получен доход от налогового агента – АО «Тинькофф Банк» за спорный период в размере 489 102 рубля 22 копейки (56 654, 64 + 91 019, 14+ 69 732, 20 + 10725 + 192 599, 43 + 29 207, 54 + 39 164, 27).

Из представленного административным ответчиком расчета размер ежемесячного дохода семьи заявителя Кучуковой Л.Р. за период с 1 июня 2019 г. по май 2020 г. на одного человека составляет 17 297 рублей 42 копейки (из расчета: 830 276, 04 руб./12 мес./4 чел.).

Принимая во внимание, что среднедушевой доход семьи Кучуковой Л.Р. превышает величину прожиточного минимума на душу населения, административным ответчиком обоснованно принято решение об отказе Кучуковой Л.Р. в назначении государственного пособия.

Доводы административных истцов и их представителя о том, что представленные Межрайонной Инспекцией федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области сведения о получении Кучуковым В.Ф. от АО «Тинькофф Банк» денежной суммы за 2019 год в сумме 799 136 рублей 14 копеек не могут быть учтены в качестве его дохода, суд находит несостоятельными.

Как следует из приведенных выше положений закона, при расчете среднедушевого дохода семьи в качестве вида доходов семьи учитываются, в том числе дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.

При расшифровке доходов Кучукова В.Ф. за 2019 год Межрайонной Инспекцией федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области указаны коды доходов, в том числе: 1530 - «доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг»; 1539 – «доходы по операциям, связанным с открытием короткой позиции, являющимся объектом операций РЕПО».

Таким образом, за спорный период Кучуковым В.Ф. получен доход от АО «Тинькофф Банк» на общую сумму 489 102 рубля 22 копейки. При этом не имеет правового значения тот факт, что расходы Кучукова В.Ф. за 2019 год превысили его доходы на сумму 30 128 рублей 48 копеек. Расходы членов семьи заявителя при рассмотрении заявления о назначении государственного пособия правового значения не имеют и не могут быть приняты при рассмотрении соответствующего заявления.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является законным, нарушений прав административных истцов не установлено, предусмотренной законом совокупности условий, необходимой для удовлетворения требований, не имеется, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Кучукова В.Ф., Кучуковой Л.Р. к Управлению социальной защиты населения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении государственного пособия, возложении обязанности произвести выплаты на ребенка ФИО3 – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Аргаяшский районный суд Челябинской области.

Председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>