Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Ардонский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Кудзоева В.С.
при секретаре ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Росси № по РСО-Алания к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени
у с т а н о в и л:
МРИ ФНС России № по РСО - Алания обратилась за судебной защитой с требованием взыскать с ФИО2 задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени за 2008-2012 г.г. и пени в размере 21 633,70 руб.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что административный ответчик в качестве налогоплательщика, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России № по РСО-Алания. В связи с несвоевременным погашением недоимки за налогоплательщиком числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2010 год 151,48руб., пеня в сумме 75,17 руб., по транспортному налогу за 2008 год в сумме 1 983 руб., за 2009 год в сумме 5 600 руб., за 2010 год в сумме 4 850 руб., за 2012 год в сумме 349 руб., пени в сумме 8 895,05 руб., итого в сумме 21 633,70 руб.
Статья 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог-необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков. Пунктами1,2 ст.57 НК РФ определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и сроки, установленные НК РФ. В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно п.п.3,4 ст.75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора, и определяются за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Согласно ст.45 НК РФ – налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидарности группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Срок, установленный ст.48 НК РФ, для судебного обращения налоговой инспекцией был пропущен. Истцом не были обеспечены меры принудительного взыскания сумм задолженности в связи с большим объемом работы, проводимой инспекцией ежегодно по взысканию имущественных налогов с физических лиц в судебном порядке, а также ввиду несоблюдения должностных обязанностей сотрудниками отдела информационно-аналитическоой работы. Должностные лица понесли наказания в виде дисциплинарных взысканий в соответствии со ст. 57 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе».
В соответствии со ст.57 Конституции РФ уплата законно установленных налогов и сборов - обязанность каждого налогоплательщика. Поэтому допущение конкретными должностными лицами нарушений не должно являться ограничением обязанности налогоплательщика своевременно уплачивать налоги.
Административное исковое заявление содержит ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании причитающихся налогов и пени, мотивированное тем, что срок был пропущен по причине большого объема работы, проводимой инспекцией ежегодно по взысканию имущественных налогов с физических лиц в судебном порядке.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании представил письменное ходатайство об отказе в заявленных исковых требованиях по причине пропуска срока на обращение в суд административного истца.
Представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по РСО-Алания в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
В силу ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Росси № по РСО-Алания.
Суд, исследовав письменные материалы административного дела, считает требование МРИ ФНС России № по РСО-Алания, не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.1,2 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье –заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд..
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом ( в ред.Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ).
В соответствии с ч.1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительным, пропущенный срок может быть восстановлен.
Анализ взаимосвязанных положений ст.48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч.1 Налогового кодекса РФ», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст.48 или п.1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляется, не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О=О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Указанная в административном исковом заявлении причина, по которой административным истцом был пропущен срок обращения в суд, а именно большой объем работы, проводимой инспекцией ежегодно по взысканию имущественных налогов с физических лиц в судебном порядке, не может быть признана уважительной.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что законных оснований для восстановления МРИ ФНС России № по РСО-Алания срока на предъявления административного иска в суд не имеется.
Принимая во внимание то, что установленный срок исполнения требований об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени истек, а с настоящим административным исковым заявлением МРИ ФНС России № по РСО-Алания обратилась в суд только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, суд считает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по РСО-Алания к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий В.С. Кудзоев.