НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Апатитского городского суда (Мурманская область) от 31.01.2024 № 2-1926/2023

Дело № 2-216/2024 Решение в окончательной форме

УИД: 51RS0007-01-2023-002563-91 изготовлено 31 января 2024 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2024 г. г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Ковалевской Н.А.,

с участием прокурора Пучковой А.Ю.,

представителя ответчика ГОАУСОН «АПНИ № 1» Зориной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат № 1» о возложении обязанности провести техническое обследование здания,

установил:

Прокурор города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат № 1» (далее – ГОАУСОН «АПНИ № 1»), Министерству труда и социального развития Мурманской области о возложении обязанности провести техническое обследование здания.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Апатиты была проведена проверка соблюдения прав граждан при предоставлении услуг объектами социальной инфраструктуры в деятельности ГОАУСОН «АПНИ № 1». В ходе проверки было установлено, что ГОАУСОН «АПНИ № 1» на праве оперативного управления осуществляет эксплуатацию здания пищеблока со столовой, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам проверки было установлено нарушение ГОАУСОН «АПНИ № 1» нормативных требований, поскольку техническое обследование вышеуказанного здания в установленном порядке с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики учреждением в рамках эксплуатационного контроля последний раз проводилось в 2018 г., что не обеспечивает безопасные условия оказания услуг в сфере социального обслуживания населения.

Просит обязать ГОАУСОН «АПНИ №1» в срок до 1 января 2025 г. произвести обследование технического состояния здания пищеблока со столовой, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированных организаций; в случае недостаточности денежных средств обязать учредителя ГОАУСОН «АПНИ № 1» - Министерство труда и социального развития Мурманской области произвести финансирование производимых мероприятий по техническому обследованию.

Определением суда от 26 января 2024 г. прекращено производство по делу в части требований прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству труда и социального развития Мурманской области об обязании произвести финансирование производимых мероприятий по техническому обследованию в связи с отказом от иска в указанной части.

Прокурор в судебном заседании уточнил исковые требования и просит обязать ГОАУСОН «АПНИ № 1» в срок до 1 января 2025 г. произвести обследование технического состояния здания пищеблока со столовой, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированных организаций и применением средств технической диагностики.

Представитель ответчика ГОАУСОН «АПНИ № 1» в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указывает, что учреждением на постоянной основе осуществляется проведение систематических плановых и внеплановых осмотров, контролируется техническое состояние объекта в целом, отдельных конструкций помещений, внешнего благоустройства его элементов, а также ведется журнал учета технического состояния объекта. В процессе эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий проводятся периодические осмотры путем осуществления контрольных проверок состояния строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, что позволяет своевременно выявлять любые нарушения, которые могут создать угрозу обветшания конструктивных и других характеристик надежности зданий и (или) их утраты. Технические осмотры здания проводятся постоянно, что отражено в журналах контроля за состоянием охраны труда и техническим состоянием здания. Ежегодно проводится ревизия зданий, сооружений, оборудования, сетей. В настоящее время в ходе обследования здания инженерами ГОАУСОН «АПНИ №1» нарушений состояния конструктивных характеристик не обнаружено. Техническое обследование состояния зданий и сооружений с привлечением специализированных организаций не проводилось, вместе с тем, полагают, что обследование специализированными организациями производятся при наличии видимых нарушений. Кроме того, в случае удовлетворения иска прокурора просят установить срок до 1 января 2028 г., поскольку формирование бюджета целевой программы на 2025 г. будет производиться в феврале 2025 г.

Заслушав прокурора, представителя ГОАУСОН «АПНИ № 1», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

В соответствии со статьями 12, 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщики социальных услуг обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.

Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческой организациях» имущество бюджетного учреждения за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно частям 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 55.24, частями 1, 4 и 5 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее Положение). Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым прил. 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым прил. 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Сроки проведения реконструкции зданий и объектов должны определяться социальными потребностями и, как правило, совпадать со сроками капитального ремонта (пунтк 2.2 Положения).

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (пункт 3.2).

Приложением 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Пунктами 4.1, 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 г. № 1984-ст, предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по адресу: <адрес>, находится здание пищеблока со столовой ГОАУСОН «АПНИ № 1», общей площадью <.....> кв.м., год постройки 2018, год ввода в эксплуатацию – 2018.

Данное здание является собственностью Мурманской области и закреплено на праве оперативного управления за ответчиком ГОАУСОН «АПНИ № 1», государственная регистрация права оперативного управления произведена 13 мая 2019 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Вместе с тем, сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи здания в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, материалы дела не содержат, что не обеспечивает безопасные условия для посещающих учреждение граждан.

Согласно техническому паспорту здание построено в 2018 г. Сведения о физическом износе здания в настоящее время в судебное заседания не представлены.

Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновение чрезвычайных ситуаций, нарушения прав и свобод на безопасные условия пребывающих лиц, а также сотрудников учреждения, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права граждан.

Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным.

При таких обстоятельствах заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом доводы представителя ответчика ГОАУСОН «АПНИ № 1» об отсутствии необходимости проводить обследование здания жилого корпуса № 1 в связи с проведением систематических плановых и внеплановых технических осмотров объекта в целом и отдельных конструкций помещений, внешнего благоустройства его элементов, контрольных проверок состояния строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, ревизии зданий, сооружений, оборудования, сетей в данном случае правового значения не имеют, поскольку действующее законодательство не ставит проведение обследования с привлечением специалистов в зависимость от проведение (непроведения) указанных ответчиком мероприятий.

Утверждения ответчика о том, что требования ГОСТ 31937-2011 не являются обязательными, носят рекомендательный характер, отсутствует в перечне национальных стандартов и сводов правил, применение которых осуществляется на обязательной основе, не свидетельствует об отсутствии у ГОАУСОН «АПНИ № 1» обязанности провести техническое обследование здания по вышеизложенным основаниям.

Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом позиции ответчика, указавшего на необходимость соблюдения процедуры выделения денежных средств на проведение обследования технического состояния здания, заключения контракта с привлечением специализированных организаций, суд определяет срок для исполнения решения суда – до 1 июля 2025 г., полагая данный срок разумным и достаточным.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат № 1», Министерству труда и социального развития Мурманской области о возложении обязанности провести техническое обследование здания – удовлетворить.

Обязать государственное областное автономное учреждению социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат № 1» (ИНН 5101700745, ОГРН 1035100000099) в срок до 1 июля 2025 г. произвести обследование технического состояния здания пищеблока со столовой, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечение специализированных организаций и применением средств технической диагностики.

Взыскать с государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат № 1» (ИНН 5101700745, ОГРН 1035100000099) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Алексеева