Гр. дело № 2-1520/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.В.,
при секретаре Цветковой К.А.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской федерации в г.Апатиты о признании незаконным требования о предоставлении дополнительных документов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской федерации в г.Апатиты (далее – УПФ РФ в г.Апатиты) о признании незаконным требования о предоставлении дополнительных документов.
В обоснование иска указал, что 27 февраля 2017 года обратился в УПФ РФ в г.Апатиты с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии с приложением соответствующих документов для ее назначения, в том числе подтверждающих осуществлением им предпринимательской деятельности в период с 17 июня 2008 года по 04 февраля 2016 года: свидетельством о регистрации в качестве ИП, паспортом, справкой об уплате страховых взносов в указанный период, уведомление о снятии с учета в налоговом органе, листом записи ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве ИП. Консультант при сдаче указанных документов указал на необходимость представления дополнительных документов, подтверждающих периоды его деятельности в качестве ИП в районах Крайнего Севера, предоставил срок до 27 мая 2017 года.
06 марта 2017 года он обратился к начальнику УПФ РФ в г.Апатиты с заявлением о предоставлении ему нормативного акта, на основании которого у него требуют документы, подтверждающие периоды деятельности в качестве ИП в районах Крайнего Севера и требованием включить данный период в стаж работ в районах Крайнего Севера. 17 марта 2017 года им получен ответ на заявление, в котором нормативный акт или закон, обязывающий представлять дополнительные документы, не указан. Полагает, что позиция Департамента организации и выплаты пенсий Пенсионного фонда о том, что факт непосредственного осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям должен быть подтвержден документально и в качестве документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера могут быть представлены: патент на осуществление предпринимательской деятельности с указанием «северной» территории его действия, договоры аренды, оказания услуг, документы о нахождении в частной собственности торгового помещения, справки налоговых органов о наличии у ИП доходов и расходов, отраженных в налоговой отчетности за соответствующий период и иные документы, содержащие указание на ведение деятельности в районах Крайнего Севера не состоятельна, поскольку данная позиция не может подменять закона и нормативные акты Российской Федерации. Указывает, что данные требования не содержатся ни в ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», ни в п.4 Постановления Правительства № 516 от 11 апреля 2002 года. Кроме того при подаче заявления он предоставил необходимые документы, подтверждающие его деятельность в качестве ИП. Ссылаясь на положения ФЗ № 210 от 27 июля 2010 года (в редакции от 28 декабря 2016 года) «Об организации предоставления государственных или муниципальных услуг», полагает, что, предоставив ему государственную услугу, ответчик незаконно потребовал от него предоставление дополнительных документов.
Просит признать незаконным требование УПФ РФ в г.Апатиты о дополнительном подтверждении стажа в качестве ИП в период с 17 июня 2008 года по 04 февраля 2016 года, взыскать с административного ответчика расходы на оплату копий документов в размере 140 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, согласно заявлению дело просит рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Суду пояснил, что действия УПФ РФ в г.Апатиты соответствовали законодательству. 27 февраля 2017 года истце обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, при обращении в УПФ с заявлением о назначении пенсии истцу было предложено предоставить дополнительные документы, поскольку согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, кроме факта уплаты страховых взносов необходимо подтверждать постоянную занятость на соответствующих видах работ либо в соответствующих условиях РКС. Поскольку истец является индивидуальным предпринимателем, то есть самостоятельным хозяйствующим субъектом, на нем лежит обязанность постоянную занятость на соответствующих видах работ либо в соответствующих условиях. Согласно материалам пенсионного дела, решением от 20 марта 2017 года ФИО2 назначена досрочная страховая пенсия по старости с 06 марта 2017 года. Полагает, что в настоящее время между Управлением ПФР г. Апатиты и истцом отсутствует какой-либо спор о праве. Просит в удовлетворении иска ФИО2 отказать.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенного истца.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела ФИО2, суд считает исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан регламентируются ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884-н от 17 ноября 2014 года утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 Правил граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Согласно пункту 20 Правил, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
В судебном заседании установлено, что 27 февраля 2017 года ФИО2 обратился в УПФ РФ в г.Апатиты с заявлением о назначении пенсии, приложив к нему следующие документы: паспорт гражданина РФ, военный билет, справку, уточняющую характер работы, уведомление о снятии с учета, СНИЛС, трудовую книжку.
Уведомлением от 27 февраля 2017 года указанное заявление с приложенными документами зарегистрировано в УПФ РФ в г.Апатиты и в п.2 уведомления ФИО2 указано на необходимость представить дополнительные документы для назначения пенсии, подтверждающие стаж работы в районах Крайнего Севера.
06 марта 2017 года ФИО2 обратился на имя начальника УПФ РФ в г.Апатиты с заявлением о включении периода его деятельности в качестве ИП с 17 июня 2008 года по 04 февраля 2016 года в специальный трудовой стаж и о предоставлении ему нормативного акта, на основании которого требуется дополнительно подтверждать периоды указанной деятельности.
17 марта 2017 года на указанное обращение ФИО2 УПФ РФ в г.Апатиты направлен ответ из содержания которого следует, что в соответствии с правовой позицией Департамента организации назначения и выплаты пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации факт непосредственного осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должен быть подтвержден документально. В качестве документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера могут быть представлены: патент на осуществление предпринимательской деятельности с указанием «северной» территории его действия, договоры аренды, оказания услуг, документы о нахождении в частной собственности торгового помещения, справки налоговых органов о наличии у частного предпринимателя доходов и расходов, отраженных в налоговой отчетности за соответствующий период, и иные документы, содержащие указание на ведение деятельности в районах Крайнего Севера. Право оценки документов граждан представленных для установлении пенсии принадлежит территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации. Документы, представленные ФИО2 для целей пенсионного обеспечения, будут рассмотрены в установленные законом сроки.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (иной) деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонда РФ.
Порядок подсчета стажа на соответствующих видах работ (в том числе стажа работы в районах Крайнего Севера), дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, определен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30,31 Закона № 400-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
Согласно п. 4 Правил в льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, кроме факта уплаты страховых взносов необходимо подтвердить постоянную занятость на соответствующих видах работ либо в соответствующих условиях, как в районах Крайнего Севера. Факт непосредственного осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подтверждается документально.
Таким образом, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, и сами предоставляют документы, подтверждающие стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С учетом изложенного, уведомление ответчика о необходимости предоставления истцом дополнительных документов не противоречит требованиям действующего законодательства.
При этом суд также учитывает, что согласно Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н при приеме заявления территориальный орган ПФР дает гражданину разъяснение, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить дополнительно по собственной инициативе.
Истцом не представлено доказательств тому, что уведомление ГУ – УПФ РФ в г. Апатиты о предоставлении дополнительных документов, подтверждающих стаж его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, нарушило его права в части пенсионного обеспечения. Согласно материалам пенсионного дела истца досрочная пенсия была ему назначена с 06 марта 2017 года, то есть по достижении им возраста 45 лет.
В нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность его требований.
Само по себе несогласие ФИО2 с уведомлением не может свидетельствовать о незаконности действий государственного органа.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Апатиты о признании незаконным требования о предоставлении дополнительных документов отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Ткаченко