НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Апатитского городского суда (Мурманская область) от 14.03.2016 № 2-332/2016

Гр. дело № 2–332/2016 Мотивированное решение

суда составлено 14.03.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 марта 2016 года город Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Коробовой О.Н.,

при секретаре Дороженко А.С.,

с участием прокурора Пучковой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки "Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева Кольского научного центра Российской академии наук" об обязании обеспечить доступ к информации о деятельности учреждения путем размещения на официальном сайте сети "Интернет",

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Апатиты обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки "Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева Кольского научного центра Российской академии наук" (далее – Институт, ИХТРЭМС КНЦ РАН) об обязании обеспечить доступ к информации о деятельности учреждения путем размещения на официальном сайте сети "Интернет".

В обоснование иска указал, что прокуратурой города Апатиты проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в деятельности ИХТРЭМС КНЦ РАН в части полноты и своевременности размещения информации о деятельности учреждения на интернет–портале www.bus.gov.ru. В ходе проверки установлено, что в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Приказа Минфина России от 21.07.2011 N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта", Приказа Казначейства России от 15.02.2012 N 72 "Об утверждении требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет" ИХТРЭМС КНЦ РАН не обеспечило доступ, не сформировало и не предоставило на официальный сайт в сети Интернет в полном объеме информацию в электронном структурированном виде и документы по следующим разделам: информация о годовой бухгалтерской отчетности; информация о плане финансово-хозяйственной деятельности; информация об исполнении государственного задания за оказание государственных услуг (выполнение работ). По состоянию на <дата> на сайте www.bus.gov.ru. отсутствует информация о показателях годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения за <.....>, о плане финансово-хозяйственной деятельности на <дата>, а также информация об исполнении государственных заданий за <дата>. Кроме того, отсутствуют электронные копии следующих документов: баланса государственного учреждения (ф. 0503730), отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) за <дата>; плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на <дата>; отчета об исполнении государственного (муниципального) задания за <дата>.

Просит обязать ИХТРЭМС КНЦ РАН в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить открытость и доступность на официальном сайте www.bus.gov.ru. в сети Интернет информации и документов об учреждении, предусмотренных ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – о показателях годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения за <дата>, о плане финансово-хозяйственной деятельности на <дата>, об исполнении государственных заданий за <дата>, в соответствии с Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденным Приказом Минфина России N 86н от 21.07.2011.

Прокурор в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает, однако, учитывая большой объем подлежащий размещению информации и нестабильную работу официального сайта, просил увеличить срок исполнения с 7 дней до 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Дополнительно указал, что информация о показателях годовой бухгалтерской отчетности и об исполнении государственного задания за <дата> была ранее размещена на официальном сайте, но при модернизации официального сайта указанная информация была удалена. В настоящее время ведутся работы по ее повторному размещению. Информация об исполнении государственного задания и формы годовой бухгалтерской отчетности за <дата>, а также план финансово-хозяйственной деятельности на <дата> подлежат размещению не позднее пяти рабочих дней после утверждения. Вместе с тем в настоящее время пока перечисленные документы учредителем не утверждены.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации прозрачность (открытость) является одним из принципов бюджетной системы законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип прозрачности (открытости) означает обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2015 N 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (вместе с "Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет") система "Электронный бюджет" состоит из: единого портала бюджетной системы Российской Федерации; централизованных подсистем системы "Электронный бюджет"; сервисных подсистем системы "Электронный бюджет".

Пунктами 35, 36 указанного Положения установлено, что информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" обеспечивается со следующими государственными и муниципальными информационными системами: официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" в части предоставления сведений, предусмотренных порядком предоставления информации государственным и муниципальным учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет" и ведения указанного сайта, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации. Информация, подлежит обязательному предоставлению из иных государственных и муниципальных информационных систем в систему "Электронный бюджет" в автоматизированном режиме.

В соответствии с пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов: план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации; годовая бухгалтерская отчетность государственного учреждения; государственное задание на оказание услуг (выполнение работ).

Сведения, определенные пунктом 3.3 настоящей статьи, размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением. Предоставление информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет и ведение указанного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 3.5 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

В силу пункта 3 приказа Минфина России от 21.07.2011 N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" (далее – Порядок) размещение информации об учреждениях на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru и ведение указанного сайта обеспечивает Федеральное казначейство.

Согласно пункту 7 Порядка учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде, в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по следующим разделам: информация о государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и его исполнении; информация о плане финансово-хозяйственной деятельности; информация о годовой бухгалтерской отчетности учреждения.

Пунктами 5.9.5–5.9.6 Приказа Казначейства России от 15.02.2012 N 72 "Об утверждении требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет" определено, что формирование и предоставление информации об исполнении государственного задания должно быть осуществлено не позднее пяти рабочих дней после утверждения Отчета об исполнении государственного задания в соответствии с законодательством Российской Федерации, в составе которой предоставляется следующая информация: фактические значения показателей качества услуг за финансовый год, на который установлено государственное задание; причины отклонения от запланированных значений показателей качества услуги; фактические значения показателей объема услуг за финансовый год, на который установлено государственное задание; причины отклонения от запланированных значений показателей объема услуги.

В соответствии с пунктами 5.10.2, 5.10.4 Приказа Казначейства России от 15.02.2012 N 72 информация о плане финансово-хозяйственной деятельности должна быть сформирована и предоставлена не позднее пяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. На официальный сайт ГМУ должна быть загружена электронная копия плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Согласно пунктам 5.15.2 и 5.15.5 Приказа Казначейства России от 15.02.2012 N 72 информация о годовой бухгалтерской отчетности учреждения должна быть сформирована и предоставлена не позднее пяти рабочих дней после утверждения годовой бухгалтерской отчетности учреждений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. На Официальный сайт ГМУ должны быть загружены в том числе электронные копии баланса государственного учреждения (ф. 0503730), отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Как следует из информации представленной о юридическом лице ИХТРЭМС КНЦ РАН зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным <.....>; адрес (место нахождения): <.....>; основной вид деятельности: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.

Согласно как ранее, так и действующему в настоящее время Уставу ИХТРЭМС КНЦ РАН, Институт является научной, некоммерческой организацией; юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Институт выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Агентством с учетом предложений РАН, в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности. Институт не вправе отказаться от государственного задания. Целью и предметом деятельности Института является проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, направленных на получение новых знаний в области химии, химической технологии и материаловедения, способствующих технологическому развитию, укреплению безопасности и развитию потенциала Российской Федерации, в том числе Евро-Арктического региона.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой города Апатиты проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в деятельности ИХТРЭМС КНЦ РАН в части полноты и своевременности размещения информации о деятельности Института на интернет–портале www.bus.gov.ru.

Согласно представленным в материалы дела приказам ИХТРЭМС КНЦ РАН <№> от <дата>, <№> от <дата> ответственными лицами за подготовку, обновление и размещение информации для размещения ее на официальном сайте Федерального казначейства www.bus.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в <.....>

В ходе осмотра интернет–портала www.bus.gov.ru. – официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о государственных учреждениях www.bus.gov.ru. установлено, что в разделе информация о годовой бухгалтерской отчетности Института отсутствуют: сведения о показателях годовой бухгалтерской отчетности бюджетного (автономного) учреждения за <дата>; план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения на <дата>; информация об исполнении государственных заданий на указание услуг (выполнение работ) за <дата>.

Также установлено отсутствие электронных копий документов: баланса государственного учреждения (ф. 0503730), отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) за <дата>; плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения на <дата>; отчета об исполнении государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) за <дата>.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Апатиты являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судом достоверно установлено, что ИХТРЭМС КНЦ РАН в нарушение бюджетного законодательства и законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, до настоящего времени не размещена обязательная для опубликования информация.

При этом суд учитывает, что в силу пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" деятельность ИХТРЭМС КНЦ РАН должна отвечать принципам открытости и доступности для неопределенного круга лиц, а выявленные нарушения препятствуют обеспечению доступа неопределенного круга лиц к информации в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации, не обеспечивают прозрачность и публичность процесса управления общественными финансами, создает предпосылки для коррупционных проявлений, препятствует деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в части обеспечения доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, закрепленных в п. 7 ст. 7 Федерального закона "О противодействии коррупции".

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИХТРЭМС КНЦ РАН об обязании обеспечить доступ к информации о деятельности учреждения путем размещения на официальном сайте сети "Интернет", являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд соглашается со сроком устранения нарушения закона, предложенным ответчиком – в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку он является разумным и достаточным для устранения ответчиком нарушений требований бюджетного законодательства с учетом объема подлежащей размещению информации и этапов ее проведения для ее размещения.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор города Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом положений ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <.....>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки "Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева Кольского научного центра Российской академии наук" об обязании обеспечить доступ к информации о деятельности учреждения путем размещения на официальном сайте сети "Интернет" удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева Кольского научного центра Российской академии наук" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить открытость и доступность на официальном сайте www.bus.gov.ru. в сети Интернет информации и документов об учреждении, предусмотренных ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – о показателях годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения за <дата>, о плане финансово-хозяйственной деятельности на <дата>, об исполнении государственных заданий за <дата>, в соответствии с Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденным Приказом Минфина России N 86н от 21.07.2011.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева Кольского научного центра Российской академии наук" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <.....>.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суда через Апатитский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Н. Коробова