Гр. дело № 2-363/2014 (Решение вступило в законную силу 10.06.2014) Мотивированное решение
суда составлено 18.03.2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2014 года город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Груздовой О.Н.,
при секретаре Мазур П.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» о признании права на получение звания "Ветеран труда" и обязании включить в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» о признании права на получение звания "Ветеран труда" и обязании включить в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование требований указала, что она награждена Почетной грамотой Министерства Фонда социального страхования Российской Федерации, что дает ей право на присвоение звания "Ветеран труда". Решением от <дата> ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» ей было отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку Фонд социального страхования Российской Федерации не является органом исполнительной власти, награды, учрежденные и врученные руководством Фонда социального страхования Российской Федерации, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда". Считает данный отказ неправомерным, нарушающим права гражданина Российской Федерации и противоречащим требованиям Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (с изм. от 19.12.2005) "О ветеранах", постановлению Правительства Мурманской области от 09.10.2012 N 506-ПП "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". Кроме того, в письме Минтруда РФ от 23.02.1999 N 1166-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" разъясняется, что Фондом социального страхования Российской Федерации по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам учреждена в том числе Почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации, которую следует учитывать как ведомственный знак отличия в труде, дающий право работникам его системы для присвоения звания "Ветеран труда".
Просила признать решение ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» № <.....> от <дата> незаконным; обязать ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» включить ее в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" с момента подачи документов, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере <.....> рублей.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.
При подготовке дела судом 20 февраля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социального развития Мурманской области.
Представитель Министерства труда и социального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает. Согласно письменным возражениям звание "Ветеран труда" установлено Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона к ветеранам труда относятся граждане, в том числе награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7). Правовые основания присвоения гражданам звания "Ветеран труда" и выдачи соответствующих удостоверений регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также нормативными правовыми актами Мурманской области: постановление Правительства Мурманской области от 09.10.2012 N 506-ПП "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда", утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011 N 726, который устанавливает сроки и последовательность действий по подготовке документов для принятия решения о присвоении или об отказе в присвоении звания "Ветеран труда". Учреждением истцу было отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку награды, учрежденные и врученные руководством Фонда социального страхования Российской федерации, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда". В соответствии со ст. 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при правительстве Российской Федерации. Следовательно, Фонд социального страхования Российской Федерации не отнесен к числу органов государственной власти и управления, в том числе министерствам, государственным комитетам и другим ведомствам различного уровня, не является ведомственным органом. Почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации не включена в перечень государственных наград, установленный п. 2 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099, не входит в систему государственных наград, утвержденную Указом Президента РФ от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ», ни в число почетных званий РФ, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий РФ, утверждений положений о почетных званиях РФ и описании нагрудного знака к почетным званиям РФ», данная Почетная грамота не включена ни в один раздел о наградах, предусмотренных Общероссийским классификатором информации о населении ОК 018-95, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 412. Таким образом, представленная ФИО1 почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации является почетной грамотой государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения, а не государственной наградой либо ведомственным знаком отличия в труде, и не соответствует требованиям, предъявляемым к ведомственным знакам отличия в труде, не может рассматриваться как ведомственная награда отличия в труде и не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства труда и социального развития Мурманской области.
Заслушав истца, представителя ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН», исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Закона), статьей 1 которого предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов труда с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
В соответствии со статьей 7 Закона ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетными званиями СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона, порядок и условия присвоения званий «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Правовые основания присвоения гражданам звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующих удостоверений регулируются указанным Федеральным законом, а также нормативными правовыми актами Мурманской области, постановлением Правительства Мурманской области от 09 октября 2012 года № 506-ПП «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее – Положение) и Административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда», утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28 декабря 2011 года № 726, (далее – Административный регламент), который устанавливает сроки, последовательность действий по подготовке документов для принятия решения о присвоении или об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».
В соответствии с п.п. 3, 10, 12-14 Положения лица - граждане Российской Федерации, проживающие на территории Мурманской области, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают в государственные областные казенные учреждения – центры социальной поддержки населения, подведомственные Министерству труда и социального развития Мурманской области, по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения.
Центры в 15-дневный срок со дня принятия заявлений и всех необходимых документов от граждан направляют списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и копии всех необходимых документов от граждан в Министерство труда и социального развития Мурманской области для подготовки проекта распоряжения Губернатора Мурманской области о присвоении звания «Ветеран труда».
Министерство труда и социального развития Мурманской области в 20-дневный срок со дня поступления списков и копий необходимых документов от граждан подготавливает проект распоряжения Губернатора Мурманской области для принятия решения о присвоении звания «Ветеран труда».
Решение о присвоении звания «Ветеран труда» принимается распоряжением Губернатора Мурманской области.
Порядок подготовки документов для принятия решения о присвоении или об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», а также порядок выдачи удостоверений ветерана труда устанавливаются административным регламентом Министерства труда и социального развития Мурманской области.
В силу п. 2.2.3.69 Положения о Министерстве труда и социального развития Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 11 февраля 2011 года N 55-ПП, Министерство организует работу по присвоению званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Мурманской области».
Согласно п.2.2.1,2.2.2 Административного регламента предоставление государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» и выдачу удостоверений ветерана труда осуществляют Учреждения, в том числе ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» и Министерство труда и социального развития Мурманской области.
При предоставлении государственной услуги Учреждения осуществляют: прием документов и выдачу оформленных удостоверений (дубликатов удостоверений) гражданам; взаимодействие с Министерством в части направления списков лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
При предоставлении государственной услуги Министерство осуществляет: принятие решения в части подготовки проектов распоряжений Губернатора Мурманской области «О присвоении звания «Ветеран труда» либо отказа в присвоении звания «Ветеран труда»; организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью Учреждений.
В силу п. 2.4.1, 2.4.2 Административного регламента решение о присвоении звания «Ветеран труда» принимается не позднее 50 календарных дней с даты регистрации Учреждением обращения заявителя (представителя заявителя) с заявлением и документами, указанными в Административном регламенте.
Решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» принимается не позднее 30 календарных дней с даты регистрации Учреждением обращения заявителя (представителя заявителя) с заявлением и документами.
Согласно п. 2.6.1.1.5 Административного регламента в качестве документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде, заявители предоставляют удостоверения к ведомственным наградам (нагрудным знакам, нагрудным значкам, почетным званиям, медалям и др.) либо почетные грамоты, грамоты, благодарности, похвальные листы, дипломы, вымпелы и другие награждения за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, учрежденные в установленном порядке, награждение которыми конкретного лица произведено Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации; Правительством Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации; Президентом СССР; руководителями союзных органов государственной власти СССР; руководителями органов государственной власти РСФСР. При этом все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что предоставление государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» осуществляет ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» и Министерство труда и социального развития Мурманской области.
ФИО1 награждена Почетной грамотой Министерства Фонда социального страхования Российской Федерации «За Заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации» на основании приказа заместителя Фонда № <.....> от <.....>
Истец, полагая, что Почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации «За Заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации» дает основания для присвоения ей звания «Ветеран труда» <дата> обратилась в ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
<дата> ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» направил в адрес истца уведомление об отказе во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку Фонд социального страхования Российской Федерации не является федеральным органом исполнительной власти, награды, учрежденные и врученные руководством Фонда социального страхования Российской Федерации, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Суд считает, что ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» правомерно отказал ФИО1 во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
Как установлено судом, структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указами Президента Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, Фонд является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации, и представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Анализируя структуру федеральных органов исполнительной власти, Положение Фонда социального страхования Российской Федерации, суд приходит к выводу, что Фонд социального страхования Российской Федерации не отнесен к числу органов государственной власти и управления, в том числе министерствам, государственным комитетам и другим ведомствам различного уровня, не является ведомственным органом.
В связи с чем, награды, учрежденные Фондом социального страхования Российской Федерации, в том числе и Почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации не относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Кроме того, Почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации не включена в перечень государственных наград, установленный п. 2 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099, не входит в систему государственных наград, утвержденную Указом Президента РФ от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ», ни в число почетных званий РФ, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий РФ, утверждений положений о почетных званиях РФ и описании нагрудного знака к почетным званиям РФ», данная Почетная грамота не включена ни в один раздел о наградах, предусмотренных Общероссийским классификатором информации о населении ОК 018-95, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 412
Таким образом, Почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации не относится к ведомственным знакам отличия в труде, а является почетной грамотой государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения, в связи с чем, не дает истцу права на присвоение звания «Ветеран труда».
Следовательно, отсутствуют правовые основания о признании права истца на получение звания «Ветеран труда» и включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
Довод истца, что ФСС России является ведомственным подразделением Правительства Российской Федерации, отклоняются судом как основанные на ошибочном понимании норм материального права.
Пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
С учетом указанного выше законоположения ссылка истца на письмо Минтруда РФ от 23.02.1999 № 1166-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» является несостоятельной, поскольку указанный документ не прошел государственную регистрацию в Минюсте России и не был опубликован в установленном законом порядке.
Наличие ранее принятых решений в отношении иных лиц о присвоении звания «Ветеран труда» не имеют правового значения для решения вопроса о признании права именно истца на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Иные доводы истца суд отклоняет как несостоятельные, поскольку они не служат основанием к удовлетворению иска.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что исковые требования ФИО1 к ГОКУ «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения», Министерству труда и социального развития Мурманской области о признании права на получение звания «Ветеран труда» и обязании включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному областному казенному учреждению «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения», Министерству труда и социального развития Мурманской области о признании права на получение звания "Ветеран труда" и обязании включить в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Мурманского областного суда через Апатитский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Груздова