НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Апанасенковского районного суда (Ставропольский край) от 18.10.2013 № 2-638/2013

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

18 октября 2013 г. с. Дивное

Апанасенковский районный суд Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Стрешенец Э.И.,

с участием истца Стреляевой Л.И., представителя ответчика Маливановой Е.И.,

при секретаре Раскиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Стреляевой Л. И. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ по Апанасенковскому району Ставропольского края об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязательстве во включении в стаж периодов отпусков по беременности и родам с <данные изъяты>. по <данные изъяты>.,отпуска по уходу за ребенком с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. в льготном порядке\1 год за 1 год 3 месяца,период работы  должности акушерки,фельдшерав Апанасенковском территориально-медицинском обьединении с <данные изъяты>. по <данные изъяты>., для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязательстве пенсионных органов в назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Стреляева Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Апанасенковскому району СК, о признании решения об отказе в назначении ей пенсии от <дата> № <данные изъяты> незаконным и обязательстве ответчика во включении в стаж периодов отпусков по беременности и родам с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>,отпуска по уходу за ребенком с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата> в льготном порядке\1 год за 1 год 3 месяцапериода работы  должности акушерки,фельдшерав Апанасенковском территориально-медицинском обьединении с <дата> по <дата>, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязательстве в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости со дня подачи заявления о назначении пенсии за выслугу лет в ГУ Управление пенсионного фонда по Апанасенковскому району,указывая,что она имея среднее специальное медицинское образование\окончив в 1987г. Калмыцкое медицинское училищепроработала на полную ставку все время в сельской местности, в Дивенской ЦРБравопреемник Апанасенковская ЦРБалатной медицинской сестрой терапевтического отделения с <дата> по <дата>,участковой медсестрой детской консультации с <дата> по <дата>,палатной медсестрой хирургического отделения с <дата> по <дата>,медсестрой Айгурской участковой больницы с <дата> по <дата>,акушеркой и фельдшером Айгурской участковой больницы\Апанасенковского ТМОс <дата> по <дата>,медсестрой детского отделения Апанасенковской ЦРБ с <дата> по настоящее время,имея льготный стаж из расчета 1год за 1год 3 месяца;1.5года\-за период с <дата> по <дата>\,всего более 25 лет,в том числе,находясь в отпусках по беременности и родам с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>, в отпусках по уходу за ребенком с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>.После ее обращения <дата> в пенсионные органы, при подсчете стажа по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения ответчиком незаконно не включены в стаж периоды отпусков по беременности и родам с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>,отпуска по уходу за ребенком с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата> в льготном порядке\1 год за 1 год 3 месяцапериод работы  должности акушерки,фельдшерав Апанасенковском территориально-медицинском обьединении с <дата> по <дата>,якобы поскольку по Правилам исчисления периодов работы лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № <данные изъяты> это не предусмотрено, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> № <данные изъяты> Территориальные Медицинские объединения не предусмотрены, и перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений больница тоже не предусмотрена, и нельзя зачесть периоды указанных отпусков в стаж в соответствующем порядке,в связи с чем отсутствует 25 летний стаж.Однако по мнению истца,в соответствие с постановлением СМ РСФСР от <дата> №<данные изъяты>,постановлением Правительства РФ №<данные изъяты> от <дата> и Правилами,утв. Постановлением Правительства РФ №<данные изъяты> от <дата>, ст.27 п.\п.20 п.1 ФЗ №173-ФЗ от <дата> эти периоды подлежат включению в указанном порядке в пенсионный стаж для назначения досрочной пенсии.

В судебном заседании истец Стреляева Л.И. поддержала исковые требования,пояснив,что отказ УПР РФ в назначении ей пенсии по указанным основаниям она считает незаконным, нарушающим ее конституционные права на досрочное пенсионное обеспечение как лица осуществлявшего лечебную деятельность в сельской местности по охране здоровья, равенство в праве на пенсию с другими лицами, - выполнявшим аналогичную лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения,и которым ранее пенсия уже была назначена с включением одновременно акушерки,фельдшера,медсестры ТМО,ЦРБ, и периодов отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком,в сельской местности,в льготном порядке, поскольку неучет Правительством РФ особенностей правового регулирования,установленного непосредственно Федеральным Законом №173-ФЗ от <дата>\не предусматривающего ограничений для льготного порядка исчисления стажа среднего медицинского персонала-акушерок,фельдшеров,медсестер для сельской местностиа также ранее установленным самим же Правительством РФ- наименований аналогичных должностей по той же работе том числе,не включение в Списки должностей и Правила исчисления сроков выслуги от <дата> в качестве структурных подразделений учреждений-больниц\, периодов отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком - не влияет на наличии у нее ранее приобретенного в льготном порядке лечебного стажа для пенсии и не лишает ее права на этот вид пенсии,эти периоды работы,отпусков приходятся ко времени действия соответствующего законодательства с <данные изъяты>. по <данные изъяты>., в соответствие с которым указанные периоды подлежали и подлежат включению в стаж среднего медперсонала ТМО,ЦРБ,больниц,действующее законодательство,в том числе- Федеральный Закон №173-ФЗ от <дата> также предусматривает возможность назначения соответствующего вида пенсий,не запрещает включение в специальный стаж для этого и не предусматривает невключение в соответствующий стаж данных периодов работы, отпусков-в сельской местности\в льготном порядке в связи с чем онатреляевапросит признать незаконным решение УПФ РФ и обязать его назначить пенсию,в том числе-произвести выплату пенсии за период с момента подачи заявления.

Представитель ответчика Маливанова Е.И. иск не признала и пояснила, что при подсчете стажа истца был исключен период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>, и учтены периоды соответствующих отпусков,периоды работы в <данные изъяты>.- в календарном порядке,а не в льготном порядке для сельской местности,так как согласно Правил исчисления периодов работы лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № <данные изъяты> предусмотрено включение отпусков по беременности и родам с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>,отпуска по уходу за ребенком с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>,а также последующая работа по должностям Списка только в сельской местности- в календарном порядке,кроме того при подсчете стажа был исключен период работы с <дата> по <дата> в Апанасенковском территориально – медицинском объединении, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> № <данные изъяты> «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, зачитываются периоды до <дата> в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидимиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением № <данные изъяты> от <дата>, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего постановления, и п.1 Правил от 22.09.1999 года в числе структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений не предусмотрены больницы,при этом истцу не хватает 1год 3 месяца для назначения пенсии.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные ими доводы и доказательства, в том числе, -копии документов с пенсионного дела Стреляевой Л.И.,свидетельства от <дата>,<дата> о рождении детей истца ФИО6 <дата>г.р.,ФИО7 <дата>г.р.,ФИО8 <дата>г.р.;трудовую книжку истца АТ-IV №<данные изъяты> от <дата>, справку Апанасенковской ЦРБ от <дата> №<данные изъяты>со сведениями о лечебной деятельности истца в Дивенской ЦРБ,Апанасенковской ЦРБ -палатной медицинской сестрой терапевтического отделения с <дата> по <дата>,участковой медсестрой детской консультации с <дата> по <дата>,палатной медсестрой хирургического отделения с <дата> по <дата>,медсестрой Айгурской участковой больницы с <дата> по <дата>,акушеркой и фельдшером Айгурской участковой больницы\Апанасенковского ТМОс <дата> по <дата>,медсестрой детского отделения Апанасенковской ЦРБ с <дата> по настоящее время\,т.е. с данными о работе истца по соответствующим должностям,лечебном стаже для досрочной пенсии на <дата>- более 25лет\с учетом льготного увеличенного исчисления стажа для среднего медицинского персонала по работе в сельской местности по должностям,предусмотренным соответствующими Списками 1991,1999,2002г. решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости №<данные изъяты> от <дата> в отношении Стреляевой Л.И.,суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска Стреляевой Л.И. по следующим основаниям.

В соответствие с п.20 ч.1 ст.27, ст.1,ст.31 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»,Списком должностей и учреждений,работа в которых засчитывается в стаж работы,и Правил исчисления периодов работы\п.1,2,3,4,5, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,осуществляющими лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения,утв. постановлением Правительства РФ № <данные изъяты> от <дата>\аналогичными Списками,утв. Пост. Совета Министров РФ №<данные изъяты> от <дата>\,Правил,утв. постановлением Правительства РФ № <данные изъяты> от <дата>\п.1- предусмотрен порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных пенсионных прав, в том числе – на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам не менее 25 лет осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения в сельской местности, независимо от их возраста и не содержатся запреты, нормативные ограничения, предписывающие не засчитывать в стаж для назначения в настоящее время.е. в 2013г.осрочной пенсии работникам – работавшим по лечебной деятельности в <данные изъяты>.,в госмуниципальных и иных учреждениях здравоохранения по должности акушерки,фельдшера ЦРБ\ТМОв сельской местности,-по Спискам 1991г. и одновременно-не засчитывать в соответствующий стаж – работы акушерки,фельдшера ТМО,ЦРБ в сельской местности льготным увеличенным исчислением стажа в 1год 3 месяца за годв период с <дата> по <дата>, и периодов отпусков по беременности и родам с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>,отпусков по уходу за ребенком до 1.5лет с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>- в льготном порядке\1 год 3 месяца за 1 год а также последующего периода работы медсестрой ЦРБ в сельской местности в указанном порядке, по соответствующим Спискам и Правилам от <дата>. Федеральным Законом №173-ФЗ от <дата> не предусматриваются ограничения для льготного порядка исчисления стажа среднего медицинского персонала-акушерок,фельдшеров,медсестер для сельской местности.

Более того,Правилами,утв.пост.Правительства №516 от <дата>\п.1Правилами, утв.пост.Правительства №781 от <дата>\п.2ст.27п..20 п.1 Федерального Закона №173-ФЗ от <дата> -прямо предусмотрена необходимость зачета пенсионными органами в общий лечебный стаж для досрочной пенсии одновременно \«наряду»,т.е. совместно­трудовых стажей средних медработников по должностям и учреждениям предусматривавшимся Списками должностей 1991г., 1999г.,-вместе с стажем по Спискам,Правилам 2002г.Применяемое ответчиком толкование закона о назначении пенсии медработникам исключительно только по Спискам 2002г.ли ранее действовавшим Спискам 1991,1999г.как прямо не предусмотренное законодательством- явно ему противоречит,грубо нарушает пенсионные права граждан.

Согласно ранее действовавших ( в период возникновения правоотношений по приобретению трудового стажа истцом,до <данные изъяты>., - периоды работы лиц в госмуниципальных учреждениях здравоохранения в качестве акушерки,фельдшера,медсестры в сельской местности по соответствующим Спискам <данные изъяты>,–одновременно являлись льготным\увеличеннымечебным стажем,( а также периодов отпусков по беременности и родам,отпусков по уходу за ребенком до <данные изъяты>.) и были предусмотрены соответствующим пенсионным законодательством, дающим право на досрочную пенсию и засчитывались в стаж для назначения вышеуказанных досрочных трудовых пенсий медицинским работникам\без каких-либо других условий,ограниченийпериод работы медсестрой в госмуниципальной больнице в сельской местности в последующий период также подлежал и подлежит зачету в таком же льготном порядке.

Следует учесть,что наименования учреждений здравоохранения\их структурных подразделенийпо Спискам 2002г, для акушерок,фельдшеров,работа в которых давала право на досрочную пенсию,-относятся одновременно ко всем видам госмуниципальных учреждений здравоохранения,т.е. больниц всех наименованийМО,ЦРБ и пр.,поэтому отсутствуют какие-либо основания считать,что Списками 2002г. не предусмотрены соответствующие учрежденияля зачета в период работы в <данные изъяты>\. Кроме того,- Апанасенковское ТМО всегда являлось госмуниципальным учреждением здравоохранения и правопреемником ЦРБ(как равно в последующем ЦРБ стало правопреемникоми ТМО),с изменением лишь наименования по решению государственных органов исполнительной власти,подчиненных в конечном итоге Правительству РФ(определившего Списки должностей,наименований учреждений для льготного пенсионного стажа медработников).Соответствующие обстоятельства изменения наименования учреждений органами власти не зависят от заявителя и не лишают заявителя права на учет соответствующего трудового стажа для пенсии(не зависимо от никак логически и разумно необоснованных «недоработок» органов власти в определении перечня наименований должностей,учреждений),поскольку в противном случае,-будет нарушен Конституционный принцип равенства прав граждан в пенсионном обеспечении.

Согласно норм о действии и применении пенсионного, трудового законодательства во времени (ст.1,31 ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17. 12. 2001г., ст.424 ТК РФ, ст. 4 ГК РФ, ст.55 Конституции РФ), соответствующие нормы применяются к правоотношениям возникшим и существовавшим после, либо применяются к правоотношениям возникшим до принятия норм – если об этом прямо сказано в законе; при этом, если нормы носят характер ограничений прав ( в том числе- пенсионных ), они также должны быть специально оговорены Федеральным Законом, ( а не другими нормативными актами – в том числе принятыми Правительством РФ, с меньшей юридической силой) и существовать, постольку – поскольку это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов др. лиц, обеспечения обороны страны, безопасности государства – то есть в исключительных случаях и без соблюдения данных условий соответствующие нормы ( в том числе в Федеральных законах ) будут несоответствовать Конституциям РФ и не подлежат применению\не говоря вообще о каких-либо неконституционных актах применения,толкования пенсионного права,если такие существуют

В соответствие со ст.7,15,19,17,33,35,55 Конституции РФ, - в РФ гарантировано установление государственных пенсий, как вид социального обеспечения по возрасту; все равны в правах перед законом, независимо от каких-либо обстоятельств; Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и иные правовые акты не должны противоречить ей, права гражданина могут быть ограничены в исключительных случаях и только Федеральным Законом, только в той мере,в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя и в др. исключительных случаях.

Из обстоятельств дела, подтвержденных пояснениями сторон, письменными доказательствами, установлено, что Стреляева Л.И. на момент обращения в пенсионные органы – <дата> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности только в сельской местности\всего трудового стажак <дата>, - имела общий трудовой ( и стаж лечебной деятельности) – более 25 лет), из которых в том числе-в указанный ею период,вплоть до настоящего времени до 2013г., истец работала, занималась именно лечебной деятельностью по охране здоровья в госмуниципальном учреждении здравоохранения,при этом,с учетом характера работы,должности,в сельской местности,периода отпусков по беременности и родам,отпусков по уходу за ребенком до 1.5лет, она приобрела льготный стаж в полуторном размере.

Соответствующие обстоятельства указывают о возникновении и существовании правоотношений ( в отношении истца) по наработке, приобретению ею специального\льготного,в увеличенном размере,-от характера должности и выполняемой работытрудового стажа – периода соответствующей работы, приобретения и наличия у Стреляевой Л.И. права на такой стаж, в период, когда он был прямо предусмотрен законом и отсутствовали ограничения, установленные позже другим законодательством.

Применять ныне\и ранеедействующее законодательство, предусматривающее ограничения в части невключения одновременно периодов работы,др. специальных периодов, для исчисления стажа для досрочной пенсии меддработников - уже на состоявшиеся ранее урегулированные другим законодательством правоотношения, по наработке и приобретению такого стажа,вводить не предусмотренные Федеральным Законом – ограничения конституционных,пенсионных прав граждан пенсионными органами, – нет каких-либо законодательно установленных оснований. Вышеуказанные нормы ( в части ограничений пенсионных прав) применимы только к правоотношениям возникающим с 2002г. и на будущее.

Суд относится критически и считает несостоятельными ссылки представителя ответчика в обоснование необходимости отказа в иске Стреляевой Л.И.,по по вышеизложенным мотивам,поскольку действующее пенсионное законодательство таких ограничений не содержит и в своей деятельности пенсионные органы, как и другие органы государственной власти ( и суды общей юрисдикции), в том числе и при разрешении обращения Стреляева Л.И., – обязаны были непосредственно руководствоваться нормами Конституции РФ, ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях»,постановлениями Конституционного Суда РФ от <дата>, и пунктами 1;2 Правил,утв. Пост.Правительства РФ №<данные изъяты> от <дата>,№<данные изъяты> от <дата>\с толкованием их не с позиции юридически необоснованного ограничения и нарушения прав медработника,но-в обеспечение и реализацию этих прав в связи с чем, нарушенные права истца, - на назначение ей пенсии, подлежат восстановлению судом.При этом,на ответчика должна быть возложена обязанность по назначению и выплате истцу полагающейся пенсии с периода обращения за назначением пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Стреляевой Л. И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Апанасенковскому району Ставропольского края о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ по Апанасенковскому району Ставропольского края от <дата> №<данные изъяты> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязательстве во включении в стаж включении в стаж периодов отпусков по беременности и родам с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>,отпуска по уходу за ребенком с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата> в льготном порядке\1 год за 1 го<адрес> месяца\,периода работы  должности акушерки,фельдшерав Апанасенковском территориально-медицинском обьединении с <дата> по <дата>, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязательстве пенсионных органов в назначении пенсии,- удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по Апанасенковскому району Ставропольского края от <дата> №<данные изъяты>, – об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Стреляевой Л. И. по п.\п.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях РФ», с <дата> в связи с невключением в трудовой стаж для назначения пенсии периода периодов отпусков по беременности и родам с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>,отпуска по уходу за ребенком с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата> в льготном порядке\1 год за 1 го<адрес> месяца\,периода работы  должности акушерки,фельдшерав Апанасенковском территориально-медицинском обьединении с <дата> по <дата>;обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края включить Стреляевой Л. И. период отпусков по беременности и родам с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата>,отпуска по уходу за ребенком с <дата> по <дата>,с <дата> по <дата> в льготном порядке\1 год за 1 го<адрес> месяца\,период работы  должности акушерки,фельдшерав Апанасенковском территориально-медицинском обьединении с <дата> по <дата>,, и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>, назначить досрочную трудовую пенсию по старости Стреляевой Л. И. на основании п.\п.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ №<данные изъяты> –ФЗ от <дата> с <дата>

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме через Апанасенковский районный суд.

С мотивированным решением в окончательной форме, лица, участвующие в деле могут ознакомиться в Апанасенковском районном суде СК 25.10.2013г..

Председательствующий судья