РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г. с.Дивное.
Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Стрешенец Э.И.,
с участием прокурора\представителя административного истца прокурора Апанасенковского района СК\ Береговой О.А.,представителей административного ответчика администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края Коваленко А.Ф.,Дубининой Л.И.;представителя заинтересованного лица ФКУ УИИ УФСИН России по Ставропольскому краю в лице начальника филиала по Апанасенковскому району Игнатова Р.В.,
при секретаре Брагинцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <дата> по административному исковому заявлению прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края по не привлечению иных предприятий,осуществляющих деятельность на территории муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края в список предприятий,в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ;обязательстве администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края принять меры дополнительно по включению иных предприятий,осуществляющих деятельность на территории муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края в список предприятий,в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края по не привлечению иных предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,осуществляющих деятельность на территории муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края в список предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ;обязательстве администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края принять меры дополнительно по включению иных предприятий \организаций, индивидуальных предпринимателей\, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края в список предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ, указывая в административном исковом заявлении при аналогичных пояснениях прокурора в суде на следующее. Прокуратурой Апанасенковского района проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения администрацией муниципального образования села Дивное Апанасенковского района СК требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства об органах местного самоуправления.Постановлением главы муниципального образования села Дивное Апанасенковского района СК от <дата>№-п «Об определении видов обязательных работ и объектов на территории муниципального образования села Дивное Апанасенковского района СК, на которых обязательные и исправительные работы отбываются» утвержден перечень учреждений, предприятий для отбывания наказания лицами, осужденными к обязательным и исправительным работам.В Список вошло два муниципальных предприятия- муниципальное казенное учреждение «Апанасенковский районный стадион», МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Апанасенковского муниципального района СК, с квотированием на каждое предприятие по 1 рабочему месту для отбывания наказания осужденным к исправительным и обязательным работам,а также предприятия- КФХ ИП ФИО6 с квотированием 3 рабочих мест; колхоз-племзавод «Маныч» с. Дивное с квотированием 1 рабочего места; ИП ФИО7 с квотированием 1 рабочего места; ООО «Дивенское» с квотированием 1 рабочего места\всего на 8 рабочих мест\.Однако, в нарушение требований ст. 39 УИК РФ данный Список утвержден администрацией с. Дивное без письменного согласования с филиалом по Апанасенковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Ставропольскому краю,без определения по с.Дивное в достаточном количестве рабочих мест в организациях,ИП села Дивное для отбывания осужденными,проживающими в с.Дивное данного вида наказания.Согласно письма начальника филиала УИИ, направленного на имя прокурора Апанасенковского района от <дата>№ за 6 месяцев 2016 года по учетам филиала УИИ прошло 34 человека,отбывающих наказание в виде исправительных работ, за аналогичный период <дата>. – 24 человека, то есть количество приговоров и лиц,осужденных к исправительным работам с каждым годом увеличивается.В <дата> году администрацией с. Дивное было определено для отбывания наказания осужденным к исправительным работам 8 рабочих мест. В истекшем периоде <дата> года 8 осужденных трудоустроено в с. Дивное после значительной задержки в очереди на трудоустройство при администрации с. Дивное,между тем, потребность в рабочих местах в с. Дивное в настоящее время составляет около 25 рабочих мест, не трудоустроен 1 осужденный к исправительным работам.В <дата> года начальником филиала УИИ 11 главам муниципальных образований района направлено письмо о необходимости создания дополнительных рабочих мест для осужденных к исправительным работам, однако администрация с. Дивное ограничилась уже имеющимся списком предприятий, утвержденным <дата>№-п,не предприняв дополнительных мер, направленных на включение в список дополнительных предприятий,увеличение числа рабочих мест для отбывания данного вида наказания,в связи с чем складывается негативная ситуация, когда работодатели отказывают в предоставлении мест, для отбывания наказания, в виду отсутствия у них вакантных мест, в связи с чем, нарушаются сроки трудоустройства осужденных к исправительным работам, что приводит к нарушению требований уголовного и уголовно-исполнительного законодательства,нарушению законодательства о местном самоуправлении\в связи с реализацией органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере уголовно-исполнительных правоотношений\,прав осужденных на отбывание наказание,интересов РФ,в нарушение ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ч. 1 ст. 19 ФЗ РФ от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 50 УК РФ,ст. 39 УИК РФ.
В судебном заседании прокурор Береговая О.А. административное исковое заявление поддержала и просила удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФКУ УИИ УФСИН России по Ставропольскому краю в лице начальника филиала по Апанасенковскому району Игнатов Р.В.,в суде поддержал административный иск прокурора,дав пояснения аналогичные содержанию иска,кроме того пояснив,что несмотря на значительный рост числа осужденных к исправительным работам,отсутствие для них достаточных рабочих мест в связи с неопределением этих мест администрацией МО с.Дивное,заявлением им об этом требований к главе МО с.Дивное,мер ответчиком не принимается.УИИ вынуждена сама искать рабочие места,трудоустраивать на них осужденных,затем согласовывать по факту эти места с администрацией МО,как места для отбывания этого вида наказания,что не допустимо,так как обязанность по определению рабочих мест для осужденных к исправительным работам государством возложена на органы местного самоуправления, независимо от желания-нежелания предприятий.
Представители административного ответчика администрации МО с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края Коваленко А.Ф.,Дубинина Л.И., в судебном заседании с административным иском не согласились,в удовлетворении просили отказать, дав аналогичные пояснения\при аналогичном содержании письменного отзыва ответчика на административный иск от <дата>.\ о том,что администрацией с.Дивное предпринимаются определенные меры по обеспечению рабочими местами лиц,осужденных к исправительным работам по с.Дивное,согласованы рабочие места в 5 предприятиях,8 рабочих мест.В связи с требованиями бюджетного,финансового законодательства,Федерального казначейства,запрещающими трудоустраивать на постоянную работу в администрацию МО с.Дивное осужденных к исправительным работам,поскольку законом не предусмотрено расширение штатных единиц, принимать на работу за штатом\ по гражданско-правовым договорам\ нельзя,так как финансирование зарплаты работников за штатом не предусмотрено,что препятствует ответчику трудоустраивать осужденных в администрации.Поскольку руководители предприятий отказываются предоставлять рабочие места осужденным,не желают принимать этот контингент на работу,с учетом сезонности работ в крупных сельхозпредприятиях,администрация МО с.Дивное не может определить число таких предприятий в селе в большем количестве,несмотря на рост числа осужденных и обращение УИИ; на <дата> новый Список предприятий, где должны работать осужденные не утверждался,не согласовывался с УИИ,считают,достаточно действия Списка <дата>По мнению административного ответчика,определение рабочих мест на предприятиях,где будут отбываться исправительные работы должно производиться администрацией села только с согласия этих предприятий.
Суд, выслушав представителей административного истца /прокурора/, заинтересованного лица, административного ответчика, исследовав материалы дела, в том числе административное исковое заявление от <дата>.,копии документов:
-сообщения начальника филиала УИИ по Апанасенковскому району СК от <дата>. прокурору Апанасенковского района в отношении осужденного жителя с.Дивное ФИО10 о невозможности исполнения наказания исправительных работ длительный период из-за неопределения администрацией МО с.Дивное в установленном порядке в достаточном количестве предприятий с рабочими местами для отбывания исправительных работ;
-сообщения начальника филиала УИИ по Апанасенковскому району СК от <дата>. прокурору Апанасенковского района в отношении осужденных жителей с.Дивное,о невозможности исполнения наказания исправительных работ длительный период из-за неопределения администрацией МО с.Дивное в установленном порядке в достаточном количестве предприятий с рабочими местами для отбывания исправительных работ;
-сообщения\требования\ начальника филиала УИИ по Апанасенковскому району СК от <дата>. главам администраций МО всех сел Апанасенковского района в отношении осужденных \жителей сел района\ об определении предприятий,рабочих мест для отбывания наказания осужденными к исправительным работам,о невозможности исполнения наказания исправительных работ длительный период из-за не определения администрациями МО сел Апанасенковского района в установленном порядке в достаточном количестве предприятий с рабочими местами для отбывания исправительных работ;
-справки ГКУ «ЦЗН Апанасенковского района» от <дата>. о заявленных вакансиях рабочих мест водителя автомобилей, водителя экспедитора,подсобного рабочего,слесаря по сборке металлоконструкций,тракториста,уборщиков производственных и служебных помещений,уборщика территорий на предприятиях с.Дивное\Апанасенковской ЦРБ, ИП ФИО11, ИП ФИО12,ГБПОУ «Агротехнический техникум»,ГБСУСОН «Дивенский дом-интернат для престарелых и инвалидов»,МДОУ Детский сад № «Березка»\,
-предписания УИИ от <дата>. в отношении осужденного ФИО10 о явке для отбывания наказания исправительных работ в администрацию МО <адрес>,
-предписания УИИ от <дата>. в отношении осужденного ФИО13 о явке для отбывания наказания исправительных работ в администрацию МО <адрес>,
-Перечня учреждений,предприятий для отбывания наказания лицами,осужденными к обязательным и исправительным работам от <дата>.,утв. постановлением главы МО <адрес>№-п от <дата>.; копии постановления главы МО <адрес>№-п от <дата>.,- с данными об определении 4 предприятий для отбывания исправительных работ с 4 рабочими местами\ администрация МО <адрес>, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»;ГУП «<адрес>водоканал»,МУП ЖКХ <адрес> СК\,
-Перечня учреждений,предприятий для отбывания наказания лицами,осужденными к обязательным и исправительным работам от <дата>.,утв. постановлением главы МО <адрес>№-п от <дата>.; копии постановления главы МО <адрес>№-п от <дата>.,- с данными об определении 6 предприятий для отбывания исправительных работ с 8 рабочими местами\ КФХ ИП ФИО6 с квотированием 3 рабочих мест; колхоз-племзавод «Маныч» <адрес> с квотированием 1 рабочего места; ИП ФИО7 с квотированием 1 рабочего места; ООО «Дивенское» с квотированием 1 рабочего места,МКУ <адрес> стадион,МУП ЖКХ <адрес>\по 1 рабочему месту\,
-запроса прокурора Апанасенковского района СК в адрес главы МО <адрес> от <дата>. о предоставлении информации о предприятиях и рабочих местах для осужденных к исправительным работам;справки главы Мо <адрес> от <дата>. по вопросу об определении перечня предприятий для отбывания исправительных работ;
-запросов главы с.Дивное от <дата>., в адрес УФК по СК,финансовое управление ААМР СК,прокурору Апанасенковского района о даче разьяснений по вопросам законности заключения трудовых договоров между администрацией МО <адрес> и осужденными к исправительным работам, с последующей выплатой зарплаты осужденным в установленном порядке за счет бюджетных средств; ответа от <дата>. из УФК по СК о невозможности проведении расчетов по оплате труда с работниками по трудовому договору по направлению УИИ для отбывания исправительных работ,так как предусмотрена оплата по виду расходов труда штатных сотрудников\а не осужденных\;ответа главы МО <адрес> в адрес начальника филиала УИИ по <адрес> СК от <дата>.\о невозможности заключения с осужденными трудовых договоров,в виду не предусмотренности бюджетно-финансовым законодательством возможности финансирования расходов на оплату труда осужденных в рамках трудовых правоотношений; ответов\справок\ в адрес администрации МО <адрес> из отдела образования <данные изъяты>»- о невозможности трудоустройства лиц,осужденных к исправительным работам,
-приговора Апанасенковского районного суда СК от <дата>. об осуждении \не трудоустроенного\ ФИО10 по ст. 158ч.2п. «в» УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием в доход государства 10 % из заработка,
считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, с учетом обоснованности административного иска, с принятием во внимание нашедшее подтверждение с достоверностью в судебном заседании вышеперечисленными исследованными письменными доказательствами,пояснениями сторон, заинтересованного лица,что допущенное незаконное бездействие администрации муниципального образования <адрес> по не привлечению в достаточном\необходимом для этого\ количестве иных предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,осуществляющих деятельность на территории муниципального образования <адрес> в список предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ,для незамедлительного обеспечения исполнения указанного вида наказания осужденными,имеющими гарантированное Конституцией РФ, УИК РФ право на своевременное,без задержек,в установленные сроки - отбывание\и отбытие\ уголовного наказания, вследствие которого осужденные лишаются возможности,права в установленном порядке отбывать уголовное наказание, -имеет место,что по существу не оспорено представителями административного ответчика, (о том,что многие осужденные в течение продолжительного времени ждут своей «очереди» для возможности отбывания наказания в виде исправительных работ), и в связи с этим необходимости обязательства администрации муниципального образования <адрес> принять меры дополнительно по включению иных предприятий \организаций, индивидуальных предпринимателей\, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования <адрес> в список предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ, в течение месяца по вступлении данного решения в законную силу,в виду не соблюдения административным ответчиком вышеизложенного законодательства: ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ч. 1 ст. 19 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 50 УК РФ,ст. 39 УИК РФ,которыми предусмотрено:
- органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения; полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам не отнесенным ФЗ №131 к вопросам местного значения являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления;
- к видам уголовного наказания относятся исправительные работы и обязательные работы; исправительные роботы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его; исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы; осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного;уголовно-исполнительные инспекции обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ\по смыслу закона полномочия органов местного самоуправления по определению мест(т.е. конкретных предприятий,организаций,учреждений всех форм собственности) отбывания осужденными исправительных работ являются отдельными государственными полномочиями в целях соблюдения федерального уголовно-исполнительного законодательства, и реализация этих важнейших для государства и граждан полномочий не может быть поставлена в зависимость от желания- нежелания(согласия) отдельных, конкретных организаций,ИП,осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования – в предоставлении рабочего места для осужденных к исправительным работам;законодательством не предусмотрено обязательное предварительное получение органом местного самоуправления согласия организаций-работодателей на включение их в Списки предприятий для отбывания уголовного наказания осужденными исправительных работ.Общеизвестным являются факторы роста преступности,значительного уровня безработицы и нежелание подавляющего большинства организаций,ИП на вступление в трудовые отношения с осужденными и ранее судимыми за преступления лицами,что между тем не снимает обязанностей,ответственности общества за исправление,перевоспитание\в том числе трудом\ таких лиц,предупреждение тем самым совершение ими и другими новых преступлений.Соответствующие обязанности выражаются в том числе в обеспечении органами местного самоуправления определения достаточного количества мест отбывания исправительных работ, и обязанностей конкретных организаций\ИП\-работодателей в предоставлении таких рабочих мест осужденным.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.В соответствии со ст. ст. 27,ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии со ст. 4,39,40 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Предъявление прокурором иска обоснованно тем, что бездействием административного ответчика нарушаются интересы РФ и права осужденных к наказанию в виде исправительных работ.
Суд относится критически и считает не состоятельными доводы представителей административного ответчика в обоснование необходимости отказа в иске,связанные,якобы с принятием ответчиком всех необходимых,достаточных мер для отбывания осужденными исправительных работ на территории муниципального образования <адрес>\как равно и все остальные доводы ответчика,которые суд считает юридически не значимыми\,в связи с неопровержением ответчиком представленных стороной административного истца доказательств о значительном росте осужденных к исправительным работам в 2016г.,которые из-за незаконного неопределения ответчиком достаточного\дополнительного\ числа рабочих мест\организаций,ИП с рабочими местами\,несогласования этих мест с УИИ - длительно не имели возможность отбывать уголовное наказание исправительные работы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-ст.180,ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края по не привлечению иных предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,осуществляющих деятельность на территории муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края в список предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ;обязательстве администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края принять меры дополнительно по включению иных предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,осуществляющих деятельность на территории муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края в список предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ,-удовлетворить;
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края по не привлечению иных предприятий,осуществляющих деятельность на территории муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края в список предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ;обязать администрацию муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края принять меры дополнительно по включению иных предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,осуществляющих деятельность на территории муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края в список предприятий\организаций,индивидуальных предпринимателей\,в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ,в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу административному ответчику сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения,с необходимостью опубликования решения в официальном печатном издании.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме, через Апанасенковский райсуд СК.
С мотивированным решением в окончательной форме лица,участвующие в деле вправе ознакомиться и получить копию решения в помещении Апанасенковского райсуда СК <дата>.
Председательствующий судья: подпись.копия верна.судья: