НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область) от 31.12.9999 № 2-1798/2015

Дело № 2-1798/2015

Решение

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Чащиной Л.А.,

при секретаре Семеновой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области

15 декабря 2015 года

гражданское дело по иску Устенко В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении повышенного фиксированного базового размере страховой части трудовой пенсии по старости,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее УПФР) о признании незаконным отказа в установлении повышенного фиксированного базового размере страховой части трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования следующим.

<дата> истец обратился в УПФР для назначения трудовой пенсии в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173 "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года, как иностранный гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации (вид на жительство, дата выдачи 05.06.2009г.).

Для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере истцом были предоставлены свидетельства о рождении троих несовершеннолетних детей: УАВ, <дата> года рождения, УПВ, <дата> года рождения, УДВ, <дата> года рождения.

Протоколом комиссии по пенсионным вопросам УПФР от <дата> истцу было отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

<дата> истец обратился в УПФР уже с паспортом гражданина РФ, и опять ему не назначили повышенный базовый размер страховой части, мотивируя тем, что дети истца не являются гражданами РФ.

Согласно ст.3 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 "О трудовых пенсиях в РФ", ст.4 п.3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, а так же п.3 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. Нетрудоспособными членами семьи признаются дети, не достигшие возраста 18 лет (пп.1 п.2 ст.9 Федерального закона № 173-ФЗ, пп.1 п.2 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ). Иждивение детей, не достигших возраста 18 лет, предполагается и не требует доказательств.

Согласно ст. 163 Семейного кодекса РФ права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства.

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости является социальной выплатой гражданам для постоянного материального или денежного обеспечения других лиц, в данном случае детей.

Согласно п.1, п.3 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей.

Конституция РФ в ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Согласно международным и конституционным требованиям каждый ребенок вправе своевременно получать все необходимые для него блага социального обеспечения, независимо от того, кому они выплачиваются.

Истец просил суд признать незаконным решение комиссии УПФР от <дата> об отказе в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Обязать УПФР установить повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с <дата>.

Истец в судебном заседании на требованиях настаивал, доводы, изложенные в заявлении, поддержал.

В судебном заседании представитель истца – Карабатова В.В., действующая на основании устного заявления, требования и доводы истца поддержала, также пояснила следующее. Право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса. У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство, выданным территориальными органами ФМС России. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Украины в РФ на постоянное место жительство, регулируется Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников сотрудничества независимых государств в области пенсионного обеспечения». В соответствии с данным Соглашением пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству РФ (Федеральный Закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ). Право на пенсию в РФ иностранных граждан (а на дату <дата>. Устенко В.А. являлся гражданином Украины), возникают при условии постоянного проживания на территории РФ, т.е. наличие места на жительство. Вид на жительство выдан <дата> Данная норма сохраняется и в новом законе от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ гражданин РФ должен предъявить паспорт гражданина РФ, иностранный гражданин (гражданин Украины) должен предъявить вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии граждан, прибывших из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, проживающих на территории РФ, но необходим нотариально заверенный перевод документов. Перечень документов определен в Постановлении Министерством труда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г № 16/19 ПА. В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального Закона № 173 –ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере. При обращении для назначения трудовой пенсии по старости Устенко В.А. предоставил свидетельства о рождении детей: УАИ, <дата> года рождения, УПВ, <дата> года рождения, УДВ<дата> года рождения. Однако Управление Пенсионного фонда отказало в установлении фиксированного базового размера пенсии по старости с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи (детей), мотивируя тем, что они не являются гражданами РФ. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку согласно нормам Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников сотрудничества независимых государств в области пенсионного обеспечения» и Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года на дату обращения за назначением пенсии Устенко В.А. постоянно проживал на территории РФ и был зарегистрирован по месту жительства.

Представитель ответчика – Расторгуева К.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, поддержала доводы, изложенные в Протоколе УПФ. Считает, что поскольку несовершеннолетние дети истца, находящиеся у него на иждивении, являются гражданами Украины, основания на установление истцу фиксированного базового размера пенсии по старости отсутствуют.

Выслушав истца, представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.3 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Согласно пп.1 п.2 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи признаются дети, не достигшие возраста 18 лет. Иждивение детей, не достигших возраста 18 лет, предполагается и не требует доказательств.

Согласно ст. 163 Семейного кодекса РФ права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства.

Судом установлено, что согласно справке МП «ЕРКЦ» от <дата>Устенко В.А..и члены его семьи, жена УАМ, пасынок ККИ, дети, УАВ, <дата> года рождения, УПВ, <дата> года рождения, УДВ, <дата> года рождения, с <дата> по <дата> зарегистрированы по месту пребывания по <адрес> (л.д.18).

<дата>Устенко В.А., гражданину Украины, выдан вид на жительство иностранного гражданина (л.д.22).

<дата> Отделением УФМС России по Кемеровской области в г. Анжеро-Судженск Устенко В.А. выдан паспорт гражданина РФ (л.д.20).

Согласно свидетельствам о рождении Устенко В.А. является отцом несовершеннолетних детей, УАВ и УПВ, родившихся <дата> в <адрес>. Украина, свидетельства о рождении выданы Отделом государственной регистрации актов гражданского состояния по <адрес> горрайонного управления юстиции в <адрес>, свидетельства переведены с украинского языка на русский язык и нотариально заверены (л.д.8-15). Также Устенко является отцом УДВ, родившейся <дата> в г. Кемерово, свидетельство о рождении выдано органом ЗАГС г. Анжеро-Судженск, Кемеровской области (л.д.7).

Как следует из протокола от <дата> заседания Комиссии УПФР по рассмотрению вопросов реализации прав граждан (л.д.16-17) <дата> истец обратился в УПФР для назначения трудовой пенсии в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173 "О трудовых пенсиях в РФ" от <дата>, как иностранный гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации. Устенко В.А. является гражданином Украины, зарегистрирован по месту жительства в г. Анжеро-Судженск (вид на жительство от <дата>). В качестве документов, подтверждающих нахождение на иждивении нетрудоспособных членов семьи, Устенко В.А. представил свидетельства о рождении детей: УАИ, <дата> года рождения, УПВ, <дата> года рождения, УДВ<дата> года рождения, согласно которым родителями являются Устенко В.А. и УАМ, граждане Украины. Органу УПФР рекомендовано вынести решение об отсутствии правовых оснований на установление повышенного фиксированного базового размера пенсии по старости Устенко В.А. с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи, которые не являются гражданами РФ.

Письмом от <дата> на обращение Устенко В.А. от <дата> по вопросу установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере на троих несовершеннолетних детей в связи с получением паспорта гражданина РФ, УПФР сообщило, что право на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере у Устенко В.А. отсутствует, поскольку согласно представленным свидетельствам о рождении детей нетрудоспособные члены семьи являются гражданами Украины, а это противоречит ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.25).

Разрешая требования истца о признании незаконным отказа в установлении повышенного фиксированного базового размере страховой части трудовой пенсии по старости, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Украины в РФ на постоянное место жительство, регулируется Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников сотрудничества независимых государств в области пенсионного обеспечения», в соответствии с которым пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству РФ.

В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации.

Аналогичная норма была закреплена также в Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (ст. 3), действовавшем

Как установлено судом, Устенко В.А. на момент обращения в УПФР – <дата>, являлся гражданином Украины, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, вид на жительство выдан <дата>.

Согласно перечню документов, утвержденному Постановлением Министерства труда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года № 16/19 ПА, перечень документов, необходимых для назначения пенсии граждан, прибывших из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, проживающих на территории РФ, но необходим нотариально заверенный перевод документов.

В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ, Устенко В.А. предъявил вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства. В качестве документов, подтверждающих нахождение на иждивении нетрудоспособных членов семьи им были представлены свидетельства о рождении детей с нотариально заверенными переводами.

Таким образом, поскольку на момент обращения в УПФР Устенко В.А.<дата>, являясь гражданином Украины, постоянно проживал на территории Российской Федерации, имел на иждивении троих несовершеннолетних детей, соответственно имел право на установление повышенного фиксированного базового размере пенсии.

Довод ответчика об отсутствии у истца правовых оснований на установление повышенного фиксированного базового размера пенсии по старости с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи, которые не являются гражданами РФ, суд не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Руководствуясь ст. ст.193-198 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Устенко В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении повышенного фиксированного базового размере страховой части трудовой пенсии по старости.

Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> об отказе в установлении Устенко В.А. повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное), расположенное по адресу: <адрес>, <...>, установить Устенко В.А., <дата> года рождения, уроженцу <...>, повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с даты обращения - <дата>.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 21.12.2015 года.

Председательствующий: