Дело № 2-62/2014
Решение
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Чащиной Л.А.,
при секретаре Семеновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области
24 февраля 2014 года
гражданское дело по иску Борисовой Н.С. к Управлению социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа о назначении льготы,
установил:
Истец Борисова Н.С. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа о назначении льготы. Свои требования мотивировала тем, что работала с <дата> по <дата> в МОУ « Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> в должности старшей вожатой согласно специальности, указанной в дипломе. В <...> году окончила <...> педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». Решением Государственной квалификационной комиссии от <дата>. ей присвоена квалификация пионервожатого-учителя начальных классов. Вела в школе всю воспитательную работу. Отпуск был 48 рабочих дней, рабочая неделя - 36 часов. Вместе со всеми педагогами школы пользовалась льготой сельского специалиста (педагогического работника), когда работала в школе и находилась на пенсии с <дата> Управление социальной защиты населения Администрации Анжеро-Судженского городского округа в лице ЗАВ уведомило еея 20.04.12г., что в примерном Перечне должностей и организаций работа, которая дает право на предоставление мер социальной поддержки, установленных <адрес> от 17.01.05г. № 2-03, должность «старшая вожатая» не значится. В связи с этим с <дата> предоставление ежемесячной денежной выплаты по оплате коммунальных услуг сельскому специалисту (педагогическому работнику) было прекращено.В примерном Перечне не значится «старшая вожатая», но есть «педагог», а старшая вожатая является педагогическим работником, приказ Минобразования России и Госкомвуза России от 14.12.95г. № «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей (с изменениями от <дата> г.)».Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.10г. № 761н в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» указывает в числе педагогических работников и должность «старшего вожатого» в разделе № «Должности педагогических работников».Старший вожатый относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников первого квалификационного уровня (приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.08г. № 216н) - из должностной инструкции старшего вожатого.Не согласна с отказом в праве пользоваться сельской льготой по оплате коммунальных услуг. В связи с этим в течение года обращалась в разные инстанции: Управление социальной защиты населения Администрации городского округа, в Департамент образования и науки <адрес>, в Департамент социальной защиты населения. Чиновники этих инстанций утверждают, что старший вожатый не является педагогическим работником и трудовая деятельность в должности старший вожатый включается только в общий трудовой стаж, но не включается в педагогический стаж. Ей назначена трудовая пенсия по старости на общий основаниях, а пенсия за выслугу лет не назначалась ввиду отсутствия права на её назначение. Сельской льготой пользуются все педагоги сельской местности РФ, имеющие и общий стаж, и льготный педагогический стаж (за выслугу лет), в том числе и педагоги пенсионеры, отработавшие не менее 10 лет в школе сельской местности до ухода на пенсию. Закон РФ от <дата> № «Об образовании».В <дата> в ее трудовой книжке появилась запись, сделанная секретарем школы № ДЕИ «Переведена организатором досуговой деятельности». Приказ № от <дата> г., однако она не была поставлена об этом в известность, и данная запись прочитана ею при оформлении пенсии. В книге приказов по школе этого приказа нет. Работала все годы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» на одном месте, до <дата> года в должности старшая пионервожатая, затем - старшей вожатой. Это может подтвердить бывший директор школы Горбачева Ю.Н.. Просила признать за ней право на льготу сельского специалиста педагогического работника согласно Приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 14.12.95 г. № 622/1646,Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, Закону Кемеровской области от 17.01.2005 г. № 2-0З (Примерный перечень), Должностной инструкции старшего вожатого.
Определением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> года, Департамент социальной защиты населения <адрес> привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика.
Определением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> Горбачева Ю.Н. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца.
В судебном заседании истец Борисова Н.С. уточнила заявленные исковые требования, просила суд признать за ней как за пенсионером, педагогом, отработавшим и проживающим в сельской местности более 10 лет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, обязать Управление социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа назначить ей выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с <дата> года, т.е. с даты прекращения выплат. По существу заявленных исковых требований представила письменные возражения на отзыв третьего лица- департамента социальной защиты <адрес>, суду пояснила, что с <дата> по <дата> работала в МОУ «Средняя образовательная школа №» <адрес> в должности старшей вожатой согласно специальности, указанной в дипломе. Вела в школе воспитательную работу. Рабочая неделя составляла 36 часов, отпуск 48 рабочих дней. Наравне с другими педагогами школы пользовалась льготой сельского специалиста и во время работы в школе и после ухода на пенсию. <...>. Управление социальной защиты уведомило ее, что в примерном Перечне должностей нет должности старшей вожатой, в связи с чем с нее сняли предоставленную ранее льготу. С <дата>. она ушла на пенсию, а с <...> ейплатили компенсацию. В середине августа <...> позвонили директору школы Горбачевой Ю.Н. из Управление социальной защиты администрации Анжеро-Судженского городского округа и сообщили, что старшие вожатые исключены из списка Перечня, которым предусмотрены льготы, но есть организаторы внеклассной работы, что можно принести справку, в которой будет указано, что она работала организатором внеклассной и внешкольной работы с 02.02.2005г., директор оформила такую справку.Справку, выданную задним числом она предоставила в Управление социальной защиты администрации Анжеро-Судженского городского округа для назначения компенсации, она знала, что данная справка не действительная, поскольку в этой должности она не работала, а должность «организатор внеклассной и внешкольной работы» есть в Перечне и это даст право на получение компенсации. Считает, что ее в заблуждение ввела работник Управления социальной защиты администрации Анжеро-Судженского городского округа ОСВ которая не должна была принимать данную справку. Специалист Управления социальной защиты должна была отказать ей в назначении компенсации и тогда бы она пошла в суд. На пенсию она ушла в должности старшей вожатой и с предоставленной льготой.В примерном Перечне не значится «старшая вожатая», но есть «педагог», а старшая вожатая является педагогическим работником согласно Приказа Минобразования Росси и Госкомвуза России от 14.12.1995г. №622/1646 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате руководителей (с изм. от 14.12.1995г.). Просила исковые требования удовлетворить. Считает, что поскольку ей компенсация была назначена до выхода на пенсию, то Управление социальной защиты не имело право ей как пенсионерке прекращать выплату данной компенсации, она работала педагогом и как педагог имеет право и при выходе на пенсию получать компенсацию, перечень утвержденный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области не является законом и не должен применяться.
В возражениях на отзыв на исковое заявление представителя третьего лица Департамента социальной защиты населения Кемеровской области истец Борисова Н.С. суду пояснила, что ее работа в МОУ «Средняя школа №14» была постоянной, она отработала в ней в должности старшей пионервожатой, а после старшей вожатой 31 год. В перечне нет должности вожатого, но есть «педагог», кроме того, данный перечень не является законом. Существует Закон Кемеровской области о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, принятый Советом народных депутатов Кемеровской области 29.12.04 г. и подписан губернатором 17.01.05 г. № 2-03, где говорится о мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогических работников. О ссылке на Перечень в этом законе нет речи. Законы субъектов РФ о сельской льготе основаны на Законе РФ от 10.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании». Законы субъектов РФ не могут противоречить закону РФ, где говорится, что право на сельскую льготу имеют педагогические работники сельской местности. Старшая вожатая является педагогическим работником. Представитель третьего лица в свои доводах ссылается на то, что ей назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях, пенсия за выслугу лет не назначена ввиду отсутствия права на ее назначение. Считает, что пенсия за выслугу лет никакого отношения к сельской льготе не имеет. Эта досрочная пенсия. Она дается только учителям и воспитателям детского сада, отработавшим не менее 25 лет, а сельской льготой пользуются все педагоги сельской местности. Кроме того, право на пенсию за выслугу лет у нее было согласно Положения утвержденного Совмином СССР от 17.12.59 г. № 1397 и действующего до 01.10.93 г., где говорится, что работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа ( или 16 лет и 8 месяцев) из необходимых 25 лет требуемого для назначения пенсии давало право на пенсию за выслугу лет. Только она об этом праве узнала поздно по вине инспектора по кадрам, которая должна была следить за этим. На <...> г. ее стаж в должности старшая пионервожатая составлял приблизительно 20 лет, а к концу <дата> - 25 лет. Следовательно, с <...> года могла бы получать пенсию за выслугу лет, если бы обратилась вовремя с заявлением в Песионный фонд.Старшая вожатая является педагогическим работником. Вышла на пенсию наобщих основания, т.к. пенсия за выслугу лет ей не назначалась, но со стажем педагогической работы более 30 лет. Должность «старший пионервожатый» была в общеобразовательных учреждениях до <...>., а с <...> во всех общеобразовательных учреждениях РФ введена должность «старшего вожатого».
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа, Модель А.В., действующая на основании доверенности от <дата>., в судебном заседании исковые требования не признала, представила для приобщения к материалам гражданского дела личное дело Борисовой Н.С., суду пояснила, что истцу с <дата> была назначена выплата компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств бюджета Кемеровской области,выделяемых городскому округу. Данная компенсация была предоставлена истице с <дата> на основании документов имеющихся в ее личном деле, в том числе справки выданной директором школы № о том, что она с <дата> и по <дата> работает организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы.Трудовая книжка на тот момента у истца не истребовалась. В ноябре <...> году Борисова Н.С. также предоставила в Управление социальной защиты справку выданную директором школы №, о том, что она с <...> года работает в школе организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, на основании данной справки Борисова продолжали выплату компенсации на оплату жилья, поскольку данная должность была предусмотрена Перечнем.В августе <...> года Борисова Н.С. уволилась из школы №, что подтверждается сведениями трудовой книжки, получала пенсию, назначенную ей на общих основаниях, выплата денежной компенсации была продолжена по имеющимся в личном деле Борисовой Н.С.,. документам. Проверка законности и обоснованности предоставления Борисовой Н.С. мер социальной поддержки не проводилась, и только в ноябре <...> года в соответствии с приказом № от <дата> года начальника Управления социальной защиты населения Анжеро-Судженского городского округа, специалистами управления была проведена проверка личных дел получателей мер социальной поддержки на предмет обоснованности их предоставления. По результатам проверки на основании решения № от <дата> выплата Борисовой Н.С. компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг прекращена в связи с тем что истица не имела право на ее получение по условиям установленным постановлением Коллегии администрации <адрес>. Считает решение Управления о прекращении выплаты Борисовой Н.С. компенсации, законным и обоснованным, поскольку права на ее получение еще в период работы Борисова Н.С. не имела, выплаты ей производились на основании справок содержащих недостоверные сведения о выполняемой истицей работе.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании исковые требования Борисовой Н.С. поддержала. Суду пояснила, что работала в средней школе № директором, там же, в течение 30 лет, старшей пионервожатой работала истец. На пенсию Борисова Н.С. ушла в должности пионервожатой. Ей позвонили из социальной службы, сказали, что в перечне на получение льгот должность старшей вожатой не предусмотрена, и что в школе могут указать эту должность как организатор внеклассной работы, поскольку данная должность предусмотрена Законом и дает право на получение компенсации. Она написала соответствующую справку, отдала ее Борисовой Н.С. для дальнейшей передачи в Управление социальной защиты. На основании данных документов Борисова Н.С. получала компенсацию в период ее работы и после выхода на пенсию.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Кемеровской области в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил дело рассмотреть в их отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Департамента социальной защиты населения Кемеровской области.
В своем письменном возражении на исковое заявление представитель Департамента социальной защиты населения Кемеровской области Григорьев В.А., действующий на основании доверенности <дата>., на исковые требования возражал. Суду пояснил, что меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных организаций установлены Законом Кемеровской области от 17.01.2005г. №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг. Исходя из положений п.5 ст.10 Закона сельским специалистам, вышедшим на пенсию, меры социальной поддержки предоставляются при наличии двух условий: проживание в сельской местности и наличие стажа работы в сельской местности по соответствующей специальности не менее 10 лет. Согласно трудовой книжке истец практически в течение всей трудовой деятельности замещала должность старшей пионервожатой в образовательных учреждениях в <адрес>. С момента вступления в законную силу (с 01.01.2005г.) до настоящего времени в Перечне отсутствует должность «старшая пионервожатая», «пионервожатая».Департаментом социальной защиты населения <адрес> был направлен запрос в Департамент образования и науки Кемеровской области по вопросу возможности включения в Перечень должностей «старшая пионервожатая», «пионервожатая».Департамент образования и науки Кемеровской области письмом от 22.08.2012 № 4677/02 предложил меру социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленную Законом Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», предоставлять гражданам, у которых работа в должностях «старший пионервожатый», «пионервожатый» в установленном порядке включена в педагогический стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Мнение департамента образования и науки <адрес> основано на следующем.Правительством Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Список), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 17Э-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Должность старшего пионервожатого в Списке отсутствует.Действующее до 1 октября 1993 года законодательство предусматривало зачет в специальный стаж работы учителей и других работников просвещения, дающей право на пенсию за выслугу лет, работу в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве старших пионервожатых, поэтому ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии.В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 № 1397, действовавшего на момент такой работы, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа (или 16 лет 8 месяцев из необходимых 25 лет), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения (пункт 4 данного Положения). Борисоывой Н.С. назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях; пенсия за выслугу лет ей не назначена ввиду отсутствия права на ее назначение. Из вышеизложенного следует, что для предоставления Борисовой Н.С. мер социальной поддержки с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5 статьи 10 Закона, не имеется законных оснований, поскольку не подтверждается одно из условий, определенных названным пунктом статьи 10 Закона, при наличии которого мера социальной поддержки могла бы быть ей предоставлена - наличие стажа работы в сельской местности по соответствующей специальности не менее 10 лет.На основании изложенного управлением социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа правомерно отказано Борисовой Н.С. в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Законом Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», в связи с чем считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.Выслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Свидетель ОСВ, ведущий специалист Управления социальной защиты населения Администрации Анжеро-Судженского городского округа, суду пояснила, что работает в Управлении согласно приказу с <дата>., в связи с чем в <...> году не могла принимать от истицы никаких документов, В <...> году внесли изменения в федеральное законодательство, льготы заменили на выплату компенсации, в том числе педагогам по оплате жилья и коммунальных за счет средств бюджета области, в конце <...> года был издан приказ по управлению, в соответствии с которым была проведена проверка всех личных дел получателей средств социальной поддержки, было установлено что истец Борисова права на получение компенсации еще в период ее работы не имела, поскольку работала в должности не предусмотренной перечнем, а после выхода на пенсию данное право не приобрела поскольку стажа работы по соответствующей должности не менее 10 лет также не имела.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истца на получение мер социальной поддержки, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогу, проживающему и работавшему в сельской местности, вышедшему на пенсию в период времени с <дата>.(даты назначения компенсации) по <дата> года(даты прекращения выплаты компенсации).
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013 г.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал ЗаконРФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11.01.2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
11.01.2011 г. вступили в силу изменения в статью 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I "Об образовании" (Федеральный закон от 29.12.2010 № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"), согласно которому ранее существовавшие права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, изменены на право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом указанной нормой также установлено, что определение порядка и условий предоставления указанных льгот в отношении работников образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций относится к исключительной компетенции субъекта РФ, за счет средств которого они и обеспечиваются.
В соответствии с п. 4 абз. 1 ст. 2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-ОЗ (ред. от 16.12.2013) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» органам местного самоуправления Кемеровской области переданы государственные полномочия в виде предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг".
В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст. 4 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 N 99-ОЗ (ред. от 16.12.2013)финансирование осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставления субвенций из бюджета Кемеровской области.
При этом в силу п. 1 ч.2 вышеуказанной статьи Закона Кемеровской области, органы местного самоуправления обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с Законом и другими нормативными правовыми актами Кемеровской области по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии с преамбулой закона Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ (ред. от 16.12.2013) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг", закон определяет меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, место жительства которых находится на территории Кемеровской области, по оплате жилья и (или) коммунальных услуг.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 1 Закона Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ (ред. от 16.12.2013) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг", право на меры социальной поддержки по оплате жилья и (или) коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом имеют педагогические работники образовательных организаций.
Согласно ч. 1 ст.9 Закона Кемеровской области от 7.01.2005 N 2-ОЗ (ред. от 16.12.2013) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг", педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Педагогические работники образовательных организаций, работающие в рабочих поселках (поселках городского типа), сельских населенных пунктах и проживающие в городских населенных пунктах, в связи с тем, что им не было предоставлено жилье по месту работы в соответствии с действующим законодательством, также имеют право на указанные меры социальной поддержки. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется в виде компенсационной выплаты в размере 100 процентов данных расходов.
Меры социальной поддержки, предусмотренные статьей <...> Закона, педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в силу положений ч. 5 ст. 10 Закона Кемеровской области от 17.01.2005 N 2-ОЗ (ред. от 16.12.2013) предоставляются и после выхода на пенсию при проживании в рабочих поселках (поселках городского типа), сельских населенных пунктах и наличии стажа работы в указанных поселках и пунктах по соответствующей специальности не менее 10 лет (редакция статьи закона введена в действие Законом Кемеровской области от 30.09.2008 N 82-ОЗ и распространяется на правоотношения возникшие с 01.09.2008 года).
В соответствии с положениями п. 5 ст. 10 Закона Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ введенного в действие с 01.01.2005 года Законом кемеровской области от 10.06.2005 № 75-ОЗ и действовавшими на момент выхода истицы на пенсию, меры социальной поддержки педагогическим работниками, сохранялись в случае увольнения с работы в связи с выходом на пенсию при наличии стажа работы по соответствующей специальности не менее 10 лет и проживании в рабочих поселках (поселках городского типа), сельских населенных пунктах.
Согласно редакции ст. 11 Закона Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ, введенной в действие с 01.01.2005 года Законом Кемеровской области от 10.06.2005 № 75-ОЗ, форма и порядок предоставления мер социальной поддержки, а также перечень должностей и организаций, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.09.2005 № 84, распространившим свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года утвержден Примерный перечень должностей и организаций, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг" (далее по тексту - Примерный перечень). Примерным перечнем должностей и организаций, работа в которых дает право на получение мер социальной поддержки, должность «старшего вожатого» не предусмотрена, включена должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».
Судом установлено, что согласно сведениям трудовой книжки истец Борисова Н.С. <дата> была принята на работу в школу № старшей пионервожатой, <дата> переведена старшей пионервожатой в среднюю школу № (Приказ № от <дата>.), 01.12.1992г. переведена организатором досуговой деятельности (Приказ № от <дата>.), <дата> уволена по сокращению штата работников (Приказ № от <дата>.) (л.д. 20-22).
Согласно записи № от <дата> во вкладыше в трудовой книжке истца Борисовой Н.С. запись № от <дата> в трудовой книжке является недействительной (л.д. 56).
Согласно справке № от <дата> МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя образовательная школа №» запись в трудовой книжке Борисовой Н.С. № от <дата>. о переводе организатором досуговой деятельности является неподтвержденной в книге приказов (л.д. 19).
Согласно диплому №, выданному <дата>., истец в <...> году окончила <...> педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», присвоена квалификация «Пионервожатый-учитель начальных классов» (л.д. 23).
Согласно сведениям паспорта №, выданного <дата> УВД <адрес>, Борисова Н.С., с <дата> зарегистрирована по месту жительства: <адрес>.(л.д.9)
Согласно свидетельству о заключении брака от <дата> года, ББГ и ИНС заключили брак, после заключения брака мужу присвоена фамилия «Борисова », жене «Борисова ».(л.д. 114)
Согласно справки от <дата> года, выданной директором МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», Борисова Н.С. работает в должности старшей вожатой с <...> года по настоящее время (л.д. 112).
Согласно справки выданной директором МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» от <дата> Борисова н.С. действительно работает с <дата> по настоящее время организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы.(л.д.117)
Согласно справки от <дата> года, выданной директором МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», Борисова Н.С. действительно работает организатором внеклассной воспитательной работы с <дата> года по настоящее время( л.д.118).
Согласно справки от <дата> выданной директором МБОУ «СОШ № № Борисова Н.С. с <дата> по <дата> выполняла должностные обязанности организатора досуговой деятельности (л.д. 144-145).
Согласно справки УПФР, Борисова Н.С. получает пенсию по старости на общих основаниях с <дата> года, имеет общий стаж 33 года 11 месяцев 19 дней (л.д. 120).
Решением Управления соцзащиты населения Кемеровской области от <дата> Борисовой Н.С. в соответствии с Законом Кемеровской области № 2-ОЗ предоставлены меры социальной поддержки как педагогическому работнику с <дата>. пожизненно (л.д. 25).
Согласно распоряжению Управления социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа № от <дата> Борисовой Н.С. прекращена выплата компенсации расходов за ЖКУ с <дата> (л.д.140).
Из сообщения Управления социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа, № от <дата>., № от <дата>., следует, что истцу с <дата>. предоставление ежемесячной денежной выплаты по оплате жилья и (или) коммунальных услуг, как сельскому специалисту (педагогическому работнику) прекращено, поскольку в примерном перечне должностей и организаций работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Кемеровской области от 17.01.2005г. №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», утвержденным Постановлением от 08.09.2005г. №84, должность «старший пионервожатый», «пионервожатый» не значится (л.д. 15).
Из сообщения Департамента образования и науки Кемеровской области от 12.09.2012г., Департамента социальной защиты населения Кемеровской области № от <дата>. следует, что меры социальной поддержки, установленных Законом Кемеровской области от 17.01.2005г. №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» предоставляются только педагогическим работникам.Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.09.2005г. №84 «Об утверждении примерного перечня должностей и организаций, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Кемеровской области от 17.01.2005г. №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» предусматривает только те должности, работа в которых засчитывается в педагогический стаж. Трудовая деятельность в должностях «старший пионервожатый», «пионервожатый» включается только в общий трудовой стаж, в связи с чем, истцу назначена пенсия по старости на общих основаниях, пенсия за выслугу лет ей не назначалась в связи с отсутствием права на ее назначение. В связи с вышеизложенным, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу как сельскому педагогу не полагаются (л.д. 16,18).
В соответствии с постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от 30. 12.2008 года № 1569, Управление социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа назначено главным распорядителем бюджетных средств, поступающих из областного бюджета в виде субвенций на осуществление государственных полномочий - предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законом Кемеровской области от 7.01.2005 N 2-ОЗ (ред. от 16.12.2013) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг" (л.д.161),
В соответствии с решением Анжеро-Судженского городского Совет народных депутатов № 582 от 26 ноября 2010 года, управление социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа является структурным подразделением администрации, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица, обеспечивающим реализацию государственной политики в области социальной защиты населения (.л.д.148).
Разрешая требования истца Борисовой Н.С. о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, обязании Управления социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа назначить ей выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с <дата> года,оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований к их удовлетворению.
Анализируя собранные по делу доказательства, применяя вышеуказанные нормы Закона, суд исходит из следующего.
В соответствии с редакцией пункта 4 ст. 10 закона Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ действовавшей в период назначения Борисовой Н.С. компенсации, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, предоставлялись при условии выполнения ими работы по соответствующей специальности по основному месту работы в организациях независимо от форм собственности, находящихся в рабочих поселках (поселках городского типа), сельскихнаселенных пунктах, и проживании в указанных поселках и населенных пунктах, либо в городских населенных пунктах, если им не было предоставлено жилье по месту работы в соответствии с действующим законодательством.При этом, в силу абз. 2 ст. 11 вышеуказанного закона введенного в действие с <дата> года. Законом Кемеровской области от 10.06.2005 № 75-ОЗ, перечень должностей и организаций, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, устанавливалась Коллегией Администрации Кемеровской области.
19.10.2005 года вступило в силу постановление Коллегии Администрации Кемеровской области (действие постановления распространяется на правоотношения возникшие с <дата> года) от 08.09.2005 № 84 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки и возмещения расходов, связанных с реализацией Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг", а также Примерного перечня должностей и организаций, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг" (далее по тексту- Примерный перечень)(опубликовано в газете "Кузбасс", № 194, 19.10.2005).
Из содержания Примерного перечня следует, что законодатель субъекта не включил в число должностей в образовательных учреждениях, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» должность «старшего вожатого». Тогда как должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» данным примерным перечнем предусмотрена.
Более того, в соответствии с действующей в спорный период редакцией пункта 5 статьи 10 закона Кемеровской области от 17.01.2005 N 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» (введен в действие с 01.01.2005 года Законом Кемеровской области от 10.06.2005 N 75-ОЗ), меры социальной поддержки, педагогическим работника, предусмотренные статье 9 настоящего Закона, сохранялись в случае увольнения с работы в связи с выходом на пенсию при наличии стажа работы по соответствующей специальности не менее 10 лет и проживании в рабочих поселках (поселках городского типа), сельских населенных пунктах.
Из анализа данных положений закона следует, что право на денежную компенсацию при выходе на пенсию сохранялось за специалистами, проживающими в сельских населенных пунктах, имеющими стаж работы по соответствующей специальности не менее 10 лет, при условии, что намомент выхода на пенсию они пользовались этим правом.
Совокупностью доказательств по делу подтверждается, что истцу, Борисовой Н.С., работавшей в спорный период в должности старшей вожатой в школе, на основании справки от <дата> выданной руководителем образовательного учреждения, содержащей сведения о периоде работы истца, а именно с <дата> по дату выдачи справки, в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, не соответствующие записям в трудовой книжке, и дающие право на получение мер социальной поддержки, Управлением соцзащиты населения г. Анжеро-Судженска, согласно решению от <дата> года, начиная с <дата> была назначена выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
В последующем, продолжая работать согласно трудовой книжке в должности старшей вожатой в МОУ № и получая пенсию, назначенную с <дата> на общих основаниях, истцом Борисовой Н.С. в Управление социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа предоставлена справка от <дата> года, содержащая также несоответствующие записям в трудовой книжке сведения, а именно о том, что истец с <дата> по дату выдачи справки работает организатором внеклассной воспитательной работы.
Выплата истцу компенсации расходов Управлением социальной защиты населения администрации г. Анжеро-Судженска, как следует из материалов дела, была продолжена и после увольнения истца <дата> с должности старшей вожатой из МОУ «Общеобразовательная школа №» в связи с выходом на пенсию. Проверка достоверности сведений представленных истцом о стаже работы и занимаемой должности специалистами управления социальной защиты населения администрации г. Анжеро-Судженска, как следует из пояснений представителя ответчика, до <дата> года не осуществлялась.
Действительно, судом установлено, что Борисова Н.С. использовала предоставленные ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Вместе с тем, по мнению суда, поскольку истец не была отнесена в силу требований Закона к категории лиц, имеющих право на их получение, поскольку работала в образовательном учреждении в должности старшего вожатого, у нее не возникло данное право в период работы и как следствие не могло быть сохранено и при увольнении в связи с выходом на пенсию.
Истец (с учетом занимаемой ею должности) имела бы право на получение компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения в период ее работы лишь при условии, если бы относилась к категории лиц, указанных в Примерном перечне и имела бы в силу требований ст. 10 Закона Кемеровской области Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» при выходе на пенсию стаж работы по соответствующей специальности не менее 10 лет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что нормы действующего законодательства Кемеровской области не порождают обязанности ответчика по предоставлению истцу мер социальной поддержки.
Действия ответчика, принявшего решение о прекращении выплаты компенсации в период нахождения Борисовой Н,С, на пенсии основаны на законе, вследствие чего у суда также нет правовых оснований о возложении на ответчика обязанности принять решение о выплате соответствующей компенсации, в том числе с даты принятия решения о ее прекращении.
Установление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относится к компетенции законодателя, что не может быть преодолено посредством судебного решения.
Доводы истца о том, что все педагоги сельской местности получают сельскую льготу, независимо от вида пенсии, о том, что старший вожатый это и есть педагог, а потому она имеет право на получение мер социальной поддержки, не позволяют согласиться с заявленными ею требованиями ввиду отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, не оспаривается ответчиком, что должность старшего вожатого отнесена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", к должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вместе с тем, в силу требований нормативных правовых актов Кемеровской области осуществление работы в образовательном учреждении сельской местности в должности старшего вожатого не порождает правовых последствий в виде возникновения у истца права на получение мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета.
Как следует из материалов дела, и подтверждается совокупностью представленных доказательств, истец знала о том, что работа в должности старшего вожатого в соответствии с действующими в Кемеровской области правовыми нормами не дает ей право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Вместе с тем, осознанно желая приобрести данное право, предоставляла в управление социальной защиты населения г. Анжеро-Судженска сведения о своей работе не соответствующие действительности. А именно, о работе истца в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, которая в соответствии с Примерным перечнем давало ей право на предоставление мер социальной поддержки, установленных законом Кемеровской области « «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг). Указанные меры социальной поддержки на основании сведений не соответствующих действительности, истец получала в период с 2006 по 2012 годы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истица не на день назначения ей мер социальной поддержки, ввиду осуществления ею педагогической деятельности в должности не предусмотренной Перечнем, ни на день увольнения с работы в связи с выходом на пенсию, по причине отсутствия специального стажа по соответствующей специальности, права на получение компенсации не имела.
С учетом установленных фактических обстоятельств, требований закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истицей, как за пенсионером, педагогом, отработавшим и проживающим в сельской местности более 10 лет, права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, возложения на Управление социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа обязанности назначить ей выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с <дата> года.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Борисовой Н.С. к Управлению социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, обязании назначить выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с <дата> отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 03 марта 2014 года.
Председательствующий: