№ 2-464/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п.г.т. Анна «17» июля 2014 г.
Воронежской области
Аннинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Сафонова В.В.,
с участием заявителя – Гусева С.А.,
при секретаре Степаненко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Гусева Сергея Алексеевича о признании незаконным бездействия и понуждению к представлению земельного участка,
у с т а н о в и л:
Гусев С.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия и понуждению к представлению земельного участка, указывая, что он является собственником объекта недвижимого имущества - <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> Указанный жилой дом принадлежит ему на правесобственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление лесного хозяйства <адрес> с заявлением о предоставлении ему, как собственнику объекта недвижимости, лесного участка, занимаемого принадлежащим ему жилым домом и необходимым для его обслуживания площадью <данные изъяты>. К указанному заявлению им был приложен план испрашиваемого лесного участка в составе земель лесного фонда. ДД.ММ.ГГГГ Управление лесного хозяйства Воронежской области направило в его адрес ответ №, которым разъяснило ему, что в случае, если на лесном участке расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Указанный ответ Управления лесного хозяйства Воронежской области фактически содержит отказ в предоставлении ему лесного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимого имущества. Орган государственной власти допускает бездействие в разрешении вопроса о предоставлении ему лесного участка, чем нарушает его права и создает препятствия к осуществлению им, как гражданином, своих прав. В соответствии с положениями пункта 1 ст. 71 Гражданского кодекса РФ собственником здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Таким образом, законодательством ему, как собственнику жилого дома, предоставлено право требовать от собственника земли предоставления ему земельного участка для его использования. Согласно пункта 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, собственником земель, на котором расположен принадлежащий ему жилой дом, является Российская Федерация. Вопрос предоставления в установленном порядке в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование относится к компетенции Управления лесного хозяйства Воронежской области (в соответствие с пунктом 3.2.6. Постановления Правительства Воронежской обл. от 12.05.2009 г. №379 (ред. от 27.01.2014) "Об утверждении Положения об управлении лесного хозяйства Воронежской области"). Положениями пунктом 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствие с пунктом 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Положениями подпункта 6 пункта 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.
Согласно положениям пункта 1 ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 г. №201- ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Положениями п. 2 ст. 4.2. указанного Федерального закона установлено, что план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Обращаясь в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением о предоставлении ему участка он приложил план испрашиваемого лесного участка в составе земель лесного фонда, что в соответствии с действующим законодательством позволяет предоставить ему земельный участок без его постановки на кадастровый учет. Таким образом, в нарушение вышеуказанных положений Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса РФ, орган государственной власти - Управление лесного хозяйства Воронежской области - уклоняется от предоставления ему лесного участка, тем самым допускает незаконное бездействие, чем нарушает его на предоставление ему лесного участка и создает препятствия к осуществлению им прав на использование такого участка. В связи с изложенным просил признать незаконным бездействие Управления лесного хозяйства <адрес> допущенное при разрешении вопроса о предоставлении ему лесного участка площадью <данные изъяты>, а так же просил обязать Управление лесного хозяйства <адрес> предоставить ему на праве безвозмездного срочного пользования лесной участок из земель лесного фонда площадью <данные изъяты> имеющего следующее расположение, <данные изъяты>
Заявитель Гусев С.А. в судебном заседании подержал заявленные требования, сослался на доводы изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управление лесного хозяйства Воронежской области уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, согласно поступившего в суд заявления просил рассмотреть дело без его участия, на основании представленного отзыва указал, что в соответствии с ч.3 ст. 38 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. Частью 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ установлен закрытый перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Во всех других случаях, в том числе, в случае, если на лесном участке расположены здание, сооружения, принадлежащие гражданам или юридическим лицам на праве собственности, договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Суд, выслушав заявителя Гусева С.А., исследовав и оценив собранные по делу доказательства полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно п. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании пункта 1 ст. 4.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201- ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Положениями п. 2 ст. 4.2. указанного Федерального закона установлено, что план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие в собственности безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Из материалов дела видно, что заявитель Гусев С.А. на основании договора купли-проложи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ № является собственником <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д.9).
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель Гусев С.А. обратился в Управление лесного хозяйства <адрес> с заявлением о предоставлении ему, как собственнику объекта недвижимости, лесного участка, занимаемого принадлежащим ему жилым домом и необходимым для его обслуживания площадью 0,25 га. К указанному заявлению им был приложен план испрашиваемого лесного участка в составе земель лесного фонда (л.д.6-7).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением лесного хозяйства <адрес> в адрес заявителя был направлен ответ за №64-11/1096, которым разъяснило ему, что в случае, если на лесном участке расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (л.д.8).
В силу Положения об Управлении лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 12.05.2009 г. N 379, Управление является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области, управление и оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства Воронежской области и предоставляет государственную услугу: заключение договоров аренды лесных участков (расположенных в пределах земель лесного фонда), в том числе организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Управление лесного хозяйства Воронежской области отказывая заявителю Гусеву С.А. в предоставлении ему лесного участка, на котором расположен принадлежащий объект недвижимого имущества сослалось на ст. 74 Лесного кодекса РФ исходило из того, что лесное законодательство Российской Федерации за исключением случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ, предусматривает возможность заключения договоров аренды земельных участков лесного фонда только по результатам проведения аукционов по реализации права на заключение таких договоров.
Вместе с тем суд находит несостоятельными указанные доводы Управления лесного хозяйства Воронежской области по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 той же статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу статьи 9 Лесного кодекса РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, определенном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
Как установлено пунктами 1 и 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений - осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В данном случае заявитель обратился не за предоставлением лесного участка для целей лесопользования, а за оформлением права землепользования под объектом недвижимости, расположенным на лесном участке и являющимся собственностью заявителя.
Учитывая, что лесным законодательством такие вопросы не урегулированы, при разрешении данного спора необходимо исходить из приоритета правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. <данные изъяты> ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие Управление лесного хозяйства Воронежской области, допущенное при решении вопроса о предоставлении Гусеву Сергею Алексеевичу лесного участка площадью 0,25 га., имеющего следующее расположение: <адрес>
Обязать Управление лесного хозяйства Воронежской области предоставить Гусеву Сергею Алексеевичу на праве безвозмездного срочного пользования лесной участок из земель лесного фонда площадью 0,25 га., имеющего следующее расположение: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Сафонов
Решение изготовлено в окончательной форме 21.07.2014 г.