НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Анивского районного суда (Сахалинская область) от 23.09.2019 № 2-593/19

Дело № 2-593/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2019 года г. Анива

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.

при секретаре Мишиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяткиной Татьяны Анатольевны к индивидуальному предпринимателю Федотовой Ирине Александровне о взыскании денежных сумм, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

07 августа 2019 года Вяткина Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением, из которого следует, что она работала у Федотовой И.А. в должности продавца в магазине «Как дома» с 16 января 2017 года. Родила ребенка. Истец потеряла выплаты чеков, сухой паек от соц.защиты, который выдается раз в 3 месяца и составляет 2 500 рублей, так как ей не была выдана трудовая книжка и справка 2-НДФЛ. Не получала сухой паек с июля по май в размере 7 500 рублей. Ответчик отказалась выдавать трудовую книжку и справку 2-НДФЛ.

Изложив в исковом заявлении указанные обстоятельства, Вяткина Т.А. просит взыскать с Федотовой И.А. по чекам: зимние вещи (1 и 2 ребенок) – 20 000 рублей (чек от 16 октября 2017 года – 10 000 рублей, чек от 10 декабря 2017 года – 10 000 рублей), коляска-трансформер (чек от 20 января 2018 года – 20 000 рублей), комод (чек от 05 февраля 2018 года - 10 000 рублей), плита (чек от 29 августа 2017 года – 10 000 рублей), сухой паек в размере 7 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В судебном заседании Вяткина Т.А. настаивала на исковых требованиях по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик Федотова И.А. в судебном заседании исковые требования не признала.

Из письменных возражений на исковое заявление следует, что Вяткина Т.А. была уволена 18 мая 2018 года за прогулы без уважительной причины. Приказ подписан ею собственноручно, расчет получен, трудовая книжка отдана ей под роспись. Пособие и продовольственную корзину ответчик не получает, поскольку в отдел социальной поддержки не обращалась.

В судебном заседании установлено, что Вяткина Т.А. работала у индивидуального предпринимателя Федотовой И.А. с 01 февраля 2017 года по 18 мая 2018 года в должности продавца магазина «Как дома»; с приказом об увольнении № 3 от 18 мая 2018 года Вяткина Т.А. ознакомлена 22 мая 2018 года, трудовую книжку получила 22 мая 2018 года.

Согласно статье 15 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области», малоимущим семьям предоставляются меры социальной поддержки в виде адресной продовольственной помощи в виде предоставления набора продуктов питания.

Адресная продовольственная помощь в виде предоставления набора продуктов питания оказывается одному из родителей при обращении в государственное казенное учреждение за ее назначением. Указанная адресная продовольственная помощь в виде предоставления набора продуктов питания назначается сроком на один год решением, принятым государственным казенным учреждением, и оказывается один раз в квартал (часть 6).

Из пункта 1 статьи 2 Закона Сахалинской области «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» следует, что малоимущей семьей является семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, определенной в соответствии с Законом Сахалинской области от 29 июня 2011 года № 56-ЗО «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области» на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), в приемную семью, проживающего в семье ребенка до достижения им возраста восемнадцати лет.

Статьей 2 Закона Сахалинской области от 27 декабря 2013 года № 133-ЗО «О государственной социальной помощи в Сахалинской области» предусмотрено, что малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину государственная социальная помощь без социального контракта назначается в виде единовременной денежной выплаты при соблюдении следующих условий:

1) обращение гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо обращение опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина в установленном порядке с заявлением об оказании государственной социальной помощи без социального контракта;

2) проживание малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина на территории Сахалинской области;

3) наличие гражданства Российской Федерации у членов малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Согласно пункту 4 части 2 указанной статьи, малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину государственная социальная помощь без социального контракта назначается в виде единовременной денежной выплаты при приобретении топлива (для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления), теплой одежды и обуви, предметов домашней обстановки и обихода в размере фактически понесенных расходов, но не более 10 000 рублей.

Государственная социальная помощь без социального контракта назначается по месту жительства малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 3 Закона Сахалинской области «О государственной социальной помощи в Сахалинской области»).

В соответствии со статьей 4 Закона Сахалинской области «О государственной социальной помощи в Сахалинской области» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года, исходя из содержания программы социальной адаптации. Срок действия социального контракта на оказание государственной социальной помощи может быть продлен в порядке, установленном уполномоченным органом.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается по месту жительства малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина (статья 5 Закона Сахалинской области «О государственной социальной помощи в Сахалинской области»).

Статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Согласно пункту 8 Порядка назначения, выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного приказом Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 марта 2014 года № 26-н, государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на период действия социального контракта.

Размер государственной социальной помощи на основании социального контракта устанавливается в сумме не ниже 5 тысяч рублей и не выше 20 тысяч рублей на малоимущую семью или малоимущего одиноко проживающего гражданина в месяц либо единовременно, но не более суммы, рассчитанной на период действия программы социальной адаптации.

Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области», и мер социальной помощи, предусмотренных Законом Сахалинской области от 27 декабря 2013 года № 133-ЗО «О государственной социальной помощи в Сахалинской области», носит заявительный характер и возможно лишь при обращении лица, имеющего право на указанные меры.

Как установлено в судебном заседании, Вяткина Т.А. имеет на иждивении двух малолетних детей ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; социальный контракт между ФИО2 и органом социальной защиты населения не заключался.

В обоснование исковых требований ФИО2 предоставлены чеки:

- от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение коляски-трансформера стоимостью 24 800 рублей;

- от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение костюма зимнего, сапог, шапки зимней на сумму 10 000 рублей;

- от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение зимних детских вещей на сумму 10 000 рублей;

- от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение плиты «Дарина» стоимостью 25 890 рублей;

- от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение комода стоимостью 10 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО2 пояснила, что плита «Дарина» приобретение не ею, а подарена родственниками, денежные средства на приобретение указанной бытовой техники ею не затрачены.

Согласно информации от 20 августа 2019 года, предоставленной Отделением государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по Анивскому району, Вяткина Т.А. на учете в отделении не состоит, для признания семьи малоимущей в отделение не обращалась.

Судом установлено и не оспорено в судебном заседании истцом, что Вяткина Т.А. в органы социальной поддержки с заявлением о предоставлении адресной продовольственной помощи в виде предоставления набора продуктов питания не обращалась.

29 ноября 2017 года истец обратилась в отделение государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по Углегорскому району с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты малоимущим семьям.

Из информации от 09 сентября 2019 года, предоставленной Отделением государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по Углегорскому району, следует, что 29 ноября 2017 года Вяткина Т.А. обращалась в отделение за назначением единовременной выплаты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам. 07 декабря 2017 года отделением принято решение об отказе в назначении мер социальной помощи в соответствии с Законом Сахалинской области «О государственной социальной помощи в Сахалинской области» и подпункта 1 пункта 10 Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи без социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, утвержденного приказом Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 марта 2014 года -н, в связи с предоставлением неполного пакета документов. В представленных заявителем документах отсутствовало свидетельство о рождении ребенка Вяткина М.М., а также сведения о доходах за период с 01 августа 2017 года по 31 октября 2017 года. В объяснительной Вяткина Т.А. указала, что предоставить сведения о доходах не может по причине судебных тяжб с работодателем. Так как при принятии решения в причинах отказа указывается одно из оснований, в решении причиной отказа указано отсутствие свидетельства о рождении ребенка Вяткина М.М.

Вместе с тем, судом установлено, что Вяткина Т.А. в суд с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Федотовой И.А. о нарушении трудовых прав обратилась 05 февраля 2018 года.

Пунктом 4 Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи без социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, утвержденного приказом Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 марта 2014 года -н, единовременная выплата предоставляется на основании заявления гражданина, поданного в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи

К заявлению прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие родственные отношения членов семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака либо свидетельство о расторжении брака, либо свидетельство о перемене фамилии, имени, отчества и иные документы, подтверждающие родственные отношения членов семьи); документы о доходах гражданина (справка о начисленной заработной плате).

Согласно пункту 10 указанного Порядка, в назначении единовременной выплаты отказывается в случае предоставления неполного пакета документов, установленного пунктом 4 Порядка.

В судебном заседании ответчик Федотова И.А. пояснила, что в августе-сентябре 2017 года Вяткина Т.А. обратилась к ней в устной форме с просьбой выдать справку формы 2-НДФЛ; справка о доходах была ею подготовлена и оставлена в магазине, где ее впоследствии забрала Вяткина Т.А.

Истец Вяткина Т.А. в судебном заседании пояснила, что с письменным заявлением о выдаче справки 2-НДФЛ к индивидуальному предпринимателю Федотовой И.А. не обращалась, отрицала, что получила от работодателя справку о доходах формы 2-НДФЛ.

Сопоставив даты предоставленных истцом чеков с датой обращения в Отделение государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по Углегорскому району, суд приходит к выводу, что при обращении в отделение Вяткиной Т.А. были предоставлены чеки от 16 октября 2017 года на приобретение зимних детских вещей на сумму 10 000 рублей, от 29 августа 2017 года на приобретение плиты «Дарина» стоимостью 25 890 рублей. В судебном заседании истец Вяткина Т.А. изложенное подтвердила.

Судом установлено, что после отказа 07 декабря 2017 года Отделением государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по Углегорскому району в предоставлении истцу мер социальной помощи в виде единовременной выплаты малоимущим семьям Вяткина Т.А. с заявлением к работодателю о выдаче справки о доходах, а также с повторным заявлением в органы социальной защиты о предоставлении единовременной выплаты малоимущим семьям с приложением соответствующих документов не обращалась.

При установленных судом обстоятельствах, а также принимая во внимание, что при обращении в Отделение государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по Углегорскому району Вяткиной Т.А., кроме обязательной справки о доходах формы 2-НДФЛ, не предоставлено также обязательное к предоставлению свидетельство о рождении ребенка, что явилось основанием для отказа в предоставлении мер социальной помощи в виде единовременной выплаты малоимущим семьям, то есть непредоставление справки о доходах не явилось единственным основанием в отказе в единовременной выплате, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании с ответчика убытков в размере 97 500 рублей.

Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Учитывая, что при рассмотрении настоящего спора нарушений трудовых прав Вяткиной Т.А. неправомерными действиями работодателя Федотовой И.А. не установлено, суд также полагает не подлежащими удовлетворению исковые требования о компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Вяткиной Татьяны Анатольевны к индивидуальному предпринимателю Федотовой Ирине Александровне о взыскании денежных сумм, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2019 года.

Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова