НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Анивского районного суда (Сахалинская область) от 19.09.2018 № 12-68/18

Дело № 12-68/2018

Р Е Ш Е Н И Е

19 сентября 2018 года г. Анива

Судья Анивского районного суда Сахалинской области Невидимова Н.Д., при секретаре Мишиной Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление № ОТ-04-087/2018 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО2 от 17 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста по охране труда и промышленной безопасности акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания» ФИО1,

у с т а н о в и л:

Постановлением № ОТ-04-087/2018 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО2 от 17 июля 2018 года специалист по охране труда и промышленной безопасности акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания» ФИО1 привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

ФИО1, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обжаловала его в суд, указав в жалобе, что из части 7 статьи 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» следует, что установки очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны быть предусмотрены нормативно-правовым актом, в котором бы содержались требования к таким установкам, в каких случаях и в каком порядке они должны применяться. критерии, которым такие установки должны соответствовать. Между тем, правила охраны атмосферного воздуха в настоящее время не утверждены.

По мнению подателя жалобы, событие административного правонарушения отсутствует, поскольку в действующем законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, соблюдение положений которого позволило бы надлежащим образом исполнять требования части 7 статьи 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Изложив в жалобе указанные обстоятельства, ФИО1 просит отменить постановление по делу об административном правонарушении № ОТ-44-087/2018 от 17 июля 2018 года, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, защитник Карелин А.С., настаивали на доводах жалобы по изложенным в ней основаниям, кроме того дополнили, что в проверенных административным органом котельных общества установлены газовые котлы бытового назначения, которые являются экологически чистыми и работают на обогрев бытовых помещений, а следовательно, в данном случае установок очистки газов не требуется.

Выслушав ФИО1, защитника Карелина А.С., изучив доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения в период с 16 марта 2018 года по 14 мая 2018 года надзорных мероприятий Управлением Росприроднадзора по <адрес> в отношении акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания», установлено, что юридическое лицо имеет промплощадки:

- «Узел подготовки газа Южно-Луговское месторождение» (<адрес>, в 3 км западнее <адрес>);

- «Узел подготовки газа Восточно-Луговское месторождение» (<адрес>, в 5 км юго-западнее <адрес>);

- «Газораспределительная станция» (<адрес>, в 1 км юго-восточнее <адрес>);

- «Административное здание и гараж» (<адрес>, в районе центральной котельной).

Из формы федерального статистического наблюдения -ТП (воздух) за 2017 год следует, что от стационарных источников АО «Сахалинская нефтяная компания» в атмосферный воздух выброшены вредные (загрязняющие) вещества в количестве 94,561 т.

Согласно Уставу акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания», утвержденному распоряжением министерства имущественных и земельных отношений <адрес> от 08 июля 2013 года -р, основными видами деятельности общества являются:

- изучение недр, поиск, разведка и добыча углеводородного сырья и других полезных ископаемых;

- строительство, эксплуатация скважин, трубопроводов и других объектов и сооружений, необходимых для разведки и освоения запасов углеводородного сырья и термальных вод;

- выполнение работ по газификации населенных пунктов и промышленных объектов <адрес> и других территорий России.

Из актов обследования территории на предмет соблюдения природоохранного законодательства от 29 марта 2018 года, от 29 марта 2018 года, от 02 апреля 2018 года, от 02 апреля 2018 года, проведенного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> с участием представителя акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания», следует, что на момент осмотра эксплуатируемые котельные (котельная административного здания, котельная площадки , котельная бытового помещения, котельная , пристроенная к ГРС, котельная , пристроенная к бытовому помещению, котельная площадки ), работают и осуществляют выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; газоочистное оборудование на эксплуатируемых котельных не установлено.

Поскольку в должностные обязанности специалиста по охране труда и промышленной безопасности акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания» входит соблюдение экологических стандартов и нормативов за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия, проверка соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды, ФИО1, занимающая указанную должность и не исполнившая данные обязанности, привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с чем нельзя согласиться.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом организации (ее структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (правовая позиция, сформулированная в пункта 4, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Анализ положений должностной инструкции специалиста по охране труда и промышленной безопасности акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания» ФИО1 свидетельствует о том, что последняя не наделена организационно-распорядительными полномочиями, подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по производству, в своем подчинении работников не имеет, не принимает решений, имеющих юридическое значение, а является лишь исполнителем, так как участвует в проверке соответствия технического оборудования требованиям охраны окружающей среды, следит за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия (пункт 2.1).

Таким образом, по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1 не является должностным лицом, подлежащим административной ответственности, в связи с чем не может быть признана субъектом вмененного ей административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, дело об административном правонарушении в отношении специалиста по охране труда и промышленной безопасности акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания» ФИО1 подлежит прекращению в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление № ОТ-04-087/2018 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО2 от 17 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста по охране труда и промышленной безопасности акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья

Анивского районного суда Н.Д. Невидимова