РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2023 года ...
Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Дяденко Н.А. при секретаре Огородник А.Е., с участием
истца Шилкина Н.А.,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Шилкина Николая Александровича (СНИЛС №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... (ИНН 3808096980) о признании незаконными действий при назначении пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии и выплатить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... (далее по тексту- ПФР), Шилкин Н.А. указал, что ** ему была назначена страховая пенсия по старости, в составе которой установлена фиксированная часть в размере 6 564,31 руб., которая подлежит ежегодной индексации.
Истец полагает, что поскольку фиксированная часть страховой пенсии установлена в одинаковом размере для всех пенсионеров Российской Федерации, она должна дифференцироваться в отношении лиц, проживающих в особых климатических зонах.
Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от **№, Шилкин Н.А., уточнив исковые требования в установленном порядке, просил признать незаконными действия (бездействия) ПФР в части неприменения к его фиксированной части страховой пенсии районного коэффициента за проживание в южных районах ..., произвести перерасчет страховой пенсии путем увеличения ее фиксированной части на районный коэффициент и выплатить недополученную страховую пенсию за период с ** по август 2023 года в размере 36 147,79 рубля. Кроме того, истец просил вернуть государственную пошлину.
В судебном заседании Шилкин Н.А. на исковых требованиях настаивал на основании доводов, изложенных в иске, дополнительно указав на прямое действие к рассматриваемым правоотношениям ... от **№-ОЗ и Постановления Совета Министров РСФСР от **№ «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР».
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против иска возражала, представила письменные пояснения, в которых указала, что применение районного коэффициента допускается законодательством только в отношении социальной пенсии, получателем которой Шилкин Н.А. не является.
Выслушав стороны, оценив доказательства и определив нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как следует из выплатного дела, Решением ПФР от ** Шилкину Н.А. с ** назначена страховая пенсия по старости, размер фиксированной выплаты к которой на основании статьи 16 Федерального закона от ** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту: Федеральный закон «О страховых пенсиях») установлен в размере 6 564,31 рубля.
Установленный истцу размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости соответствует установленному пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от ** № 350-ФЗ от ** «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Согласно пунктам 1,4 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от ** № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от ** № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от ** № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", других федеральных законов.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в регулировании правоотношений, связанных с реализацией прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии, нормы указанных федеральных законов являются специальными и имеют приоритет над общими, установленными иными федеральными законами, а подзаконные нормативные акты Правительства Российской Федерации применяются только в случаях, установленных Федерального закона «О страховых пенсиях».
В связи с чем, суд находит несостоятельными ссылки истца в обоснование иска на Постановление Совета Министров РСФСР от **№ «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» и ... от **№-ОЗ "О размерах районного коэффициента к заработной плате работников государственных органов ..., государственных учреждений ... и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников органов местного самоуправления муниципальных образований ..., муниципальных учреждений в ...".
Статья 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» содержит исчерпывающий перечень лиц, которым устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. В числе которых – лица, проработавшие определенный период времени в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Шилкин Н.А. к категории таких лиц не относится.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **№ "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", изданным в соответствии с пунктом 11 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам страховых пенсий в соответствии со статьями 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на **, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Исходя из вышеуказанных норм, Правительство Российской Федерации в постановлении, на которое ссылается истец в обоснование своих требований, установило порядок применения районных коэффициентов к заработной плате лицам, которым статьей 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии, а также лицам, которым назначена пенсия в соответствии с со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судом установлено, что ни к той, ни к другой категории лиц истец не относится.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для увеличения Шилкину Н.А. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, установленный нормативными актами к заработной плате лицам, работающим и проживающим в южных районах ....
Приведенные истцом в иске и судебных заседаниях доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Довод Шилкина Н.А. о том, что письмом от **№л ПФР фактически признал правомерность применения районного коэффициента к установленной ему фиксированной выплате к страховой пенсии правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку как установлено из выплатного дела, районный коэффициент в отношении фиксированной выплаты к страховой пенсии истца ответчиком не применялся ни в момент ее установления, ни при последующей индексации.
При установленных обстоятельствах суд не усматривает в действиях ответчика нарушений пенсионных прав Шилкина Н.А. и приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
В соответствии с подпунктом 5 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлина за подачу рассматриваемого иска в суд.
В связи с чем, государственная пошлина в сумме 1 285 руб., уплаченная истцом по чекам-ордерам от **, ** Шилкину Н.А. подлежит возврату как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шилкина Николая Александровича (СНИЛС № к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... (ИНН 3808096980) о признании незаконными действий при назначении пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии и выплатить пенсию отказать.
Возвратить Шилкину Николаю Александровичу из бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 285 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд ... в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.11.2023
Судья Дяденко Н.А.