РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2018 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Прасоловой Ж.А. при секретаре Волоховой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-192/2018 по иску Леготкиной Валентины Филипповны к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» о взыскании денежной компенсации стоимости проезда, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование требований истец указала, что является реабилитированным лицом, проживающим в г.Ангарске Иркутской области и имеет право на компенсацию расходов на проезд железнодорожным транспортом туда и обратно в пределах РФ один раз в год. В 2017 году она пользовалась железнодорожным транспортном 11.05.2017 по маршруту Москва-Ангарск и 08.06.2017 по маршруту Ангарск-Москва. Компенсацию за проезд 11.05.2017 была выплачена своевременно, а в выплате компенсации за проезд обратно 08.06.2017 ей было отказано. Первоначально было отказано на том основании, что уже была оплачена компенсация в 2017 году. Затем в соответствии с ответом на ее претензию она направила ответчику справку о стоимости проезда в поезде более низкой категории. Однако отказано было в выплате компенсации на том основании, что предоставление такого рода справок не предусмотрено и оплата проезда в фирменных поездах повышенной комфортности также не предусмотрена законодательством. С отказами она не согласна, полагает, что имеет право на выплату компенсации за проезд, предусмотренный законодательством для реабилитированных лиц. Просит реализовать право на предоставление один раз в год денежной компенсации стоимости проезда (туда и обратно в пределах РФ) железнодорожным транспортом в 2017 году в полном объеме и оплатить ее компенсацию стоимости билета в обратную сторону в фирменном поезде по маршруту «Ангарск-Москва» 10718,40 руб. с учетом разницы в стоимости проезда на пассажирских местах повышенной комфортности (3526,70 руб.) в размере 7191,70 руб.; взыскать с Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» 7 191,70 руб., взыскать компенсацию морального вреда 10 000 руб..
В судебное заседание истец не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Шестопалова Н.Р., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала доводы возражений. Письменные возражения приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв на иск, который приобщен к материалам дела.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично. Выводы суда основаны на следующем.
Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, в числе других льгот имели право на:
бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания;
бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;
бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) в связи с реформированием межбюджетных отношений и разграничением расходных обязательств между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями внесены изменения в ряд законодательных актов, включая вышеуказанный Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
Так в соответствии с измененной редакцией статьи 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Предоставление таких мер являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичного содержания норма предусмотрена и в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 которого решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу, а также жертв политических репрессий относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, статьей 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18.10.1991 предусмотрено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Предоставленные реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, меры социальной поддержки входят в признанный государством объем возмещения вреда, и Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Федеральный законодатель вправе установить, что обеспечение указанных лиц мерами социальной поддержки осуществляется субъектами Российской Федерации, и отнести расходные обязательства по обеспечению ими к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, однако признанный государством объем возмещения должен соблюдаться.
При этом должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, запрещающих принятие законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а также принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере.
Судом установлено, что истец Леготкина В.Ф. имеет право на льготы, установленные статьей 16 вышеназванного закона, что подтверждается свидетельством В № 0072568 от 16.05.2016 года, копия которого имеется в материалах дела и ей назначены меры социальной поддержки как реабилитированному лицу.
Закон Иркутской области «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области» № 120-оз от 17.12.2008 года в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» определяет меры социальной поддержки в Иркутской области для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Согласно п.8 ч.1 названного закона гарантировано предоставление один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации) либо 50 процентов стоимости проезда на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации).
По своей правовой природе данный вид социальной поддержки является льготой, которая носит компенсаторный характер.
В силу ст. 4 закона организация предоставления мер социальной поддержки осуществляется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным Правительством Иркутской области.
Предоставление мер социальной поддержки осуществляется на основании заявления, поданного гражданином или его представителем в расположенное по месту жительства или месту пребывания гражданина государственное учреждение области, подведомственное уполномоченному органу и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа. К заявлению прилагаются документы в соответствии с частями 1(1), 1(2) настоящей статьи.
В соответствии с ч.1(1) ст.4 для предоставления мер социальной поддержки необходимы следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина;
3) для реабилитированных лиц - свидетельство о праве на льготы установленного образца, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1992 года № 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», либо иные документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки, установленные для реабилитированных лиц;
4) для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, - свидетельство о праве на льготы установленного образца, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года № 419 «Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий», либо иные документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки, установленные для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
5) документ, подтверждающий факт нахождения в местах лишения свободы, - в случае нахождения гражданина в местах лишения свободы;
6) документ о месте пребывания или фактического проживания на территории области - в случае временного пребывания гражданина на территории области;7) справка о составе семьи с указанием размера занимаемой общей площади жилого помещения и наличии либо отсутствии центрального отопления - в случае обращения гражданина или его представителя за предоставлением меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона;
8) подлинники проездных документов (билетов), а также в случае отсутствия прямого маршрута следования или прохождения части маршрута следования не по территории Российской Федерации - справка с железнодорожного вокзала, аэровокзала, морского вокзала (порта), речного вокзала, автомобильного вокзала (станции) о стоимости проезда соответствующим транспортом, - в случае обращения гражданина или его представителя за предоставлением меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 8 статьи 1 настоящего Закона.
Согласно ч.1(2) ст. 4 закона гражданин или его представитель обязан представить документы, указанные в пунктах 1 - 4, 7, 8 части 1(1) настоящей статьи.
На основании заявления и документов в течение десяти календарных дней со дня обращения гражданина или его представителя за получением мер социальной поддержки учреждение принимает решение о предоставлении мер социальной поддержки либо об отказе в их предоставлении (ч.3).
В случае отказа в предоставлении мер социальной поддержки учреждение в срок не позднее чем через пять календарных дней со дня принятия соответствующего решения направляет гражданину или его представителю письменное уведомление о принятии решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки с изложением причин отказа (ч.4).
Основанием отказа в предоставлении мер социальной поддержки является отсутствие права гражданина на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом (ч. 4(1)). Отказ в предоставлении мер социальной поддержки может быть обжалован гражданином в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.5 Закона финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 31.12.2008 года № 425-мпр утверждено Положение о порядке организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах РФ) либо 50 процентов стоимости проезда на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте (туда и обратно в пределах РФ).
Положение в соответствии с Законом Иркутской области «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области» устанавливает порядок организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации) либо 50 процентов стоимости проезда на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации) (далее - компенсация расходов на проезд).
Организация предоставления компенсации расходов на проезд осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Для получения компенсации расходов на проезд реабилитированное лицо или его представитель обращается с заявлением в расположенное по месту жительства (месту пребывания) реабилитированного лица государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный приказом министерства (далее - учреждение), в порядке, установленном статьей 4 Закона Иркутской области.
Для предоставления компенсации расходов на проезд необходимы документы, указанные в пунктах 1 - 3, 5, 6, 8 части 1(1) статьи 4 Закона Иркутской области.
По результатам рассмотрения заявления учреждение принимает решение о предоставлении компенсации расходов на проезд или об отказе в ее предоставлении в порядке, установленном Законом Иркутской области.
Выплата реабилитированным лицам компенсации расходов на проезд производится учреждением.
Пунктом 8 предусмотрено, что расходы реабилитированных лиц на проезд на железнодорожном транспорте подлежат компенсации в пределах стоимости проездного документа (билета), на проезд на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте - в пределах 50 процентов стоимости проездного документа (билета), за исключением расходов на:
в) оплату разницы в стоимости проезда на пассажирских местах повышенной комфортности.
При проезде реабилитированных лиц на железнодорожном транспорте компенсации подлежат расходы на проезд в жестких вагонах с 4-местными купе скорого поезда или в вагонах поезда более низкой категории (п.10).
Денежные средства на компенсацию расходов на проезд перечисляются учреждением на счет организации, осуществляющей их доставку, в течение 15 рабочих дней после поступления финансирования (п.13).
Денежные средства на компенсацию расходов на проезд перечисляются реабилитированному лицу в срок, не превышающий 45 календарных дней со дня обращения реабилитированного лица (п.17).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, в 2017 году Леготкиной В.Ф. была выплачена компенсация стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Москва-Ангарск 11 мая 2017 года на основании заявления и представленного проездного документа.
В июле 2017 года Леготкина В.Ф. обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации стоимости проезда по маршруту Ангарск-Москва 08 июня 2017 года.
Истцу было отказано в выплате компенсации за проезд на том основании, что была представлена копия проездного документа железнодорожным транспортом по маршруту Ангарск-Москва фирменным поездом, который имеет повышенную комфортность. Оплата расходов на проезд в фирменных поездах повышенной комфортности Положением не предусмотрена. Кроме того, указано на необходимость предоставления оригинала проездного документа.
После предоставления необходимых документов, в том числе оригинала проездного документа, а также справки о стоимости проезда 11 мая 2017 года по маршруту Ангарск-Москва в жестком вагоне скорого поезда, ей вновь было отказано в выплате компенсации на том основании, что предоставление справки о стоимости проезда этим же маршрутом поездом более низкой комфортности и оплата проезда согласно данной справки Положением не предусмотрено.
Данные доводы положены и в основу возражений, представленных ответчиком и третьим лицом.
Суд не может согласиться с доводами ответчика и третьего лица, полагая, что они основаны на неверном толковании норм материального права.
Положением о порядке организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах РФ) либо 50 процентов стоимости проезда на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте (туда и обратно в пределах РФ) предусмотрен обязательный перечень документов, которые должен представить заявитель с целью получения компенсации за проезд. Положение не содержит запрета на представление иных документов, которые не входят в перечень.
Таким образом, суд полагает, что заявитель вправе представить справку, выданную ОАО «РЖД» о стоимости проезда в скором поезде, в плацкартном вагоне по маршруту Ангарск-Москва, поскольку названным Положением предусмотрена не оплата проезда по представленному проездному документу, а предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах РФ), а именно: в жестких вагонах с 4-местным купе скорого поезда или в вагонах более низкой категории.
Законодательство РФ и Иркутской области не содержит запрета на выбор лицом, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах РФ) любого средства передвижения, в том числе: в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам бизнес-класса, с двухместными купе категории «СВ» или в вагоне категории «С» с местами для сидения, соответствующими требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес-класса; в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам экономического класса; в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения.
Расходы по проезду в любом случае возмещаются по нормам, предусмотренным Положением.
Истцом был представлен документ, подтверждающий стоимость проезда по выбранному маршруту с учетом требований, предусмотренных п. 10 Положения.
Таких оснований для отказа в выплате компенсации, как проезд лица, имеющего право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации проезда на железнодорожном транспорте, в фирменном поезде, двухместном купе или т.п., законодательством РФ и Иркутской области не предусмотрено.
Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в качестве компенсации стоимости проезда 08 июня 2017 года железнодорожным транспортом по маршруту Ангарск-Москва в размере 7 191,70 руб..
Исковые требования в части реализации права на предоставление компенсации и оплаты стоимости билета не подлежат удовлетворению, поскольку истцом избран неверный способ защиты права.
Истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб..
Компенсация морального вреда при нарушении имущественных прав граждан допускается только в случаях, предусмотренных законом (ст. 151, п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации). Предмет и основания иска свидетельствуют о том, что моральный вред причинен истцу нарушением его имущественных прав.
Доказательств того, что ответчиком были нарушены какие-либо неимущественные права истца суду не представлено.
При таких обстоятельствах с учетом оснований иска в части компенсации морального вреда надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Леготкиной Валентины Филипповны к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» о взыскании денежной компенсации стоимости проезда железнодорожным транспортом в 2017 году 7 191,70 руб., компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» в пользу Леготкиной Валентины Филипповны денежную компенсацию стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Ангарск-Москва 08 июня 2017 года в размере 7191,70 руб..
В удовлетворении иска Леготкиной Валентины Филипповны о реализации права на предоставление денежной компенсации, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения будет составлен 06 марта 2018 года.
СУДЬЯ Ж.А.Прасолова