НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ангарского городского суда (Иркутская область) от 22.03.2018 № 2-1279/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2018 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Кучко А.В., с участием истца Волостной Т.П., представителя истца Гущенко С.Ю., представителей ответчика Щегловой Л.А., Яхимбаевой Т.В., Шевченко О.А., Белозерцева М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1279/2018 по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» о признании незаконным приказа, признании незаконным изменения существенных условий трудового договора, признании незаконными уведомления и дополнительного соглашения к трудовому договору,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась с иском к ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...», указав, что ** на основании распоряжения Министерства социального развития, опеки и попечительства ... ОГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ...» переименован в Областное государственное казенное учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ...». ** она переведена на должность музыкального руководителя по 11 разряду. ** переведена на должность социального педагога. ** переведена на должность музыкального руководителя. Распоряжением ... от **-рп Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» реорганизовано в форме присоединения к нему Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ...» с **. С ** полномочия учредителя переданы Министерству социального развития, опеки и попечительства .... С ней было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому она выполняла функции музыкального руководителя отделения социальной диагностики социальной реабилитации несовершеннолетних без изменения функций, указанных в трудовом договоре.

** руководителем ей вручено уведомление в котором написано, что в соответствии со ст.74 Трудового кодекса РФ, на основании приказа ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» от **-ахд «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка для работников» уведомляет ее об изменении определенных сторонами условий трудового договора от **, заключенного с ней, в части продолжительности ежегодного основного отпуска и продолжительности рабочего времени. По истечении двух месяцев с даты ознакомления с настоящим уведомлением ей устанавливается продолжительность рабочей недели 40 часов, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. В декабре 2017 ей вручили дополнительное соглашение к трудовому договору от ** с соответствующими изменениями. Она подписала дополнительное соглашение, так как боялась остаться без работы, но полностью не согласна с изменениями в трудовом договоре. ** она узнала о том. что в Правила внутреннего трудового распорядка работников ОГУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» ...», утвержденные ** в части установления новой нормы рабочего времени и продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска отдельным категориям работников. В приказе имеется ссылка на письмо Министерства социального развития, опеки и попечительства ... от ** «О продолжительности рабочего дня и ежегодного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам», письмо Министра образования и науки Российской Федерации от ** «О направлении разъяснений», Протокол заседания Совета трудового коллектива от **, на основании которых, в связи с отсутствием у учреждения лицензии на ведение образовательной деятельности, что означает невозможность признания учреждения осуществляющим образовательную деятельность, и, следовательно, что ее работники не осуществляют образовательную деятельность, руководствуясь ст.190 Трудового кодекса РФ, Уставом учреждения, приказано внести изменения в Правила внутреннего трудового распорядка работников ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...», которые вступают в силу с **.

После внесения изменений в трудовой договор, ее должностная инструкция и трудовые функции не изменились, изменений в структуре и технологии производства не произошло, у ответчика отсутствовали основания для изменения условий труда в части рабочего времени и времени отдыха.

Учреждению была выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности **, дата начала действия лицензии **. В уставе было предусмотрено осуществление образовательной деятельности в соответствии с законодательством об образовании на основании лицензии, как один из видов деятельности. ** данный вид деятельности исключен из Устава, о чем работникам стало известно **.

Не поставив в известность коллектив учреждения, руководитель ухудшила их условия и лишила права на получение льготной пенсии за педагогический стаж.

В соответствии с Примерным положением о центре помощи детямЮ оставшимся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от **, центр организует обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению специальности. Таким образом, учреждение должно иметь лицензию и осуществлять обучение несовершеннолетних воспитанников. Она, являясь педагогическим работником, в соответствии с действующим законодательством, имеет право на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Уведомление об изменении условий трудового договора на основании ст.74 Трудового кодекса РФ было сделано работодателем не в связи с изменениями законодательства, а на основании приказа от **-ахд «О внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка для работников». Внесение изменений в Правила внутреннего трудового распорядка не относится к изменению организационных условий труда. Уведомление об изменении условий трудового договора не соответствует требованиям закона, тем самым ответчик нарушил ее права.

Просила признать Уведомление от ** ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...», врученное ФИО1, музыкальному руководителю отделения функциональной диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних, незаконным; признать дополнительное соглашение к трудовому договору от **, заключенное с ФИО1, незаконным.

В уточненном исковом заявлении ФИО1 дополнительно указала, что ответчик внес изменения в ее трудовой договор по неизвестным ей причинам. Согласно приложению к Приказу от **-ахд, в Правила внутреннего трудового распорядка внесены изменения относительно продолжительности рабочей недели 40 часов и ежегодного основного оплачиваемого отпуска 28 календарных дней для следующих категорий работников: социальный педагог и воспитатель. Относительно ее должности музыкального руководителя в Правилах внутреннего трудового распорядка ничего не изменилось.

Ссылка ответчика в приказе -ахд на письмо Министерства социального развития, опеки и попечительства ... от ** и письмо Министра образования и науки Российской Федерации от ** нельзя применять, так как указанные письма носят информационный характер и не являются нормативными правовыми актами.

Также необоснованной является ссылка в приказе -ахд на Протокол заседания совета трудового коллектива от **, так как в учреждении имеется профсоюзная организация. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, именно профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации являются представителями работников в социальном партнерстве. ** между ... организацией Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Министерством социального развития, опеки и попечительства ..., подписано Регионально-отраслевое соглашение «О порядке регулирования социально-трудовых отношений на 2015-2018 годы. Согласно разделу 1 Профсоюз, первичные профсоюзные организации выступают в качестве полномочных представителей работников Министерства при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений, ведении переговоров по защите профессиональных и социально-трудовых прав, оплате труда, занятости, увольнению, условиям охраны труда, режима труда и отдыха, а также по другим вопросам социальной защищенности коллективов и отдельных работников. Действие настоящего соглашения распространяется на областные государственные учреждения, находящиеся в ведении министерства. В пункте 2.4 раздела 2 сказано, что условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными.

Просит признать приказ от **-ахд «О внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка для работников» незаконным; признать незаконным изменения существенных условий трудового договора от ** при продолжении работником работы без изменения трудовой функции; признать дополнительное соглашение к трудовому договору от 16.04.20014 , заключенное 27.12.20017 ФИО1 незаконным.

Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковых заявлениях, поддержала в полном объеме.

Представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержала в полном объеме.

Представители ответчика ФИО5, действующая на основании Устава учреждения, ФИО6, ФИО4, ФИО7, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования ФИО1 к ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. ...», не признали, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства ...ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения истца и его представителя, представителей ответчика, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска ФИО1 к ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» по следующим основаниям.

Установлено, что ФИО1 с ** принята на работу в Детский приют ... на должность воспитателя.

В соответствии с приказом от **ФИО1 назначена на должность зам. директора по реабилитационной работе с **.

** между администрацией Муниципального учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и ФИО1 заключен трудовой договор , в соответствии с которым ФИО1 принята на должность заведующей приемным отделением, работнику установлена нормальная продолжительность рабочего времени. ** руководителем организации издан приказ от ** о переводе ФИО1 на должность заведующей приемным отделением с **.

На основании приказа б-л от **, ФИО1 переведена на должность заведующей отделением социальной реабилитации с **.

В соответствии с приказом -л от **ФИО1 с ** переведена в отделение социальной диагностики и реализации социальных программ на должность музыкального руководителя ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ...». ** ОКГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ... и ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от **, в соответствии с которым работник переводится временно на должность музыкального руководителя. Дополнительным соглашением к трудовому договору истице установлена рабочая неделя продолжительностью 24 часа, предусмотрено предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 56 календарных дней дополнительного отпуска за работу в южных районах ... продолжительностью 8 календарных дней.

В соответствии с приказом -л от **ФИО1 с ** переведена на должность социального педагога отделения социальной диагностики и реализации социальных программ. ** заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от **, в соответствии с которым работник переводится на должность социального педагога с **, ей установлена продолжительность рабочей недели в количестве 36 часов.

На основании приказа -л от **ФИО1 с ** переведена на должность музыкального руководителя отделения социальной диагностики и реализации социальных программ. ** сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору.

** между ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ...» и ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от **, в соответствии с которым истица принята на работу на должность музыкального руководителя, работнику установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 4,8 часа в день, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 рабочих дней.

** с ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым изменен работодатель на ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» в связи с реорганизацией ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» в форме присоединения к нему ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ...».

**ФИО1 вручено уведомление от **, в соответствии с которым в соответствии со ст.74 Трудового кодекса РФ, на основании приказа ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей ...» от **-ахд «О внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка работников», истица уведомлена об изменении определенных сторонами условий трудового договора от ** в части продолжительности ежегодного основного отпуска и продолжительности рабочего времени. ПО истечении двух месяцев с даты ознакомления с настоящим уведомлением истице должно быть установлено: продолжительность рабочей недели 40 часов; продолжительность ежегодного основного отпуска 28 календарных дней. В уведомлении имеется расписка ФИО1 от ** о согласии работать в новых условиях.

** между ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» и ФИО1 подписано дополнительное соглашение к трудовому договору от **, в соответствии с которым с ** работнику устанавливается 8-мичасовой рабочий день, норма труда – 40 часов в неделю, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

Согласно ст.56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от ** N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (часть 6 статьи 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу ст. 91 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно ст.333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ** N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договор» установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к этому приказу.

Согласно пункту 2.4 приложения N 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от ** N 1601 Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается музыкальным руководителям.

В силу частей первой и второй статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно статье 334 Трудового кодекса Российской Федерации педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ** N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно Приложению.

Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ** N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». В названную номенклатуру должностей включена должность музыкального руководителя.

Согласно пункту 2 раздела IV «Организации, осуществляющие обучение» приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от ** N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона от ** N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», составляет 56 дней.

Согласно частям 1, 2 статьи 91 Федерального закона от ** N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Из приведенного выше правового регулирования следует, что педагогическим работникам, в том числе музыкальным руководителям, состоящим в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющим обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, устанавливается норма часов педагогической работы не более 24 часов в неделю за ставку заработной платы, а также предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.

В остальных случаях трудовые отношения между педагогическими работниками и работодателем регулируются Трудовым кодексом РФ.

Установлено, что ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законодательством порядке исполняет обязанности опекуна (попечителя) в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в Учреждение (п.1.2 Устава учреждения).

Согласно п.2.1 Устава, предметом деятельности учреждения являются социальное обслуживание несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места их жительства; социальное обслуживание совершеннолетних граждан, не достигших 23 лет и завершивших пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании; осуществление иной деятельности в целях реализации отдельных задач, функций. Полномочий учредителя в соответствии с действующим законодательством.

Целью деятельности учреждения является реализация государственной политики в области поддержки семей и детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей, реализация государственной политики в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также социального развития, включая социальную защиту отдельных категорий граждан и социальное обслуживание граждан (п.2.2 Устава).

В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, в качестве основного вида деятельности ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» указана деятельность по уходу с обеспечением проживания.

Пунктом 2.4.1 Устава в редакции от **, п.2.4.3 Устава в редакции от ** в качестве дополнительного вида деятельности ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» в качестве дополнительного вида деятельности было предусмотрено осуществление образовательной деятельности в соответствии с законодательством об образовании на основании лицензии, как дополнительный вид деятельности учреждения.

** ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» Службой по контролю и надзору в сфере образования ... выдана лицензия серия 38Л01, номер бланка 0002285 на право осуществления образовательной деятельности учреждением по адресу ....

Служебной запиской за подписью заместителя министра социального развития, опеки и попечительства от ** «О предоставлении лицензий на осуществление образовательной деятельности учреждениями», учреждению сообщалось о том, что принято решение об отзыве лицензий на осуществление образовательной деятельности по дошкольному и дополнительному образованию в учреждениях социального обслуживания. В связи с чем руководителям учреждений предписывалось в срок до ** предоставить лицензии в отдел развития форм социального обслуживания и несовершеннолетних и семей министерства. В связи с чем лицензия от ** была сдана ответчиком в Министерство социального развития, опеки и попечительства ....

В настоящее время указанная лицензия не действует, что подтверждается выпиской из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности по состоянию на **, выданной Рособрнадзором.

Распоряжением Министра социального развития опеки и попечительства ..., являющегося учредителем учреждения, от ** в Устав ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, внесены изменения, в соответствии с которыми признан утратившим силу п.2.4.3 Устава, предусматривавший в качестве дополнительного вида деятельности осуществление образовательной деятельности.

Кроме того, изменен п.1.5 Устава, в соответствии с которым местом нахождения организации является ..., микрорайон 15, .... Лицензия на осуществление образовательной деятельности по указанному адресу ответчику не выдавалась. По месту нахождения структурного подразделения по адресу ... находится отделение социально-педагогической помощи семье и детям, отделение сопровождения замещающих семей, которое не предполагает наличие стационара для получателей социальных услуг.

Таким образом, ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, не осуществляет образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, следовательно, не является образовательной организацией.

Министерством образования и науки Российской Федерации ** в адрес Министерств труда и социальной защиты населения Российской Федерации направлено письмо № , в котором содержатся разъяснения по поводу продолжительности рабочего времени и продолжительности основного оплачиваемого отпуска для работников учреждений социального обслуживания и медицинских организаций. Со ссылкой на нормы действующего законодательства, письме разъяснено, что нормы Приказа и Постановления распространяются на педагогических работников медицинских организаций и учреждений социального обслуживания при условии наличия у таких организаций лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

В целях соблюдения требований действующего законодательства в отношении работников учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги несовершеннолетним, Министерством социального развития, опеки и попечительства ... в адрес руководителей областных государственных учреждений социального обслуживания направлено письмо от **, вместе с которым направлено для сведения и учета работе письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от **, содержащее разъяснения по вопросу продолжительности рабочего дня и основного удлиненного оплачиваемого отпуска работникам организаций социального обслуживания. Руководителям учреждений предложено привести в соответствие с действующим законодательством условия трудовых договоров в части продолжительности основного оплачиваемого отпуска и продолжительности рабочего времени. А также указано на необходимость первоначально внести изменения в локальные правовые акты учреждения, поскольку изменения определенных сторонами условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленными коллективным договором.

Во исполнение указанных требований учредителя учреждения, ** руководителем ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» издан приказ «О внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка», в соответствии с которым на основании письма Министерства социального развития, опеки и попечительства ... от ** «О продолжительности рабочего дня и ежегодного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам», письма Министерства образования и науки Российской Федерации № «О направлении разъяснений», протокола заседания совета трудового коллектива от **, в связи с отсутствием у учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности, что означает невозможность признания учреждения осуществляющим образовательную деятельность и, следовательно, что ее работники осуществляют образовательную деятельность, руководствуясь ст. 190 Трудового кодекса РФ, Уставом учреждения, приказано внести в Правила внутреннего трудового распорядка для работников ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...», утвержденные **, изменения, указанные в приложении 1 к настоящему приказу, которые вступают в силу с **.

В соответствии с приложением к приказу -ахд от ** в разделе 6 «Рабочее время и время отдыха» Правил внутреннего трудового распорядка изложен в новой редакции подпункт 1 абзаца 2 пункта 6.2, подпункт 9 абзаца 2 пункта 6.2 в части установления социальным педагогам и воспитателям нормы рабочего времени 40 часов в неделю. Абзац 3 пункта 6.8, в соответствии с которым графики работы работников учреждения составляются руководителями структурных подразделений или лицами, назначаемыми работодателем, и утверждается директором исходя из установленной нормы рабочего времени педагогическим работникам (на основании приказа Минобрнауки России от ** «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической нагрузки за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», в том числе музыкальный руководитель – 24 часа, исключен.

Также исключен п.6.20 из раздела «Рабочее время и время отдыха»

Оспаривая указанный приказ, истица указывает, что Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Письмо Министерства социального развития, опеки и попечительства ... не могли являться основанием для издания приказа о внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка, так как не являются нормативными правовыми актами. Работодателем не соблюден порядок внесения изменений в правила внутреннего трудового распорядка, так как указные изменения не согласованы с выборным органом профсоюзной организаций.

В соответствии со ст.190 Трудового кодекса РФ, Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Правила внутреннего трудового распорядка являются локальным нормативным актом, так как распространяют свое действие на всех работников организации. Утвержденные Приказом -ахд от ** изменения в правила внутреннего трудового распорядка ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...», распространяются на большой круг работников учреждения, в том числе принятых на работу после издания указанного приказа.

В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие работнику оспорить в суде локальный правовой акт, содержащий нормы трудового права, в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров.

Согласно части 2 статьи 5 Трудового кодекса РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем седьмым части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.372 Трудового кодекса РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Из указанного правового регулирования следует, что условия локального нормативного акта, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению при рассмотрении индивидуального трудового спора.

Локальный нормативный акт может быть обжалован в суде по иску выборного органа первичной профсоюзной организации либо оспорен в порядке, предусмотренном для разрешения коллективных трудовых споров.

Положения Правил внутреннего трудового распорядка, являющихся локальным нормативным актом, не могут быть признаны незаконными по иску отдельного работника, поскольку он не наделен правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы таким локальным нормативным актом.

Таким образом, защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе и при их нарушении положениями локального нормативного акта, возможна только в рамках индивидуального трудового спора, при рассмотрении которого суд вправе сделать вывод о неприменении норм локального нормативного акта, действующего в организации, если при этом нарушаются права работника, но не вправе признавать этот акт, недействительным по иску отдельного работника.

Заявляя требования о признании незаконным Приказа -ахд от ** «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка для работников», ФИО1 избрала ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем ее иск в указанной части удовлетворению не подлежит.

Также суд не находит оснований для признания указанного приказа не подлежащим применению при рассмотрении индивидуального трудового спора, инициированного ФИО1

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № от **, Письмо Министерства социального развития, опеки и попечительства ... от **, явившиеся основанием для издания Приказа -ахд, действительно не являются нормативными актами, как это указано в исковом заявлении. Вместе с тем, указанные письма содержат разъяснения норм действующего законодательства и предписывают учреждениям социального обслуживания привести в соответствие с действующим законодательством локальные нормативные акты и трудовые договоры, заключенные с работниками.

Изменения, указанные в приложении 1 к приказу -ахд от **, внесены с целью приведения Правил внутреннего трудового распорядка в соответствие с требованиями действующего трудового законодательства и полностью соответствуют нормам Трудового кодекса РФ, других нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и не ухудшают положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством.

Также нельзя расценить приказ -ахд от ** как принятый с нарушением ст.372 Трудового кодекса РФ, так как по смыслу ст.190, 372 Трудового кодекса РФ Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Согласно представленной стороной ответчика информации, численность работников ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» на ** составляла 157 человек, из которых членами первичной профсоюзной организации являлись 26 человек, в связи с чем нельзя сделать вывод о том, что выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации представляет интересы всех или большинства работников ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ....

Доводы истца о том, что в соответствии с Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства РФ от **, которому должны соответствовать учредительные документы ответчика, Центр осуществляет обучение воспитанников и, соответственно, является образовательной организацией, основаны на неверном толковании указанного нормативного акта.

В соответствии с Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве (п.2).

В соответствии с пп. «е» п.9 Типового положения, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

В соответствии с п.22 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ** N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

Согласно п.30 указанного Положения Организацией для детей-сирот обеспечивается обучение детей по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение детьми клубов, секций, кружков, студий и объединений по интересам, действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для детей с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров

Данная обязанность выполняется ответчиком путем устройства детей, находящихся в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» в общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования. Данные обстоятельства подтверждаются представленными стороной ответчика договорами, заключенными с МБДУДОД «Детская школа искусств », МБОУДОД «Перспектива», МАУ АГО «Нефтехимик», МБУК «Центральная библиотечная система».

Также данные обстоятельства подтверждаются Планом мероприятий (дорожная карта) по приведению в соответствие ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» требованиям Постановления Правительства РФ от **, утвержденным Приказом руководителя учреждения от **, п.2.2 которого предусматривает обеспечение права воспитанников на получение образования путем заключения соглашений с близлежащими общеобразовательными организациями и дошкольными учреждениями; п.2.5 предусматривает развитие системы дополнительного образования детей, в том числе посещение кружков, студий, секций вне учреждения путем заключения соглашений с учреждениями дополнительного образования.

Указанные выше нормативные акты не предусматривают обязанности Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, самостоятельно осуществлять образовательную деятельность, осуществлять обучение детей по программам основного и дополнительного образования.

Из представленных суду доказательств следует, что ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» образовательную деятельность не осуществляет, специализированного структурного образовательного подразделения учреждение, создание которого предусмотрено частью 6 статьи 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в своей структуре не имеет, лицензия на осуществление образовательной деятельности отсутствует, обучение воспитанников по программам основного или дополнительного образования в учреждении не ведется.

Ввиду того, что в силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, ответчик к числу таких организаций не относится, следовательно состоящие в ее штате педагогические работники правом на сокращенную продолжительность рабочего времени и удлиненный основной отпуск не обладают.

Не имеют правового значения для рассмотрения спора доводы истца о том, что коллектив ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» узнал об отзыве лицензии и исключении из Устава учреждения как дополнительного вида деятельности осуществление образовательной деятельности, только в январе 2018 года.

Необоснованной является ссылка стороны истца на приказ Министерства труда и социальной защиты населения от ** N 588н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», которым установлена тождественность профессиональной деятельности работников учреждений социального обслуживания, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, поскольку такая тождественность профессиональной деятельности установлена в целях реализации гражданами права на досрочное пенсионное обеспечение по старости. Отношения по предоставлению гарантий педагогическим работникам, установленных статьями 333, 334 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом -ахд от ** не регулируются.

Доводы стороны истца о том, что ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ...» предоставляет в Пенсионный фонд сведения о работе истца в учреждении как о педагогическом работнике, имеющем право на досрочное назначение страховой пенсии, не имеют значения для разрешения настоящего спора, поскольку право ФИО1 на пенсионное обеспечение к предмету спора не относится и регулируется иными нормами права.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что после установления истице сокращенной продолжительности рабочего времени и удлиненного основного отпуска (дополнительное соглашение к трудовому договору от **) у истца ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей ...» в 2015 году отозвана лицензия на право осуществления образовательной деятельности, внесены изменения в учредительные документы ответчика, из Устава учреждения исключено осуществление образовательной деятельности как дополнительного вида деятельности, деятельность учреждения приведена в соответствие с внесенными в законодательство изменениями, в том числе в соответствие с Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ** N 481.

Указанные изменения являются изменением организационных условий труда, в связи с которыми определенные сторонами условия трудового договора не могли быть сохранены, поскольку не соответствовали требованиями действующего законодательства, в том числе Постановлению Правительства Российской Федерации от ** «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» и Приказу министерства образования и науки Российской Федерации от ** «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников».

Уведомление об изменении условий трудового договора было сделано работодателем на основании ст.74 ТК РФ в связи изменением организационных условий труда, на основании приказа -ахд от **, изданного работодателем в связи с поступившим от учредителя поручением привести трудовые договоры с работниками учреждения в соответствие с действующим законодательством, новые условия трудового договора, указанные в уведомление, соответствуют действующему законодательству и не ухудшают права работника в по сравнению с действующим законодательством.

Доводы истца о том, что с приказом -ахд от ** она ознакомилась в январе 2018 года не имеют значения для рассмотрения спора, поскольку ссылка на этот приказ имеется в уведомлении от **, истица имела возможность ознакомиться с указанным документом после вручения ей уведомления об изменении существенных условий труда. Доказательств тому, что она обращалась к работодателю с просьбой предоставить ей для ознакомления приказ -ахд от **, в чем ей было бы отказано, истица не представила.

В связи с чем, суд не находит оснований для признания незаконным уведомления от **, врученного ответчиком ФИО1. Также суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы о признании незаконным изменения существенных условий трудового договора от ** при продолжении работником работы без изменения трудовой функции.

Дополнительное соглашение от ** к трудовому договору от **,, заключенному с ФИО9, заключено с соблюдением порядка, предусмотренного ст.74 Трудового кодекса РФ, об изменении существенных условий трудового договора истица была уведомлено работодателем **, то есть не менее чем за два месяца. Поскольку ФИО1 согласилась продолжить работу на новых условиях трудового договора, у работодателя отсутствовали основания для начала процедуры увольнения работника с соблюдением установленного порядка расторжения договора и предоставлением работнику гарантий в связи с расторжением трудового договора. Дополнительное соглашение к трудовому договору не ухудшает права ФИО1 по сравнению с действующим трудовым законодательством.

Необоснованными являются доводы стороны истца о необходимости получить согласие выборного профсоюзного органа на изменение определенных сторонами условий трудового договора, поскольку в данном случае имелась угроза массового высвобождения работников, так как таких требований Трудовой кодекс РФ, в том числе статья 74 не содержит.

В связи с чем суд не находит оснований для признания незаконным дополнительного соглашения от ** к трудовому договору от **.

На основании изложенного, руководствуясь с т.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей ...» о признании незаконным приказа от **-ахд «О внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка для работников»; о признании незаконным изменения существенных условий трудового договора от ** при продолжении работником работы без изменения трудовой функции; о признании незаконным дополнительного соглашения к трудовому договору от **, заключенного **; о признании незаконным уведомления от ** отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ... через Ангарский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено **.

Судья: С.С. Тройнина