РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Подольской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 2236/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области к Ощепкову Алексею Рудольфовичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №21 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к Ощепкову А.Р. о взыскании обязательных платежей в их обоснование указав, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с ** по **. В период осуществления предпринимательской деятельности ответчик являлся плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее УСН). Налогоплательщик представил налоговую декларацию по единому налогу за 2019 год, в которой указал сумму авансового платежа, подлежащего уплате не позднее **, в размере 14439,00 руб. В связи с превышением исчисленных авансовых платежей в предыдущем периоде, налог к уплате составил 12939,00 руб. Ответчик частично уплатил сумму авансового платежа ** в размере 4347,00 руб., ** - в размере 7500,00 руб. Задолженность по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по сроку уплаты до ** составляет 1092,00 руб. В установленный законом срок сумма налога уплачена не была, в связи с чем налоговым органом начислены пени в размере 78,25 руб. за период с ** по **. Кроме того, в соответствии со ст.418 НК РФ ответчик являлся плательщиком страховых взносов. Налоговый орган начислил ответчику страховые взносы за 2020 год на обязательное медицинское страхование в размере 7606,81 руб. В связи с наличием переплаты размер страховых взносов на ОМС за 2020 год составил 3081,30 руб. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный законом срок налоговым органом начислены пени в размере 3,06 руб. за период с ** по **. Административный ответчик является собственником транспортного средства и недвижимого имущества (квартир), в связи с чем является плательщиком транспортного налога и налога на имущество. Инспекцией исчислен транспортный налог за 2019 год в размере 1187,00 руб., налог на имущество за 2017 год в размере 2872,00 руб., налог на имущество за 2019 год в размере 1012,00 руб., в адрес ответчика направлены налоговые уведомления. В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, налоговым органом начислены пени за неуплату транспортного налога за 2019 в размере 2,69 руб. за период с ** по **, пени за неуплату налога на имущество за 2019 год в размере 2,30 руб., за период с ** по **, пени за неуплату налога на имущество за 2017 год в размере 46,43 руб. за период с ** по **. Кроме того, ответчик получил в 2019 году доход от продажи 1/16 доли в квартире, расположенной по адрес: ......, в размере 146875 руб., в связи с чем является плательщиком налога на доходы физических лиц, полученных в соответствии со ст.227 НК РФ. Ответчиком в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2019 год, в которой указана сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в размере 10969,00 руб. В установленный законом срок НДФЛ за 2019 ответчиком не уплачен, в связи с чем налоговым органом начислены пени в размере 192,14 руб. за период с ** по **. В связи с неуплатой ответчиком обязательных платежей, налоговый орган в порядке ст.69 НК РФ направил в адрес ответчика требования об уплате налогов и пени. Налоговые уведомления и требования направлены ответчику через Личный кабинет налогоплательщика. Поскольку в установленный в требованиях срок налоги и пени ответчиком не уплачены, по заявлению Инспекции мировым судьей 31 судебного участка г.Ангарска и Ангарского района Иркутской области выдан судебный приказ №, который был отменен **. Задолженность по налогам и пени ответчиком не уплачена. Административный истец просит взыскать с Ощепкова А.Р. задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 1187,00 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 2,69 руб. за период с ** по **, по налогу на имущество за 2017 год в размере 2872,00 руб., по налогу на имущество за 2019 год в размере 1012,00 руб., пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 46,43 руб. за период с ** по **, пени по налогу на имущество за 2019 год в размере 2,30 руб. за период с ** по **, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 3081,30 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 3,06 руб. за период с ** по **, налог, уплачиваемый в связи с применением УСН за 2019 год, в размере 1092,00 руб., пени за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2019 год в размере 192,14 руб. за период с ** по **, налог на доходы физических лиц за 2019 год в размере 10969 руб., пени за неуплату налога на доходы физических лиц за2019 год в размере 192,14 руб. за период с ** по **.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Ощепков А.Р. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств и возражений не представила.
Суд, изучив представленные в материалы дела доказательства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В силу пунктов 1, 2 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно п.1 ст.346.20 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.4 ст.346.21 НК РФ).
Согласно п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно п.п.2 п.1 ст.346.23 НК РФ по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что Ощепков А.Р. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с ** по **, являлся плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Ощепковым А.Р. в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2019 год, в которой указана сумма авансового платежа, подлежащего уплате до **, в размере 14439 руб. В связи с частичной уплатой размер налога составил 1092,00 руб. Поскольку в добровольном порядке авансовый платеж по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, ответчиком уплачен не был, налоговым органом начислены пени за неуплату суммы авансового платежа по налогу за 3 квартал 2019 года в размере 78,25 руб. за период с ** по **, в адрес ответчика направлено требование № от ** об уплате налога и пени со сроком исполнения до **.
Кроме того, ответчик Ощепков А.Р. в период осуществления предпринимательской деятельности являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно части 1 статьи 232 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с неуплатой ответчиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год налоговым органом исчислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 7606,81 руб. (8426 руб./12 мес.*10 мес.)+ (8426,00 руб./12 мес./30*25 дн.), пени по страховым взносам на обязательное страхование за 2020 год в размере 3,06 руб. за период с ** по **. В связи с наличием переплаты размер задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год составил 3081,30 руб. Налоговым органом сформировано требование № от ** об уплате страховых взносов за 2020 года и пени со сроком исполнения до **. Вместе с тем, доказательства, подтверждающие направление данного требования в адрес ответчика по почте или через Личный кабинет налогоплательщика, Инспекцией не представлены.
Из материалов дела судом установлено, что Ощепков А.Р. в 2017-2019 годы году являлся собственником 2/3 (в дальнейшем 4/15 доли) доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., в 2019 году ответчик являлся собственником 1/6 доли в праве собственности на квартиру по адресу: .......
Кроме того, в 2019 году за Ощепковым А.Р. в установленном законом порядке было зарегистрировано транспортное средство Ниссан Эксперт регистрационный знак Р110УМ24 мощность двигателя 125 л.с.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями ГИБДД УМВД России по г. Ангарску, выпиской из сведений о регистрации прав на недвижимое имущество, представленных Ангарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области, предоставленными на основании п.4 ст.85 гл.14 Налогового Кодекса РФ.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству (п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ).
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно части 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст.403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих ставок, указанных в ч.2 ст.406 НК РФ.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст.75 НК РФ предусмотрена уплата пени.
В соответствии с действующим законодательством Инспекция произвела начисление ответчику налога на имущество физического лица за 2017 год в размере 2872,00 руб., налога на имущество за 2019 год в размере 1012,00 руб., транспортного налога за 2019 год в размере 1187,00 руб., в адрес административного ответчика по почте направлено налоговое уведомление № от ** о необходимости уплатить налоги за 2017 год не позднее **, через Личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ** о необходимости уплаты налогов за 2019 год не позднее срока, установленного п.1 ст.397, п.1 ст.363 НК РФ.
В связи с неуплатой ответчиком в полном объеме налогов за 2017, 2019 годы, налоговый орган произвел начисление пени за неуплату налога на имущество за 2017 год в размере 46,43 руб. за период с ** по **, пени за неуплату налога на имущество за 2019 год в размере 2,30 руб. за период с ** по **, пени за неуплату транспортного налога за 2019 год в размере 2,69 руб. за период с ** по **, в адрес ответчика по почте направлено требование № от ** об уплате налога на имущество за 2017 год и пени со сроком исполнения до **. Инспекцией сформировано требование № от ** об уплате налога на имущество, транспортного налога за 2019 год и пени. Вместе с тем, доказательства, подтверждающие направление данного требования в адрес ответчика по почте или через Личный кабинет налогоплательщика, Инспекцией не представлены. В приказном производстве данные доказательства также отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела судом установлено, что Ощепковым А.Р. в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, в которой отражена сумма полученного от продажи имущества дохода в размере 146875,00 руб. и сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, в размере 10969,00 руб.В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 п.п.2 ст. 228 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ - физические лица уплачивают НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
В силу п.2 ст.228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса (п.3 ст.228 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.228 НК РФ).
В связи с неуплатой налога на доходы физических лиц в установленный законом срок, налоговый орган произвел начисление пени в размере 192,14 руб. за период с ** по **, в адрес ответчика через Личный кабинет налогоплательщика направил требование № от ** об уплате налога на доходы физического лица за 2019 год в размере 10969,00 руб. и пени в размере 192,14 руб. со сроком исполнения до **.
В добровольном порядке в установленный в требованиях срок налог и пени ответчиком уплачены не были.
В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в заявлением), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку в добровольном порядке задолженность по обязательным платежам ответчиком не уплачена, налоговым органом приняты меры по взысканию задолженности в судебном порядке.
** мировым судьей 31 судебного участка по г. Ангарску и Ангарскому району Иркутской области выдан судебный приказ № о взыскании с Ощепкова А.Р. в доход государства задолженности по обязательным платежам за 2017-2020 годы и пени.
Поскольку по состоянию на ** размер недоимки по налогу на имущество за 2017 год и пени, по налогу на доходы физического лица за 2019 год превысил 3000 руб., следовательно, шестимесячный срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, надлежит исчислять с момента истечения срока исполнения требования № от **, а именно со ** (02.12.2020+6 месяцев = **).
Кроме того, по состоянию на ** размер недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2019 год, транспортному налогу и налогу на имущество за 2019 год, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год и пени превысил 3000 руб., следовательно, шестимесячный срок по данной недоимке, предусмотренный ст.48 НК РФ, надлежит исчислять с момента истечения срока исполнения требования № от **, а именно со ** (28.01.2021+6 месяцев = **).
При обращении к мировому судье с заявлением о взыскании налоговым органом срок пропущен не был, поскольку с указанным заявлением Инспекция обратилась **.
С размером подлежащих уплате налогов ответчик ознакомлен, определением мирового судьи от ** указанный судебный приказ отменен в связи с подачей ответчиком возражений в части его исполнения. Однако мер по урегулирования спора о сумме начисленных налогов и пени ответчиком не предпринято, доказательств полной уплаты налогов и пени за 2017-2020 годы ответчиком не предоставлено, как и не представлено возражений по порядку их расчета.
Проверяя срок обращения налоговой инспекции в суд общей юрисдикции, суд приходит к следующему.
Согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа (**), следовательно, на день подачи настоящего административного иска ** срок обращения в суд с административным иском не пропущен.
Таким образом, судом установлено, что срок для обращения с административным иском истцом не пропущен, задолженность по налогам и пени за 2017-2020 годы на момент рассмотрения дела ответчиком не уплачена.
Вместе с тем, разрешая по существу требования административного истца о взыскании с Ощепкова А.Р. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество за 2019 и пени, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год и пени, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов, в частности - налога на имущество, транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определения от 8 апреля 2010 года № 468-О-О, от 26 ноября 2018 года N 3059-О).
В соответствии с пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из анализа вышеуказанных норм закона следует, что обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество возникает у налогоплательщика -физического лица с момента направления в его адрес налоговым органом налогового уведомления и требования. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Таким образом, обязанность по доказыванию обстоятельств, подтверждающих направление в адрес налогоплательщика налогового уведомления и требования об уплате обязательных платежей и санкций законом возложена на административного истца.
Как следует из материалов дела, в связи с неуплатой ответчиком в установленный законом срок транспортного налога и налога на имущество за 2019 год, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год, налоговым органом начислены пени за неуплату указанных налогов и страховых взносов, сформировано требование № от **. В подтверждение направления в адрес налогоплательщика указанного требования административным истцом представлен скрин из электронного документооборота базы Федеральной налоговой службы, который является внутренним электронным ресурсом налогового органа и сам по себе в отсутствие иных доказательств не является бесспорным доказательством, подтверждающим факт направления в адрес налогоплательщика указанных документов. Иные доказательства, достоверно подтверждающие направление в адрес налогоплательщика требования № от **, в материалах административного дела и приказного производства отсутствуют.
Принимая во внимание, что требование об уплате транспортного налога, налога на имущество за 2019 год и пени за неуплату указанных налогов, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год и пени, заявленных в настоящем иске, налоговым органом налогоплательщику не направлялось, следовательно, Инспекция ФНС России по г. Ангарску не имела права перейти к процедуре принудительного взыскания налога, в связи с чем требования ИФНС России по г.Ангарску о взыскании транспортного налога за 2019 год в размере 1187,00 руб., налога на имущество за 2019 год в размере 1012,00 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 2,69 руб., пени по налогу на имущество за 2019 год в размере 2,30 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 3081,30 руб., пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 3,06 руб. удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что срок для обращения с административным иском о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2017 год в размере 2872,00 руб., пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 46,43 руб., по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2019 год в размере 1092,00 руб., пени за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2019 год в размере 78,25 руб., налога на доходы физического лица за 2019 год в размере 10969 руб., пени по НДФЛ за 2019 год в размере 192,14 руб. истцом не пропущен, судом установлена обоснованность заявленных исковых требований в указанной части, доказательства уплаты налогов и пени ответчиком не представлено, административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 609,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области к Ощепкову Алексею Рудольфовичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.
Взыскать с Ощепкова Алексея Рудольфовича, ** года рождения, проживающей по адресу: ...... в доход государства:
налог на имущество за 2017 год в размере 2872,00 руб.,
пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 46,43 руб. за период с ** по **,
налог, уплачиваемый в связи с применением УСН за 2019 год, в размере 1092,00 руб.,
пени за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2019 год в размере 192,14 руб. за период с ** по **,
налог на доходы физических лиц за 2019 год в размере 10969 руб.,
пени за неуплату налога на доходы физических лиц за2019 год в размере 192,14 руб. за период с ** по **.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области к Ощепкову Алексею Рудольфовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 1187,00 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 2,69 руб. за период с ** по **, налог на имущество за 2019 год в размере 1012,00 руб., пени по налогу на имущество за 2019 год в размере 2,30 руб. за период с ** по **, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 3081,30 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 3,06 руб. за период с ** по ** отказать.
Взыскать с Ощепкова Алексея Рудольфовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 609,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 17.05.2022.