НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ангарского городского суда (Иркутская область) от 18.12.2018 № 2А-5829/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 декабря 2018 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Головачевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 5829/2018 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области к АИЮ,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилось в суд с административным иском к АИЮ о взыскании обязательных платежей, указав, что административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Ответчик предоставлял расчеты по страховым взносам, у ответчика имеется задолженность за 211, 2012 года. За неуплату страховых взносов ответчику начислены пени по страховым взносам на ОПС и пени по страховым взносам на ОМС за 2011, 2012. В адрес ответчика направлены требования. В установленный срок задолженность не оплачена. Мировым судьей были выданы судебные приказы о взыскании обязательных платежей, однако, судебные приказы отменены ** на основании возражений ответчика. Административный истец просит взыскать с АИЮ обязательные платежи на общую сумму 3 451,35 рублей, в том числе:

пени за период **-** по страховым взносам ОПС на страховую часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 1 376,33 рублей, по страховым взносам ОПС на накопительную часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 461,01 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС за 2010-2012 в сумме 353,05 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ТФ ОМС за 2010-2012 в сумме 87,74 рублей;

пени за период **-** по страховым взносам ОПС на страховую часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 676,80 рублей, по страховым взносам ОПС на накопительную часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 253,78 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС за 2010-2012 в сумме 194,35 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ТФ ОМС за 2010-2012 в сумме 48,29 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом. Заявлений и ходатайств суду не представлено.

Административный ответчик АИЮ в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте судебного заселения надлежащим образом. Заявлений и ходатайств суду не представлено.

Суд, изучив письменные материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 2 части 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. ч. 2, 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

За несвоевременно произведенные выплаты ст. 25 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ предусмотрено начисление пени.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ).

Согласно ч. 5.5 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Судом установлено:

АИЮ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ** по **, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, была зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

В адрес административного ответчика УПФ РФ в Ангарском городском округе направлялось требование:

об уплате пени за период **-** по страховым взносам ОПС на страховую часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 1 376,33 рублей, по страховым взносам ОПС на накопительную часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 461,01 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС за 2010-2012 в сумме 353,05 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ТФ ОМС за 2010-2012 в сумме 87,74 рублей, со сроком исполнения требования до **;

об уплате пени за период **-** по страховым взносам ОПС на страховую часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 676,80 рублей, по страховым взносам ОПС на накопительную часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 253,78 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС за 2010-2012 в сумме 194,35 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ТФ ОМС за 2010-2012 в сумме 48,29 рублей, со сроком исполнения требования до **.

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на **, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до **, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из вышеприведенных норм следует, что после ** взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до **, осуществляется налоговыми органами.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По требованию ГУ УПФ РФ в АГО Иркутской области обратилось ** с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей 37 судебного участка от ** выдан судебный приказ о взыскании пени по страховым взносам. Определением мирового судьи 37 судебного участка по г. Ангарску и ... от ** вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с подачей ответчиком возражений в части его исполнения.

По требованию ГУ УПФ РФ в АГО ... обратилось ** с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей 37 судебного участка от ** выдан судебный приказ о взыскании пени по страховым взносам. Определением мирового судьи 37 судебного участка по г. Ангарску и Ангарскому району Иркутской области от ** вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с подачей ответчиком возражений в части его исполнения.

Анализируя материалы приказных производств, суд приходит к выводу, что Управлением Пенсионного фонда в АГО по Иркутской области был пропущен срок для обращения в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании пени по страховым взносам за 2010-2012. В связи с передачей прав по взысканию страховых взносов и пени налоговому органу, пропуск срока в равной степени относится и к административному истцу по настоящему иску.

Из представленного суду требования усматривалась необходимость уплатить задолженность по пени в срок до **. Следовательно, последним днем срока на подачу данного заявления о выдаче судебного приказа являлось ** (**+6 месяцев=**).

Из представленного суду требования усматривалась необходимость уплатить задолженность по пени в срок до **. Следовательно, последним днем срока на подачу данного заявления о выдаче судебного приказа являлось ** (**+6 месяцев=**).

Таким образом, имеет место пропуск установленного законом срока для взыскания пени по страховым взносам за 2010-2012. Доказательств уважительности пропуска данного срока материалы дела не содержат. В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные требования о взыскании обязательных платежей на общую сумму 3 451,35 рублей не подлежат удовлетворению.

Кроме того, вывод суда об отказе в удовлетворении иска основан на следующем.

На основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, страхового взноса, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога, страхового взноса либо после исполнения последней.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, страхового взноса.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью.

Самостоятельное начисление пеней на недоимку по страховым взносам невозможно к взысканию, противоречит правовому содержанию института пеней, который является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, то есть является дополнительным обязательством по отношению к обязанности по уплате страховых взносов.

Поскольку административным истцом не представлено доказательств взыскания задолженности по страховым взносам за 2011, 2012 в судебном порядке, суд приходит к выводу, что административным истцом утрачена возможность взыскания задолженности по страховым взносам, следовательно, требования административного истца о взыскании в судебном порядке пени по безнадежной задолженности удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области к АИЮ о взыскании пени за период **-** по страховым взносам ОПС на страховую часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 1 376,33 рублей, по страховым взносам ОПС на накопительную часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 461,01 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС за 2010-2012 в сумме 353,05 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ТФ ОМС за 2010-2012 в сумме 87,74 рублей; пени за период **-** по страховым взносам ОПС на страховую часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 676,80 рублей, по страховым взносам ОПС на накопительную часть трудовой пенсии за 2011-2012 в сумме 253,78 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС за 2010-2012 в сумме 194,35 рублей, по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ТФ ОМС за 2010-2012 в сумме 48,29 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 24 декабря 2018 года.

Судья М.В. Ягжова