РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2017 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Прасоловой Ж.А., при секретаре Волоховой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1685/2017 по административному иску ФИО1 к начальнику Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ангарску Иркутской области, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ангарску Иркутской области о признании незаконным отказа в предоставлении налоговой льготы, возложении обязанности восстановить нарушенное право,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском административный истец в обоснование указал, что ему Инспекцией ФНС г.Ангарска было отказано в предоставлении льготы по уплате земельного налога в 2015 и 2016 годах на том основании, что его не признали одиноко проживающим неработающим пенсионером», что нарушает его право, предусмотренное п.4.1 «Положения о земельном налоге на территории АГО», утв. Решением Думы АГО от **№рД. Полагает, что «одиноко проживающим» гражданином является лицо, с которым не проживает ни один человек, который по закону мог бы быть отнесен к составу семьи такого гражданина, что следует из Семейного кодекса РФ, ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» и Положения о земельном налоге на территории АГО. Проживающий в доме его брат не может быть отнесен к членам его семьи в силу того, что с ним не ведется совместное хозяйство и проживает он в доме в силу его права на долю в доме. Он подла жалобу на решение ИФНС по ... в УФНС и жалоба оставлена без удовлетворения. Просит признать отказы Инспекции ФНС по ... от **№ и от **№ в предоставлении налоговой льготы по уплате земельного налога, положенной по решению Думы АГО от **№рД незаконными, обязать ответчика восстановить допущенное нарушение его права на предоставление налоговой льготы по уплате земельного налога в разумный срок, установленный судебным решением.
В судебном заседании истец полностью поддержал исковые требования и доводы, изложенные в иске. Дополнительно пояснил, что понятие семьи – это лица, которые связаны родством, совместно проживают и ведут совместное хозяйство. Два признака совпадают, но совместное хозяйство не ведется. В п.8 Решения Думы указано одинокий, т.е. человек, не имеющий семьи.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв, приобщенный к материалам дела.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск не подлежащим удовлетворению. Выводы суда основаны на следующем.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что ФИО1 проживает и зарегистрирован по адресу: ...****.
По указанному адресу также состоит на регистрационном учете и проживает ФИО3 с **, являющийся братом истца. Данные обстоятельства подтверждаются справкой с места жительства № от ** и не оспаривались истцом в судебном заседании.
10 июня 2016 года ФИО1 обратился в ИФНС России по ... с заявлением о предоставлении льготы по земельному налогу в соответствии с налоговым законодательством и решением Думы Ангарского городского округа «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Ангарского городского округа» от 2016 года.
Письмом от 04.07.2016 № в предоставлении указанной льготы ФИО1 было отказано на том основании, что он не относится к категории одиноко проживающих не работающих пенсионеров, поскольку по состоянию на ** по адресу проживания ФИО1 зарегистрирован его брат ФИО3.
Не согласившись с ответом ИФНС России по ...ФИО1 подал апелляционную жалобу на решение от ** в которой указал, что отнесение его брата к членам его семьи ошибочно, не согласуется со ст. 2 Семейного кодекса РФ, согласно которой к членам семьи отнесены супруги, дети и родители.
В ответе от ** за № на поданную жалобу ИФНС России по ... сообщило, что одиноко проживающим пенсионером является пенсионер, проживающий один, т.е. не семейные пары пенсионеров и не пенсионеры, проживающие с кем-либо, даже не являющимся членом семьи пенсионера. Также было предложено обратиться в Думу Ангарского городского округа по вопросу разъяснения применения льгот по земельному налогу.
ФИО1 обжаловал данные отказы в УФНС России по ..., подав жалобу **.
Решением Управления ФНС по ...№ от ** жалоба оставлена без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождены от уплаты земельного налога, установлен ст. 395 НК РФ. Категория «одиноко проживающий пенсионер» в нем отсутствует.
В силу п.2 ст. 387 НК РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Решением Думы Ангарского городского округа от 30.09.2015 № 87-07/01рД «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов» с 01 января 2016 года введен земельный налог на территории Ангарского городского округа, утверждено Положение о земельном налоге на территории Ангарского городского округа (Далее Положение).
Согласно пп.8 п.4.1 Положения от уплаты земельного налога освобождаются не работающие одиноко проживающие пенсионеры, одинокие супружеские пары пенсионеров, получающие пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.2 Положения предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в подпункте 8 пункта 4.1 настоящего Положения, представляют в налоговый орган следующие документы, подтверждающие право на льготу по земельному налогу: пенсионное удостоверение с приложением его копии, документ, подтверждающий отсутствие лиц, проживающих совместно с пенсионером, одинокой супружеской парой пенсионеров (справку с места жительства о составе семьи, выданную управляющей организацией, председателем ТСЖ, ЖСК, или домовую книгу с приложением ее копии), копию трудовой книжки.
Исходя из буквального толкования указанной нормы Положения следует, что правом на льготу имеют пенсионеры, у которых отсутствуют лица, проживающие совместно с ним, независимо от наличия родства. Также указано, что правом на льготу пользуются одинокие супружеские пары, что в данном случае связывает данное понятие с положением Семейного кодекса РФ, поскольку к супружеским парам относятся лица, состоящие в зарегистрированном браке.
ФИО1 в налоговую инспекцию предоставлены вышеназванные документы, среди которых представлена справка с места жительства о зарегистрированных лицах по адресу: ..., согласно которой совместно с ФИО1 проживает ФИО3.
В действующих нормативных правовых актах понятия «одинокий пенсионер» и «одиноко проживающий пенсионер» не закреплены. Вместе с тем, считается, что одинокие пенсионеры - это граждане пожилого возраста (мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет), у которых нет близких родственников. А под одиноко проживающими пенсионерами понимаются граждане того же возраста, проживающие отдельно от близких родственников.
Таким образом, к одиноко проживающим гражданам относятся граждане, самостоятельно ведущие домашнее хозяйство, не имеющих других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства или месту пребывания.
Регистрация брата административного истца является обстоятельством, исключающим возможность получения ФИО1 соответствующей льготы по земельному налогу.
Доводы административного истца о том, что брат ФИО3 не является членом его семьи, совместного хозяйства не ведется, что влечет признание его одиноко проживающим неработающим пенсионером, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Свои доводы истец основывает на понятии члена семьи, содержащегося в Семейном кодексе РФ.
В решении Думы АГО о земельном налоге не содержится указаний на наличие или отсутствие членов семьи у одиноко проживающего пенсионера, следовательно, положения Семейного кодекса РФ, ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» к решению вопроса о праве одиноко проживающего не работающего пенсионера на льготу по земельному налогу не применимы.
Льгота по уплате земельного налога, установленная Решением Думы АГО, не связывает ее предоставление с наличием или отсутствие родственных отношений между проживающими в жилом помещении, а тем более с отнесением проживающих совместно, к членам семьи. В Положении содержится обязательное требование о предоставлении сведений об отсутствии лиц, совместно проживающих с пенсионером.
В силу требований ст. 32 НК РФ налоговый орган, получив от налогоплательщика документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязан проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных в них сведений и принять решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение налогового органа отвечает требованиям закона, принято уполномоченным лицом, порядок его принятия соблюден, оснований для удовлетворения иска ФИО1 и признании отказов ИФНС России по ... в предоставлении льготы по уплате земельного налога не имеется.
руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к начальнику Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ангарску Иркутской области, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ангарску Иркутской области о признании незаконным отказа в предоставлении налоговой льготы, возложении обязанности восстановить нарушенное право - отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено **.
Судья Ж.А. Прасолова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>