НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ангарского городского суда (Иркутская область) от 13.05.2016 № 2А-3509/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2016 года город Ангарск

Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Мишиной К.Н., при секретаре ПКА, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-3509\2016 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ГВС, КОЮ, действующим в интересах несовершеннолетнего ГВВ о солидарном взыскании налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по городу ... обратилась в суд с административным иском к ГВС, действующему в интересах несовершеннолетнего ГВВ, ** года рождения, указав в его обоснование, что несовершеннолетний ГВВ является собственником 1\2 доли квартиры по адресу: .... Следовательно, ГВВ является плательщиком налога на имущество. Налоговым органом налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц за 2011, 2012 годы в размере . Налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц направлены налогоплательщику по почте. Налогоплательщиком сумма налога за 2011, 2012 годы в срок, установленный законодательством, в полном объеме не уплачена. Однако, с учетом частичной оплаты, сумма налога за указанные налоговые периоды составляет

В порядке п.п. 1, 3 ст.75 НК РФ налогоплательщику начислены пени за неуплату налога на имущество за 2011 год в период с ** по **.

Руководствуясь ст.69 НК РФ, налоговый орган направил налогоплательщику требования об оплате налога.

ГВВ является несовершеннолетним, в ст.27 НК РФ предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством. Согласно базе данных инспекции, законным представителем несовершеннолетнего является ГВС В связи с тем, что ГВС является законным представителем несовершеннолетнего, обязанности по уплате налога должны исполнять его законные представители.

Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который определением мирового судьи от ** по заявлению законного представителя налогоплательщика был отменен.

Задолженность по налогу и пени не уплачены до настоящего времени.

В связи с обращением в суд с административным иском, налоговая инспекция просит взыскать с административного ответчика – законного представителя ГВС, действующего в интересах несовершеннолетнего ГВВ налог на имущество за 2011, 2012 годы в размере , пени по налогу на имущество за 2011 год, начисленные за период с ** по **, в в доход государства.

В судебное заседание административный истец – Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу ... представителя не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя налоговой инспекции.

Определением от ** по инициативе суда в качестве административного соответчика к участию в административном деле привлечена мать несовершеннолетнего КОЮ

В судебное заседание административные ответчики ГВС и КОЮ не явились, о его времени и месте извещались судом по адресу, имеющемуся в материалах административного дела, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении административного дела в их отсутствие, возражений на административный иск суду не представили.

Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Изучив материалы административного дела, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы приказного производства, суд считает требования административного иска обоснованными, но не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ** №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с ** введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу положений статьи 4 указанного Закона дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с этим, настоящее дело рассмотрено судом по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, предусмотрена законодательством о налогах и сборах - пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ. В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (статьи 45, 52, 80) налогоплательщик исчисляет сумму налога, декларирует и уплачивает её.

Административным истцом заявлены требования о взыскании суммы задолженности по налогу на имущество. Разрешая требования налоговой инспекции в указанной части, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от ** «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налогоплательщиками налога на имущество признаются любые граждане, имеющие имущество в собственности, вне зависимости от возраста.

Согласно статье 2 вышеуказанного Закона «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Решением Думы ... от **гД «Об установлении налога на имущество физических лиц» с ** на территории ... установлен налог на имущество физических лиц.

Как установлено из представленных суду письменных доказательств, в 2011, 2012г.г. несовершеннолетний ГВВ, ** года рождения, являлся собственником 1\2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартиры, расположенной по адресу: ...; дата возникновения права собственности – **, инвентаризационная

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений о регистрации прав на объекты недвижимости, представленные Ангарским отделом УФРС по ... на электронных носителях, на основании п.4 ст.85 гл.14 НК РФ. Доказательств, свидетельствующих об обратном, законными представителями административного ответчика суду не представлено.

Следовательно, несовершеннолетний ГВВ, является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Из имеющейся в материалах административного дела записи акта о рождении от ** следует, что матерью несовершеннолетнего ГоршковаВ.В. является КОЮ, а отцом – ГВС

В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога производится владельцами не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Ранее действовавшая редакция Закона предусматривала обязанность уплаты налога владельцами объектов недвижимости равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Согласно пункту 8 статьи 5 этого Закона РФ налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом РФ.

Налогоплательщику налоговой инспекцией был произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2011 год в размере 1 894,00 рублей, и за 2012 год в размере 1 998,80 рублей.

Налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц за 2011 год направлено налогоплательщику почтой, что подтверждается списком заказных писем, имеющимся в материалах дела, на котором проставлен штемпель почты ** год. Срок оплаты налога на имущество определен до **.

В свою очередь, налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц за 2012 год направлено налогоплательщику почтой, что подтверждается списком заказных писем, имеющимся в материалах дела, на котором проставлен штемпель почты ** год. Срок оплаты налога на имущество определен до **.

Административный истец указывает, что налог на имущество за 2011, 2012 годы оплачен частично. Сумма не оплаченного налога за указанные налоговые периоды составляет 3 161,07 рублей.

В порядке п.п. 1, 3 ст.75 Налогового кодекса РФ налогоплательщику начислены пени за неуплату налога на имущество за 2011 год в сумме за период с ** по **.

В связи с тем, что налогоплательщиком сумма налога на имущество за 2011, 2012 годы в срок, установленный законодательством, добровольно уплачена не была, налоговый орган направил следующие требования:

- требование по состоянию на ** об уплате налога на имущество за 2011 год и пени в размере о чем свидетельствует список заказных писем со штемпелем почты от **. Срок исполнения требования установлен до **.

- требование по состоянию на ** об уплате налога на имущество за 2012 год и пени в размере , о чем свидетельствует список заказных писем со штемпелем почты от **. Срок исполнения требования установлен до **.

Однако законные представители несовершеннолетнего ГВВ уклонились от выполнения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2011, 2012 годы.

Таким образом, административный истец представил суду доказательства обоснованности своих исковых требований в части взыскания суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2011, 2012 годы, расчёт взыскиваемых сумм, обоснованность которого не вызывает у суда сомнений.

Поскольку ГВС и КОЮ являются законными представителями несовершеннолетнего, то обязанность по уплате налога на имущество за 2011, 2012 годы должна была быть исполнена законными представителями – родителями несовершеннолетнего ребенка. Однако, от исполнения данной обязанности они уклонились.

Так, пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 64 Семейного кодекса РФ предусматривает, что защита прав и интересов детей возлагается на их детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов с отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе, в судах без специальных полномочий.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (п. п. 1 и 2 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из приведенных норм действующего гражданского законодательства следует, что если несовершеннолетний, не имеет заработка, достаточного для уплаты налога на имущество, то его родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетнего ребенка, имеющего в собственности имущество, подлежащее налогообложению, должны исполнять обязанности по уплате налогов.

До настоящего времени законными представителями административного ответчика налог на имущество и пени за указанные периоды не уплачены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Таким образом, требования административного истца подтверждаются достаточными письменными доказательствами, однако, удовлетворению не подлежат в связи с пропуском налоговой инспекцией срока обращения в суд. Выводы суда основаны на следующем.

В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Таким образом, обязательным требованием закона является проверка судом срока обращения налогового органа в суд.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В соответствии со статей 2 Федерального закона от ** №20-ФЗ общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица увеличена до 3 000 рублей. Данная норма закона применяется к правоотношениям, начиная с **.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Сумма недоимки превысила 3 000 рублей с момента направления и истечения требования срока исполнения требования по состоянию на ** со сроком исполнения до **.

Следовательно, предусмотренный законом 6-месячный срок для обращения в суд исчисляется с ** и считается истекшим **.

Обозрев материалы гражданского дела , судом установлено, что налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка ... и ... с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание транспортного налога и пени **, то есть с пропуском установленного законом срока более чем на одиннадцать месяцев (**). Доказательств иного административный истец суду не представил.

То обстоятельство, что административный истец обратился в суд общей юрисдикции с административным иском в установленный законом 6-месячный срок после отмены судебного приказа, в рассматриваемом случае юридического значения не имеет.

Исходя из смысла закона, пропущенный для обращения с иском в суд срок может быть восстановлен судом только в случае его пропуска по уважительной причине. Однако, ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока административный истец не заявил.

В связи с тем, что срок на подачу заявления пропущен по неуважительным причинам, исковые требования о солидарном взыскании с законных представителей налогоплательщика задолженности по транспортному налогу за 2011-2013 годы, удовлетворению не подлежит.

Поскольку судом отказано во взыскании транспортного налога за 2011, 2012 года, то оснований для взыскания пени, начисленных на указанные суммы, у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ГВС, КОЮ, действующим в интересах несовершеннолетнего ГВВ, о солидарном взыскании налога на имущество за , пени по налогу на имущество за 2011 год, начисленные за период с ** по **, в размере 295,89 рублей в доход государства, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть, начиная с **.

Судья К.Н. Мишина