РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Бородейко А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3718/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по ... обратилась с иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, в его обоснование указав, что административный ответчик является собственником недвижимого имущества (квартиры) и транспортных средств. В силу закона ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога. Налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц, транспортный налог за 2017-2019 годы, в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления. Поскольку налог на имущество и транспортный налог в установленный законом срок ответчиком не уплачен, налоговым органом в порядке ст.75 НК РФ начислены пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2017 год в размере 12,63 руб. за период с 01.02.2019 по 21.03.2019, пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2018 год в размере 15,90 руб. за период с 03.12.2019 по 23.12.2019, пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2019 год в размере 12,86 руб. за период с 02.12.2020 по 17.02.2021, пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2017 год в размере 39,48 руб. за период с 04.12.2018 по 31.01.2019, пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 33,03 руб. за период с 01.02.2019 по 21.03.2019, пени по налогу на имущество за 2018 год в размере 12,16 руб. за период с 03.12.2019 по 23.12.2019, пени по налогу на имущество за 2019 год в размере 6,30 руб. за период с 02.12.2020 по 17.12.2020. Кроме того, в период с 31.07.2015 по 18.05.2018 ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии со ст.419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов. В соответствии со ст.430 НК РФ налоговым органом произведен расчет страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование 10132,77 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 3216,38 руб. С учетом частичной уплаты страховых взносов задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год составляет 4577,98 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год – 2229,25 руб. В порядке ст.75 НК РФ Инспекцией начислены пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 496,09 руб. за период с 15.01.2018 по 08.04.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 682,87 руб. за период с 09.04.2018 по 19.07.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 380,88 руб. за период с 20.07.2018 по 20.09.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 93,98 руб. за период с 19.01.2018 по 09.04.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 139,67 руб. за период с 10.04.2018 по 19.07.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 77,46 руб. за период с 20.07.2018 по 20.09.2018, в адрес ответчика по почте направлены требования об уплате налогов, страховых взносов и пени. В добровольном порядке в установленный в требованиях срок налоги, страховые взносы и пени ответчиком не уплачены. Мировым судьей №35 судебного участка города Ангарска и Ангарского района Иркутской области по заявлению налогового органа выданы судебные приказы №2а-1166/2019 от 30.05.2019, №2а-1236/2020 от 22.05.2020, №2а-2052/2021 от 16.08.2021, №2а-4248/2018 от 29.12.2018 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, которые отменены определениями мирового судьи от 19.12.2020, от 20.12.2022. Административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1548,91 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2712,00 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 2780,00 руб., пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2017 год в размере 39,48 руб. за период с 04.12.2018 по 31.01.2019, пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2017 год в размере 33,03 руб. за период с 01.02.2019 по 21.03.2019, пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2018 год в размере 12,16 руб. за период с 03.12.2019 по 23.12.2019, пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2019 год в размере 6,30 руб. за период с 02.12.2020 по 17.12.2020, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 977,60 руб., по транспортному налогу за 2018 год в размере 3545,00 руб., транспортный налог за 2019 год в размере 5675,00 руб., пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 12,63 руб. за период с 01.02.2019 по 21.03.2019, пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в размере 15,90 руб. за период с 03.12.2019 по 23.12.2019, пени за неуплату транспортного налога за 2019 год в размере 12,86 руб. за период с 02.12.2020 по 17.12.2020,страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 4577,98 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2229,25 руб., пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 496,09 руб. за период с 15.01.2018 по 08.04.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 682,87 руб. за период с 09.04.2018 по 19.07.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 380,88 руб. за период с 20.07.2018 по 20.09.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 93,98 руб. за период с 19.01.2018 по 09.04.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 139,67 руб. за период с 10.04.2018 по 19.07.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 77,46 руб. за период с 20.07.2018 по 20.09.2018.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС №21 по Иркутской области. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил письменные пояснения в которых указал, что факт направления в адрес ответчика требования №380162883 от 18.12.2020 подтверждается принтскрином из федеральной базы, иных доказательств не имеется. Доказательства, подтверждающие направление в адрес ответчика требования №30353 от 22.03.2019 об уплате пени по налогу на имущество за 2017 год, требования №3467 от 22.01.2018 об уплате страховых взносов за 22017 год, у Инспекции отсутствуют в связи с истечением сроков хранения документации. Налоговым органом приняты меры взыскания страховых взносов за 2017 год – судебный приказ №2а-2052/2021, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год погашена 05.08.2022, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год не уплачена. В административном исковом заявлении допущена описка в указании периода начисления пени по транспортному налогу за 2017 год, необходимо считать правильным период с 04.12.2018 по 31.01.2019. Кроме того, Инспекцией приняты меры к взысканию страховых взносов за 2017 год: вынесено решение о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика от 18.04.2018 №38010006231, постановление от 18.04.2018 №38010004832. Службой судебных приставов 04.05.2018 возбуждено исполнительное производство №94188/18/38002-ИП, которое окончено 15.08.2018 в связи с невозможностью взыскания.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно п.2 ст.44, ст.45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика сбора с момента обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст.403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих ставок, указанных в ч.2 ст.406 НК РФ.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу положений ст.357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству (п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ).
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст.75 НК РФ предусмотрена уплата пени.
Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: ... ... (1/3 доля), квартиры, расположенной по адресу: ..., ... (1/2 доля).
Кроме того, в 2017-2019 годы за ФИО1 в установленном законом порядке были зарегистрированы транспортные средства: Тойота Спринтер регистрационный знак <данные изъяты> мощность двигателя 105 л.с., Тойота Камри регистрационный знак <данные изъяты> мощность двигателя 167 л.с.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями ГИБДД УМВД России по ..., выпиской из сведений о регистрации прав на недвижимое имущество, представленных Ангарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ..., предоставленными на основании п.4 ст.85 гл.14 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с действующим законодательством Инспекцией исчислен налог на имущество за 2017 год в размере 2609,00 руб., налог на имущество физического лица за 2018 год в размере 2712,00 руб., налог на имущество физического лица за 2019 год в размере 2780,00 руб., транспортный налог за 2017 год в размере 998,00 руб., транспортный налог за 2018 год в размере 3545,00 руб., транспортный налог за 2019 год в размере 5675,00 руб., в адрес административного ответчика по почте направлено налоговое уведомление №11759875 от 24.06.2018 о необходимости уплаты налога на имущество и транспортного налога за 2017 год не позднее 03.12.2018; через Личный кабинет налогоплательщика - налоговое уведомление №19217212 от 04.07.2019 о необходимости уплаты налогов за 2018 год не позднее 02.12.2019, налоговое уведомление №46072120 от 01.09.2020 о необходимости уплаты налогов за 2019 год не позднее срока, установленного законодательством.
В связи с неуплатой ответчиком налогов в установленный законом срок, налоговым органом в порядке ст.75 НК РФ начислены пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2017 год в размере 39,48 руб. за период с 04.12.2018 по 31.01.2019, пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2017 год в размере 33,03 руб. за период с 01.02.2019 по 21.03.2019, пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2018 год в размере 12,16 руб. за период с 03.12.2019 по 23.12.2019, пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2019 год в размере 6,30 руб. за период с 02.12.2020 по 17.12.2020, пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 15,10 руб. за период с 04.12.2018 по 31.01.2019, пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в размере 15,90 руб. за период с 03.12.2019 по 23.12.2019, пени за неуплату транспортного налога за 2019 год в размере 12,86 руб. за период с 02.12.2020 по 17.12.2020, в адрес ответчика по почте направлено требование №5701 от 01.02.2019 об уплате налогов и пени за 2017 год со сроком исполнения до 19.03.2019, через Личный кабинет налогоплательщика направлено требование №67515 от 24.12.2019 об уплате налогов и пени за 2018 со сроком исполнения до 27.01.2020. Кроме того, Инспекцией выставлено требование №380162883 от 18.12.2020 об уплате налогов и пени за 2019 год со сроком исполнения до 27.01.2021, требование №30353 от 22.03.2019 об уплате пени по налогу на имущество за 2017 год со сроком исполнения до 14.05.2019. Вместе с тем, доказательства, подтверждающие направление в адрес ФИО4 указанных требований, административным истцом в материалы дела не представлены.
Судом установлено, что ФИО1 в период с ** по ** была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, адвокатами, медиаторами, нотариусами, занимающимися частной практикой, арбитражными управляющими, оценщиками, патентными поверенными, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате страховых взносов за 2017 год) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате страховых взносов за 2017 год) тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
В силу ст.1 Федерального закона от 02.06.2016 №164-ФЗ минимальный размер оплаты труда, принимаемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, а также для иных целей обязательного социального страхования на 1 июля 2016 года составлял 7500 руб.
В связи с неуплатой страховых взносов за 2017 год в добровольном порядке в установленный законом срок налоговым органом исчислена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23400 руб. (7500 руб.*12*26%=23400 руб.), на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 руб. (7500 руб.*12 мес.*5,1%=4590 руб.), выставлено требование №3467 от 22.01.2018 об уплате страховых взносов за 217 год со сроком исполнения до 09.02.2018.
Инспекцией произведен расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 10132,77 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2229,25 руб., в адрес налогоплательщика по почте направлено требование №10435 от 13.06.2018 (л.д.45-50).
В связи с неуплатой страховых взносов за 2017 год налоговым органом начислены пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 496,09 руб. за период с 15.01.2018 по 08.04.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 682,87 руб. за период с 09.04.2018 по 19.07.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 380,88 руб. за период с 20.07.2018 по 20.09.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 93,98 руб. за период с 19.01.2018 по 09.04.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 139,67 руб. за период с 10.04.2018 по 19.07.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 77,46 руб. за период с 20.07.2018 по 20.09.2018., в адрес ФИО1 по почте направлено требование №9487 от 09.04.2018 об уплате пени со сроком исполнения до 27.04.2018, требование №17134 от 20.07.2018 со сроком исполнения до 09.08.2018, требование №19209 от 21.09.2018 со сроком исполнения до 11.10.2018.
В установленный в требованиях срок налоги, страховые взносы и пени ФИО1 не уплачены.
На основании пунктов 1, 8 и 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) - индивидуальный предприниматель обязан самостоятельно и в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, исполнять обязанность по уплате налога (сбора, страховых взносов).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате указанных платежей является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов) требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа. Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов влечет начисление пеней.
В случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальным предпринимателем указанных платежей в установленный срок обязанность по их уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах этого лица в банках и его электронные денежные средства (пункт 1 статьи 46 Кодекса).
При взыскании налога (сбора, страховых взносов) налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 Кодекса, приостановление операций по счетам плательщика - индивидуального предпринимателя в банках (пункт 8 статьи 46 Кодекса).
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика - индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах этого лица налоговым органом принимается решение о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам за счет иного имущества плательщика (пункт 7 статьи 46 Кодекса).
Решение о взыскании указанных платежей за счет имущества плательщика - индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об их уплате. Такое решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика - индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы платежа. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате соответствующего платежа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Взыскание налога (сбора, страховых взносов) за счет имущества плательщика - индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ).
Из материалов дела установлено, что в связи с неуплатой страховых взносов за 2017 год руководителем Инспекции ФНС по г.Ангарску вынесено решение № от 18.04.2018 о взыскании страховых взносов за 2017 год за счет имущества налогоплательщика, постановление № от 18.04.2018 о взыскании страховых взносов за 2017 год за счет имущества налогоплательщика, которое направлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения. На основании постановления № от 18.04.2018 в Ангарском РОСП ГУФССП России по Иркутской области 04.05.2018 возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с должника ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2017 год в размере 27990,00 руб. ** указанное исполнительное производство окончено на основании п.3 ч.1 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо сведения о принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, вкладах. Повторно указанное постановление в службу судебных приставов не предъявлялось.
В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии со ст.48 НК РФ (в редакции (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В связи с неуплатой ответчиком налогов и пени за 2015- 2020 годы в добровольном порядке, налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию указанных сумм задолженности.
** мировым судьей судебного участка № ... и ... выдан судебный приказ №а-1166/2019 о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам и санкциям за 2017 год.
Поскольку по состоянию на 01.02.2019 размер недоимки по налогам превысил сумму 3000 руб., шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа подлежит исчислению с момента истечения срока исполнения требования №5701 от 01.02.2019, а именно с 20.03.2019 (20.03.2019+6 месяцев = 20.09.2019).
С заявлением о выдаче судебного приказа Инспекция обратилась 28.05.2019.
С размером подлежащих уплате налогов и пени ответчик ознакомлен, 20.12.2022 указанный судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.
Кроме того, ** мировым судьей судебного участка № ... и ... выдан судебный приказ №а-1236/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам за 2018 год и санкциям за 2015-2018 годы.
Поскольку по состоянию на 24.12.2019 размер недоимки по налогам и пени превысил сумму 3000 руб., шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа подлежит исчислению с момента истечения срока исполнения требования №67515 от 24.12.2019, а именно с 28.01.2020 (28.01.2020+6 месяцев = 28.07.2020).
При обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 18.07.2020.
С размером подлежащих уплате налогов и пени ответчик ознакомлен, 19.12.2022 указанный судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.
Кроме того, ** мировым судьей судебного участка № ... и ... выдан судебный приказ №а-4278/2018 о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2018 год, пени по страховым взносам за 2017 год.
Поскольку по состоянию на 13.06.2018 размер недоимки по страховым взносам за 2018 год и пени по страховым взносам за 2017 год превысил сумму 3000 руб., шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа подлежит исчислению с момента истечения срока исполнения требования №10435 от 13.06.2018, а именно с 04.07.2018 (04.07.2018+6 месяцев = 04.01.2019).
При обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 29.12.2018.
С размером подлежащих уплате налогов и пени ответчик ознакомлен, 20.12.2022 указанный судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.
Кроме того, ** мировым судьей судебного участка № ... и ... выдан судебный приказ №а-2052/2021 о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество за 2019 год, пени за неуплату налогов за 2019 год, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017-2020 годы.
Поскольку по состоянию на 19.02.2021 размер недоимки по налогам, страховым взносам и пени превысил сумму 10000 руб., шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа подлежит исчислению с момента истечения срока исполнения требования №380106878 от 19.02.2021, а именно с 20.03.2021 (20.03.2021+6 месяцев = 20.09.2021).
При обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 09.08.2021.
С размером подлежащих уплате налогов и пени ответчик ознакомлен, 19.12.2022 указанный судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.
Проверяя срок обращения налоговой инспекции в суд общей юрисдикции, суд приходит к следующему.
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа (19.12.2022 и 20.12.2022), следовательно, на день подачи настоящего административного иска 10.04.2023 установленный срок обращения в суд с административным иском не пропущен.
Таким образом, судом установлено, что налоговым органом срок для обращения в суд с иском не пропущен, доказательства уплаты ответчиком задолженности по обязательным платежам и санкиям не представлены.
Вместе с тем, разрешая требования Межрайонной ИФНС России № по ... о взыскании с ФИО1 транспортного налога, налога на имущество за 2019 год, пени за неуплату налогов за 2019 год, пени за неуплату страховых взносов за 2017 год, пени за неуплату налога на имущество за 2017 год в размере 33,03 руб., суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска в указанной части. Выводы суда основаны на следующем.
В соответствии с п.6.1 ст.21 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Согласно ст.22 названного Закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (п.п.1-2). В случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с частью 1 статьи 46 настоящего Федерального закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня направления соответствующего постановления (п.3).
Как следует из материалов дела в связи с неуплатой страховых взносов за 2017 год в добровольном порядке налоговым органом в адрес ФИО5 направлено требование № от ** об уплате страховых взносов за 2017 год со сроком исполнения до **. В связи с неуплатой ответчиком страховых взносов за 2017 год в срок, установленный в требовании срок, руководителем Инспекции ФНС по ... вынесено решение № от ** о взыскании страховых взносов за 2017 год за счет имущества налогоплательщика, постановление № от ** о взыскании страховых взносов за 2017 год за счет имущества налогоплательщика. На основании постановления № от ** в Ангарском РОСП ГУФССП России по ... ** возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с должника ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2017 год. ** указанное исполнительное производство окончено на основании п.3 ч.1 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо сведения о принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, вкладах. Повторно постановление № от ** о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год за счет имущества налогоплательщика ФИО1 в службу судебных приставов в установленный ст.21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» шестимесячный срок не предъявлялось. Таким образом, налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженности по страховым взносам за 2017 в связи с пропуском установленного законом срока.
По смыслу положений ст.75 НК РФ пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой налога, обязанность по уплате пени производна от основного обязательства и является несамостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, следовательно, дополнительное обязательство в виде пени не может существовать отдельно от главного.
Поскольку налоговый орган утратил право на взыскание недоимки по страховым взносам за 2017 год, правовые основания для взыскания пени за неуплату страховых взносов за 2017 год отсутствуют.
Учитывая, что срок для обращения с административным иском о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 год истцом не пропущен, судом установлена обоснованность заявленных исковых требований в указанной части, доказательства уплаты пени по страховым взносам за 2018 год ответчиком не представлены, административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п.1-2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п.4).
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм закона следует, что налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам в случае, если в установленном законом порядке в адрес налогоплательщика направлялось требование об их уплате.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов дела, в связи с неуплатой ответчиком в установленный законом срок налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2019 год налоговым органом начислены пени за неуплату налогов, выставлено требование №380162883 от 18.02.2020 со сроком исполнения до 27.01.2021 (л.д.31), начислены пени за неуплату налога на имущество за 2017 год в размере 33,03 руб. за период с 01.02.219 по 21.03.2019, выставлено требование №30353 от 22.03.2019 (л.д.70-71). Вместе с тем, доказательства, подтверждающие направление в адрес налогоплательщика указанных требований, административным истцом не представлены. Представленный Инспекцией принтскрин из базы Инспекции в отсутствии иных доказательств не является бесспорным подтверждением направления в адрес ответчика через Личный кабинет налогоплательщика требования №380162883 от 18.02.2020.
Поскольку требование об уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога и пени за 2019 год, требование №30353 от 22.03.2019 об уплате пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 33,03 руб. ответчику ФИО1 не направлялись, налоговый орган был не вправе перейти к процедуре принудительного взыскания указанных налогов и пени. Следовательно, требования Межрайонной ИФНС России № по ... о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 5675,00 руб., налогу на имущество за 2019 год в размере 2780,00 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 12,86 руб. за период с 02.12.2020 по 17.12.2020, пени по налогу на имущество за 2019 год в размере 6,30 руб. за период с 02.12.2020 по 17.12.2020, пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 33,03 руб. за период с 01.02.2019 по 21.03.2019 удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание обоснованность заявленных исковых требований о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество за 2017-2018 годы, пени за неуплату транспортного налога и налога на имущество за 2017-2018 годы, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год, отсутствие доказательств своевременной и полной уплаты налогов, страховых взносов и пени, суд приходит к выводу, что административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 626,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ** года рождения, проживающей по адресу: ... ..., в доход государства задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1548,91 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2712,00 руб., по транспортному налогу за 2017 год в размере 977,60 руб., по транспортному налогу за 2018 год в размере 3545,00 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 4577,98 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2229,25 руб., пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2017 год в размере 39,48 руб. за период с 04.12.2018 по 31.01.2019, пени за неуплату налога на имущество физического лица за 2018 год в размере 12,16 руб. за период с 03.12.2019 по 23.12.2019, пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 12,63 руб. за период с 01.02.2019 по 21.03.2019, пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в размере 15,90 руб. за период с 03.12.2019 по 23.12.2019.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 5675,00 руб., налогу на имущество за 2019 год в размере 2780,00 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 12,86 руб. за период с 02.12.2020 по 17.12.2020, пени по налогу на имущество за 2019 год в размере 6,30 руб. за период с 02.12.2020 по 17.12.2020, пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 33,03 руб. за период с 01.02.2019 по 21.03.2019, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 496,09 руб. за период с 15.01.2018 по 08.04.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 682,87 руб. за период с 09.04.2018 по 19.07.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 380,88 руб. за период с 20.07.2018 по 20.09.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 93,98 руб. за период с 19.01.2018 по 09.04.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 139,67 руб. за период с 10.04.2018 по 19.07.2018, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 77,46 руб. за период с 20.07.2018 по 20.09.2018.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 626,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение составлено **.