Мотивированное решение составлено дело № 2а-274/2022
и подписано 26 мая 2022 года УИД 26RS0007-01-2022-000261-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Курсавка 19 мая 2022 года
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Кудашкиной М.А.,
при секретаре судебного заседания Гришиной А.В.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю о признании незаконным решения,
у с т а н о в и л:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю, указав, что ФИО1 является ветераном боевых действий. 06.10.2021 они обратились в Межрайонную ИФНС России №8 по Ставропольскому краю с заявлением о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, поскольку у них в собственности имеются объекты недвижимого имущества: жилой дом, земельный участок, незавершенный строительный объект, 54%готовности. Сообщением налогового органа от 22.11.2021 № в предоставлении налоговой льготы им отказано. Решением заместителя руководителя управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 17.03.2022 их жалоба на сообщение Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю от 22.11.2021 № оставлена без удовлетворения.
Считают сообщение налогового органа об отказе в предоставлении налоговой льготы незаконным, поскольку имеющееся у них недвижимое имущество является их совместной собственностью. Согласно ст.391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности ветеранов боевых действий. Согласно ст.407 НК РФ ветераны боевых действий имеют налоговые льготы в отношении объектов налогообложения, указанных в названной статье.
Просили признать незаконным сообщение Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю от 22.11.2021 № об отказе в предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, возложить обязанность устранить нарушения их прав и законных интересов.
Административный истец ФИО1, по доверенности представляющий интересы административного истца ФИО2, в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, указав, что нормами действующего законодательство предусмотрено его право, как ветерана боевых действий, на налоговые льготы. Поскольку имеющееся у него и его супруги имущество является их совместной собственностью, то решение налогового органа об отказе в предоставлении им налоговой льготы нарушает их права.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Причины неявки суду не известны, ходатайств не поступало.
Административный ответчик Межрайонная ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Поступили возражения на административный иск начальника правого отдела ФИО3, содержащие ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей МИФНС России № 8. В удовлетворении иска просили отказать.
В обосновании возражений на иск указала, что ФИО2 обратилась в МИФНС России № 8 по СК с заявлением от 06.10.2021 о предоставлении налоговой льготы, а именно: по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. В качестве документов, подтверждающих право на налоговую льготу приложены: свидетельство о заключении брака ФИО1 и ФИО2, удостоверение, выданное на имя ФИО1 и подтверждающее право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». Однако, приложенные к заявлению документы, подтверждающие право на льготу, выданы на имя ФИО1, и не являются основанием для предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности ФИО2 На основании чего, налоговым органом сформировано и направлено в адрес налогоплательщика ФИО2 сообщение от 22.11.2021 № об отказе предоставления налоговой льготы.
На основании ст. 150 КАС РФ административное исковое заявление подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П, необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Статьей 34 СК РФ определено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Пунктом 1 с. 131 ГК РФ регламентировано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими; государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из участников совместной собственности, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между участниками совместной собственности не предусмотрено иное. (ч.3 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».)
В порядке п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сообщают в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, а также сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса (п. 3 ст. 396 НК РФ, пункты 1, 2 ст. 408 НК РФ).
Учитывая, что признание лица налогоплательщиком налога на имущество физических лиц осуществляется налоговым органом на основании информации, полученной от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговым органом в отношении лица, указанного в правоустанавливающих документах на недвижимое имущество.
Из материалов дела следует, что ФИО2 и ФИО1 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15)
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии №, серии №, серии № за ФИО2, на основании договора купли – продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №, зарегистрировано право собственности соответственно на жилой дом с кадастровым номером № (номер регистрации №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок с кадастровым номером № (номер регистрации №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), а также незавершенный строительством объект, 54 % готовности., с кадастровым номером № (номер регистрации № дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ). (л.д.17-19)
Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что именно ФИО2 является налогоплательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Субъектом налоговой льготы, установленной пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, является тот налогоплательщик, у которого имеются основания для ее получения и соответствующие документы.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Подпунктом 4 п. 5 ст. 391 НК РФ регламентировано, что налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся в том числе к категории ветеранов боевых действий.
Также пп. 4 п. 1 ст. 407 НК РФ закреплено право налогоплательщиков, относящихся к категории ветеранов боевых действий, на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц.
В силу п. 6 ст. 407 НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 Кодекса.
Судом установлено, что ФИО2 обратилась в Межрайонную ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю с заявлением от 06.10.2021 о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В качестве документов, подтверждающих право на налоговую льготу ФИО2 были представлены документы: свидетельство о заключении брака между ФИО1 и ФИО2 серии №, удостоверение серии №, выданное МВД по Чеченской Республике 20.12.2006, на имя ФИО1, подтверждающее права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
Однако административным ответчиком было сформировано и направлено в адрес налогоплательщика ФИО2 сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы № от 22.11.2021, поскольку приложенные к заявлению документы, подтверждающие право на льготу, выданные на имя ФИО1, не являются основанием для предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности ФИО2
Не согласившись с отказом в предоставлении налоговой льготы, ФИО1 и ФИО2 22.02.2022 обратились с жалобой в УФНС России по Ставропольскому краю.
По результатам рассмотрения указанной жалобы в УФНС России по Ставропольскому краю вынесено решение № от 17.03.2022, которым жалоба на сообщение МИФНС России № 8 № от 22.11.2021 об отказе в предоставлении налоговой льготы оставлена без удовлетворения.
Исследуя вопрос своевременности обращения истцов с настоящим иском, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
В силу п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Положения ст. 138 НК РФ предусматривают обязательный досудебный порядок обжалования актов налоговых органов.
Согласно п. 2 ст. 138 и п. 2 ст. 139 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
Обжалование сообщения МИФНС № 8 в УФНС России по Ставропольскому краю является одним из способов защиты, и с учетом нормативных положений о способах защиты гражданами своих прав и свобод, государственном контроле и надзоре в области налогов и сборов, свидетельствует о наличии уважительных причин пропуска истцами трехмесячного срока для обращения в суд.
Правовая природа досудебного способа разрешения спора направлена на прекращение конфликта без судебного участия, предполагает исчерпание сторонами всех возможных внесудебных способов и средств разрешения такого конфликта до обращения в суд, в связи с чем после исчерпания всех средств досудебного разрешения споров сторона не может быть лишена права на доступ к суду, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Суд учитывает, что административные истцы обратились в суд с заявлением в течение трех месяцев после реализации права на досудебное обжалование, предусмотренного статьями 138 и 139 НК РФ.
Вместе с тем, разрешая спор по существу, суд отмечает, что правоотношения по уплате налога на имущество физических лиц в отношении жилого дома, земельного участка, незавершенного строительного объекта установлены между налоговым органом и ФИО2, право на налоговые льготы которой не подтверждено, в то время как между ФИО1, имеющим право на получение налоговых льгот, и налоговым органом таких правоотношений не установлено.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности решения Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю от 22.11.2021 № об отказе ФИО2 в предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Таким образом, оснований для удовлетворения требований искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю от 22.11.2021 № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Андроповский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья М.А.Кудашкина