Дело № 2а-810/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Анапа 15 апреля 2019 года
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Холодовой Н.В.,
при секретаре Даниловой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барсегян Л.В. к ИФНС России по г-к Анапа о признании невозможной к взысканию недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания, суд
УСТАНОВИЛ:
Барсегян Л.В. обратилась в суд с административным иском к ИФНС России по г-к Анапа о признании невозможной к взысканию недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания, указав в обоснование иска, что 25 сентября 2018 года ею была получена Справка № 108261 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в которой отражена задолженность по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в сумме- 435 178,44 рублей, из которых 173 665,80 рублей недоимка по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, а так же задолженность по пеням в сумме - 261 512.64 рублей. В мае 2017 года ею было получено требование № 10837 в котором содержалась информация о наличии задолженности по налогу и пеням по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Вместе с этим, ранее, т.е. до 2017 года она не получала уведомления о наличии в отношении нее задолженности по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Считает, что отраженная задолженность является незаконной, поскольку налоговым органом утрачена возможность взыскания указанной недоимки в связи с стечением установленного срока их взыскания. Кроме того, отсутствие задолженности по уплате налога на имущество, а также транспортному и земельному налогам подтверждается выданной ей справкой в 2006 году Инспекцией ФНС по г. Анапа. На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 00.00.0000 №(...) она наследовала от БВВ (умершего 00.00.0000.) ? доли недвижимого имущества. Таким образом, документальное подтверждение налоговым органом направления в ее адрес требования является почтовое уведомлением о получении требования по уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения согласно фактически случившегося юридического факта наследования. Исходя из того, что она вступила в наследство 00.00.0000, срок уплаты налога за 2005 год по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения - 01 декабря 2006, срок направления требования - не позднее 01 марта 2007 года. С учетом 6 дней на получение требования и 8 дней на его исполнение (дни по налоговому законодательству исчисляются рабочими), получаем, что исполнить требование в добровольном порядке, направленное налоговым органом, необходимо до конца марта 2007 года. Срок для направления налоговым органом заявления о взыскании задолженности в судебном порядке составляет шесть месяцев, т.е. с апреля по сентябрь 2007 года. Соответственно срок на взыскание задолженности по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в размере указанном в справке истек в октябре 2007 года. Таким образом, считает, что налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорных сумм задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания, поскольку: недоимка по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в размере 173 665.80 (сто семьдесят три тысяч шестьсот шестьдесят пять) рублей 80 копеек образовалась до 01.10.2007.административный ответчик не обращался в суд с иском о взыскании с истца причитающейся к уплате суммы налога. Просит суд признать ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края утратившей право на взыскание в отношении Барсегян Л.В., ИНН 000 недоимки по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в размере 173 665.80 рублей (сто семьдесят три тысячи шестьсот) рублей, в связи с истечением установленного срока их взыскания, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Административный истец Барсегян Л.В., представитель административный ответчик ИФНС России по г. Анапа, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, в связи суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Главой 32 КАС РФ регламентировано производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными ко взысканию признаютсянедоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.08.2010 NЯК-7-8/393@ утверждены Порядок списаниянедоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
По смыслу указанных норм права, признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам безнадежными ко взысканию возможно только при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от 23.03.2005г. Барсегян Л.В. является собственником ? доли квартиры, находящейся по адресу: (...). Данное обстоятельство не оспаривалось истцом в судебном заседании.
В адрес Барсегян Л.В. налоговым органом были направлены: требование №17521об уплате налога по состоянию на 24.08.2005 года в сумме 173665,80 рублей. Указанным требованием № 17521 от 24.08.2005 налогоплательщику предлагалось оплатить задолженность в добровольном порядке в срок до 03.09.2005, однако задолженность не была оплачена.
Так как в установленные законом сроки налогоплательщиком не выполнена обязанность по уплате налога по состоянию на 24.08.2005г., Инспекцией в соответствии со статьями 60, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика было направлено требование №10837 об уплате налога, сбора, штрафа, пени, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 06 апреля 2017г. одно из которых является налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в сумме 173665,80 рублей.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом и нормативными актамипредставительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно ст. 401 НК РФ (жилой дом; квартира, комната; гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение).
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (далее - Закон № 2020-1) плательщиками налога в соответствии с настоящим Законом являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. В соответствии со ст. 2 Закона № 2020-1 объектами налогообложения в соответствии с настоящим Законом являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно - строительных, гаражно - строительных и дачно - строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Учитывая вышеуказанные нормативные акты суд приходит к выводу о том, что налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения и налог на имущество физических лиц являются разными налогами, как по плательщику, так и по объекту налогообложения и установление и взыскание которых регулируются разными нормативными правовыми актами.
Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (п. 2.4 Порядка).
Перечнем установлено, что наличие данного основания подтверждается копией вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.
Решение о признании задолженности безнадежной принимается руководителем налогового органа (п. 3 Порядка).
По смыслу приведенных норм, и с учетом их буквального содержания, прежде всего, следует, что именно руководитель налогового органа наделен правом принять такое решение при наличии (и на основании) судебного акта, в котором будет указано о том, что налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока их взыскания. Такие суждения могут быть сделаны, если судом рассматривались и разрешались требования о взыскании задолженности (например, недоимки, пени, штрафов, на основании ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации) и при рассмотрении такого дела суд пришел к выводам, что возможность взыскания была утрачена в связи с истечением срока взыскания. Нельзя также исключить того, что такие выводы суда могут содержаться и в случае рассмотрения дела по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, но в данном случае предметом рассмотрения не являлась проверка законности каких-либо решений, действия, бездействия налоговой инспекции.
В то же время положения ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают, что в судебном порядке по инициативе налогоплательщика (административного истца) недоимка, пени, штрафы признаются безнадежными к взысканию.
Однако правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований ввиду невозможности признания недоимкибезнадежной ко взысканию отсутствуют.
Сам факт наличия у административного истца указанных сумм задолженности по налогу и пени каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушает. Доказательств, подтверждающих наличие негативных последствий для административного истца наличием у него правомерно начисленных задолженности по налогу и пени за несвоевременное и не в полном объеме исполнение обязанности по уплате налога, суду представлено не было. В соответствии с положениями налогового законодательства, инспекция может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи спропуском срока сама по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца.
При этом, судом установлено, что административный ответчик предпринимал меры к принудительному взысканию недоимки по налогу, в адрес административного истца направлялись требования об уплате налога за спорный период.
При таких обстоятельствах требования административного истца к ИФНС России по г-к Анапа о признании невозможной к взысканию недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Барсегян Л.В. к ИФНС России по г-к Анапа о признании невозможной к взысканию недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Анапского районного суда
Краснодарского края (подпись) Н.В. Холодова