НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Анапского городского суда (Краснодарский край) от 29.04.2021 № 2А-757/2021

№ 2а-757/2021

УИД: 23RS0003-01-2019-008417-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.

при секретаре Сидоренко В.А.

с участием административного истца Беляева Н.К.,

представителя административного ответчика Глазовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Беляева Н.К., Беляевой В.И. к Инспекции ФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о необоснованной отмене льготы по налогу на имущество физических лиц,

у с т а н о в и л :

Беляев Н.К. и Беляева В.И. обратились в суд с административным иском к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о необоснованной отмене льготы по налогу на имущество физических лиц.

В обоснование заявленных требований указали, что административным ответчиком исчислен налог на имущество физических лиц за налоговый период 2018 года по принадлежащему административным истцам объекту недвижимости с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>. В качестве объекта налогообложения была принята квартира. В 2017 году для целей налогообложения этот объект был принят как жилой дом, однако ИФНС по городу-курорту Анапа в 2018 году переквалифицировала принадлежащее административным истцам на праве общей долевой собственности жилое помещение по виду объекта налогообложения с жилого дома на квартиру и доначислила к оплате Беляевой В.И. налог на имущество физических лиц за налоговый период 2016 года, тем самым лишив административных истцов - пенсионеров по старости (68 лет и 64 года), действовавшей льготы по налогу в этой части.

Согласно данным ЕГРН, которые в соответствии ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г. № 218-ФЗ являются единственным доказательством существования зарегистрированного права, подтвержденным выпиской из ЕГРН, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю от 27.05.2019 года исх. , административные истцы не являются собственниками объекта налогообложения квартиры по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 2 ст. 401 НК РФ для административных истцов объектом налогообложения является жилой дом как объект недвижимости с кадастровым номером по адресу: <адрес>, на который право собственности административных истцов зарегистрировано в ЕГРН.

Административные истцы являются пенсионерами, получающими пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством. Соответственно в силу пп. 10 п.1 ст. 407 НК РФ они имеют право на льготу по налогу на имущество физических лиц.

Также административные истцы указывают, что налоговым органом не учтено, что земельный участок по адресу: <адрес>, имеет назначение – для индивидуального жилищного строительства, поэтому квалификация административным ответчиком объекта недвижимости как квартира незаконно.

На основании изложенного административные истцы просят суд признать незаконным, нарушающим положения п. 2 ст. 401 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000, принятие объектом налогообложения «квартира» Инспекцией ФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края, код ИФНС 2301 объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу <адрес>, расположенного на земельном участке с целевым назначением для индивидуального жилищного строительства; признать не соответствующей сведениям ЕГРН и, как следствие, недействительной, информацию о виде помещения по СНТС - «30200 - Квартиры» жилого помещения кадастровый номер по адресу: <адрес> за период с 01 января 2018 года по 30 ноября 2019 года; в соответствии с п. 2 ст. 401 НК РФ во взаимосвязи с пп. 2) п. 4 ст. 407 НК РФ и ст. 16 ЖК РФ, признать жилое помещение с кадастровым номером по адресу <адрес> для целей налогообложения объектом налогообложения - жилой дом (часть жилого дома); признать в отношении Беляевой В.И. недействительным ненормативный акт «Налоговое уведомление от 23.08.2019 года по разделу «РАСЧЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» в части исчисленной Инспекций ФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края, код ИФНС 2301 суммы налога за 2018 год 753,00 руб. 00 коп. по объекту налогообложения квартира по адресу: <адрес>; обязать Инспекцию ФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края, код ИФНС 2301 восстановить в налоговом периоде 2018 год в отношении Беляевой В.И. исчисление налога на имущество физических лиц по объекту налогообложения жилые дома, как это было в налоговых периодах до налогового периода 2017 года, в отношении принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости (жилое помещение) с кадастровым номером по адресу: <адрес>; обязать Инспекцию ФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края восстановить Беляевой В.И. ранее предоставленную льготу на имущество физических лиц в налоговом периоде 2018 год по объекту налогообложения жилой дом (жилое помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес> предоставить налоговую льготу за 2018 год в сумме 753,00 руб.; признать в отношении Беляева Н.К. недействительным исчисление налога за налоговый период 2018 год по объекту налогообложения квартира в отношении принадлежащего ему на праве общей долевой собственности объекта недвижимости (жилое помещение) с кадастровым номером по адресу: <адрес>; обязать Инспекцию ФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края, код ИФНС 2301 восстановить в отношении Беляева Н.К. исчисление налога в налоговом периоде 2018 год на имущество физических лиц по объекту налогообложения «жилые дома» как это было в налоговых периодах до налогового периода 2017 года, в отношении принадлежащего ему на праве общей долевой собственности объекта недвижимости (жилое помещение) с кадастровым номером по адресу: <адрес>; обязать Инспекцию ФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края восстановить Беляеву Н.К. ранее предоставленную льготу на имущество физических лиц по объекту налогообложения жилой дом (часть жилого дома) по адресу <адрес> предоставить льготу за 2018 год в сумме 753,00 руб.; обязать Инспекцию ФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края не чинить препятствия Беляевой В.И. и Беляеву Н.К. в предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц по объекту налогообложения «жилой дом (часть жилого дома)», в отношении объекта недвижимости (жилое помещение), находящегося у них в общей долевой собственности в единственном числе по данному виду жилого помещения по адресу <адрес>.

Впоследствии административные истцы дополнили заявленные требования требованиями о взыскании понесенных по делу судебных расходов при рассмотрении настоящего дела в суде и просили суд взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб при подаче административного иска, 150 руб при подаче апелляционной жалобы, 150 руб при подаче кассационной жалобы, почтовые расходы по отправке заказного письма в сумме 96,42 руб, расходы на проезд Беляева Н.К. для участия в судебных заседания 20.01.2020 года за авиаперелет в сумме 3827,50 руб ( 18.01.2020 года маршрут Москва-Анапа) и 3827,50 руб (21.01.2020 года маршрут Анапа-Москва), для участия в судебном заседании 15.03.2021 года в сумме 4972 руб (маршрут Санкт-Петербрг-Анапа 13.03.2021) и 5422 руб (маршрут Анапа-Москва), 15.03.2021 400 руб по маршруту Аэропорт Шереметьево-Белорусский вокзал; за участие в судебном заседании 6.04.2021 года по маршруту Москва-Анапа 6085 руб ( авиабилет от 04.04.2021 года). В связи с чем просит взыскать с административного ответчика в пользу Беляевой В.И. 300 руб и в пользу Беляева Н.К. – 24930,42 руб.

В судебном заседании административный истец Беляев Н.К. поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении и дополнительном заявлении основаниям, просил административный иск удовлетворить. Одновременно суду пояснил, что представленные налоговым органом распечатки с сайта или иной информационной базы о предоставлении сведений из Управления Росреестра о виде объекта налогообложения в отношении принадлежащего административным истцам жилого дома с указанием наименования жилого помещения – квартира или помещение, не могут быть приняты в качестве надлежащего оказательства, потому как данные выписки не заверены, кроме того неизвестен первоисточник их происхождения, а также указал, что имеются судебные акты, согласно которым принадлежащее административным истца недвижимое имущество является жилым домом (часть жилого дома), в связи с чем в отношении него должна быть применена налоговая льгота.

Административный истец Беляева В.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором указала, что просит рассмотреть дело в ее отсутствие. С учетом мнения участвующих в деле лиц суд находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика – Глазова О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Одновременно суду пояснила, что налоговый орган самостоятельно не вправе квалифицировать наименование и целевое назначение объектов недвижимости, являющихся объектами налогообложения. Налоговый орган в порядке информационного взаимодействия в силу ст. 85 НК РФ получает информацию из Управления Росреестра об объектах налогообложения. В отношении объекта налогообложения, принадлежащего административным истцам из Управления Росреестра поступила информация о том, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> относится к помещениям. Кроме того также указала, что из запрошенного налоговым органом кадастрового дела на спорный объект недвижимости, следует, что 24.08.2012 года Беляевыми был представлен пакет документов для государственного учета изменений о спорного объекта недвижимости, согласно которому в сведения ГКН было внесено наименование спорного объекта недвижимости как помещение. Административными истцами не реализовано право на внесение иных изменений, в том числе в части наименования объекта недвижимости, в сведения ЕГРН. Из имеющегося в кадастровом деле техплана следует, что объект недвижимости имеет наименование – помещение, вид жилого помещения не определен. Кроме того согласно справок УАиГ г. Анапа о присвоении почтового адреса принадлежащему административным истцам на праве собственности объекту недвижимости присвоен адрес как <адрес>, согласно справки БТИ данное помещение также поименовано как квартира. Таким образом у налогового органа не имелось достаточных сведений и данных о наименовании принадлежащего Беляевым объекта недвижимости как жилой дом. Против взыскания судебных расходов также возражала, ссылаясь на о что необходимости для личного участия административного истца в судах первой, апелляционной и иных инстанций не имелось так как участие в судебном заседании он мог обеспечить посредством видеоконференц связи.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Беляев Н.К. и Беляева В.И. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, наименование объекта недвижимости – жилое помещение, вид жилого помещения – данные отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.05.2019 года (л.д. 7-10).

Из представленных в материалы дела налоговых уведомлений от 23.08.2019 года (в отношении Беляевой В.И.) и от 13.11.2019 года (в отношении Беляева Н.К.) следует, что за 2018 года административным истцам как плательщикам на лога на имущество физических лиц был начислен налог в сумме по 753 руб каждому за объект недвижимости – квартира с кадастровым номером , распложенный по адресу: <адрес> (л.д 11-12).

Согласно главе 32 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в силу ст.400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в соответствии со ст.401 НК РФ, а именно: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п. 1, п.2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (ст.3 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ч.3 и ст. 4 ст.62 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ в установленных федеральным законом случаях, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются органом регистрации прав в иные государственные или муниципальные информационные системы посредством информационного взаимодействия с федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления, являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом налоговый орган по смыслу ст. 85 НК РФ принимает к учету объекты налогообложения и начисляет в отношении них налог на имущество физических лиц исходя из тех сведений, которые представлены налоговому органу органом государственной регистрации прав, в том числе в части наименования объекта налогообложения.

В судебном заседании установлено, что 19.01.2018 года в ИФНС России по г. Анапа из Управления Росреестра в порядке информационного взаимодействия на основании ст. 85 НК РФ и ст. 62 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» поступили сведения относительно объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, согласно которых у объекта недвижимости определен вид помещения как квартира с назначением – жилое, что подтверждается скриншотом сайта «АИС Налог-3 ПРОМ» сети «Интернет».

На основании указанных сведений налоговым органом был исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере по 753 руб с каждого налогоплательщика (административных истцов).

Исходя из правового смысла ст. 85 НК РФ и ст. 401 НК РФ в их взаимосвязи налоговые органы не наделены правом на самостоятельное определение (установление, изменение), а равно корректировку сведений, поступивших из регистрирующих органов, в отношении объектов налогообложения.

Доводы административных истцов о том, что ранее налоговый орган в 2016 году принимал в качестве объекта налогообложения это же жилое помещение как жилой дом и применял льготу по налогу на имущество физических лиц, судом не принимаются, потому как судом установлено, что с момента поступления в 2018 году в налоговый орган сведений из Управления Росреестра в отношении спорного объекта налогообложения с указанием его наименования как квартира или помещение, налоговый орган правомерно исчислил налог на данный объект недвижимости и не применил налоговую льготу в связи с отсутствием оснований для ее применения.

Доводы административных истцов о том, что сведения из скриншота, представленные налоговым органом, в части определения наименования объекта налогообложения не могут приниматься судом в качестве достоверного и допустимого доказательства, так как они не заверены надлежащим образом и не представлен первоисточник их получения, суд находит необоснованными, потому как к письменным возражениям административного ответчика от 12.03.2021 года приложена заверенная копия из информационной системы АИС Налог-3 ПРОМ в отношении объекта налогообложения с кадастровым номером , принадлежащего на праве общей долевой собственности административным истцам, из которой следует, что данный объект налогообложения имеет наименование – квартира.

Указанная распечатка с информационной системы налогового органа заверена надлежащим образом должностным лицом ИФНС России по г. Анапа, в связи с чем она отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам в силу ст. 59 КАС РФ.

При этом информационный порядок взаимодействия меду Росреестром и ИФНС России предусмотрен как ст. 85 НК РФ, так и ст. 62 Федерального закона «О государственной регистрации прав», в связи с чем предоставление сведений из информационной системы налогового органа - АИС Налог-3 ПРОМ не требует какого-либо дополнительного удостоверения (заверения).

Кроме того судом также принимается во внимание, что из Управления Росреестра по запросу суда поступило кадастровое дел в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, из которого следует что 24.08.2012 года административным истцом Беляевым Н.К. в филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю было сдано заявление о государственном учете изменений объекта учета (), в котором Беляев Н.К. просил осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта учета, указав его наименование как помещение, в связи с чем 13.09.2012 года было принято положительное решение о государственном учете изменений.

При этом согласно справки БТИ от 0708.2012 года , имеющейся в материалах кадастрового дела, а также адресной справки УАиГ г. Анапа от 29.06.2012 , объекту учета (принадлежащему Беляевым объекту недвижимости) был присвоен адрес и наименование как <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.

Кроме того из технического плана помещения, изготовленного кадастровым инженером Н.З.А. 23.08.2012 года, также имеющегося в материалах кадастрового дела, следует, что наименование спорному помещению присвоено кадастровым инженером как <адрес> (лист 4 техплана).

Таким образом согласно сведений из Управления Росреестра по краснодарскому краю подтверждается тот факт, что наименование объекту недвижимости с кадастровым номером по <адрес> как жилой дом органом кадастрового учета по состоянию на 2018 года не присваивалось, административные истцы с заявлением об учете изменений данного объекта недвижимости в части его наименования в орган регистрации прав не обращались, свое право на такое изменение в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не реализовали, что позволяет суду прийти к выводу о том, что у налогового органа не имелось ни достоверных сведений об объекте налогообложения, в которых бы наименование объекта было указано как жилой дом, ни оснований для самостоятельной квалификации данного объекта в качестве жилого дома.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что доводы административных истцов о незаконных действиях ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края по переквалификации объекта налогообложения с жилого дома на квартиру и принятии данных сведений для начисления суммы налога за 2018 год, являются необоснованными.

Согласно пп.3 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ч.1 ст.56 НК РФ).

С учетом положений статьи 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Материалами дела подтверждается, что Беляев Н.К. и Беляева В.И. являются лицами, достигшими 60 и 55 лет соответственно, в связи с чем имеют право воспользоваться налоговой льготой.

Пунктом 6 и 7 статьи 407 НК РФ установлено, что физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Следовательно, налоговая льгота на уплату налога на имущество физических лиц предоставляется за один объект недвижимости определенного вида, не используемый в предпринимательской деятельности.

Судом установлено, что Беляевой В.И. принадлежат на праве собственности, в том числе ? доля квартиры с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>; квартира с кадастровым номером и иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>

На квартиру, расположенную по адресу<адрес> Беляевой В.И. предоставлена налоговая льгота.

Беляеву Н.К. принадлежит на праве собственности, в том числе ? доля квартиры по адресу: <адрес>, на которую ему также предоставлена налоговая льгота.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.

Следовательно оснований для предоставления налоговой льготы Беляевой В.И. и Беляеву Н.К. на объект недвижимости – квартира с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> Инспекции ФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края, не имелось.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административных истцов. В тоже время, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в действиях налогового органа в данном случае не установлено противоправности, а также нарушений прав административных истцов. В связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы.

В связи с тем, что в удовлетворении заявленных административными истцами требований судом отказано, оснований для взыскания заявленных истцами требований о взыскании судебных расходов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Беляева Н.К., Беляевой В.И. к Инспекции ФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о необоснованной отмене льготы по налогу на имущество физических лиц - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца с даты принятия мотивированного решения суда в через Анапский городской суд.

Судья: (подпись) Грошкова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2021 года

Подлинник решения находится в материалах дела № 2а-757/2021 (УИД: 23RS0003-01-2020-008417-61) Анапского городского суда Краснодарского края.