НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Анапского городского суда (Краснодарский край) от 19.06.2018 № 2А-2018/18

К делу №2а-2018/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2018 года город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Карпенко О.Н.,

при секретаре Сулименко Д.В.,

с участием административного истца (по средствам ВСК) Мишиной Л.И. и ее представителя – адвоката Мишиной О.В., представившей ордер от 15.01.2018г., имеющей юридическое образование, диплом ВСГ 5723194 от 10.01.2011г., представителя административного ответчика ИФНС России по г.-к.Анапа КК Глазовой О.Ю., действующей на основании доверенности от 13.10.2016г., имеющей юридической образование, диплом ДВС 1821309 от 21.06.2002г., представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по КК Кудряшовой Р.Т., действующей на основании доверенности от 9.01.2018г., имеющей юридическое образование, диплом К от 25.02.2012г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мишиной Л. И. к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту <адрес> о признании действий налогового органа неправомерными (о незаконном завышении налоговой ставки при расчете земельного налога),

УСТАНОВИЛ:

Мишина Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту <адрес> о признании действий налогового органа неправомерными (о незаконном завышении налоговой ставки при расчете земельного налога).

Свои требования мотивирует тем, что в 2011 году она приобрела земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:0107002:1677, площадью 996 кв.м. в собственность. Кадастровая стоимость земельного участка в 2011г. составляла 7086 рублей. В 2014г. земельный участок переведен из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, использование земельного участка: «Апартамент-отели, гостиницы, общежития» и определена кадастровая стоимость 1 603 689,48 рублей для 1 вида разрешенного использования земель населенных пунктов - «Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки». В мае 2016г. земельному участку был присвоен адрес: г.-к.Анапа, <адрес> и выдан кадастровый паспорт, стоимость земельного участка составила 6 981 940,08 рублей. За 2015г. от кадастровой стоимости земельного участка ) был начислен земельный налог с налоговой ставкой 0,2% в сумме 13 964 рублей (6 981 940*0,20%), за 2016г. от кадастровой стоимости земельного участка был начислен земельный налог с налоговой ставкой 1,5%, в сумме 104 729 рублей (6 981 940*1,5%). Налоговой инспекцией по г.-к.Анапа ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет земельного налога за 2015г. по ставке 1,5% (вместо 0,2%), сумма налога составила 104 729 рублей (6 981 940*1,5%), сформировано налоговое уведомление от 22.03.2018г. , согласно которому сумма земельного налога к доплате за 2015г., с учетом оплаты в 2016 г. составила 90 765 рублей (104729 - 13964).

В целях досудебного урегулирования спора в ИФНС России по г.-к.<адрес> были направлены заявления о пересмотре налоговой ставки при исчислении земельного налога на земельный участок (23:37:0107002:1677). В Управление ФНС России по <адрес> ею было подано претензионное письмо от 28.03.2018г. №ЭГ/03669 о пересмотре налоговой ставки, перерасчете земельного налога за 2015г., 2016г. и отмене доначисления налога за 2015г. на земельный участок (). Получен ответ от 07.03.2018г. и 13.04.2018г. , в котором налоговая инспекция ссылается на перерасчет земельного налога связанного с исправлением ошибки, допущенной налоговым органом, что при начислении земельного налога за 2015г. была неправомерно применена ставка 0,2% предназначенной для земель сельскохозяйственного назначения. В мае 2016г. земельному участку () с видом использования земли «Апартамент-отели, гостиницы» филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» изменил кадастровую стоимость за 2015г. установленную в 2014г. с 1 603 689 рублей на 6 981 940 рублей, ссылаясь на техническую ошибку. Налоговая инспекция г.-к.Анапа в 2017г. при расчете налога на земельный участок (), использование земли: «Апартамент-отели, гостиницы, общежития» применили налоговую ставку в размере 1,5% от кадастровой стоимости земли, а в 2018 г. пересчитали за 2015г. земельный налог по налоговой ставке 1,5% вместо 0,2% и сумма к доплате с учетом ранее оплаченного налога за 2015 г. составила 90 765 рублей. На официальном сайте ФНС России в письме ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЗН-4-1 Г/4353 дано следующее разъяснение: перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда. В этой связи, полагает, что налоговая инспекция не вправе выставлять уведомление о доплате налога за прошлые периоды, если пересчет налога был вызван технической ошибкой органами Росреестра.

Для определения кадастровой стоимости земельных участков ФГБУ «ФКП Росреестр применил методические указания от ДД.ММ.ГГГГ, в абзаце 2 п.ДД.ММ.ГГГГ указано, что: «В случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель поселений земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка. Для указанного случая кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, занятых многоэтажной или индивидуальной жилой застройкой, на площадь земельного участка».

Вид разрешенного использования «общежитие» является жилой застройкой, согласно Жилищного Кодекса РФ ст. 92, поэтому земельный участок (), в 2014 г. и был отнесен к 1 группе разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки» (Приказ департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приложение стр.670 п. 150). В 2015г и 2016 г при определении налоговой ставки на земельный участок () налоговая инспекция по г.-к.Анапа допустила ошибку и применила налоговую ставку 1,5%. Помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям, в этом случае максимальная ставка земельного налога не может превышать 0,3% установленные налоговым кодексом РФ (ст. 394 НК РФ). В соответствии с решением Совета муниципального образования город- курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ«Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Анапа»», в котором установлены ставки земельного налога в процентном отношении к кадастровой стоимости земельных участков на территории муниципального образования город- курорт Анапа. В соответствии с Решением Совета МО г-к Анапа для вида разрешенного использования «Земельные участки, занятые многоэтажной жилой застройкой и общежитиями» ставка земельного налога установлена в размере 0,07%. На основании вышеизложенного действия налогового органа по исчислению налога за пользование земельным участком () за 2015г. и 2016 г. по ставке 1,5 % считает незаконными.

В связи с чем, просит признать действия ИФНС России по г.-к.Анапа по доначислению земельного налога сумме 90 765 рублей за налоговый период 2015г. и начислению земельного налога в сумме 104 729 рублей за налоговый период 2016 г. незаконными.

Обязать ИФНС России по г.-к.Анапа произвести перерасчет земельного налога, применив налоговую ставку к земельному участку (), расположенному по адресу: <адрес> в размере 0,05% за 2016г.; обязать ИФНС России по г-к.Анапа произвести расчет земельного налога, применив налоговую ставку к земельному участку (, расположенному по адресу: <адрес> в размере 0,05% за 2017г.; обязать ИФНС России по г.-к.Анапа произвести перерасчет земельного налога, применив налоговую ставку к земельному участку () расположенному по адресу: <адрес> в размере 0,07% за 2015г.; обязать ИФНС России по г.-к.<адрес> возвратить Мишиной Л.И. денежные средства в сумме 112 010 рублей, излишне уплаченные при оплате земельного налога в 2015г., 2016г. с земельного участка (); взыскать с ИФНС России по г.-к.<адрес> в пользу административного истца Мишиной Л.И. судебные расходы на оказание юридических услуг в размере 50 000 рублей и всех судебных расходов (госпошлина в размере 300 рублей, оплата посещения адвокатом каждого дополнительного (свыше двух) судебного заседания в размере 10 000 рублей за каждое судебное заседание), понесенных Мишиной Л.И.

Впоследствии административный истец исковые требования уточнила, просила признать действия ИФНС России по г.-к.Анапа по доначислению земельного налога сумме 90 765 рублей, начисляемую на данную сумму пеню за налоговый период 2015 г. и начислению земельного налога в сумме 104 729 рублей за налоговый период 2016 г. - незаконными.

Обязать ИФНС России по г.-к.Анапа произвести перерасчет земельного налога, применив налоговую ставку к земельному участку () расположенному по адресу: <адрес> в размере 0,05 % за 2016г.; обязать ИФНС России по г.-к.Анапа произвести расчет земельного налога, применив налоговую ставку к земельному участку () расположенному по адресу: <адрес> в размере 0,05 % за 2017г.; обязать ИФНС России по г.-к.Анапа произвести перерасчет земельного налога, применив налоговую ставку к земельному участку () расположенному по адресу: <адрес> в размере 0,07 % за 2015г.; обязать ИФНС России по г.-к.<адрес> возвратить Мишиной Л.И. денежные средства в сумме 110 923 рублей, излишне уплаченные при оплате земельного налога в 2015г., 2016г. с земельного участка (23:37:0107002:1677); обязать ИФНС России по г.-к.<адрес> взыскать проценты, начисляемые в соответствии со ст.ст.78,79 НК РФ на сумму излишне взысканного налога начисляемого со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Сумма начисленных процентов на 13.06.2018г. составляет 5 147 рублей; взыскать с ИФНС России по г.-к.<адрес> в пользу административного истца Мишиной Л.И. судебные расходы на оказание юридических услуг в размере 50 000 руб. и всех судебных расходов - госпошлина 300 рублей, оплата посещения адвокатом каждого дополнительного (свыше двух) судебного заседания в размере 10 000 рублей за каждое судебное заседание, понесенных Мишиной Л.И.

В судебном заседании истица Мишина Л.И. и ее представитель Мишина О.В. в судебном заседании уточенные требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель ИФНС России по г.-к.<адрес>Глазова О.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась, дала пояснения аналогичные представленным возражениям. Указала, что налоговые органы являются только пользователями информации об объектах налогообложения и их владельцах, а определение налоговой базы и исчисление налога, подлежащего уплате в бюджет, налоговыми органами осуществляется только на основании сведений, представляемых в электронном виде в налоговый орган регистрирующими органами. Так, согласно уточненным сведениям, представленным в инспекцию в электронном виде от органов Росреестра в отношении земельного участка с кадастровым номером была представлена кадастровая стоимость в размере на даты: 01.01.2015г. - 6 981 940 руб., 01.01.2016г. – 6 981 940 руб. Учитывая то, что налогоплательщиком представлен документ, подтверждающий допущенную органами Росреестра техническую ошибку при исчислении кадастровой стоимости, то с 2014 года подлежит применению кадастровая стоимость в размере 6 981 940 руб. Размер исчисленного налога зависит от налоговой ставки, которая Решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от ДД.ММ.ГГГГ установлена для категории земель «апартамент-отели, гостиницы, общежития» 1,5%. Данный земельный участок соответствует шестой группе видов разрешенного использования, указанных в приложении Приказа Департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов <адрес>" - «земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц». Налоговый орган считает обоснованным применение налоговой ставки 1,5% за налоговые периоды 2015, 2016 года, и перерасчете земельного налога из размера кадастровой стоимости 6 981 940 руб. В 2017 году от органов Росреестра поступила информация о категории земель в отношении земельного участка с кадастровым номером «индивидуальные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями общего назначения». Налоговый орган считает, что изменение вида разрешенного использования в 2017 году может быть применено только с 2018 года. В части требований об обязании вернуть излишне уплаченные суммы земельного налога налоговый орган считает, что истцом в соответствии со ст. 3 НК РФ уплачены законно установленные и исчисленные налоги, в том числе земельный налог за 2015 год в размере 13964руб., за 2016 год в размере 104729руб., факт излишне уплаченной суммы налогов не усматривается. Наоборот, в связи с произведенным перерасчетом истец должен заплатить земельный налог за 2015 год в размере 90765руб., срок уплаты которого установлен, согласно налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Требования истца о взыскании судебных расходов также не обоснованны. На основании вышеизложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных Мишиной Л.И. требований в полном объеме.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по КК Кудряшова Р.Т. в судебном заседании при рассмотрении административного искового заявления полагалась на усмотрение суда и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по КК была выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости земельном участке с кадастровым номером . В ходе проведения анализа сведений об экономических характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером , было выявлено, что ранее, при обработке заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, при пересчете значения кадастровой стоимости вследствие изменения категории (с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов) рассматриваемого земельного участка, была допущена техническая ошибка в применении удельного показателя кадастровой стоимости. Таким образом, при государственном кадастровом учете изменения категории данного земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, осуществленном ДД.ММ.ГГГГ, его кадастровая стоимость должна быть определена с применением минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов 1 группы видом разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» для кадастрового квартала, смежного с кадастровым кварталом 23:37:0107002, в котором расположен земельный участок. В связи с этим, Управлением Росреестра по КК 18.05.2018г. было принято решение об исправлении технической ошибки, путем исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 6981940,08 рублей и внесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 8534953,08 рублей. При этом, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере <данные изъяты> руб. определена с применением минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала , являющимся смежным с кадастровым кварталом , для 1 группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов, утвержденного Приказом Департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, равного 8 569,23 руб./кв.м. При этом, в ЕРГН внесены сведения о дате начала применения кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 8534953,08 руб. - 27.03.2014г. С учетом вышеизложенного, согласно сведениям ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , в период с 27.03.2014г. по 30.01.2017г. составляла 8 534 953, 08 руб. и была определена с отнесением земельного участка к 1 группе видом разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки».

Выслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 57 Конституции РФ и пп.1 п.1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ст.19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Мишиной Л.И., на основании договора купли-продажи недвижимости от 3.10.2011г., принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 996 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.10.2011г. сделана запись регистрации , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 6.06.2016г.

Таким образом, в соответствии со ст.388 НК РФ Мишина Л.И. является плательщиком земельного налога и в силу статьи 45 НК РФ обязана надлежаще исполнять обязанности по уплате соответствующей суммы налога в бюджет.

В соответствии со ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

На основании ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Согласно п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной кадастровой оценке земель» и п.10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Департаментом имущественных отношений <адрес> утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов <адрес> и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов <адрес> (приложения и 2 Приказа от 22.11.2011г. ), в которых виды разрешенного использования земель разделены на группы.

Судом установлено, что ранее данный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, и его кадастровая стоимость на 2011 год составляла 7086 рублей, что следует из кадастрового паспорта от 28.06.2011г. .

В 2014 году данный земельный участок был переведен из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: «Апартамент-отели, гостиницы, общежития», кадастровая стоимость была определена в размере 1 603 689,48 рублей, что подтверждается кадастровой выпиской от 4.04.2014г. .

В 2016 году кадастровая стоимость данного земельного участка стала составлять 6 981940,08 рублей, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 5.10.2016г. .

Из кадастровой выписки о земельном участке от 18.12.2017г. /ИСХ/17-2585658 следует, что земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования: Индивидуальные жилые дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и его кадастровая стоимость составила 3 591 605,88 рублей.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований в соответствии со ст.387 НК РФ определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

Размер исчисленного налога зависит от налоговой ставки. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 394 НК РФ).

Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Анапа» (с изменениями и дополнениями) установлены ставки земельного налога в зависимости от категории и целевого использования земельных участков. Так, для земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц, установлена ставка земельного налога 1,5%, для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования – 0,2%.

Согласно п. 4 ст.391 НК РФ физические лица сами не рассчитывают земельный налог, для таких налогоплательщиков налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в статье 8 регламентирует вносить в кадастр недвижимости основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества относятся в том числе: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с ч.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В базу данных ИФНС России по г.-к.Анапа сведения из регистрирующих органов поступают в электронном виде и обрабатываются в автоматическом режиме с помощью программы АИС «Налог-3».

Согласно представленных суду представителем ИФНС России по г.-к.Анапа скриншотов с программы АИС «Налог-3», из сведений направленных органами Росреестра в инспекцию следует, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере <данные изъяты> рублей с 2014 года, вид разрешенного использования: для размещения объектов гостиничного обслуживания, что в соответствии с приложением Приказа от 22.11.2011г. относит земельный участок к 6 группе видов разрешенного использования и для которого применяется ставка земельного налога 1,5%.

Как видно из материалов дела, Мишиной Л.И. за 2015г. был оплачен земельный налог в размере 13 964 рублей из расчета кадастровой стоимости земельного участка 6981 940 рублей и налоговой ставкой 0,2% (земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования), а за 2016г. - в размере 104 729 рублей из расчета кадастровой стоимости земельного участка 6 981 940 рублей и налоговой ставкой 1,5 % (земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц).

На основании имеющихся у налогового органа сведений в соответствии с п.2 ст.52 НК РФ был произведен перерасчет земельного налога и в адрес Мишиной Л.И. были направлены налоговые уведомления и о перерасчете земельного налога за 2015 год в размере 90 765 рублей и за 2016 года в размере 104 729 рублей с применением налоговой ставки 1,5%.

В то же время, в ходе судебного разбирательства, из пояснений представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по КК и согласно представленному суду ответу на обращение Мишиной Л.И. из ФГБУ «ФКП Росреестра» по КК установлено, что согласно сведениям ЕГРН кадастровая стоимость спорного земельного участка с видом разрешенного использования – Апартамент-отели, гостиницы, общежития и категорией: земли населенных пунктов, установлена в размере 6 981 940,08 рублей, сведения о котором были внесены в ЕГРН 21.06.2016г. в результате исправления технической ошибки, была определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости 6 вида разрешенного использования – «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц» равного 7009,98 руб./кв.м, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011г. . В тоже время, в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007г. №П/0152, действовавшим на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края, земельные участки общежитий относятся в 1 виду разрешенного использования – «Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки». Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть определена с применением удельного показателя 1 вида разрешенного использования земель населенных пунктов – «Земельные участки, предназначенные для размещения домов сренднеэтажной и многоэтажной жилой застройки».

Согласно абзацу 2 п.2.1.3 Методических указаний в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.

Таким образом, при государственном кадастровом учете изменения категории земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, осуществленном 27.03.2014 года, его кадастровая стоимость должна быть определена с применением минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов 1 группы видом разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» для кадастрового квартала, смежного с кадастровым кварталом 23:37:0107002, в котором расположен земельный участок.

Для земельных участков, предназначенных для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, установлена ставка земельного налога 0,07% в соответствии с Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 ноября 2010 № 97.

Согласно ст.61 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Статьей 24.20 Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Как установлено в суде, в данном случае техническая ошибка была допущена в налоговый период с 27.03.2014г., которая исправлена Росреестром 17.05.2018г., однако сведения о чем не поступили в налоговую инспекцию. Данные обстоятельства признаются участниками процесса. Кроме того, представитель ИФНС России по г.-к.<адрес> суду пояснила, что при личном обращении Мишиной Л.И. с вышеуказанными документами, будет произведен соответствующий перерасчет налога.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признании действий ИФНС России по г.-к.Анапа Краснодарскому краю по доначислению и начислению земельного налога за 2015 год и 2016 год неправомерными.

В соответствии с абз.5 п.1 ст.391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

Таким образом, пересчет налога производится за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения.

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что ИФНС России по г.-к.<адрес> обязано произвести перерасчет земельного налога за 2015 год и за 2016 год с применением налоговой ставки 0,07% к кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , отнесенного к 1 группе виду разрешенного использования земель населенных пунктов – «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки».

Согласно ст.55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.397 НК РФ).

Требования истца в части произвести расчет земельного налога за 2017 год не подлежат удовлетворению.

Согласно пп.7 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

В силу п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

На основании изложенного, учитывая, что Мишина Л.И. заплатила земельный налог за 2015 года в размере 13 963 рублей по ставке 0,2%, а за 2016 года в размере 104 729 рублей по ставке 1,5%, при правильной налоговой ставки 0,07% на спорный земельный участок, то ИФНС России по г.-к.<адрес> обязано возвратить Мишиной Л.И. сумму излишне уплаченного земельного налога за 2015 год и 2016 год в соответствии со ст.78 НК РФ.

Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца о взыскании с административного ответчика процентов начисленных в соответствии с ст.78,79 НК РФ на сумму излишне взысканного налога в размере 5 147 рублей, так как в судебном заседании не установлена сумма излишне уплаченных налогов, кроме того истец не лишен права обратиться в налоговый орган с требованием о возврате излишне уплаченных налогов, так как требования в части перерасчета земельного налога за 2015 год и 2016 год судом удовлетворены.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Административным истцом заявлена ко взысканию сумма судебных расходов за оказание юридических услуг в размере 50 000 рублей, а так же за оплата посещения адвокатом каждого дополнительного (свыше двух) судебного заседания в размере 10 000 рублей.

Учитывая, объем и сложность рассмотренного дела, количество судебных заседаний, в виду того, что суд, удовлетворяя требования административного истца о перерасчете земельного налога, не усмотрел незаконных действий административного ответчика, так как расчет земельного налога был произведен на основании недостоверных сведений, представленных учреждением Росреестра, то суд считает необходимым снизить размер расходов на оплату услуг до 1 000 рублей.

Ввиду частичного удовлетворения исковых требований Мишиной Л.И., считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину в пользу Мишиной Л.И. в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.175, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненное административное исковое заявление Мишиной Л. И. к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту <адрес> о признании действий налогового органа неправомерными (о незаконном завышении налоговой ставки при расчете земельного налога – удовлетворить частично.

Обязать ИФНС России по г.-к.Анапа произвести перерасчет земельного налога за 2015 год, применив налоговую ставку к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес> в размере 0,07 %.

Обязать ИФНС России по г.-к.Анапа произвести перерасчет земельного налога за 2016 год, применив налоговую ставку к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес> в размере 0,07%.

Обязать ИФНС России по г.-к.<адрес> возвратить Мишиной Л. И. сумму излишне уплаченного земельного налога за 2015 году и 2016 году в отношении земельного участка с кадастровым номером

Взыскать с ИФНС России по г.-к.<адрес> в пользу Мишиной Л. И. расходы на оплату услуг представителя в размере 1 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: