НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ) от 15.03.2021 № 2А-130/2021

Дело №2а-130/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Управления федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу к Костину Егору Владимировичу о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени,

УСТАНОВИЛ:

в Анадырский городской суд поступило административное исковое заявление УФНС России по Чукотскому автономному округу к Костину Е.В. о взыскании задолженности по имущественному налогу и пени. В обоснование заявленных требований административным истцом указано следующее. Костин Е.В. состоит на налоговом учете в УФНС России по Чукотскому АО. Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инвентаризационная (кадастровая) стоимость принадлежащей Костину Е.В. <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, составляет 150 130 руб. 00 коп. в 2015, 173 952 руб. 00 коп. – в 2016, 186 517 руб. 00 коп. – в 2017. Костину Е.В., как плательщику имущественного налога, направлены налоговым органом налоговые уведомления №112172733 от 14.07.2016, №35778220 от 25.07.2017, №59476434 от 21.08.2018 о необходимости оплаты налога на имущество в размере 511 рублей за 2015-2017. За несвоевременную уплату налога на имущество ответчику начислена пеня в размере 22 руб. 15 коп. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на имущество Костину Е.В. направлены требования №1116 от 22.03.2017, №837 от 20.04.2018, №2538 от 10.07.2019 об уплате налога в размере 511 рублей, пени в размере 22 руб. 15 коп. Определением от 26.11.2020 мировым судьей отказано в принятии заявления МИ ФНС №1 России по ЧАО о взыскании с Костина Е.В. суммы задолженности по налогу на имущество за 2015-2017 в размере 511 рублей, пени в размере 22 руб. 15 коп., учитывая наличие спора о праве в связи с истечением срока на обращение в суд с заявлением о взыскании налога. Истец полагает срок обращения в суд пропущенным по уважительной причине и подлежащим восстановлению по следующим основаниям. С учетом положений ч.2 ст.48 НК РФ, поскольку сроком исполнения самого раннего требования №1116 от 22.03.2017 является 03.05.2017, трехлетний срок истек 03.05.2020. Соответственно, шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании налога истек 04.11.2020. Согласно штампу суда заявление о вынесении судебного приказа и приложенные документы поступили в судебный участок мирового судьи г. Анадырь 19.11.2020, определение об отказе в принятии заявления от 26.11.2020 поступило в УФНС России по ЧАО 10.12.2020, в связи с чем шестимесячный срок для обращения в суд был пропущен. На основании изложенного, УФНС России по ЧАО просит восстановить срок на подачу искового заявления к Костину Егору Владимировичу о взыскании задолженности по налогу на имущество в размере 511 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере 22 руб. 15 коп., взыскать с Костина Егора Владимировича сумму задолженности по налогу на имущество в размере 511 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере 22 руб. 15 коп.

Определением Анадырского городского суда от 20.01.2021 данное административное исковое заявление принято к производству суда, проведена подготовка дела к судебному разбирательству в порядке упрощенного (письменного) производства.

Копия указанного определения получена административным ответчиком 15.02.2021, однако какие-либо объяснения либо возражений от него в адрес суда не поступили.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Процессуальный порядок обращения в суд закреплен ст. 286 КАС РФ, согласно части 2 которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.

Из п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ следует, что судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в том числе в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.

Согласно ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств.

Из приведенных правовых норм следует, что при отсутствии спора о праве налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов. Однако пропуск установленного законом срока для обращения в суд препятствует вынесению судебного приказа. Поданное за пределами шестимесячного срока, установленного ч. 2 ст. 286 КАС РФ, требование о взыскании обязательных платежей и санкций не является бесспорным.

Как следует из материалов дела, срок исполнения требования №1116 от 22.03.2017 истекал 03.05.2020, соответственно, шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налога истек 04.11.2020.

Исходя из определения мирового судьи судебного участка г.Анадырь об отказе в принятии заявления от 26.11.2020, заявление налогового органа о вынесении судебного приказа поступило в судебный участок согласно штампу 19.11.2020, то есть с пропуском срока на обращение в суд.

Данным определением от 26.11.2020 налоговому органу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание с должника Костина Е.В. задолженности по налогу на имущество за 2015-2017 в размере 511 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере 22 руб. 15 коп. в связи с наличием спора о праве.

Поскольку в настоящем случае усматривается наличие спора о праве и требование налогового органа к Костину Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций не является бесспорным, налоговый орган вправе обратиться с административным иском в районный суд без предварительного обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа.

Учитывая положения части 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направление 13.01.2020 административным истцом административному ответчику после получения определения мирового судьи судебного участка г.Анадырь об отказе в вынесении судебного приказа от 26.11.2020 копию административного иска и копии документов, УФНС России по ЧАО обратился в суд с настоящим административным иском 15.01.2021.

С учетом изложенного, пропущенный УФНС России по ЧАО срок на подачу административного искового заявления к Костину Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций подлежит восстановлению.

В силу ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.3 и пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги.

В силу положений части 1 статьи 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается, в частности, квартира, расположенная в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Материалами дела подтверждено, что с 11.08.2010 Костин Е.В. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый .

Следовательно, Костин Е.В. является плательщиком налога на имущество.

В силу п.1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Как установлено судом, административный ответчик Костин Е.В. состоит на учете в налоговом органе по адресу места жительства, расположенного на территории, подведомственной административному истцу, УФНС России по ЧАО входит в единую централизованную систему налоговых органов, административное исковое заявление подписано полномочным лицом, ввиду чего суд приходит к выводу о наличии у УФНС России по ЧАО полномочий подачу настоящего административного иска по указанным выше требованиям.

Согласно п. 1 ст. 45, ст. 69, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, обязанностью налоговых органов является, в том числе, направление налогоплательщику в случаях, предусмотренных НК РФ, налогового уведомления и (или) требования об уплате налога.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

В связи с неуплатой своевременно налога на квартиру Костину Е.В. направлялись налоговые уведомления № 112172733 от 14.07.2016, №35778220 от 25.07.2017, №59476434 от 21.08.2018 о необходимости уплаты налога на имущество за 2015-2017 на сумму 511рублей 00 коп.

Налоговыми уведомлениями № 112172733 от 14.07.2016г., №35778220 от 25.07.2017, №59476434 от 21.08.2018 Костину Е.В. установлен срок соответственно, не позднее 01.12.2016, 01.12.2017, 03.12.2018 для уплаты данных обязательных платежей.

Требованиями №1116 от 22.03.2017, №837 от 20.04.2018, №2538 от 10.07.2019 Костину Е.В. предложено погасить задолженность по уплате налога на имущество в размере 511руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере 22 руб. 15коп.

При этом, требованием №1116 от 22.03.2017 установлен срок до 03.05.2017 для уплаты данных обязательных платежей и санкций.

В установленный срок административный ответчик требование не исполнил.

Пунктом 2 ст. 69 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей.

В случае направления налогового уведомления либо требования об уплате налога по почте заказным письмом налоговое уведомление либо требование считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ).

Исходя из материалов дела, административный ответчик Костин Е.В. зарегистрирован в <адрес> по месту жительства по адресу: <адрес>.

Как следует из представленных УФНС в суд данных, согласно реестрам почтовых отправлений налоговыми органами по адресу места жительства ответчика налоговое уведомление № 112172733 от 14.07.2016 направлено 28.07.2016 (номер идентификатора отправления 650973 01 03965 2), уведомление № 35778220 от 25.07.2017 направлено 04.08.2017 (номер идентификатора отправления 650914 14 01768 2),уведомление № 59476434 от 21.08.2018 направлено 17.09.2018 (номер идентификатора отправления 650941 27 04133 3).

При этом согласно реестру почтовых отправлений налоговыми органами по адресу места жительства ответчику направлены 23.03.2017 требование об уплате налога и пени №1116 от 22.03.2017 (номер идентификатора отправления 650916 09 30023 0), 25.03.2018 - требование об уплате налога и пени №837 от 20.04.2018 (номер идентификатора отправления 650916 18 24249 1), 09.09.2019 - требование №2538 от 10.07.2019 (номер идентификатора отправления 650973 39 50308 8).

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом досудебного порядка разрешения настоящего спора, предусмотренного ст. 286 КАС РФ.

Сведений об исполнении административным ответчиком Костиным Е.В. обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и санкций в установленный налоговым органом срок, уплате в настоящее время вышеуказанного налога и пени материалы дела не содержат, в связи с чем требования административного истца УФНС России по ЧАО о взыскании налога и пени являются обоснованными.

Проверяя произведенный налоговым органом расчет сумм, подлежащих взысканию, пени, суд приходит к следующему.

Исходя из п. 1 ст. 402 НК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).

Статьей 1 Закона Чукотского автономного округа от 27.05.2019 N 48-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Чукотского автономного округа порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (принят Думой Чукотского автономного округа 13.05.2019) установлена в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации единая дата начала применения на территории Чукотского автономного округа порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.

В соответствии со статьей 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

В силу п. 8 ст. 408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате. К - коэффициент, равный:0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 6 Решения Совета депутатов городского округа Анадырь от 14.11.2014 N 22 (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) «О налоге на имущество физических лиц в городском округе Анадырь» в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения устанавливаются следующие налоговые ставки 0,1 процента в отношении квартир.

В силу п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Как установлено судом, Костин Е.В. в налоговый период 2015,2016,2017 годов владел облагаемым налогом имуществом с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года, то есть учету при исчислении суммы налога подлежит период с января месяца по декабрь месяц 2015,2016,2017 годов.

Исходя из материалов дела, инвентаризационная стоимость квартиры с №22, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , составляла в 2015 - 150 130 рублей 00 коп., в 2016 – 173952 рублей 00 коп., в 2017 – 186517 рублей 00 коп.

Административным истцом приведен расчет суммы налога, подлежащего уплате за 2015-2017:

150 130,00 (налоговая база - инвентаризационная стоимость квартиры)* 1(доля в праве)*0,10% (ставка налога)*12/12 (коэффициент) = 150 рублей 00 коп.,

173 952,00 (налоговая база - инвентаризационная стоимость квартиры)* 1(доля в праве)*0,10% (ставка налога)*12/12 (коэффициент) = 174 рублей 00 коп.,

186 517,00 (налоговая база - инвентаризационная стоимость квартиры)* 1(доля в праве)*0,10% (ставка налога)*12/12 (коэффициент) =187 рублей 00 коп.

С учетом положений статей 403 НК РФ, расчет суммы налога, подлежащего уплате административным ответчиком за 2015-20017, судом проверен, суд находит его правильным.

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.

Проверяя расчет пени, произведенный налоговым органом, с учетом размера задолженности за 2015,2016,2017, размера процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки, количества дней просрочки, суд находит его верным.

Таким образом, на основании ст.75 НК РФ пеня, подлежащая взысканию с Костина Е.В. за просрочку уплаты вышеуказанного налога, равна 22 рубля 15 коп.

С учетом изложенного, исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Аналогичные правила содержатся в пп.8 п.2 ст.333.20 НК РФ.

Принимая во внимание положения подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, удовлетворение заявленных требований в размере 533 руб. 15 коп., освобождение административного истца от уплаты государственной пошлины, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

восстановить Управлению Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу срок на подачу административного искового заявления к Костину Егору Владимировичу о взыскании задолженности по налогу на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , за 2015-2017, пени за несвоевременную уплату налога на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , за 2015-2017.

Исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу к Костину Егору Владимировичу о взыскании задолженности по налогу на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , за 2015-2017 в размере 511 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , за 2015-2017 в размере 22 рубля 15 копеек – удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Костина Егора Владимировича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу задолженность по уплате налога на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , за 2015-2017 в размере 511 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , за 2015-2017, в размере 22 рубля 15 копеек, всего взыскать 533 рубля 15 копеек.

Взыскать с Костина Егора Владимировича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

Реквизиты для взыскания: получатель УФК по Чукотскому автономному округу (УФНС России по Чукотскому автономному округ); ИНН получателя 8709010300; КПП получателя 870901001; счет получателя 40102810745370000064; счет получателя 03100643000000018800, Банк получателя Отделение Анадырь Банка России//УФК по Чукотскому автономному округу г.Анадырь; БИК Банка получателя 017719101; КБК налог на имущество 18210601020041000110 (налог), 18210601020042100110 (пени); ОКТМО 77701000; УИН 0.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Судья

Н.О.Бугаева