НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ) от 02.07.2019 № 2-141/19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Жукова А.Н.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

истца ФИО1,

помощника Анадырского межрайонного прокурора ФИО3,

представителя ответчика МОМВД России «Анадырский» ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анадырского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к МОМВД России «Анадырский» о взыскании задолженности по единовременному пособию при увольнении, компенсации за задержку выплаты доплаты за совмещение,

установил:

Анадырский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с указанным исковым заявлением, сославшись на следующие обстоятельства.

ФИО1 проходил службу в МОМВД России «Анадырский» в должности участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.

Приказом УМВД России по Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО1 был предоставлен основной отпуск за 2018 год с последующим увольнением со службы в органах внутренних дел.

На момент увольнения ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет ФИО1 составила 3 года 10 месяцев 22 дня в календарном исчислении и 5 лет 2 месяца 4 дня в льготном исчислении.

Стаж службы в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия при увольнении составил 3 года 10 месяцев 22 дня в календарном исчислении.

По состоянию на 23.09.2018 у МОМВД России «Анадырский» перед ФИО1 образовалась задолженность по выплате единовременного пособия при увольнении в размере 50 960 рублей.

Указанная задолженность была погашена ответчиком лишь 17.12.2018.

В связи с чем размер денежной компенсации за несвоевременную выплату единовременного пособия при увольнении составил 2 166 рублей 82 копейки.

Приказом МОМВД России «Анадырский» от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО1 была установлена дополнительная выплата за совмещение обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних по обслуживанию административного участка <адрес> по вакантной должности пропорционально отработанному времени с 25.07.2018 по 25.08.2018.

Указанная доплата за совмещение обязанностей в размере 3 322 рубля 25 копеек была выплачена ФИО1 только 25.10.2018.

Размер денежной компенсации за несвоевременную выплату доплаты за совмещение обязанностей с 25.07.2018 по 25.08.2018 составил 53 рубля 16 копеек.

Приказом МОМВД России «Анадырский» от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО1 за 2018 год предоставлены дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные дни и нерабочие дни в количестве 15 дней.

Поскольку при увольнении ФИО1 компенсация за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные дни и нерабочие дни выплачена не была, у ответчика перед истцом образовалась задолженность в размере 43 225 рублей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Анадырский межрайонный прокурор просил суд взыскать с МОМВД России «Анадырский» в пользу ФИО1 компенсацию за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении в размере 2 166 рублей 82 копейки, компенсацию за задержку выплаты доплаты за совмещение обязанностей в размере 53 рубля 16 копеек, компенсацию за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные дни и нерабочие дни в размере 43 225 рублей, компенсацию за задержку выплаты за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие дни с 24.09.2018 по день фактического исполнения решения суда (л.д. 1-7).

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика МОМВД России «Анадырский» ФИО4 выразила несогласие с исковыми требованиями прокурора, указав, что приказом УМВД России по Чукотскому автономному округу от 19.09.2018 л/с «По личному составу» младшему лейтенанту полиции ФИО1, участковому уполномоченному полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МОМВД России «Анадырский», на основании поданного им рапорта от 05.09.2018, предоставлен основной отпуск за 2018 год, с 24.09.2018 по 20.11.2018 включительно, с присоединением к нему неиспользованной части основного отпуска за 2017 год в количестве 35 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2017 год в количестве 7 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2018 год в количестве 7 календарных дней с последующим расторжением контракта и увольнением со службы в органах внутренних дел по п. 2 ч. 2 ст. 82 (по инициативе сотрудника) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 08.01.2019.

По состоянию на 08.01.2019 выслуга лет у младшего лейтенант полиции ФИО1 составила в календарном исчислении 03 года 10 месяцев 22 дня, в льготном исчислении 05 лет 02 месяца 04 дня. Стаж службы в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия при увольнении по состоянию на 8 января 2019 года составляет в календарном исчислении 03 года 10 месяцев 22 дня, в связи с чем с учетом положений Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФИО1 на дату увольнения имел право на получение единовременного пособия при увольнении в размере двух окладов денежного содержания.

Должностной оклад ФИО1 составлял 15 600 рублей, оклад по специальному званию составлял 9 880 рублей, соответственно оклад денежного содержания для выплаты единовременного пособия при увольнении составлял 25 480 рублей. Сумма единовременного пособия при увольнении положенная к выплате ФИО1 составила 50 960 рублей.

В связи с отсутствием бюджетных средств у ответчика, указанная сумма единовременного пособия при увольнении была выплачена ФИО1 17.12.2018.

Представитель полагает, что нормами указанных выше Федеральных законов, регулирующих порядок и условия выплаты денежного довольствия и иных выплат, гарантированных сотрудникам органов внутренних дел не предусмотрена выплата компенсации в случае невыплаты в день увольнения причитающихся сотруднику денежных средств, в связи с чем не имеется оснований для расчета (компенсации) за несвоевременную выплату единовременного пособия при увольнении в порядке ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, представитель ответчика считает, что указанная норма применяется при задержке выплаты заработной платы и приравненных к ней платежей, при этом единовременное пособие при увольнении не является формой оплаты за труд и не входит в состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел.

Приказом МОМВД России «Анадырский» от 25.09.2018 л/с «По личному составу» младшему лейтенанту полиции ФИО1, установлена дополнительная выплата за совмещение обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МОМВД России «Анадырский», по обслуживанию административного участка <адрес> по вакантной должности в размере 15 600 рублей, пропорционально отработанному времени, с 25.07.2018 по 25.08.2018.

Поскольку указанный приказ МОМВД России «Анадырский» от 25.09.2018 л/с был подписан после начисления и выплаты денежного довольствия сотрудникам, представитель ответчика указывает, что расчет дополнительной выплаты за совмещение обязанностей произведен был в следующем расчетном периоде и выплачен ФИО1 17.10.2018.

13.09.2018 и 27.09.2018 ФИО1 подал рапорты о выплате ему компенсацию за переработку в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Ссылаясь на нормы Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», на письмо МВД России от 14.06.2018 № 3/187707160050 «О рассмотрении обращения», на приказ МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», представитель ответчика указывает, что приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск.

Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации.

Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности времени по решению прямого руководителя (начальника).

Соответственно, для сотрудников, которым правилами служебного распорядка и должностным регламентом (должностной инструкцией) установлена пятидневная служебная неделя (например, с 9.00 до 18.00), во время суточного дежурства период с 6.00 до 9.00 и с 18.00 до 22.00 является привлечением сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени, а с 22.00 до 6.00 - выполнением служебных обязанностей в ночное время.

За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется, так как им предоставляется дополнительный отпуск.

За выполнение служебных обязанностей в ночное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется в соответствии с главой XIII Порядка прохождения службы, которым установлено, что сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей в ночное время, а к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

Следовательно, сотруднику, привлекаемому к суточному дежурству в рабочие для него дни, компенсируется только период выполнения служебных обязанностей в ночное время.

В соответствии с приказом МОМВД России «Анадырский» от 31.01.2017 л/с «Об установлении сотрудникам МОМВД России «Анадырский» ненормированного служебного дня» и пунктом 1.7. должностной инструкции участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МОМВД России «Анадырский» младшего лейтенанта полиции ФИО1, установлено, что на участкового уполномоченного полиции распространяется положение о ненормированном служебном времени (л.д. 58-61).

В судебном заседании истец ФИО1, помощник Анадырского межрайонного прокурора ФИО3 настаивали на удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МОМВД России «Анадырский» ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что приказом МОМВД России «Анадырский» от 03.10.2018 л/с ФИО1 на основании поданного им рапорта от 27.09.2018 были предоставлены 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год. Вместе с тем, эти дни фактически ФИО1 не были предоставлены. Компенсация за их неиспользование не была ему выплачена в связи с тем, что он не заявил об этом. О выплате компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни ФИО1 просил в рапорте от 12.09.2018, однако данный рапорт не был принят в работу, поскольку ФИО1 не были представлены необходимые документы и ему устно было предложено их представить. 27.09.2018 он представил рапорт и необходимые документы, однако просьбы о выплате компенсации данный рапорт не содержал. Представитель ответчика не согласилась с расчетом компенсации, произведенным прокурором, вместе с тем заявила об отказе ответчика предоставить свой расчет компенсации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ) (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.

Действительно, указанный Федеральный закон не содержат положений, предусматривающих выплату сотруднику органов внутренних дел компенсации за несвоевременные выплаты положенных сумм при увольнении.

Вместе с тем, частью 1 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ определено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом, в силу требований части 2 названной нормы права в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Аналогичные положения содержатся и в ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», предусматривающей распространение действия трудового законодательства Российской Федерации на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

Таким образом, суд находит неубедительным довод представителя ответчика об отсутствии оснований для применения положений Трудового кодекса РФ в рассматриваемом споре.

В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами и т.д.

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

В силу ст. 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

В соответствии с ч. 2 ст. 127 Трудового кодекса РФ работодатель по письменному заявлению работника, намеревающегося расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, при наличии возможности предоставляет ему неиспользованные отпуска с последующим увольнением.

Согласно ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Как разъяснил Конституционный суд РФ в определении от 27.09.2018 № 2227-О, статья 127 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет особый порядок реализации права на отпуск при увольнении работника и представляет собой специальную гарантию, обеспечивающую реализацию конституционного права на отдых для тех работников, которые прекращают трудовые отношения. Выплачиваемая в соответствии с частью первой данной статьи компенсация за все неиспользованные отпуска обеспечивает работнику возможность отдыха после увольнения.

Согласно части второй, указанной статьи работодатель при наличии возможности предоставляет работнику, обратившемуся с соответствующим письменным заявлением, неиспользованные отпуска с последующим увольнением. Учитывая, что в случае предоставления отпуска с последующим увольнением последним днем работы работника является день, предшествующий первому дню отпуска, а не день его увольнения (последний день отпуска), работодатель должен исполнить закрепленные, в частности статьями 84.1 и 140 Трудового кодекса Российской Федерации, носящими гарантийный характер, обязанности по оформлению увольнения работника и расчету с ним в последний день работы работника (Определение от 25 января 2007 года N 131-О-О), что не влияет на определение дня увольнения, которым является последний день отпуска.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 26.09.2017 между начальником УМВД России по Чукотскому автономному округу и ФИО1 был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которому ФИО1 обязался выполнять обязанности по должности участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних МОМВД России «Анадырский».

Приказом УМВД России по Чукотскому автономному округу от 19.09.2018 л/с младшему лейтенанту полиции ФИО1 (Б-788309), участковому уполномоченному полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МОМВД России «Анадырский», предоставлен основной отпуск за 2018 год, с учетом сдачи служебного удостоверения и жетона с личным номером, а также закрепленного за ним оружия, имущества и документов, с 24.09.2018 по 20.11. 2018 включительно, увеличенный на 3 календарных дня в связи со следованием к месту проведения основного отпуска по маршруту: г. Анадырь - г. Сочи и обратно, с присоединением к нему неиспользованной части основного отпуска за 2017 год в количестве 35 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2017 год в количестве 7 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2018 год в количестве 7 календарных дней, с последующим расторжением контракта и увольнением со службы в органах внутренних дел по п. 2 ч. 2 ст. 82 (по инициативе сотрудника) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, с 08.01.2019 (л.д. 80).

31.01.2019 ФИО7. обратился в прокуратуру Чукотского автономного округа с жалобой на нарушение его трудовых прав МОМВД России «Анадырский», в части несвоевременной выплаты ему единовременной выплаты при увольнении в размере 50 960 рублей и не выплаты компенсации за переработку, о которой он просил в поданном начальнику МОМВД России «Анадырский» рапорте от 12.09.2018 (л.д. 9-11).

05.02.2019 заместителем прокурора Чукотского автономного округа дано поручение Анадырскому межрайонному прокурору на проведение проверки МОМВД России «Анадырский» по жалобе ФИО1 (л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ Анадырским межрайонным прокурором принято решение о проведении проверки МОМВД России «Анадырский» (л.д. 14).

По результатам указанной проверки Анадырской межрайонной прокуратурой установлено, что на момент увольнения, по состоянию на 08.01.2019 выслуга лет ФИО1 составила 3 года 10 месяцев 22 дня в календарном исчислении и 5 лет 2 месяца 4 дня в льготном исчислении. Стаж службы в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия при увольнении составил в календарном исчислении 3 года 10 месяцев 22 дня. В последний день работы, то есть 23.09.2018, ФИО1 не было выплачено единовременное денежное пособие в сумме 50 960 рублей (выплачено только 17.12.2018). Также, ФИО1 только 25.10.2018 была выплачена доплата за совмещение обязанностей в период с 25.07.2018 по 25.08.2018 в сумме 3 322 рублей 25 копеек, установленная приказом начальника МОМВД России «Анадырский» от 25.09.2018 л/<адрес> того, ФИО1 не были фактически предоставлены 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год, которые предоставлены ему приказом начальника МОМВД России «Анадырский» от 03.10.2018 л/<адрес> за указанные дни не выплачена до настоящего времени.

Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком, и подтверждены актом проверки от 21.02.2019, перечисленными выше приказами начальника МОМВД России «Анадырский», платежным поручением , справками МОМВД России «Анадырский», рапортами ФИО1 от 12.09.2018 и 27.09.2018 (л.д. 25, 26, 32, 33, 34, 37-39, 83, 85).

Также данные обстоятельства не оспаривались и подтверждены представителями ответчика в письменном отзыве на исковое заявление и в судебном заседании.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Как указано выше, вопреки мнению представителя ответчика, положение трудового закона, в том числе и ст. 236 Трудового кодекса РФ, в данном споре применимы.

Также суд отклоняет довод представителя ответчика, что указанная норма применяется при задержке выплаты заработной платы и приравненных к ней платежей, при этом единовременное пособие при увольнении не является формой оплаты за труд и не входит в состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел.

Условия обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел закреплены в ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 указанной нормы денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Согласно ч. 3 этой же статьи денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Перечень дополнительных выплат, устанавливаемых сотрудникам, определен ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ и включает в себя: ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячную надбавку к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавку к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Из приведенных выше норм специального законодательства, регулирующего спорные отношения сторон, следует, что единовременное пособие при увольнении со службы в органах внутренних дел и материальная помощь не являются формой оплаты за труд и не входят в состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел.

Вместе с тем, эти выплаты предусмотрены ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ и относятся к денежным выплатам и социальным гарантиям в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел, которые также подлежат выплате сотруднику органов внутренних дел при увольнении.

Разрешая исковое требование прокурора о взыскании с ответчика денежной компенсации за несвоевременную выплату ФИО1 единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания, суд приходит к следующему.

Как указано выше, Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ установлена система денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, а также размеры выплат, производимых сотрудникам в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы, в том числе единовременного пособия при увольнении со службы.

Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.

При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ при определении размера единовременного пособия при увольнении общая продолжительность службы в органах внутренних дел определяется в календарном исчислении.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что выслуга лет ФИО1 по состоянию на 23.09.2018 в календарном исчислении составила 3 года 10 месяцев 22 дня, то есть менее 20 лет, следовательно, ему подлежала выплата единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания.

Согласно сведениям МОМВД России «Анадырский» размер оклада по занимаемой ФИО1 должности составлял 15 600 рублей, оклад по специальному званию – 9 880 рублей (л.д. 32).

Таким образом, единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания ФИО1 составляло 50 960 рублей ((15 600+9 880)*2).

Как указано выше, выплата единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания ФИО1 ответчиком произведена 17.12.2018, что явилось нарушением прав ФИО1 на получение данной социальной гарантии при увольнении со службы.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованным исковое требование прокурора о выплате компенсации за задержку выплаты единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания ФИО1 при его увольнении в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ.

Проверяя представленный прокурором расчет данной компенсации в размере 2 166 рублей 82 копейки суд находит его правильным.

Так, период задержки выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по 17.12.2018 составил 85 дней.

Согласно информации Банка России от 14.09.2018 и от 14.12.2018 ключевая ставка с 17.09.2018 по 16.12.2018 включительно составляла 7,50, а с 17.12.2018 – 7,75.

50 960 рублей (пособие при увольнении) * 0,05% (ключевая ставка) * 84 (дни задержки выплаты с 24.09.2018 по 16.12.2018) = 2 140 рублей 32 копейки + 50 960 (пособие при увольнении) * 0,052% (ключевая ставка) * 1 (дни задержки выплаты - 17.12.2018) = 26 рублей 50 копеек, всего = 2 166 рублей 82 копейки.

Довод представителя ответчика о том, что выплата была осуществлена с задержкой по причине отсутствия денежных средств, в связи с чем вина ответчика отсутствует, суд не может принять во внимание, поскольку законодатель не связывает наличие вины работодателя с возникновением обязанности работодателя по выплате денежной компенсации за задержку выплат денежного содержания, данная обязанность возникает у работодателя независимо от причин такой задержки.

Разрешая исковое требование прокурора о взыскании с ответчика денежной компенсации за задержку выплаты ФИО1 доплаты за совмещение обязанностей в размере 53 рубля 16 копеек, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 34 от 30.11.2011 № 342-ФЗ с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел имеет право выполнять обязанности по иной должности в органах внутренних дел (совмещать обязанности).

Порядок и условия совмещения обязанностей на службе в органах внутренних дел, в соответствии с частью 3 этой же статьи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 8, 9 Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 621, совмещение обязанностей оформляется приказом руководителя (начальника), имеющего право назначения на должность, в котором указываются объем и содержание обязанностей, возлагаемых на сотрудника по совмещаемой должности, срок (период), на который устанавливается совмещение обязанностей, а также размер дополнительной выплаты за совмещение обязанностей.

Приказом начальника МОМВД России «Анадырский» от 25.09.2018 л/с, младшему лейтенанту полиции ФИО1 участковому уполномоченному полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МОМВД России «Анадырский», установлена дополнительная выплата за совмещение обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МОМВД России «Анадырский», по обслуживанию административного участка <адрес> по вакантной должности в размере 15 600 рублей, пропорционально отработанному времени, с 25 июля 2018 года по 25 августа 2018 года (л.д. 24).

Как установлено судом и указано выше, оклад ФИО1 по занимаемой должности составлял 15 600 рублей.

Период совмещения обязанностей составил 7 дней в июле 2018 года и 25 дней в августе 2018 года, всего 32 дня.

Таким образом, доплата за совмещение обязанностей составила 3 322 рубля 25 копеек (15 600 рублей (оклад) : 31 (количество дней в месяце (в каждом)) * 32 (количество дней совмещения обязанностей) = 16 102 рубля 23 копейки – 2 094 рубля (13% НДФЛ) – 4 670 рублей 68 копеек (16,67%+16,67% алиментные обязательства) – 6 016 рублей 30 копеек (удержание за вещевое имущество).

Судом установлено, не оспаривается ответчиком и подтверждено представителями ответчика, что доплата за совмещение в указанном размере была выплачена ФИО1 25.10.2018.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно п. 1 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 № 65, денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел РФ состоит из должностного оклада и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – Порядок).

Из п. 3 данного Порядка следует, что должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания.

Представителем ответчика в отзыве указано, согласно п. 4 Порядка выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число. Поскольку приказ о назначении дополнительной выплаты ФИО1 был подписан руководителем после начисления и выплаты денежного довольствия сотрудникам, ввиду чего расчет дополнительной выплаты за совмещение обязанностей произведен в следующем расчетном периоде и поэтому выплата произведена 17.10.2018.

Совмещение обязанностей ФИО1 по должности участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МОМВД России «Анадырский», по обслуживанию административного участка <адрес> по вакантной должности имело место с 25.07.2018 по 25.08.2018, то есть почти за месяц до предоставления ему отпуска с последующим увольнением.

Как было указано выше, окончательный расчет с ФИО1 при его увольнении должен был быть произведен МОМВД России «Анадырский» 23.09.2019. Следовательно, и доплата за совмещение обязанностей должна была быть выплачена в этот день.

То, что приказ начальника МОМВД России «Анадырский» от 25.09.2018 л/с по какой-то причине был издан после 23.09.2018, не может свидетельствовать о правомерности действий работодателя, поскольку работодатель обязан произвести окончательный расчет в последний рабочий день работника.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ размер денежной компенсации за несвоевременную доплату за совмещение обязанностей составит:

Задержка по выплате указанной доплаты составляет 32 дня (с 24.09.2018 по 25.10.2018).

Согласно информации Банка России от 14.09.2018 ключевая ставка с 17.09.2018 по 16.12.2018 включительно составляла 7,50.

3 322 рублей 25 копеек (доплата за совмещение) * 0,05% (ключевая ставка Центрального Банка) * 32 (дни задержки выплаты с 24.09.2018 по 25.10.2018) = 53 рубля 16 копеек.

Таким образом, суд находит обоснованным требование прокурора о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 доплаты за совмещение обязанностей в размере 53 рубля 16 копеек.

Разрешая исковое требование прокурора о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные дни и нерабочие дни в размере 43 225 рублей, компенсацию за задержку выплаты за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие дни с 24.09.2018 по день фактического исполнения решения суда, суд приходит к следующему.

Статьей 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ установлено, что для мужчин - сотрудников внутренних дел нормальная продолжительность служебного времени не может превышать 40 часов в неделю; одновременно установлена пятидневная служебная неделя (часть 2).

Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6).

Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частью 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 10).

В силу пунктов 56, 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 , сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (согласно ст. 99 Трудового кодекса РФ - 120 часов).

Из приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи следует, что предоставление сотруднику органов внутренних дел дополнительного времени отдыха за службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени носит заявительный характер.

Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1 12.09.2018 подал рапорт на имя начальника МОМВД России «Анадырский» о выплате ему компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни в соответствии с упомянутым выше Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 (л.д. 25). В устной форме ему было указано на необходимость предоставления недостающих документов. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании ФИО1 и представителем ответчика.

27.09.2018 ФИО1 подал рапорт на имя начальника МОМВД России «Анадырский» из содержания которого следует, что данный рапорт подан в дополнение к его рапорту, поданному 12.09.2018.

Приказом начальника МОМВД России «Анадырский» от 03.10.2018 л/с ФИО1 предоставлены 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год.

Вместе с тем, эти дни отдыха фактически ФИО1 не были предоставлены. Компенсация за их неиспользование не была ему выплачена.

Суд находит не убедительными довод представителя ответчика, о том, что ФИО1 не заявлял о предоставлении дней отдыха или выплаты компенсации, поскольку в рапорте поданным им 12.09.2018 прямо содержится просьба о выплате компенсации, а рапорт от 27.09.2019 подан с целью устранения недостатков первоначального (в дополнение к рапорту от 12.09.2018).

Таким образом, поскольку фактически 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год ФИО1 не были предоставлены, а в связи с его увольнением из органов внутренних дел возможность их предоставления в настоящее время утрачена, суд считает, что МОМВД России «Анадырский», в интересах которого и по его заданию ФИО1 выполнялась работа, не может быть освобожден от обязанности по выплате компенсации.

В силу положений п. 59 упомянутого выше Приказа МВД России от 31.01.2013 № 65, размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.

Суд находит обоснованным размер компенсации за 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год, указанный прокурором в сумме 43 225 рублей.

Так, исходя и указанных выше сведений МОМВД России «Анадырский» размер данной компенсации определен следующим образом:

25 480 рублей (оклад денежного содержания (15 600 рублей, оклад по занимаемой должности + 9 880 рублей, оклад по специальному званию) + 60 970 рублей (3 120 рублей, надбавка за особые условия службы 20% от оклада по занимаемой должности + 6 370 рублей, ежемесячная премия за добросовестное исполнение служебных обязанностей 25% + 28 600 рублей, районный коэффициент 2 + 22 880 рублей, надбавка за работу в районах Крайнего Севера) = 86 450 рублей : 30 дней (среднемесячное число календарных дней) * 15 дней (15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год) = 43 225 рублей.

Исходя из указанных выше положений трудового закона и специального законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а также принимая во внимание, что первоначально рапорт Семисориным Д.В. был подан 12.09.2018, компенсация за 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год должна была быть выплачена при окончательном расчете.

Поскольку судом установлено, что указанная компенсация до настоящего времени не была выплачена, требования прокурора о взыскании компенсации за ее несвоевременную выплату, являются обоснованными.

В соответствии с положением ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Прокурором произведен расчет денежной компенсации за несвоевременную выплату компенсации за 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год, за период с 24.09.2018 и по день подачи искового заявления в суд, то есть на 27.02.2019.

Суд находит правильным произведенный прокурором расчет указанной денежной компенсации, вместе с тем, полагает произвести расчет данной денежной компенсации с 24.09.2018 по 02.07.2019, то есть на день вынесения решения, который выглядит следующим образом:

1 815 рублей 45 копеек (43 225 рублей (компенсация за 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год) * 0,05% (ключевая ставка Центрального Банка) * 84 дня (период действия ключевой ставки Центрального Банка в размере 7,50 с 24.09.2018 по 16.12.2018) +

1 640 рублей 82 копейки (43 225 рублей (компенсация за 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год) * 0,052% (ключевая ставка Центрального Банка) * 125 дней (количество дней с 17.12.2018 по 27.02.2019) +

2 809 рублей 60 копеек (43 225 рублей (компенсация за 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год) * 0,052% (ключевая ставка Центрального Банка) * 125 дней (количество дней с 28.02.2019 по 02.07.2019) = 6 265 рублей 87 копеек.

Исходя из положений ст. 236 Трудового кодекса РФ, суд считает необходимым с 03.07.2019 производить начисление и взыскание данной денежной компенсации до момента фактического исполнения МОМВД России «Анадырский» своих обязательств по выплате компенсации за 15 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и не рабочие дни за 2018 год.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Анадырского межрайонного прокурора, поданного в интересах ФИО1, подлежит удовлетворению.

В силу положений п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковое заявление Анадырского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к МОМВД России «Анадырский» удовлетворить.

Взыскать с МОМВД России «Анадырский» в пользу ФИО1 денежную компенсацию в сумме 45 444 рубля 98 копеек, из них:

за дни задержки выплаты единовременного пособия при увольнении в размере 2 166 рублей 82 копейки;

за дни задержки выплаты доплаты за совмещение обязанностей в размере 53 рубля 16 копеек;

за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие дни в размере 43 225 рублей;

Взыскать с МОМВД России «Анадырский» в пользу ФИО1 денежную компенсацию в размере одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие дни за каждый день задержки начиная с 24.09.2018 по 02.07.2019 в размере 6 265 рублей 87 копеек.

Взыскать с МОМВД России «Анадырский» в пользу ФИО1 денежную компенсацию в размере одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие дни за каждый день задержки начиная с 03.07.2019 и по день фактического исполнения решения суда.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) А.Н. Жуков

Копия верна

Судья А.Н. Жуков

В окончательной форме решение суда составлено 8 июля 2019 года